{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Перспективы возобновления производства гражданской авиации в России

20 января 22 года председатель правительства Михаил Мишустин провёл в Воронеже мероприятие, посвящённое развитию авиации в России. По итогам совещания был сделан следующий вывод: в парке крупнейших российских авиакомпаний 30 % самолётов к 2030 году должны быть произведены внутри страны, а мощность заводов должна составлять от 100 ЛА в год.

Звучит многообещающе, но попробуем оценить ситуацию с точки зрения текущего положения дел.

Сперва взглянем на цифры. Итак, за 2019 год было произведено 11 самолётов, за 2020 – 12, а в 2021 году плановая мощность составила примерно 22 летательных аппарата. Динамика есть, но даже по самому оптимистичному сценарию в ближайшее время не удастся закрыть все потребности авиакомпаний.

Проекты будущего

А что же касается самих проектов. Дальнемагистральный Ил-96-400 закрыли в 21 году из-за отсутствия спроса. Среди существующих проектов на выбор представлен ближнемагистральный SSJ-100, среднемагистральный МС-21, региональный Ил-114 и новая альтернатива «кукурузникам» Ан-2 – проект «Байкал». Есть, однако, и у этих моделей свои сложности.

Ангар с МС-21 подготовленным для испытаний

Начнём с наиболее упоминаемого сейчас МС-21. Модель в конце прошлого года получила сертификат на эксплуатацию в условиях, исключающих морозы. Но дьявол в мелочах. Самолёт тогда летал на американских двигателях Pratt & Whitney, а российские ПД-14 планируются только к 2024 году.

«Машиностроитель», где будут изготавливать запчасти для двигателя, недавно получил льготные займы от Фонда развития для создания производственного комплекса. И к 2025 году предприятие должно выпускать до 20-25 комплектов в год, которых хватит ориентировочно на 12 самолётов.

Далее стоит вопрос, а кто будет эксплуатировать новинку? Наиболее вероятным кандидатом должна стать авиакомпания «Россия», входящая в состав «Аэрофлота». Что касается других авиакомпаний, то лоукостер «Победа», предпочитает Boeing, а S7 – A320neo. Логику компаний можно понять, людям необходимы максимально недорогие билеты, а для этого техника не должна простаивать.

Для МС-21 ситуация не самая лучшая. В правительстве (Игорь Левитин) признали проблемы с послепродажным обслуживанием российской техники. А будущий покупатель в лице Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) потребовал для МС-21 дополнительные субсидии на лётные часы. Основная причина, самолёт не сможет обеспечить налёт, как у зарубежных конкурентов, так как у него будет (гипотетически) увеличенное время нахождения на техническом обслуживании.

Имеем в сухом остатке

У SSJ-100 проблемы схожего характера. Но он активно эксплуатируется и постоянное обслуживание техники ложиться на плечи авиакомпаний. К примеру, «Ямал» отмечала, что из-за ремонтных работ регулярно летают только 7-8 «супеджетов» из 15. Есть и неприятные инциденты. Так, 15 декабря рейс из Салехарда в Тюмень задержался на 8 часов. «Ямалу» пришлось отправлять резервный борт, который взял только часть пассажиров, остальных за счёт компании разместили в гостинице. Чуть ранее – 30 ноября 2021 года похожий инцидент произошёл с рейсом Нижневартовск – Минеральные воды.

SSJ-100

Будущее 100-ой модели неизвестно. Сейчас иностранные компоненты составляют 70%, а к 2024 году они должны быть полностью заменены на российские. В нынешних условиях, по заявлению главы «ВТБ Лизинг» Дмитрия Ивантера, компания не будет приобретать технику даже с учётом субсидирования. Рыночная цена самолёта в 15.9 млн долларов примерно в 2 раза ниже закупочной – 33 млн долларов. Остаточная стоимость отсутствует. Платить за SSJ-100, как за конкурентов никто не планирует.

Ил-114, который должен стать альтернативой для Ан-24 и ATR-72, тоже под вопросом. Предполагалось, что самолёт будет сертифицирован в 2023 году, но авария Ил-112В с подобными двигателями внесла свои коррективы. Хотя, министр промышленности Денис Мантуров утверждает, что сроки сертификации из-за этого не изменятся.

Ил-114

Что же касается проекта «Байкал», который пытаются построить с регулярным привлечением госсубсидий, то он прошёл только аэродромные испытания и не поднимался в воздух. Его характеристики, особенности и стоимость эксплуатации – остаются загадкой.

Самолёт проекта "Байкал"

А как считаете вы, какие перспективы ожидают российскую гражданскую авиацию в ближайшие 10 лет?

✅ Новости пассажирской и грузовой авиации в формате Telegram-канала

0
190 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Цкуро Бесцветный

Не человечество тупеет, а страна отстала безнадежно в области электроники/авионики, и решить эту проблему в ближайшие лет 10 точно не удастся.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

"в ближайшие лет 10"
Уже все просрано.
Ничего уже не сделать и не надо себя даже иллюзиями питать.

Ответить
Развернуть ветку
Цкуро Бесцветный

Не спец, но не думаю что в гражданской авиации прям нужны 10 нм, как в потребительской электронике. Может и 90 нм хватит, или на сколько там в России есть завод? Да и контрактное производство с Китаем можно наладить.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Амиров

Берия решил вопрос с разработкой и тестом советской атомной бомбы в куда более скромные сроки. Вопрос — какой ценой

Ответить
Развернуть ветку
Цкуро Бесцветный

В ситуации вернуть "шарашки" vs покупать электронику на Западе я выбираю последнее)))

Ответить
Развернуть ветку
Gennady Marchenko

А жрать ты тоже танки, ракеты и бомбы будешь?

Ответить
Развернуть ветку
John Dow

Вам нечего "жрать"? Страна обеспечила себе продуктовую безопасность и сейчас главный экспортёр пшеницы в мире.

Ответить
Развернуть ветку
Gennady Marchenko

Сырный продукт и молоко из пальмового масла мне обеспечила

На хер мне экспорт пшеницы, если я вообще то внутри страны?

Путин, перелогинься

Ответить
Развернуть ветку
John Dow

"молоко из пальмового масла" это пять... кушать у нас есть что - даже нормальные более-менее спагетти выпускают (про сыры я не знаю - не особо фанат)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Liability

атомную бомбу не разрабатывали, а "пилили" по ворованной документации, как и все остальное в Рссии и СССР.

Ответить
Развернуть ветку
Yarro S

100 лет назад можно было делать самолёты из дерева и парусины

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Еремин

50 лет назад рынок был не 140 млн а 220-240, не было такого расслоения по доходам. Куча заводов, что обеспечивало перемещение кадров и как следствие предъявляло требования к их перемещению. Китай несмотря на нищенство был каким то рынком сбыта, а не конкурентом как сейчас. Про коррупцию...

Ответить
Развернуть ветку
Цкуро Бесцветный

Не 220-240 а 2 млрд., в Китай поставляли самолеты. И продолжаем, правда не новые модели, а старые советские разработки)))

Ответить
Развернуть ветку
Александр Еремин

Вы имеете ввиду 2 млрд это типо весь соц лагерь и прочие нищие Китай Индию Египет Кубу и т.д. которым мы стоили заводы плотины и отдавали технологии на халяву?

Ответить
Развернуть ветку
Цкуро Бесцветный

В авиации мы ничего на халяву им не поставляли. В общем-то рос. авиапром в 90-ые как раз и выживал в т.ч. за счет растущего Китая.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

1) Увеличилась сложность изделия
2) Количество населения резко сократилось
3) Его финансовое положение ухудшилось (цены на билеты бывают конскими)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Liability

вы сильно ошибаетесь в оценке успехов совка, в лучшем случае - 4%.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Liability

Что же вы не использовали в качестве первоисточника газету "Правда", материалы 25го сьезда КПСС и книгу "Сталин - отец советской науки. От Ломоносова до Курчатова"?
Там - Россия - Родина Слонов.
Откройте википедию и посмотрите обьемы выпуска, один только Боинг выпустил в 60-80-е самолетов на порядок (в 10 раз) больше, чем все авиазпводы совка за тот же период.
А то, что пишите вы - распространенная пропагандонская утка.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Serhii Borodai

U.S. aircraft production in the 20th century. 9,10

20000 в 1980м году.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Serhii Borodai

Вот зря кукурузники упомянули.
Ан-2 выпущенно больше 18000 штук за 75 лет.

Но это включая Китай!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Serhii Borodai

Самый массовый пассажирский советский самолет.
Ту-154 1026 штук за 55 лет.

И 763 за год ( к слову в 1980 Боинг производил 500 штук в год).

Для сравнения такой же среднемагистрал А320 выпускаемый с 1986 года выпущен в количестве >10000 штук.

Прямо почти как тех кукурузников. Только у них 12 пассажиров, а в А320 150 пассажиров.

Мммм.... Конкуренция ноздря в ноздрю...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Serhii Borodai
Я вначале серьёзно к вам отнёсся, боинг 763? Это который 767?

Вы наркоман?

Ваша цитата отсюда
https://vc.ru/transport/354702-perspektivy-vozobnovleniya-proizvodstva-grazhdanskoy-aviacii-v-rossii?comment=3915825&from=copylink&type=quick

Американский концерн Boeing поставил заказчикам 763 самолета в 2017 г., обогнав конкурента Airbus шестой год подряд и установив рекорд по поставкам в индустрии, говорится в сообщении компании. В 2017 рекорд 763!
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Serhii Borodai

Не помню. В каком-то отчете/исследовании на английском читал в pdf документе.

Что-то типа history of U.S. aircraft industry. (название неточное).

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Serhii Borodai

США в 1970 выпустило около 20000 гражданских самолетов.

Можно цифры статистики по СССР где будет указано хотя бы 14000 за 1970 год?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Liability

откуда такие грандиозные цифры? Дай бог 10%.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Еремин

Пропроблемы sj100 я ещё лет пять назад это все читал в прессе. Ещё когда Мексика от них отказалась. А толку то. Не будут у нас выпускать детали доя создания всего самолёта при нашей с вами жизни. При сохранении путинского режима . 1) народ при нем нищает, это значит нет рынка сбыта, меньшее кол-во людей может открыть свои производства. 2) не гарантий права собственности. У вас в любой момент могут появится маски шоу просто потому что вы кому то перешли дорогу. Удар ломом по станине очень хорошо и быстро выводит из строя любое средство производства стоимостью в млн $.

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Popov

@Инспектор это перевод темы в политический срач или нет? Просто интересно

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Popov

Да просто меня на одном подсайте забанили за политическую дискуссию, которую не я начал. Без ругани и мата все было.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Еремин

Просто высказал сомнение и попытался аргументировать.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nikitin

Если сегодня выпустили одно композитное крыло полностью сами, то это не означает, что завтра сможем их выпускать в достаточном количестве, как бы нам этого не хотелось

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nikitin

Это еще раз подтверждает факт, что нет ничего лучше, чем коллаб (применительно к авиастроению). Если замыкать весь цикл производства внутри одной страны, то вряд ли это приведет к чему-то хорошему в плане масштабов производства и покрытия потребностей в деталях.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Чусов

Это ж как нужно изловчиться, что бы с нашей внешней политикой коллабы устраивать? Разве что с бабуинами. Пример по Comac C929, можно даже не приводить - один хрен он в реальности не воплотим.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nikitin

С929 может и стрельнет, и даже "взлетит" во всех смыслах этого слова, но что-то мне подсказывает, что это будет в Китае, а ни как не у нас и не с нами. Сертификацию вроде бы они и так в Китае запускают.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Liability

крыло из импортозамещенного углеволокна, вы пущенного на импортном устаревшем оборудовании по устаревшим технологиям, провалило статические испытания на прочность. Пшик.
Совок и Россия НИКОГДА не были номер 1 в авиации, а без международной кооперации в условиях санкций да и при мизерном рынке авиауслуг и номером 10 ей не стать.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Liability

то, что сделали - не крыло, знаю от первоисточника, что крыло не прошло статические испытания, сломалось на 98% от расчетной нагрузки, и это еще из американского углеволокна, наше - хуже, устаревшие тпхнологии.
Теперь самолеты ограничены в нагрузках и скорости.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius
Сегодня мы выпустили одно композитное крыло полностью сами.

Проблема РИ и РФ в том,что одно крыло мы сделать сможем. А 1000 крыльев?
На это нужны совсем другие процессы.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Liability

а если закопать 5 золотых на Поле Чудес в Стране Дураков.....

Ответить
Развернуть ветку
187 комментариев
Раскрывать всегда