Почему подход Waymo к автопилоту может оказаться надёжнее подхода Tesla Статьи редакции
Waymo долго скрывала подробности своих разработок, а в октябре открыла свой сервис автономных такси для всех — тогда появилось с десяток видео о беспилотниках компании.
Пересказ материала Ars Technica.
Waymo, беспилотное подразделение Google, долго скрывала подробности своих передовых разработок. Автомобили компании проехали несколько миллионов миль по Аризоне и Калифорнии, в том числе без страхующего водителя за рулём. Однако до октября 2020 года почти все участники испытаний не имели права разглашать детали поездок.
Тогда Waymo, наконец, открыла сервис автономных такси для всех. Жители пригорода Финикса, штат Аризона, могут публиковать записи поездок и делиться впечатлениями с журналистами (там Waymo тестирует технологию).
Задокументировать работу беспилотных авто решил студент Джоэль Джонсон, он живёт неподалеку от зоны испытаний. С тех пор как сервис стал общедоступным, Джонсон совершил больше 60 поездок и записал с десяток видео о беспилотниках.
Ролики очень скучные: за пять часов машины Waymo не совершили ни одной существенной ошибки. В отличие от «полного» автопилота Tesla, бета-тест которого тоже прошёл в октябре. Автор Ars Technica отсмотрел три часа записей, и водители вмешивались в управление больше десяти раз. Дважды столкновения оказывались неизбежными.
«Они забывали, что машиной управляет компьютер»
«Мне не к чему придраться», — рассказал Джонсон Ars Technica. Студент рекламировал сервис друзьям и родным, принимал инсайдеров и YouTube-блогеров. Те специально приезжали в Финикс, чтобы испытать автомобили.
«Никто не боялся, — поясняет Джонсон. — Они забывали, что машиной управляет компьютер, настолько безопасной кажется поездка». Это подтверждает один из спутников студента: «Машина ускоряется и тормозит очень плавно».
Джонсон участвует в испытаниях Waymo с середины 2019 года как участник закрытой программы Early Rider. С тех пор, по его словам, наметился прогресс. «Раньше автомобили часто небезопасно перестраивались в левую полосу, — говорит Джонсон в одном из видео. — Со временем подобных ситуаций стало заметно меньше».
Автопилот Waymo, по словам Джонсона, эффективнее справляется и с пешеходным потоком. В октябре автомобиль Waymo ехал через оживленную стоянку Costco. Он выждал, пока пешеходы отойдут с дороги, и затем уверенно двинулся вперед.
Но машины по-прежнему очень осторожны вблизи пешеходов. Как-то раз Джонсон запустил Waymo на переполненной стоянке. Чтобы хоть как-то продвинуться, машине понадобилось почти три минуты. Водитель наверняка справился бы быстрее.
Однако винить Waymo за это трудно: лучше помедлить, чем рискнуть и сбить пешехода, считает Ars Technica.
Доказать безопасность непросто
Разумеется, четырех и даже четырёхсот часов безупречной езды недостаточно, чтобы доказать безопасность беспилотника. Данных нужно гораздо больше. Машины Waymo проехали более 32 млн километров, большую часть по дорогам общего пользования со страхующим водителем. До сентября 2020 года 105 тысяч км из них — полностью самостоятельно.
Waymo долго скрывала данные, не давая оценить технологию. В октябре же она опубликовала статистику:
- Данные поездок с водителем в Финиксе и окрестностях в 2019 году (10 млн км).
- Полностью беспилотные поездки с начала 2019 года и до сентября 2020 (105 тысяч км).
За 10 млн км автомобили Waymo попали в 18 аварий (большую часть времени за рулём был наблюдатель, который брал управление на себя в случае неизбежного столкновения).
Чтобы оценить, насколько хорошо авто справились бы без человека, Waymo повторно смоделировала ситуации, в которых водитель перехватил управление. Выяснилось, что без вмешательства произошло бы еще 29 аварий.
47 инцидентов — не так уж мало, но здесь важен другой показатель. Автомобили попадали в аварию или попали бы в неё без водителя примерно один раз за 210 тысяч км. То есть как у водителя, который проезжает по 1600 км в месяц десять лет подряд.
Но для человека такое схожее значение вывести трудно. Часть случившихся аварий оказалась незначительной:
- Пешеход врезался в бок стоящего Waymo со скоростью 4,3 км/ч.
- В двух симуляциях то же сделали велосипедист и скейтбордист — со скоростью 3,5 и 9,4 км/ч соответственно.
О незначительных столкновениях на малой скорости не сообщают в органы, поэтому неизвестно, сколько таких «аварий» происходит у среднестатистического автоводителя.
Ещё важно, что большая часть столкновений, по-видимому, произошла по вине другого авто. В 14 реальных и одном смоделированном случаях в автомобили Waymo врезались сзади. Исключением стала симуляция, в которой Waymo должен был столкнуться со впереди идущим транспортом на скорости 1,6 км/ч.
Восемь столкновений по касательной из десяти произошли, когда автомобили перестраивались на полосу, по которой двигался Waymo. В одном из случаев полосу меняла Waymo. Но и тогда причиной столкновения стал водитель, превысивший скорость на 48 км.
Таким образом, предполагает Ars Technica, автомобили Waymo в большинстве ситуаций безопаснее, чем среднестатистический автомобиль с водителем.
Почему методичность Waymo идёт ей на пользу
Тем не менее до сих пор неясно, меньше ли вероятность, что Waymo станет причиной смертельной аварии. Согласно статистике, в США на каждые 161 млн км приходится один инцидент с летальным исходом. То есть даже 10 млн км безупречной езды недостаточно, чтобы утверждать, что Waymo с меньшей вероятностью убьёт человека, чем водитель обычного авто.
Возникает проблема курицы и яйца. При всех деньгах даже Waymo вряд ли может позволить себе сначала испытать автомобили на сотнях миллионов километров и только потом выпустить их на рынок. Но предлагать беспилотное авто, не доказав, что оно безопаснее машины с водителем, рискованно.
Отсюда столь методичный подход. Автомобили Waymo ездят исключительно по дорогам с максимальной скоростью около 70 км/ч: авария на магистрали, скорее всего, закончится смертью.
Вероятно, всё это время невидимая армия анализирует каждую поездку, чтобы удостовериться в полной безопасности. Доказав её, компания наверняка увеличит число автомобилей на дорогах. И в будущем, когда убедится в правильности стратегии, расширит и территорию обслуживания: сначала вблизи Финикса, а затем и в других городах.
Стратегия Waymo отличается от подхода Tesla, которая привыкла полагаться на опыт клиентов. Компания, как правило, выпускает программные обновления после коротких бета-тестов и убеждается в надёжности уже на дорогах. С 2016 года в США погибли по меньшей мере три клиента Tesla. Они не смогли откатить неверные решения, принятые системой автопилота.
Однако Waymo, похоже, решительно настроена сохранить свою почти безупречную репутацию. Вопрос в том, позволит ли излишняя методичность вырасти в жизнеспособный бизнес.
Комментарий недоступен
Что за дичь? Это где написано?
вас удивляет цифра? ничего удивительного ведь. Тесла - серийный автомобиль, все покупатели пользуются периодически режимом автопилота, это сумма всех поездок, насколько я понимаю, у них автопилот обучается на всех этих машинах, передавая накопленные данные.
В Тесле нет автопилота. Маск говорил что "может быть будут все фичи автопилота в 2020, но это не значит что будет полный автопилот". То что они сейчас называют "Autopilot" далеко от полностью автономной машины.
Просто юридически ещё непонятно кто будет нести ответственность, вот они и обязывают водителей держать руки на руле и не называют это автопилотом.
На самом деле, вроде бы как Тесла уже вполне может проехать из точки А в точку Б на автопилоте. Для этого люди к рулю привязывают сосиски, чтобы обмануть систему (якобы руки на руле).
Да и не важно, я имею ввиду тот режим, когда Тесла едет на автопилоте под присмотром человека. Насколько я понимаю, нейросетки у них там учатся таким образом в том числе на каждом авто, а не только на испытательных.
То что она может - не значит что она может это сделать безопасно. Они сами пишут:
The future use of these features without supervision is dependent on achieving reliability far in excess of human drivers as demonstrated by billions of miles of experience...Пока что есть у кого-то надёжный автопилот или нет - это все просто спекуляции.
Комментарий недоступен
я не утверждаю, что их автопилот полностью готов. я лишь сказал, что он уже может, конечно не по всем маршрутам, где-то тупанёт и потребует вмешательство хозяина, но как раз на этих поездках обучается.
Как я трачу ваше время? Не понял вашей "нападки" и суть претензии.
Евгений, пардон, не увидел, что это был коммент адресованный не ко мне и ответил. Просто комменты стали в одном уровне смещения и подумал, что про "тратить время" - это мне, потому и удивился.
я где-то говорил, что есть надежный автопилот?
просто в рамках разговора мы называем это автопилотом, и он уже может ездить из А в Б. Скорей всего не по любым маршрутам пока.
я лишь говорил, что текущий автопилот в машине сейчас - тоже вносит лепту в обучение, т.е. все поездки "автопилота" сейчас под наблюдением владельца - входят в набор километров для обучения.
Ехать из А в Б - судя по всему не такая уж сложная задача. Машинки в GTA это умеют уже лет 20 как. В том и дело что автопилот он только тогда автопилот когда безопасен.
вот ещё год назад было:
https://www.youtube.com/watch?v=tlThdr3O5Qo
Конечно, условия близки к идеальным, резметка, знаки.
Машинки в ГТА не водят по видеокамере, вы серьезно сравниваете это с ГТА? Вы вообще понимаете разницу?
Автопилот УЖЕ статистически в среднем аккуратнее и безопаснее среднестатистического водителя. УЖЕ!
Если сейчас разом все авто станут только с автопилотом, т.е. на дорогах не будет машин с ручным управлением, то аварий не станет вообще. Так как к автопилотам добавится инфа от всех машин. Да даже светофоры станут не нужны, пересекающиеся потоки будут просто проезжать сквозь друг друга подстраивая момент проезда.
Комментарий недоступен
Зачем говорить о статистике если ты ее не знаешь?
94% of Autopilot use is on limited access highways.https://www.forbes.com/sites/bradtempleton/2020/10/28/new-tesla-autopilot-statistics-show-its-almost-as-safe-driving-with-it-as-without/?sh=4d3cc82f1794
То есть выборка совсем не случайная, значит нельзя обобщать на все ситуации. Кроме того, водители Теслы не являются случайной выборкой из всех водителей, значит даже если бы автопилот Теслы был лучше водителей Теслы, это не значит что он лучше всех водителей. Это базовые правила статистического анализа, который ты, судя по всему, не знаешь.
Если сейчас разом все авто станут только с автопилотом, т.е. на дорогах не будет машин с ручным управлением, то аварий не станет вообще.Вот это вообще из воздуха вытянуто. Абсолютно нет никаких доказательств что машины на автопилоте (которого еще нет) будут взаимодействовать друг с другом так же с автомобилями где сидят водители. Люди не понимают что автопилот это набор алгоритмов, а не AGI.
ты сам то этот график понял?
График говорит, сколько в среднем успели проехать пока не случилась одна авария.
И хорошо видно, что на красном графике с начала 2020 года УЖЕ в среднем проезжают до аварии больше!
Т.е., судя по графику, поездка на автопилоте УЖЕ безопаснее начиная с 2020 года, ну а в третьем квартале автопилот немного слил, но различие мелкое, т.е. можно сказать, что автопилот либо безопаснее, либо на равных. Вот что говорит правая часть графика.
А статья, на которую ты сослался, называется: "Новая статистика автопилота Tesla показывает, что с ним вождение почти так же безопасно, как и без него".
никаких доказательств что машины на автопилоте (которого еще нет) будут взаимодействовать друг с другомА какие проблемы взаимодействия друг с другом? У вас есть интернет? Это же всего-лишь техническая задача. Уже сейчас у нас куча устройств, которые выходят по воздуху в интернет, в чём вы видите проблему обмена данными между автомобилями?
Если на дорогах будут ТОЛЬКО автопилоты (без людей вообще), то крайне элементарно запилить единый центр управления. Все машины будут знать о направлениях, скоростях, намерениях друг-друга не по визуальной составляющей с камер, а обмениваясь этими данными в цифровом виде.
Сложности автопилотов сейчас в том, что на дороге есть непредсказуемые люди (уснул, отвлекся, бухой), если их убрать с дорог - компы легко смогут разрулить любое движение.
Можно даже, кстати, людей не убирать, а просто обязать на все автомобили поставить телеметрию, которая будет передаваться в единый центр. Тогда любые действия рулём и педалями тоже будут передаваться и учитываться. Т.е. комп будет знать о действиях человека и просчитывать траекторию к чему это приведёт. Это тоже не сложно уже сейчас.
Хорошо видно что ты статистику не учил. То что на графике одна полосочка ниже другой не значит что разница статистически значима. Сходи на степик или на курсеру, там про это рассказывают. Пока что видно что "автопилот" тесты попадает в равное количество аварий с другими водителями Теслы в очень рафинированных условиях.
21 год назад GTA выглядело так. Что за глупое сравнение
https://www.lifewire.com/thmb/eXoDKpt8vXMNzYsRktu6c2opPio=/768x0/filters:no_upscale():max_bytes(150000):strip_icc()/gta2-56aba0773df78cf772b558d4.jpg
Комментарий недоступен