Перспективы возобновления производства гражданской авиации в России
20 января 22 года председатель правительства Михаил Мишустин провёл в Воронеже мероприятие, посвящённое развитию авиации в России. По итогам совещания был сделан следующий вывод: в парке крупнейших российских авиакомпаний 30 % самолётов к 2030 году должны быть произведены внутри страны, а мощность заводов должна составлять от 100 ЛА в год.
Звучит многообещающе, но попробуем оценить ситуацию с точки зрения текущего положения дел.
Сперва взглянем на цифры. Итак, за 2019 год было произведено 11 самолётов, за 2020 – 12, а в 2021 году плановая мощность составила примерно 22 летательных аппарата. Динамика есть, но даже по самому оптимистичному сценарию в ближайшее время не удастся закрыть все потребности авиакомпаний.
Проекты будущего
А что же касается самих проектов. Дальнемагистральный Ил-96-400 закрыли в 21 году из-за отсутствия спроса. Среди существующих проектов на выбор представлен ближнемагистральный SSJ-100, среднемагистральный МС-21, региональный Ил-114 и новая альтернатива «кукурузникам» Ан-2 – проект «Байкал». Есть, однако, и у этих моделей свои сложности.
Начнём с наиболее упоминаемого сейчас МС-21. Модель в конце прошлого года получила сертификат на эксплуатацию в условиях, исключающих морозы. Но дьявол в мелочах. Самолёт тогда летал на американских двигателях Pratt & Whitney, а российские ПД-14 планируются только к 2024 году.
«Машиностроитель», где будут изготавливать запчасти для двигателя, недавно получил льготные займы от Фонда развития для создания производственного комплекса. И к 2025 году предприятие должно выпускать до 20-25 комплектов в год, которых хватит ориентировочно на 12 самолётов.
Далее стоит вопрос, а кто будет эксплуатировать новинку? Наиболее вероятным кандидатом должна стать авиакомпания «Россия», входящая в состав «Аэрофлота». Что касается других авиакомпаний, то лоукостер «Победа», предпочитает Boeing, а S7 – A320neo. Логику компаний можно понять, людям необходимы максимально недорогие билеты, а для этого техника не должна простаивать.
Для МС-21 ситуация не самая лучшая. В правительстве (Игорь Левитин) признали проблемы с послепродажным обслуживанием российской техники. А будущий покупатель в лице Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) потребовал для МС-21 дополнительные субсидии на лётные часы. Основная причина, самолёт не сможет обеспечить налёт, как у зарубежных конкурентов, так как у него будет (гипотетически) увеличенное время нахождения на техническом обслуживании.
Имеем в сухом остатке
У SSJ-100 проблемы схожего характера. Но он активно эксплуатируется и постоянное обслуживание техники ложиться на плечи авиакомпаний. К примеру, «Ямал» отмечала, что из-за ремонтных работ регулярно летают только 7-8 «супеджетов» из 15. Есть и неприятные инциденты. Так, 15 декабря рейс из Салехарда в Тюмень задержался на 8 часов. «Ямалу» пришлось отправлять резервный борт, который взял только часть пассажиров, остальных за счёт компании разместили в гостинице. Чуть ранее – 30 ноября 2021 года похожий инцидент произошёл с рейсом Нижневартовск – Минеральные воды.
Будущее 100-ой модели неизвестно. Сейчас иностранные компоненты составляют 70%, а к 2024 году они должны быть полностью заменены на российские. В нынешних условиях, по заявлению главы «ВТБ Лизинг» Дмитрия Ивантера, компания не будет приобретать технику даже с учётом субсидирования. Рыночная цена самолёта в 15.9 млн долларов примерно в 2 раза ниже закупочной – 33 млн долларов. Остаточная стоимость отсутствует. Платить за SSJ-100, как за конкурентов никто не планирует.
Ил-114, который должен стать альтернативой для Ан-24 и ATR-72, тоже под вопросом. Предполагалось, что самолёт будет сертифицирован в 2023 году, но авария Ил-112В с подобными двигателями внесла свои коррективы. Хотя, министр промышленности Денис Мантуров утверждает, что сроки сертификации из-за этого не изменятся.
Что же касается проекта «Байкал», который пытаются построить с регулярным привлечением госсубсидий, то он прошёл только аэродромные испытания и не поднимался в воздух. Его характеристики, особенности и стоимость эксплуатации – остаются загадкой.
А как считаете вы, какие перспективы ожидают российскую гражданскую авиацию в ближайшие 10 лет?
✅ Новости пассажирской и грузовой авиации в формате Telegram-канала
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Не человечество тупеет, а страна отстала безнадежно в области электроники/авионики, и решить эту проблему в ближайшие лет 10 точно не удастся.
"в ближайшие лет 10"
Уже все просрано.
Ничего уже не сделать и не надо себя даже иллюзиями питать.
Не спец, но не думаю что в гражданской авиации прям нужны 10 нм, как в потребительской электронике. Может и 90 нм хватит, или на сколько там в России есть завод? Да и контрактное производство с Китаем можно наладить.
Берия решил вопрос с разработкой и тестом советской атомной бомбы в куда более скромные сроки. Вопрос — какой ценой
В ситуации вернуть "шарашки" vs покупать электронику на Западе я выбираю последнее)))
А жрать ты тоже танки, ракеты и бомбы будешь?
Вам нечего "жрать"? Страна обеспечила себе продуктовую безопасность и сейчас главный экспортёр пшеницы в мире.
Сырный продукт и молоко из пальмового масла мне обеспечила
На хер мне экспорт пшеницы, если я вообще то внутри страны?
Путин, перелогинься
"молоко из пальмового масла" это пять... кушать у нас есть что - даже нормальные более-менее спагетти выпускают (про сыры я не знаю - не особо фанат)
атомную бомбу не разрабатывали, а "пилили" по ворованной документации, как и все остальное в Рссии и СССР.
100 лет назад можно было делать самолёты из дерева и парусины
Комментарий недоступен
50 лет назад рынок был не 140 млн а 220-240, не было такого расслоения по доходам. Куча заводов, что обеспечивало перемещение кадров и как следствие предъявляло требования к их перемещению. Китай несмотря на нищенство был каким то рынком сбыта, а не конкурентом как сейчас. Про коррупцию...
Не 220-240 а 2 млрд., в Китай поставляли самолеты. И продолжаем, правда не новые модели, а старые советские разработки)))
Вы имеете ввиду 2 млрд это типо весь соц лагерь и прочие нищие Китай Индию Египет Кубу и т.д. которым мы стоили заводы плотины и отдавали технологии на халяву?
В авиации мы ничего на халяву им не поставляли. В общем-то рос. авиапром в 90-ые как раз и выживал в т.ч. за счет растущего Китая.
1) Увеличилась сложность изделия
2) Количество населения резко сократилось
3) Его финансовое положение ухудшилось (цены на билеты бывают конскими)
Комментарий недоступен
вы сильно ошибаетесь в оценке успехов совка, в лучшем случае - 4%.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Что же вы не использовали в качестве первоисточника газету "Правда", материалы 25го сьезда КПСС и книгу "Сталин - отец советской науки. От Ломоносова до Курчатова"?
Там - Россия - Родина Слонов.
Откройте википедию и посмотрите обьемы выпуска, один только Боинг выпустил в 60-80-е самолетов на порядок (в 10 раз) больше, чем все авиазпводы совка за тот же период.
А то, что пишите вы - распространенная пропагандонская утка.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
U.S. aircraft production in the 20th century. 9,10
20000 в 1980м году.
Комментарий недоступен
Вот зря кукурузники упомянули.
Ан-2 выпущенно больше 18000 штук за 75 лет.
Но это включая Китай!
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Самый массовый пассажирский советский самолет.
Ту-154 1026 штук за 55 лет.
И 763 за год ( к слову в 1980 Боинг производил 500 штук в год).
Для сравнения такой же среднемагистрал А320 выпускаемый с 1986 года выпущен в количестве >10000 штук.
Прямо почти как тех кукурузников. Только у них 12 пассажиров, а в А320 150 пассажиров.
Мммм.... Конкуренция ноздря в ноздрю...
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Вы наркоман?
Ваша цитата отсюда
Американский концерн Boeing поставил заказчикам 763 самолета в 2017 г., обогнав конкурента Airbus шестой год подряд и установив рекорд по поставкам в индустрии, говорится в сообщении компании. В 2017 рекорд 763!https://vc.ru/transport/354702-perspektivy-vozobnovleniya-proizvodstva-grazhdanskoy-aviacii-v-rossii?comment=3915825&from=copylink&type=quick
Комментарий недоступен
Не помню. В каком-то отчете/исследовании на английском читал в pdf документе.
Что-то типа history of U.S. aircraft industry. (название неточное).
Комментарий недоступен
США в 1970 выпустило около 20000 гражданских самолетов.
Можно цифры статистики по СССР где будет указано хотя бы 14000 за 1970 год?
откуда такие грандиозные цифры? Дай бог 10%.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Пропроблемы sj100 я ещё лет пять назад это все читал в прессе. Ещё когда Мексика от них отказалась. А толку то. Не будут у нас выпускать детали доя создания всего самолёта при нашей с вами жизни. При сохранении путинского режима . 1) народ при нем нищает, это значит нет рынка сбыта, меньшее кол-во людей может открыть свои производства. 2) не гарантий права собственности. У вас в любой момент могут появится маски шоу просто потому что вы кому то перешли дорогу. Удар ломом по станине очень хорошо и быстро выводит из строя любое средство производства стоимостью в млн $.
@Инспектор это перевод темы в политический срач или нет? Просто интересно
Комментарий недоступен
Да просто меня на одном подсайте забанили за политическую дискуссию, которую не я начал. Без ругани и мата все было.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Просто высказал сомнение и попытался аргументировать.
Если сегодня выпустили одно композитное крыло полностью сами, то это не означает, что завтра сможем их выпускать в достаточном количестве, как бы нам этого не хотелось
Комментарий недоступен
Это еще раз подтверждает факт, что нет ничего лучше, чем коллаб (применительно к авиастроению). Если замыкать весь цикл производства внутри одной страны, то вряд ли это приведет к чему-то хорошему в плане масштабов производства и покрытия потребностей в деталях.
Это ж как нужно изловчиться, что бы с нашей внешней политикой коллабы устраивать? Разве что с бабуинами. Пример по Comac C929, можно даже не приводить - один хрен он в реальности не воплотим.
С929 может и стрельнет, и даже "взлетит" во всех смыслах этого слова, но что-то мне подсказывает, что это будет в Китае, а ни как не у нас и не с нами. Сертификацию вроде бы они и так в Китае запускают.
крыло из импортозамещенного углеволокна, вы пущенного на импортном устаревшем оборудовании по устаревшим технологиям, провалило статические испытания на прочность. Пшик.
Совок и Россия НИКОГДА не были номер 1 в авиации, а без международной кооперации в условиях санкций да и при мизерном рынке авиауслуг и номером 10 ей не стать.
то, что сделали - не крыло, знаю от первоисточника, что крыло не прошло статические испытания, сломалось на 98% от расчетной нагрузки, и это еще из американского углеволокна, наше - хуже, устаревшие тпхнологии.
Теперь самолеты ограничены в нагрузках и скорости.
Проблема РИ и РФ в том,что одно крыло мы сделать сможем. А 1000 крыльев?
На это нужны совсем другие процессы.
а если закопать 5 золотых на Поле Чудес в Стране Дураков.....