«В Хабаровске для машин спускают удлинители с балконов»: почему на востоке России больше электромобилей, чем по стране Статьи редакции
Более 20% всех электромобилей, импортированных в Россию с января по май 2021 года, купили в Хабаровске: там Tesla можно увидеть даже в соседнем дворе, рассказывает Bloomberg.
Свой первый электромобиль 31-летний владелец автомастерской Дмитрий Унагаев купил ещё пять лет назад. Тогда покупке хабаровчанина удивились все друзья и соседи, а сегодня электротранспорт в городе «почти на каждом шагу».
Более 20% всех электромобилей, импортированных в Россию с января по май 2021 года, купили в Хабаровске и других районах восточной части России. При этом, по данным аналитического агентства «Автостат», в регионе проживает всего 4% населения страны.
Дальний Восток России, рассуждает Bloomberg, не самый богатый регион страны и вряд ли служит «оплотом борьбы за экологию». Поэтому электромобили популярны там по другими причинами.
Причина первая — соседство региона с Азией. По словам издания, местные жители нередко перевозят уценённые подержанные автомобили из Японии. Так, первым электромобилем Унагаева стал Nissan Leaf — на рынке б/у модели 2011-2013 годов в среднем стоят по 400-600 тысяч рублей. Позже Унагаев купил и Tesla.
Причина вторая — доступная электроэнергия и дорогое топливо. Электроэнергия на Дальнем Востоке одна из самых дешёвых по стране — государство предлагает потребителям субсидии, чтобы стимулировать местную экономику, пишет издание.
При этом топливо там стоит дороже, чем в других регионах страны, — из-за недостаточных мощностей местных нефтеперерабатывающих заводов. По данным Федеральной службы статистики, цена на топливо была на 6% выше, чем в среднем по России.
Руководительница иркутской строительной фирмы Ольга Иванова тратит на подзарядку подержанного электромобиля 500 рублей в месяц. Бензин для её второй машины ежемесячно обходится семье почти в 10 тысяч.
По данным Vygon Consulting, водитель подержанного Nissan Leaf потратит на 40-50 тысяч рублей в год меньше, чем если бы он ездил на Lada Granta отечественного производства.
Основная причина, почему электромобили не так популярны в других регионах, — их высокая стоимость. И это может скоро измениться, поскольку подешевеют аккумуляторы.
Ещё в 2010 году средняя цена литий-ионного аккумулятора составляла $1191 за киловатт-час. В 2020 году она упала до $137. По прогнозам BloombergNEF, к 2024 году цена опустится ниже $100 за киловатт-час, а к 2030 — до $58.
Стоимость электроэнергии и топлива будет по-прежнему зависеть от конкретной страны, а также государственной политики, субсидий и состояния «углеродного рынка».
И пример Хабаровска показывает — на электромобили будет спрос, если они станут доступнее, отмечает Bloomberg.
Что и требовалось доказать. Все споры о экологии не имеют смысла. Есть профит - будет и зеленая энергетика.
Комментарий недоступен
Утилизация батарей- это боль(
Замена масла на автомобиле - боль. Заправка бензином - боль. Причем это боль не где-то там, а конкретного потребителя. Особо экологично озабоченные могут прочувствовать боль от асбеста из тормозных колодок которого оседает тонны на дорогах.
Заряжать 1.5 часа на трассе электромобиль — боль. Искать зарядные станции — боль. А заправка бензином 3 минуты — рай, в сравнении с этим.
Это проблема решится когда запаса хода будет хватать на весь рабочий день. Заряжай в период отдыха, как смартфон и всё. Мало кто использует автомобиль круглосуточно.
Вот когда она решится, тогда и будет о чем разговаривать. Пока что это непрактично и лишняя калькуляция в голове.
Для типового потребителя хватает запаса хода на 10-летнем nissan leaf. Зарядка ночью на паркинге или в гараже. Сейчас меня заминусуют "дальнобойщики" (которые в лучшем случае 1 раз в год в дальнюю поездку выбираются), но статистику не обманешь. В самой автомобильной стране мира медианный дневной пробег менее 50 км.
Проблема "дальнобойщиков" решается просто - ещё один автомобиль на семью. Маленькая электро букашка для города и один "полноценный" автомобиль для выездов.
Полноценный автомобиль для дальней поездки проще брать в аренду.