{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Детальный разбор бизнес-модели Uber

Выдержки из большого материала CB Insights.

На CB insights вышел бомбический материал с разбором бизнес-модели Uber. Это один из лучших бизнес-кейсов, в нем нет историй, есть огромная подборка фактов. Выбрал самое интересное для вас. Но лучше почитайте оригинал.

  • Uber Eats — самое прибыльное и быстрорастущее подразделение Uber.
  • Uber все еще очень убыточен. В третьем квартале 2018 года выручка растет на 40% год к году до $2,95 млрд, но убыток — $1 млрд.

Водители

  • Самая дорогая часть бизнеса — наём водителей. Бонусы для одного нового водителя могут быть $2000-$5000 всего лишь за несколько поездок. А потом водители пропадают.
  • Затраты на водителей во втором квартале 2018 года (выплаты, продвижение, маркетинг): $918 млн.
  • Отток водителей (driver churn) — 80% в год. То есть после года работы остается только 20% водителей.
  • С середины 2017 до середины 2018 года количество водителей увеличилось с 2 млн до 3 млн. С учетом их оттока Uber нужно нанимать 450 тысяч водителей в месяц!
  • В месяц через Uber заказывают такси на $4 млрд, их доля ~22%.
  • Отток водителей в Америке связан с очень низким доходом. После налогов водители получают около $10 в час, что очень мало для Штатов.

Клиенты и рынки

  • С ростом доли рынка, цена привлечения клиента постоянно падает.
  • Главный канал роста за все время — реферальная программа. $20 за скачивание приложения и совершение первой поездки.
  • 95% ранних клиентов Uber узнали о нем от друзей.
  • Обслуживает клиентов в 600 городах.
  • Самая высокая цена привлечения клиентов была в России и Китае из-за набравших силу локальных игроков. «Яндекс», конечно, большие молодцы!
  • В Шанхае Uber одна поездка приносила 150% убытка от её цены. Про Россию цифр нет в отчете.
  • После сделок в Азии и России Uber смог превратить убыточные рынки в прибыльные и показал впервые прибыль $2,5 млрд в первом квартале 2018 года.

Конкуренция и госрегулирование

  • Lyft в последнее время растет куда быстрее, чем Uber, постоянно сокращая разрыв. Его доля рынка в Америке уже 28%, у Uber 70%
  • Важнейшая часть бизнес-модели Uber — отсутствие зарплат водителей. Все они Independent Contractor (типа ИП). Локальные чиновники вечно пытаются запретить Uber за это.
  • Главная линия защиты Uber от чиновников — «закон Трэвиса» (Travis’ Law). Это гипотеза о том, что люди так любят Uber, что будут сильно недовольны правительством, если они его запретят.
  • Закон Трэвиса хорошо срабатывает в Америке, но в Европе и Азии нет.
  • В Германии, ЮАР, Гонконге Uber работает с зарплатами таксистам и платит все налоги.
  • С 2016 года Нью-Йорк ввел сильные барьеры для Uber. Чтобы подключить одного водителя, нужно заплатить $3000 и пройти курсы в несколько недель. Затраты в $6,6 млн на лоббизм в Нью-Йорке не помогли.
  • В Лондоне Uber запрещали на длительное время. Там понадобилось заплатить огромные страховые взносы за каждого водителя, чтобы вернуться на рынок.
  • В Канаде пришлось инвестировать около $200 млн в экономику страны, чтобы снять ограничения государства.

Финансы

  • С 2012 по 2018 год Uber не показывал рост только один квартал (2017 Q1). За остальное время вырос с $46 млн выручки в квартал до $3 млрд.
  • Доля Uber в цене поездки 20%-25%, что покрывает налоги, процессинг карт, маркетинг, страховки и другие расходы.
  • Uber начинался как заказ премиальным машин. Позже это стало лишь одной из опций — Uber Black. Сейчас это вымирающий сегмент сервиса. Спрос невелик, машины дороги в обслуживании, часто требует лицензирования.
  • 80% всех поездок в Uber — по тарифу UberX (самый дешевый индивидуальный тариф).
  • Настоящим прорывом стал тариф Uber Pool (когда в машину набирается несколько человек). Что одновременно снижает цену для каждого пассажира и повышает суммарную цену поездки.
  • Доля заказов Uber Pool (запущен далеко не во всех регионах) стремится к 20%.
  • в Q1’18 UberEats получил $1,5 млрд выручки, всего при $80 млн убытка. Что на фоне других услуг Uber оглушительный успех.
  • 15% выручки сегодня именно от UberEats.
  • Высокую доходность этого направления дает дополнительная комиссия с ресторанов за услуги доставки ~30% от заказа, плюс умная система маршрутизации водителей.
  • UberEats рассылает микроофферы со скидками, если есть вероятность заказа еды от вас и в вашу сторону уже едет водитель через ваш любимый суши-бар (гениально!). Это не просто уменьшает цену обслуживания заказа, а еще генерирует дополнительный спрос.
  • Самые прибыльные города:

Будущее и автопилоты

  • Следующие ставки Uber на альтернативные транспортные средства — самокаты и машины с автопилотом.
  • С самокатами интересно. Uber насколько коммодитизировал рынок поездок, что среднее расстояние поездки стало всего 3,2 км.
  • Ведутся эксперименты с Uber Rush — доставка товаров повседневного спроса из ограниченного списка.
  • Но все же главная цель компании на пути к дикой после IPO прибыльности, это сокращение главной статьи затрат — людей. Те самые ~70%, которые уходят водителям, которые постоянно уходят и так тяжело управляемы.
  • И даже в модели с автопилотами Uber не планирует владеть машинами. Просто теперь их будут предоставлять сами автоконцерны. Uber лишь будет технологическим партнером.
  • При огромных R&D-затратах в $200 млн в квартал, компания все еще не первая. Google тут обходит с их Waymo.
  • Компания долго фокусировалась на обслуживании загруженных центров больших городов. Сейчас уже вовсю расширяется в пригороды.
  • Все ругают Uber за сжигание огромных сумм денег. Но многие успускают невероятный потенциал «негативного оттока выручки» (Revenue Negative churn).

Пример, как Negative Churn влияет на бизнес (не данные Uber):

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Алексей Любимов

Может быть я скажу невероятную чушь, но лично мне наплевать, что там внутри Uber и с что он для инвесторов. Для меня важно то, что с появлением убера даже в нашей отнюдь на самой технологически передовой стране практически исчезло это кошмарное явление, классическое быдло-такси. То самое, когда ты ловишь машину неизвестно как, лебезишь перед таксером и платишь столько сколько он пожелает. Все, это уродство закончилось и надеюсь, никогда не вернется. Теперь я заказываю такси и могу им пользоваться на вменяемой основе, вообще не парясь ни о том, где его искать, ни о наличке, ни о сдаче, ни о чем.

Надеюсь, что и с безшоферным такси все будет точно также. Мы будем ездить в нормальных машинах без людей и за нормальные деньги и это изменит окружающее нас пространство. Исчезнут пробки, аварию станут действительно редкостью, а цены приблизятся к общественному транспорту. А что там с инвесторами, пусть сами думают. Я может и сам куплю акций, чтобы приблизить светлое завтра...

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Жажда светлого будущего

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

да, я очень жду автоматическое такси. Вот сейчас, например, мне нужно взять машину, чтобы поехать во Фрязино. Я могу взять каршеринг, это недорого, но во Фрязино как и почти во всем подмосковье нет паркинга у одной каршеринговой компании. И в Королеве тоже нет. Мне придется ехать туда, разгружаться, ехать в Москву обратно и затем добираться обратно на электричке. А можно взять такси. Это дорого, но зато никаких трех концов.
А был бы беспилотный каршеринг, я бы взял авто, приехал и отправил его обратно на автомате. И все довольны и денег как на каршеринге...

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Полностью поддерживаю!

Ответить
Развернуть ветку
Yura Frolov

Самоуправляемое такси не будет стоить дешевле обычного такси

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Почему это?

Ответить
Развернуть ветку
Yura Frolov

А почему должно? Человеческая сила дешевле чем автоматизация. Тот же айфон собирают китайцы.
А штат инженеров и хай-енд программистов стоит не дешевле штата водителей, даже несмотря на разницу в количестве.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Здесь есть ошибка. Робот стоит дороже человека, но он очень хорошо масштабируется. Грубо говоря, 100 водителей стоит в 100 раз дороже, чем один водитель (а на самом деле гораздо дороже), в то время как 100 роботов стоят вдвое-втрое дороже чем один. Поэтому автоматизация стоит денег, но она всегда оправдывается и приносит большие дивиденды.

Ответить
Развернуть ветку
Yura Frolov

Чтобы сделать этого робота, надо чтобы эти водители прошли обучение и перешли работать на завод по их производству —затрат стало только больше. Даже не знаю как ты придумал сделать поездку дешевле.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Да, а до этого людей оторвали от полезной работы и отправили работать на заводы, КБ, машины проектировать, металл лить, штамповать, автомобили собирать. Глупые, только дороже все сделали, нет, чтобы на лошадях и дальше возить...

Ответить
Развернуть ветку
К М

Разве роботов делают переобученные таксисты? Видимо мы чего-то не знаем о Waymo

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Роботов делают переобученные крестьяне.

Еще в начале 20 века 85% населения были крестьяне. А сейчас их дай бог треть.

Ответить
Развернуть ветку
К М

в начале 20 века делали роботов?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

В начале века достаточно было увеличивать разделение и эффективность труда. Это такая же автоматизация.

Ответить
Развернуть ветку
К М

Белки лузгают орехи, поэтому сбыт кондитерской продукции в следующем году увеличится на 38%

Ответить
Развернуть ветку
К М

"Человеческая сила дешевле чем автоматизация"- 1) в какой стране? 2) в какой отрасли? 3) до какого момента?
программное обеспечение можно копировать с 0 издержками, людей- нет.
И как сказано, 70% затрат на водителей. Роботизированная машина окупится за год и дальше будет приносить прибыль, не уволится, не заболеет, не будет бастовать, не нахамит, работает круглые сутки, не потребует увеличения оплаты труда, не надо кормить детей и покупать туфли для жены, etc.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

кто её, роботизированную, чинить будет-тоо?

Ответить
Развернуть ветку
К М

неправильный вопрос, не "кто?", а "сколько?"

Ответить
Развернуть ветку
Da Apricot

Поверю в автопилота который довезет от Берлина до Франкфурта. Не поверю в автопилот который доедет от МКАД до Фрязино.

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда