WP: при выходе в Россию Uber пытался найти «союзников» для работы в стране — в списке были Фридман, Авен, Усманов и Греф Статьи редакции

Компания думала, что они помогут сервису развиваться в стране и выстроить отношения с российскими властями.

  • Uber пришёл в Россию в 2013 году и считал её одним из важнейших зарубежных рынков для компании, а в городах-миллионниках видел «большие возможности», пишет The Washington Post. Издание изучило часть документов из утечки 124 тысяч «файлов Uber», на основе которых Международный консорциум журналистов-расследователей выпустил расследование о компании.
  • В начале 2015 года Uber составил список, в который вошли самые богатые россияне — в нём было пять имён, эти люди, по мнению компании, могли помочь ей с развитием в стране. Одним из них стал Роман Абрамович — он не инвестировал в Uber, но консультировал сервис.
  • Среди кандидатов также был Алишер Усманов. Согласно документам, он согласился вложить в Uber $20 млн до конца 2015 года. Об инвестициях со ссылкой на источники в 2016-м писали «Интерфакс» и РБК, но доля тогда не раскрывалась. Компания хотела использовать влияние Усманова, но в документах нет записей о том, как именно он помогал Uber. Пресс-секретарь компании Усманова USM Григорий Левченко заявил изданию, что участие USM было только финансовым.
  • Также в списке были основатель «Альфа-банка» Михаил Фридман и его партнёр Пётр Авен: в 2016-м созданная ими инвесткомпания LetterOne вложила в Uber $200 млн. Согласно документам, в сделке было дополнительное секретное соглашение ещё на $50 млн — чтобы «побудить компанию помочь развитию Uber в России».
  • Также LetterOne убедила Uber нанять за $50 тысяч в месяц лоббиста для продвижения своих интересов — зампредправления «Альфа-банка» по связям с госорганами Владимира Сенина. К июлю 2016-го Uber расторг контракт, заплатив Сенину $300 тысяч. Компания пришла к выводу, что влияние Фридмана и Авена оказалось не таким сильным, как она считала, а лоббист не сделал ничего, чтобы оправдать цену за свои услуги. Фридман заявил изданию, что кроме встречи с основателем Uber Трэвисом Калаником, не участвовал в инвестициях в сервис.
  • В 2016 году Каланик во время визита в Москву встретился с главой «Сбера» Германом Грефом: тот в итоге помог Uber договориться с властями Москвы, которые требовали от сервиса нанимать лицензированных таксистов и использовать машины только жёлтого цвета. Грефа также включили в список «союзников».
  • В 2016 году Uber видела потенциал для сотрудничества с «Яндексом», который на тот момент занимал большую долю на рынке, но российская компания отказалась помогать с лоббированием. В итоге 2018-м Uber заключил сделку по объединению с «Яндекс Такси», но с тех пор несколько раз уменьшил долю в пользу «Яндекса». В марте 2022-го сервис заявил, что ускорит продажу доли в совместном предприятии из-за «спецоперации».
  • В документах нет доказательств, что Uber как-то нарушил российские законы или санкции против России, но почти все, с кем сервис пытался наладить связи, в итоге оказались под персональными санкциями США или ЕС.
0
58 комментариев
Написать комментарий...
Упоротый кролик

А в итоге их сожрал всеядный яндекс

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Я бы сказал, что они просто поделили рынок через совместное предприятие: 40 % Uber, 60 % Yandex Первый перестал тратить деньги инвесторов на то, что отвоевать долю рынка, а второй, чтобы удержать. В итоге Компания стала монополистом, фактически

Ответить
Развернуть ветку
55 комментариев
Раскрывать всегда