Все комплектующие импортные, ПО — тоже: как из-за «спецоперации» Россия «лишилась» беспилотников и есть ли у них будущее Статьи редакции
Главное из материала The Bell.
- Россия могла закрепиться на рынке беспилотных автомобилей как один из лидеров, но этого шанса она лишилась после начала «спецоперации». Компании готовились к «большому прорыву» весь 2021 год, а главное препятствие исчезло в январе 2022-го, когда правительство утвердило экспериментальный правовой режим (ЭПР) для беспилотных такси.
- ЭПР бы позволил «Яндексу» запустить коммерческое беспилотное такси — но запуск, который планировался на март, так и не состоялся. А иностранные проекты — испытания беспилотников в США и доставку роботами-курьерами — компания прекратила. Возникли и проблемы с компонентами: работать с «Яндексом» отказалась Nvidia — ведущий поставщик процессоров, без которых беспилотные машины не сделать.
- Но «главный удар» по планам компании нанёс отказ от партнёрства крупного автопроизводителя. Как говорят источники, в подразделение Yandex Self Driving Group при оценке в $5 млрд должен был «зайти» Hyundai.
- Как дела у того же SberAutoTech — не совсем ясно: компания тестировала беспилотные машины в Санкт-Петербурге, также у неё есть закрытый сервис для сотрудников. К тому же «Сбер» нарастил и парк автомобилей в 2022 году — у банка их 180 против 160 машин у «Яндекса». Тестовых километров меньше: 1 млн км у SberAutoTech против 23 млн км.
- Но пополнение было запланировано ещё в 2021-м, говорят источники, а сейчас с перспективами на будущее у компании «не всё так однозначно». Например, до «спецоперации» она планировала выйти в ОАЭ, но от этого пришлось отказаться. «Сбер» сейчас «в замешательстве», а разработка идёт скорее «по инерции».
Беспилотные грузовики
- Шансы на запуск беспилотных легковых машин уменьшаются — не только из-за проблем с запчастями, но ещё и потому, что для россиян покупка даже нового автомобиля стала «задачей нетривиальной». Вместо него Россия может сосредоточиться на беспилотных грузовиках.
- Для них на трассе М11 Москва — Санкт-Петербург в 2023 году хотят запустить «беспилотные логистические коридоры». По задумке по трассе будут передвигаться машины от разных российских разработчиков. С помощью них планируется сократить время доставки груза из Москвы в Петербург на час и снизить себестоимость поездки на 10% — но только к концу десятилетия.
- Для грузовиков выделят отдельную полосу, а в Твери — построят объезд. Весь проект построен по принципу v2x (vehicle to everything). Это подразумевает, что автомобиль беспрерывно обменивается информацией с «умными» дорогами, светофорами и знаками. А значит, всю трассу придётся оцифровать — оборудовать передатчиками, с которыми будет связываться грузовик. Объём вложений в проект оценивался почти в 8 млрд рублей.
- У такого подхода много проблем: слишком дорогой каждый километр дороги и необходимость постоянной поддержки инфраструктуры. Ещё нужно подвести питание — это увеличит нагрузку на сотовых операторов, у которых и так проблемы с поставками оборудования. А комплектующие для таких систем либо импортные, либо сделаны из иностранных компонентов. Неясно также — кому и зачем нужен этот проект: бизнес режет расходы, а беспилотники — «дорогая игра на будущее».
Но он может стать «звёздным часом» для «КамАЗа», который ещё в 2015-м получал миллиардные гранты на создание собственного автономного грузовика.
Проект «КамАЗа» — это скорее сегмент дешёвых машин с тиражом всего 40 тысяч в год. При этом он столкнётся с теми же проблемами, что и другие, — например, заменой импортных компонентов. Особенно на самых современных грузовиках, у которых сделанного в России нет «практически ничего».
В гонку за беспилотный грузовик ввязался и «Сбер» — и даже нашёл себе партнёра: белорусский «МАЗ». Дорабатывать существующую модель банк не хочет, а собирается проектировать новую — сразу беспилотную. В SberAutoTech полагают, что это позволит зарабатывать на беспилотниках. Но «МАЗ» — слишком маленький производитель, чтобы запустить с ним массовое производство, которое когда-либо окупится, считает источник The Bell.
Беспилотники «Яндекса»
- За беспилотный грузовик не борется только «Яндекс», у которого беспилотное подразделение фактически разделилось на два — это компания подтвердила в ноябре, заявив, что в ходе реорганизации международную часть беспилотников выделят в самостоятельную компанию.
- В России беспилотники останутся — но с международной частью их судьба никак не будет связана. Амбиции продолжать разработку у оставшейся части есть, непонятно только, сможет ли «Яндекс» продолжать это делать «на уровне мировых лидеров», с которыми он пытался конкурировать в США.
Главная проблема — комплектующие. Лидары, радары, процессоры и компьютеры для беспилотников в России не производят, их нужно ввозить из-за границы. К тому же оборудование требует постоянных обновлений, а получить поддержку от производителей в России сейчас нельзя. Строить беспилотник на «пиратском» ПО — идея «сомнительная».
- Автопарка в полторы сотни машин вполне хватит для испытаний. Но если речь о коммерциализации — нужно серийное производство, а значит и контракт с крупным автопроизводителем. Для российского «Яндекса» это сейчас «практически невозможно». Но и у отделившейся части могут быть проблемы: если им удастся снова договориться с Hyundai — это уже будет «большая победа».
Ничё, щас поставим производство собственного. Раньше просто не надо было, но теперь точно запустим всё своё. В общем, только выиграли, как обычно. Гойда!
Комментарий недоступен
Главное, не забыть обязать население покупать сие, за любые деньги, иначе объявят иноагентом - ты чо, наше не покупаешь, может ты вражеский шпион?!! Такого плана маркетинг.
Ну расскажите как бы вы строили собственное производство, на фоне засилья дешевого импортного аналога? Ввели бы заградительные пошлины? Но тогда у вас бы случился либеральный диссонанс. Или расскажите как бороться с трансграничными корпорациями ...
Ага. В комплекте будет идти рикша
ага,лет через пять может быть будет готово
Даже специально загуглил что такое Гойда. В мире мемов прибыло, посмотрим сколько времени мем проживет :-)
Комментарий недоступен
Дайте-ка угадаю: тоже к 2030-му. Модная цифра сейчас.
Комментарий недоступен
В 2014 тоже такое писали? А воз и ныне там.. щас все сделают..ага
Ну а чего вы хотели от человека без вышки, троечника, гопника, да ещё из силовых структур в президенты которого никто не выбирал
ващет выбирали
Ой, как будто эта ваша вышка кого-то делает лучше. Они там в своих акадЭмиях настолько уже на почве неотроцкизма поехали, что мальчика от девочки отличить не могут, каждый день по новому полу придумывают, а нормальных, не по квотам набранных спецов, наоборот, гнобят.
троечника, гопника, да ещё из силовых структурБудто бы что-то плохое.
которого никто не выбиралВаши доказательства?
PS. На деле же проблемы от того, что этот тюфяк, пытавшийся строить из себя супермена, оказался недостаточно троечник, гопник и силовик. Настолько заигрался в поддавки, сделочки и "дорогих партнёров", что за это его и сожрут.
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Какие еще нахуй беспилотники, тут бы хотя бы колеса круглые остались
Добрый день.
Я представитель ипортозамещательного министерства.
Могу вас уверить: отечественные колеса в несколько раз превосходят западные по круглости, и даже больше скажу вам: из закрытый источников в НИИКК нам сообщили, что аналогов отечественных круглых колес в мире не существует.
ну мечтать тоже нужно
ну с этим хоть не переживайте, этого всегда тут будет в избытке
Да, а нахуя)) ВВ нужны только новые территории и войны. Какие беспилотники)) какие технологии)) Это как старой бабке 80 лет предлагать интернет провести. Старичок дурачок.
Комментарий недоступен
Грустно на самом деле, живу прямо напротив офиса Яндекса, раньше видел эти машины каждый день в любое время дня и ночи. Вдобавок роботы-доставщики катались туда-сюда. Видя это каждый день настроение даже поднималось как-то, когда видишь такой прогресс. Теперь только роботы ездят и то намного меньше
Ни чего страшного, зато людям будет работа! Пусть доставщик это не айтишник в офисе Яндекса, но это человек, который может найти работу, получать за нее деньги и жить.
В Раменсках(рядом с тем самым офисом) они как ездили круглыми сутками, так и продолжают.
яндекс это отечественный уроборос
Мне кажется тут будущего нет не только у беспилотников...
есть у безбудущников
Комментарий недоступен
если бы только беднели, мать, некоторые гниют на чужой земле уже.
Теперь бедность — это меньшее из зол. Людей лишили самого главного — права на жизнь.
К 2030-му все наперебой обещают. Шадаев, Мантуров...
Ах если бы только беднели...
Что предлагаешь то?
Комментарий недоступен
Россия из-за "СВО" лишилась всего технологичного.
Все эти умные дома, 5G, беспилотники, и прочие — мертво.
Оно еле еле развивалось, когда был доступ ко всем технологиям, а теперь этого нет.
Не нужно фантазировать что импортзаместим или что Китай поможет, это не работало и не сработает.
Как же вы заебали, всепропальщики тупые. Ну лягте и умрите тогда сразу. Нужно всегда возможность искать
Комментарий недоступен
Потом ещё спасибо скажете, что Яндекс беспилотных шахидмобилей наклепать не успел
Удивительны вообще какие-то влажные фантазии в России по поводу беспилотников, что транспорта, что доставки. И дело тут даже не в комплектующих и ПО. Какие нафиг беспилотники, когда у нас дорога вроде есть, а вроде и нет, вроде есть тротуар, а вроде и нет, вроде есть переход, а вроде и нет, вроде есть правила, а вроде и нет.
У нас каждый год самый большой снегопад/ливень в истории. Ни одно ПО, ни одно ИИ не справится с русскими чиновниками.
В Индии тоже дорог нет, но тем не менее беспилотники там развиваются. Правда в Индии президент не из питерской подворотни, ну это другое дело
Что касается дорог, то с ними стало намного лучше, чем лет 10 назад.
Комментарий недоступен
Сошьем из брезента воздушные шары- на кострах заправим горячим дымом - никакая электроника не нужна и ПВО не обнаружит- держи ответ пендосия!
Хватит писать спецоперация, путин на днях назвал войну войной по первому каналу. Пропаганда также свободно говорит война
Комментарий недоступен
Не все то, что дозволено Барину - дозволено и холопам.
говорит, но не пишет!
Нифига не получилось, зато всё сами?
Ну как можно лишится того, «чаво на белом свете вообче не может быть»?
Очередной язвительный коммент Вадима ради плюсов. Что ты с ними делаешь ? Откуда столько времени на vc..
"Хоть нет, Зато Своё!"
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Ну зато теперь Восстания Машин не будет!
а жаль, 2023 был бы очень эпичный
Ща нейросети обидятся на луддитов и усе будет
Геронтологический стратег и тактик всех переиграл!
Прелесть какая.
Когда Москвич продаёт Жаки под своим брендом - это "фуфуфу и хрень полная".
Когда Яндекс/Сбер/далее по списку на полностью чужом всём, делал селфдрайвинг - это "Россия могла закрепиться как один из лидеров".
Прямо так и вижу как мы бы закрепились.
Беспилотники это прежде всего сложный софт, а не камеры/радары/автомобили.
Софт-то как раз у Яндекса объективно хорош, их Self-driving Group по оценкам американских экспертов находился на 4 месте в мире, выше только гугловский Waymo, Cruise и китайский Apollo.
Прямо огромное количество есть сфер, где чисто ПО решения из России закрепились на мировом уровне.
Да?
nginx - раз (правда он бесплатный)
...
JetBrains - для программистов их решения, как adobe для дизайнеров.
Но с России они ушли, а Википедии не слова о России с марта.
Давай те честно. Весь этот беспилот изначально делался не для этой страны. Без обид но Ашот на камазе и в солярисе тут на много выгоднее и дешевле лидара)
Россия и беспилотный транспорт даже как о не сочетаются, представить себе это не могу
Комментарий недоступен
Cами себе косвенно копали могилу, сотрудничая с режимом. Так что пусть переходят на производство Ланцетов.
Да совсем не "косвенно", Яндекс.Новости такой же инструмент пропаганды как Первый канал.
Мне интересно кто у кого учится использовать кавычки Дождь у Bell или наоборот: "спецоперация", "лишилась". Как вижу этот лес кавычек сразу видно в какую сторону ресурс позиционирует информацию
Вам надо плагин для браузера написать себе, который будет нужные слова менять на «рывок», «прорыв», «хлопок». Может, кто-то уже сделал, кстати, погуглите. Ой, простите: поспутникайте.
а как можно позиционирование информацию в данной статье? расскажите. заменить падение на отрицательный рост, несбывшиеся планы - подготовка к рывку и тд?
Сахарку в виде очередных обещаний уникальных "аналоговнет" и кривеньких форм новояза не добавили?
К слову - почему такая аллергическая реакция на слово "лишилась" в достаточно нейтральном контексте ?
Самый кайф это Лента — россиянка попала в ДТП в центре Москвы, россиянин перевел телефонным мошенникам зарплату, два россиянина слепили снеговика в Твери
Не долго "The Bell" осталось)
Так они уже иноагентами признаны.
Так уже жи. Кстати, в тексте нет указания на это. Кто-нибудь, пинганите кого-нибудь, а то так и виси нахлобучат за нарушение @модератор
https://www.forbes.ru/society/481932-minust-priznal-inostrannym-agentom-izdanie-the-bell
Россия могла закрепиться на рынке беспилотных автомобилей как один из лидеров, но этого шанса она лишилась после начала «спецоперации».
не только этого лидерства она лишилась
Хех, мечтал съездить в автотур по Кубе, а она сама по-ходу приезжает
Комментарий недоступен
а зачем нам беспилотники? Им неначем данные обсчитывать - все чипы у нас не производятся и теперь ооочень скромно ввозятся.
Как бы рожденный ползать упасть не может.
А мне не понятнее основной вопрос, где беспилотники то ездить будут? К примеру такси, возьмем Москву в 90% случаев такси забирает пассажира там где нельзя парковаться, во втором ряду, быстренько у поворота, быстренько на остановке и так далее - беспилотное такси просто не сможет так ездить, про дворы я вообще молчу.
Подскажу решение, надеюсь это не помощь в обходе санкций. Есть один автопроизводитель, он изначально сказал что все эти радары, лидары и прочее это лишнее. И работает не над тем сколько еще вертящихся люстр купить и поставить на авто, а над тем как научить нейросеть понимать пространство вокруг. И он уже вышел в публичную бету на миллионы потребителей на ките из 8 дешёвых слабеньких видео камер.
Птичка пукнет на камеру и приедете не туда
Тренированную нейросеть, понимающую пространство вокруг, зовут Вася.
Без обид, но его решения, несмотря на огромные финансовые вложения до сих пор находятся на Level 2-3, и не входят даже в десятку лидеров автоматизации.
Посмотрите даже где-нибудь на ютьюбе, как даже последние сборки "Full Self-driving" беты Теслы постоянно дёргаются, пропускают съезды, сворачивают не туда, резко жмут на тормоза без видимой причины и бросают руль на вафельных перекрёстках по сравнению с тем, как Waymo уже не один год возит людей с пустым креслом водителя в Сан-Франциско, или даже тот же Яндекс в Лас-Вегасе почти 5 лет назад.
Помню, в Arrival Хендэ заходил при оценке в несколько ярдов и ещё какой-то проект беспилотников при схожей оценке :) аналогию вы поняли
Комментарий недоступен
По-моему в РФ сейчас востребованы другие беспилотники.
Это не из-за спец операции,это блять из за того,что "нахрен надо,мы можем купить",вот из за чего это всё.
Комментарий недоступен
Дедушке плохо? Дедушка перебрал?
Тема описана и раскрыта, что называется, "на грани". Хоть это из материала другого издания, Евгения конечно смело поступила.
Сравнивать мог лишь с Европой и уже лет как 7 назад, весь софт / сервис около Такси был очень крут в России. Реально от голосования на обочине в 2012 до (год уже и не вспомню) выбора такси из разных приложений, был удивительным.
Вполне верю что Россия смогла бы запустить роботакси.
Сейчас об этом говорить, не более чем фейспалм.
Это видимо очередной прорыв намечается.
Что-что? Беспилотный машины? Высокие технологии? Не нужОны они нама, нама Величие надо! А это все оставьте загнивающей гейропе!
Комментарий недоступен
Гоойййддаааа
В России так нужны прям эти беспилотники особенно какому то армену который на камазе всю свою жизнь отъездил
Для них на трассе М11 Москва — Санкт-Петербург в 2023 году хотят запустить «беспилотные логистические коридоры».
Коридоры то запустят ,а грузовики сделают в году 30
Из заголовка подумал, что речь про Герани и Ланцеты, хотел уже пойти в комменты поспорить, про прозападную пропаганду от The Bell, но тут про другие беспилотники, оказывается 🙃
Но сути не меняет. Как-будто проблемы с беспилотными авто это самая большая проблема сейчас 🤦♂️
ну от геев например нужно было оградить именно сейчас - они ведь лезут со всех щелей и мешают проведению сво.
Беспилотные самосвалы как тестировали на угольных разрезах СУЭК и СДС-Уголь, так и продолжают тестировать. БЕЛАЗ-7513R и бескабинный Юпитер-30 от Камаза.
Вообще движение по дорогам общего пользования это не то чтобы мега-приоритет, на мой взгляд - транспортные системы на производстве, складах, в труднодоступных регионах куда сильнее улучшат нашу жизнь.
Комментарий недоступен
Конечно будущее было, но оно благополучно просрано как и все остальное будущее страны
Какой же это "лидер"? Если компоненты и ПО иностранное? )))
Комментарий недоступен
заголовок огнище просто. какое будущее может быть у того чего лишились...
Ну конечно. Автор статьи: Валерия Позычанюк. Без комментариев, девочки.
Беспилотный грузовик - звучит даже как-то... не футуристически, нет, просто страшно. А если глюк какой в системе обмена данными между ним и умным светофором? О, вспомнила! В Европе в таких случаях техника просто тупо встаёт, даже при наличии водителя за рулём. Очень помогает сократить время движения на 10%. Смеюсь, конечно.
Это не так работает, современные беспилотники не общаются со светофорами, они их просто видят вместе с остальными участниками на дороге.
А если "тупое вставание" приведет к аварии?
Комментарий недоступен
Да. Вероятно это самая больша проблема в стране.
Ну это база.
Ну и слава богу, с учетом того, какие беспилотники были бы в приоритете у Российской Федерации образца 2022 года
"Миллиарды рублей же куда-то потрачены. Спрашивать куда — вопрос очень неудобный." Я бы даже сказал - гантельный
Комментарий удален модератором
Ну все, щас как рванем с колен и сразу в космос на беспилотном камазе ))))
Комментарий удален модератором