Самолёт, Uber и приложение Статьи редакции
Ментор рубрики «Авто» делится впечатлениями от поездки на первом беспилотном автомобиле BMW.
С инженерной точки зрения все автомобили стали примерно одинаково надёжными и функциональными. У всех компаний примерно одинаковый модельный ряд, примерно одинаковый набор опций, примерно одинаковый набор доступных функций.
Новой точкой роста для автоиндустрии должны стать «умное» программное обеспечение и digital-подход в создании машин. Интеграция с голосовыми помощниками, мобильные приложения, распознавание объектов на дороге, автономное управление — благодаря подобным разработкам автокомпании смогут выводить на рынок новые продукты и получать конкурентные преимущества.
Однако таким компаниям, как BMW, Volvo и Audi, на этом рынке приходится конкурировать с Apple, Google и Uber. Что довольно сложно: у одних нет богатого опыта создания программного обеспечения, а у других — нет опыта в создании машин.
У автопроизводителей остаётся два выхода: попытаться превратиться в ИТ-компании или обратиться за помощью в Кремниевую долину. BMW выбрала первый путь.
По словам вице-президента цифровых сервисов компании Дитера Мэя, BMW уже не рассматривает автомобиль как продукт, который нужно собрать на заводе и продать клиенту. Взаимодействие с пользователем начинается ещё задолго до покупки машины и продолжается постоянно, пока он им пользуется.
С этой точки зрения у BMW как ИТ-компании уже 10 млн подключённых к облаку машин и 2 млн пользователей системы OneID — аналог Apple ID, в котором хранится профиль водителя.
По этой же причине компания приехала и на крупнейшую международную выставку мобильных технологий MWC — мероприятие, которое собирает телекоммуникационные и ИТ-компании, производителей смартфонов и прочей электроники, но обычно не привлекает автопроизводителей.
В этом году на MWC BMW показала свой первый беспилотный автомобиль, который, по словам инженеров, соответствует четвёртому и пятому уровням автономности — то есть может перемещаться полностью автономно. На нём мне и удалось проехать по небольшой территории во дворе одного из залов конференции.
Беспилотная машина начинается с приложения
До своей первой поездки в автономном автомобиле я представлял её примерно так: садишься в машину, вбиваешь точку назначения, откидываешься на спинку кресла и едешь.
Но тест-драйв беспилотного автомобиля начинается иначе. Так как автономные машины в будущем смогут перемещаться самостоятельно, люди перестанут посещать парковки — беспилотники будут высаживать пассажиров в точке назначения и самостоятельно уезжать на стоянку — это, кстати, поможет избавиться от пробок в мегаполисах.
Аналогично и поездки будут начинаться не с поиска машины на парковке, а с её «вызова» через мобильное приложение. В приложении BMW это похоже на вызов водителя в Uber — можно посмотреть время «до прибытия», точку посадки и «заказать» поездку.
После нажатия на кнопку «Pick me up» в приложении BMW машина самостоятельно подъехала к точке посадки — осталось каким-то образом разблокировать автомобиль и сесть в него.
Для этого в заднее левое стекло BMW i3 встроен сенсорный экран, который предлагает «разблокировать» машину при помощи длинного нажатия на иконку «замка». Хотя для этих целей можно снова воспользоваться приложением.
Чем занять пассажира
Я сел на заднее сидение i3, кресло водителя осталось пустым. Единственный доступный интерфейс управления — большой сенсорный экран. При этом именно для управления автомобилем доступна всего пара кнопок: начать поездку, заблокировать двери, посигналить, включить или отключить фары.
Остальное меню — фильмы, музыка и прочие развлечения. Те несколько минут, что длилась поездка, меня не покидало ощущение полёта в авиалайнере — делать особо нечего, остаётся лишь переключать меню в экране и смотреть фильмы. Только в отличие от самолёта мне доступен ещё и хороший интернет.
При этом поездку на беспилотной машине нельзя сравнить с такси. В Uber или «Яндекс.Такси» всё равно присматриваешь за водителем — не уснул ли он, почему он вдруг резко затормозил, видит ли он, что горит красный сигнал светофора и так далее.
В беспилотном автомобиле сложно что-то контролировать — все движения автопилота плавные, лишь самостоятельно крутящийся руль напоминает о том, что машиной кто-то (точнее, что-то) управляет.
Спустя несколько условных перекрёстков уже всерьёз задумываешься о том, что в погоне за беспилотным будущим победит не та компания, которая создаст полностью автономный автомобиль, а та, что придумает, чем занять пассажира в дороге.
Пропадает связь владельца и автомобиля
В беспилотном автомобиле размывается понятие владения машиной. Представьте: вы вызвали машину почти как в Uber, она самостоятельно приехала за вами и отправилась в пункт назначения. Купили вы её или нет — в любом случае вы будете её пассажиром.
У вас не будет собственного стиля вождения, вы будете меньше уделять внимания автомобилю, ведь он сможет выполнять большинство задач самостоятельно — съездить на мойку или в сервис, встретить друга в аэропорту.
Постепенно пропадёт само желание владеть машиной. Зачем её покупать, если каршеринговые сервисы дешевле, доступнее и удобнее.
Страх изменений
Конечно, демонстрация беспилотного автомобиля BMW была далека от реальных условий. i3 двигался по заранее проложенному маршруту в идеальных условиях — перед ним не возникало случайных пешеходов и неадекватных водителей. Кроме того, рядом находились инженеры, которые в любой момент могли удалённо вмешаться в управление машины (по крайней мере, я на это надеюсь).
Поэтому и назвать поездку полностью автономной сложно — скорее, это небольшой контролируемый эксперимент в лаборатории под присмотром учёных.
Однако за те несколько минут, проведённых в i3, становится понятно, как сильно меняется восприятие автомобиля и всего, что его окружает, когда водителя заменяют алгоритмы.
Все привычные для обычной машины вещи здесь делаются иначе. Даже сам тест-драйв BMW i3 не описать привычными шаблонами: я не могу сказать, как машина разгоняется, ведёт себя в поворотах или помогает мне в управлении.
Пропадает ощущение контроля чего-либо, при этом не боишься того, что во время езды за рулём никого нет. Наоборот, я больше доверяю существующим алгоритмам, чем некоторым водителям на дорогах.
Однако есть страх от того, что на первый взгляд безобидная технология может полностью изменить мировую экономику, облики городов, породить кризисы и даже революции.
Комментарий удален модератором
По факту, Вы скорее прокатились на поезде, как в Half Life, едущим "по рельсам" маршрута, нежели чем в автомобиле с автопилотом, маневрирующем в трафике и выполняющем требования знаков и/или разметки и/или светофоров и/или указаний регулировщика, например.
Хотелось бы больше фото непосредственно из автомобиля - и описания предприятных _маневров_ - поворотов, разгонов, торможений?
В идеале - видео всего тест-драйва ..
Да, к сожалению, это не назовешь настоящим тест-драйвом беспилотника — написал об этом в заключительной части.
Движение было по заранее спроектированному маршруту без светофоров, трафика, знаков и препятствий. Скорее, это было похоже на небольшой лабораторный эксперимент, чем на настоящую демонстрацию беспилотного автомобиля.
Однако было интересно, как они продумали различные детали с точки зрения пассажира: как вызвать машину, как в неё сесть. Немножко погружаешься в атмосферу беспилотного будущего.
Я эту ссылку уже давал, но пусть будет еще. Тем более попались еще две по теме.
Тест-драйв: Испытываем на себе прототип Audi A7 с автопилотом
https://www.drive2.ru/e/BkeHAEAABZU
Переход в piloted driving — это предложение, которое появляется, когда машина осмотрелась на автобане и решила, что время пришло. Раздаётся звуковой сигнал, ты одновременно нажимаешь две кнопки на спицах руля и... И всё! Бросаешь баранку, педали и валяешь дурака. // эту статью рекомендую особо //
Тест-драйв: Проверяем способности автопилота на прототипе Renault Symbioz
https://www.drive2.ru/e/BtWAQEAAABE
Предупреждая окружающих о включении автопилота, Symbioz зажигает голубые ходовые огни. Подобный же способ выбрал Mercedes. В будущем, возможно, эта цветосхема станет стандартом для автономных автомобилей.
Концерн Ford успешно протестировал беспилотники на базе модели Fusion, причём в версии четвёртого уровня по стандарту SAE
https://www.drive2.ru/e/Bp1IwEAAAYE
По факту поезд, как в Half Life это Копенгагенское метро :)
Комментарий удален модератором
Cветлейший Император Диджитала очень скромен, и иногда любит представляться мелкими, незначительными титулами, но придворные конечно узнают Великого в лицо. Вам должно быть стыдно!
На самом же деле это вполне серьезно :)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором