«Яндекс Go» запустил аренду электросамокатов в Петербурге Статьи редакции

До этого сервис работал только в Москве и Краснодаре.

  • Самокаты можно забронировать в приложении «Яндекс Go», нажав кнопку «Город», объявила компания. Есть поминутный тариф и фиксированный — он покажет, сколько будет стоить поездка до определённого места.
  • На каждом самокате есть держатель телефона с беспроводной зарядкой. За полчаса поездки заряд смартфона восстановится в среднем на 40%. С одного аккаунта можно забронировать до трёх самокатов.
  • Аренда стоит 50 рублей за старт и 5 рублей за минуту поездки. Если подключить к подписке «Яндекс Плюса» опцию «Самокаты» можно не платить за начало аренды, опция стоит 399 рублей в месяц. Есть льготный тариф для курьеров — одна минута стоит рубль, старт — бесплатный.
  • В парках и в других людных местах самокаты будут снижать скорость до 15, 10 или 6 км/ч. Такие зоны сервис определяет автоматически в зависимости от плотности пешеходного потока, его средней скорости, близости школ, детских садов и площадок. В запрещённых для катания зонах скорость автоматически снизится до нуля.
  • Базовая страховка пользователей включена в стоимость поездки, за дополнительный рубль в минуту можно купить расширенную страховку. Она покроет, например, ремонт смартфона, если он повредится во время поездки.
  • «Яндекс Go» запустил аренду электросамокатов в Москве в июле 2021 года, в Краснодаре — в октябре.
0
124 комментария
Написать комментарий...
Super 72

Самокат стоит 30 000₽. Окупается за 90 часов.
Даже в голову не приходит, какой ещё бизнес такое имеет.

Ответить
Развернуть ветку
Новорег здорового человека

1. Прокатный самокат со всем оборудованием стоит 60-90 тыс.
2. Они убиваются со страшной скоростью за месяц
3. Их надо обслуживать, заряжать, переставлять, страховать
4. Во всем мире этот бизнес держится только за счет инвестиций, маржа там минимальная

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин
маржа там минимальная

там нет маржи, чисто в убыток, если на круг посчитать

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

У вуш по отчётности - прибыль. В районе 20% от выручки. Неплохо так

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

это с учетом всех затрат на амортизацию, разработку ПО и прочим?

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

А куда ж эти затраты из отчётности бы делись? Конечно

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Что-то есть у меня большие сомнения, что по самокатам есть прибыль аж в 20%. Я скорее в Деда Мороза поверю.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Ну - я отчетность смотрел. А в чем сомнения? Самокаты кредитные, а тарифы на самокат за 40-80к как за автомобиль за 1.2-2м. Ещё и плата за старт проката, которой у шерингов вроде бы нет.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Прикинем. У Вуш ездят xiaomi mijia m365 или аналог цена на который в розницу порядка 42К. Вуш их дорабатывает(ну пусть +40% к цене), но за счет опта это обходится дешевле, ну посчитаем их в 50К для примера. Минута стоит от 5 до 9, возьмем 7, итого за час - 420 руб. За это время он примерно и разрядится, а заряжают их по ночам в основном. Сезон у них где-то полгода в среднем, итого, по максимуму это 75600 руб. Вычтем дни простоя(плохая погода), допустим загрузка в 70%, итого самокат принесет всего 53K дохода.

Теперь расходы:
1) Амортизация - самокат пробегает всего 1-2 сезона.
2) Зарядка самокатов - служба их сбора, зарядки аккумов, стоимость самого электричества. Такая служба нужна в КАЖДОМ городе присутствия.
3) Часть самокатов будет украдена и сломана.
4) Комиссия платежей, эквайринг - пара процентов сюда.
5) Административная часть, зарплаты, налоги, юристы, компенсации.
6) Обслуга самокатов - мойка, починка, модернизация.
7) ПО - это, пожалуй, одно из самых затратных будет.

Итого, если учесть полную амортизацию в 2 сезона, самокат принесет всего 50К и что-то есть у меня большие сомнения, что эти 50К хватит, чтобы даже просто покрыть все расходы. Может быть лет через 10 самые крупные и выйдут в плюс, но у мелких вряд ли это получится.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Хороший подход, всегда одобрю упражнения с калькулятором)) Но всегда важны нюансы. Придерусь с деталям.

Срок службы самоката принципиален. Если 1 год - он едва ли окупится. Но я думаю расчетный срок при техобслуживании - года 3 минимум. Важно понимать стоимость ТО за жизненный цикл самоката. Также важен процент повреждений самокатов, которые вызывают дополнительное ТО (как у автопарков - процент ДТП). Далее - криминальные потери в парке нужно оценивать в процентах. Например, пропадает 0.5% парка.

Также в экономике жизненного цикла учитываем стоимости зарядки, размещения/перемещения, мойки и тп.

Таким образом, мы сформируем примерную экономику в расчете на единицу.

Потом можно браться за экономику в пересчете на филиал. Тут важны общие затраты на структуру в сезон / год (ежемесячно). Сюда отнесём весь административный штат филиала (сервис, всякое делопроизводство и тп) Их надо соотносить с выручкой филиала, которая зависит от парка самокатов в конкретном городе. Да и количество штатных единиц завязано на размер парка: чтобы успевали обслуживать.

И третий блок - затраты головного офиса. Там весь административный блок и та самая разработка ПО. Эти затраты раскладываем на все филиалы.

Вот примерно такая экономическая модель. Не зная деталей, ее сложно составить на коленке - можно ошибиться очень прилично.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин
Не зная деталей, ее сложно составить на коленке - можно ошибиться очень прилично.

Именно поэтому я даже прикидывать не стал.

Но я думаю расчетный срок при техобслуживании - года 3 минимум.

На чем основан вывод про 3 года?

Я катал тоже ксиамовские в другом каршере, попроще они были, но за год их так прилично ухайдокивали, что на следующий год дребезжали почти все. А уж 2 сезона - это пожалуй край для большинства.

Я все же предположу, что Вы сделали вывод про прибыльность Вуша по его одной ОООшке, а там наверняка раскидано на несколько.

Стремление захватить рынок любыми средствами, не считаясь с затратами тоже мне понятно, так как конкуренция дикая и кто успел - тот и съел. Второй минус бизнеса - дикая конкуренция не даст возможность задрать цены, поэтому прибыльность тут в короткой перспективе под очень большим вопросом.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Вывод о трёх годах основан на том, что в нашем городе самоката в этом сезоне стоят не новые. Значит, обслужили и запустили в оборот! Не понимаю, что там особо сломаться может: все можно заменить - подшипники, уплотнительный кольца, даже ячейки в аккумуляторах. Деталей то там не особо много: рама, руль, блок управления, колёса, мотор и аккумулятор, плюс обвес. Все меняется.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин
Все меняется.

Понятно что меняется, вопрос цены и времени простоя самоката. Грубо говоря, если за два года деталек на полтос поменяли - считай полная амортизация и есть.

Но самая большая проблема у самокатных компаний - конкуренты. Я как-то видел около парка несколько десятков самокатов разных компаний. А это простОй для всех, соответственно, доход на самокат снижается. Количество желающих покататься весьма ограничено, то есть в больших городах сейчас насыщение под 100%. По мне так стремный бизнес, риски зашкаливают.

Ответить
Развернуть ветку
Роман

С учётом всего этого да, возможно стрёмный.
Ещё стоbт участь, что самокаты там не за 40к, там аналог KickScooter Max G30P - но модернизированный с завода, т.е. он там не менее 60к думаю, даже оптом. Те, что у Яндекса более надёжные с виду, может Яндекс и закладывает теперь на них 3г, чтобы идея окупилась.
И при всём при этом, для юзера это всё ещё достаточно дорого. Проехать 10км стоит 180р, такси не шибко дороже, но оно 4 человека может везти.) Мне вот кажется, что когда все наиграются, спрос спадёт, как и доходы, хотя посмотрим. Сейчас на выходных было сложно найти заряженный.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

У нас в городе 2 компании прокат массовый делают. ЮРент и Вуш. Мелкие конкуренты в парках не в счет

Ответить
Развернуть ветку
121 комментарий
Раскрывать всегда