Все комплектующие импортные, ПО — тоже: как из-за «спецоперации» Россия «лишилась» беспилотников и есть ли у них будущее Статьи редакции
Главное из материала The Bell.
- Россия могла закрепиться на рынке беспилотных автомобилей как один из лидеров, но этого шанса она лишилась после начала «спецоперации». Компании готовились к «большому прорыву» весь 2021 год, а главное препятствие исчезло в январе 2022-го, когда правительство утвердило экспериментальный правовой режим (ЭПР) для беспилотных такси.
- ЭПР бы позволил «Яндексу» запустить коммерческое беспилотное такси — но запуск, который планировался на март, так и не состоялся. А иностранные проекты — испытания беспилотников в США и доставку роботами-курьерами — компания прекратила. Возникли и проблемы с компонентами: работать с «Яндексом» отказалась Nvidia — ведущий поставщик процессоров, без которых беспилотные машины не сделать.
- Но «главный удар» по планам компании нанёс отказ от партнёрства крупного автопроизводителя. Как говорят источники, в подразделение Yandex Self Driving Group при оценке в $5 млрд должен был «зайти» Hyundai.
- Как дела у того же SberAutoTech — не совсем ясно: компания тестировала беспилотные машины в Санкт-Петербурге, также у неё есть закрытый сервис для сотрудников. К тому же «Сбер» нарастил и парк автомобилей в 2022 году — у банка их 180 против 160 машин у «Яндекса». Тестовых километров меньше: 1 млн км у SberAutoTech против 23 млн км.
- Но пополнение было запланировано ещё в 2021-м, говорят источники, а сейчас с перспективами на будущее у компании «не всё так однозначно». Например, до «спецоперации» она планировала выйти в ОАЭ, но от этого пришлось отказаться. «Сбер» сейчас «в замешательстве», а разработка идёт скорее «по инерции».
Беспилотные грузовики
- Шансы на запуск беспилотных легковых машин уменьшаются — не только из-за проблем с запчастями, но ещё и потому, что для россиян покупка даже нового автомобиля стала «задачей нетривиальной». Вместо него Россия может сосредоточиться на беспилотных грузовиках.
- Для них на трассе М11 Москва — Санкт-Петербург в 2023 году хотят запустить «беспилотные логистические коридоры». По задумке по трассе будут передвигаться машины от разных российских разработчиков. С помощью них планируется сократить время доставки груза из Москвы в Петербург на час и снизить себестоимость поездки на 10% — но только к концу десятилетия.
- Для грузовиков выделят отдельную полосу, а в Твери — построят объезд. Весь проект построен по принципу v2x (vehicle to everything). Это подразумевает, что автомобиль беспрерывно обменивается информацией с «умными» дорогами, светофорами и знаками. А значит, всю трассу придётся оцифровать — оборудовать передатчиками, с которыми будет связываться грузовик. Объём вложений в проект оценивался почти в 8 млрд рублей.
- У такого подхода много проблем: слишком дорогой каждый километр дороги и необходимость постоянной поддержки инфраструктуры. Ещё нужно подвести питание — это увеличит нагрузку на сотовых операторов, у которых и так проблемы с поставками оборудования. А комплектующие для таких систем либо импортные, либо сделаны из иностранных компонентов. Неясно также — кому и зачем нужен этот проект: бизнес режет расходы, а беспилотники — «дорогая игра на будущее».
Но он может стать «звёздным часом» для «КамАЗа», который ещё в 2015-м получал миллиардные гранты на создание собственного автономного грузовика.
Проект «КамАЗа» — это скорее сегмент дешёвых машин с тиражом всего 40 тысяч в год. При этом он столкнётся с теми же проблемами, что и другие, — например, заменой импортных компонентов. Особенно на самых современных грузовиках, у которых сделанного в России нет «практически ничего».
В гонку за беспилотный грузовик ввязался и «Сбер» — и даже нашёл себе партнёра: белорусский «МАЗ». Дорабатывать существующую модель банк не хочет, а собирается проектировать новую — сразу беспилотную. В SberAutoTech полагают, что это позволит зарабатывать на беспилотниках. Но «МАЗ» — слишком маленький производитель, чтобы запустить с ним массовое производство, которое когда-либо окупится, считает источник The Bell.
Беспилотники «Яндекса»
- За беспилотный грузовик не борется только «Яндекс», у которого беспилотное подразделение фактически разделилось на два — это компания подтвердила в ноябре, заявив, что в ходе реорганизации международную часть беспилотников выделят в самостоятельную компанию.
- В России беспилотники останутся — но с международной частью их судьба никак не будет связана. Амбиции продолжать разработку у оставшейся части есть, непонятно только, сможет ли «Яндекс» продолжать это делать «на уровне мировых лидеров», с которыми он пытался конкурировать в США.
Главная проблема — комплектующие. Лидары, радары, процессоры и компьютеры для беспилотников в России не производят, их нужно ввозить из-за границы. К тому же оборудование требует постоянных обновлений, а получить поддержку от производителей в России сейчас нельзя. Строить беспилотник на «пиратском» ПО — идея «сомнительная».
- Автопарка в полторы сотни машин вполне хватит для испытаний. Но если речь о коммерциализации — нужно серийное производство, а значит и контракт с крупным автопроизводителем. Для российского «Яндекса» это сейчас «практически невозможно». Но и у отделившейся части могут быть проблемы: если им удастся снова договориться с Hyundai — это уже будет «большая победа».
Ничё, щас поставим производство собственного. Раньше просто не надо было, но теперь точно запустим всё своё. В общем, только выиграли, как обычно. Гойда!
Комментарий недоступен
Главное, не забыть обязать население покупать сие, за любые деньги, иначе объявят иноагентом - ты чо, наше не покупаешь, может ты вражеский шпион?!! Такого плана маркетинг.
Ну расскажите как бы вы строили собственное производство, на фоне засилья дешевого импортного аналога? Ввели бы заградительные пошлины? Но тогда у вас бы случился либеральный диссонанс. Или расскажите как бороться с трансграничными корпорациями ...
Ага. В комплекте будет идти рикша
ага,лет через пять может быть будет готово
Даже специально загуглил что такое Гойда. В мире мемов прибыло, посмотрим сколько времени мем проживет :-)
Комментарий недоступен
Дайте-ка угадаю: тоже к 2030-му. Модная цифра сейчас.
Комментарий недоступен
В 2014 тоже такое писали? А воз и ныне там.. щас все сделают..ага
Ну а чего вы хотели от человека без вышки, троечника, гопника, да ещё из силовых структур в президенты которого никто не выбирал
ващет выбирали
Ой, как будто эта ваша вышка кого-то делает лучше. Они там в своих акадЭмиях настолько уже на почве неотроцкизма поехали, что мальчика от девочки отличить не могут, каждый день по новому полу придумывают, а нормальных, не по квотам набранных спецов, наоборот, гнобят.
троечника, гопника, да ещё из силовых структурБудто бы что-то плохое.
которого никто не выбиралВаши доказательства?
PS. На деле же проблемы от того, что этот тюфяк, пытавшийся строить из себя супермена, оказался недостаточно троечник, гопник и силовик. Настолько заигрался в поддавки, сделочки и "дорогих партнёров", что за это его и сожрут.
Комментарий удален модератором
Выборы окончательно доломали ещё в 1996 году.
Поздно пить Боржоми, когда почки отказали.Какие еще нахуй беспилотники, тут бы хотя бы колеса круглые остались
Добрый день.
Я представитель ипортозамещательного министерства.
Могу вас уверить: отечественные колеса в несколько раз превосходят западные по круглости, и даже больше скажу вам: из закрытый источников в НИИКК нам сообщили, что аналогов отечественных круглых колес в мире не существует.
ну мечтать тоже нужно
ну с этим хоть не переживайте, этого всегда тут будет в избытке
Да, а нахуя)) ВВ нужны только новые территории и войны. Какие беспилотники)) какие технологии)) Это как старой бабке 80 лет предлагать интернет провести. Старичок дурачок.
Ну Джо (с карточками) гораздо старей. Или это - снова другое 😂
Грустно на самом деле, живу прямо напротив офиса Яндекса, раньше видел эти машины каждый день в любое время дня и ночи. Вдобавок роботы-доставщики катались туда-сюда. Видя это каждый день настроение даже поднималось как-то, когда видишь такой прогресс. Теперь только роботы ездят и то намного меньше
Ни чего страшного, зато людям будет работа! Пусть доставщик это не айтишник в офисе Яндекса, но это человек, который может найти работу, получать за нее деньги и жить.
В Раменсках(рядом с тем самым офисом) они как ездили круглыми сутками, так и продолжают.
яндекс это отечественный уроборос
Мне кажется тут будущего нет не только у беспилотников...
есть у безбудущников
Комментарий недоступен
если бы только беднели, мать, некоторые гниют на чужой земле уже.
Теперь бедность — это меньшее из зол. Людей лишили самого главного — права на жизнь.
К 2030-му все наперебой обещают. Шадаев, Мантуров...
Ах если бы только беднели...
Что предлагаешь то?
Уже более 30 лет пробитий дна 😉
Россия из-за "СВО" лишилась всего технологичного.
Все эти умные дома, 5G, беспилотники, и прочие — мертво.
Оно еле еле развивалось, когда был доступ ко всем технологиям, а теперь этого нет.
Не нужно фантазировать что импортзаместим или что Китай поможет, это не работало и не сработает.
Как же вы заебали, всепропальщики тупые. Ну лягте и умрите тогда сразу. Нужно всегда возможность искать
Комментарий недоступен
Потом ещё спасибо скажете, что Яндекс беспилотных шахидмобилей наклепать не успел
Удивительны вообще какие-то влажные фантазии в России по поводу беспилотников, что транспорта, что доставки. И дело тут даже не в комплектующих и ПО. Какие нафиг беспилотники, когда у нас дорога вроде есть, а вроде и нет, вроде есть тротуар, а вроде и нет, вроде есть переход, а вроде и нет, вроде есть правила, а вроде и нет.
У нас каждый год самый большой снегопад/ливень в истории. Ни одно ПО, ни одно ИИ не справится с русскими чиновниками.
В Индии тоже дорог нет, но тем не менее беспилотники там развиваются. Правда в Индии президент не из питерской подворотни, ну это другое дело
Что касается дорог, то с ними стало намного лучше, чем лет 10 назад.
Комментарий недоступен
Сошьем из брезента воздушные шары- на кострах заправим горячим дымом - никакая электроника не нужна и ПВО не обнаружит- держи ответ пендосия!
Хватит писать спецоперация, путин на днях назвал войну войной по первому каналу. Пропаганда также свободно говорит война
Комментарий недоступен
Не все то, что дозволено Барину - дозволено и холопам.
говорит, но не пишет!
Нифига не получилось, зато всё сами?
Ну как можно лишится того, «чаво на белом свете вообче не может быть»?
Очередной язвительный коммент Вадима ради плюсов. Что ты с ними делаешь ? Откуда столько времени на vc..
"Хоть нет, Зато Своё!"
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Ну зато теперь Восстания Машин не будет!
а жаль, 2023 был бы очень эпичный
Ща нейросети обидятся на луддитов и усе будет
Геронтологический стратег и тактик всех переиграл!
Прелесть какая.
Когда Москвич продаёт Жаки под своим брендом - это "фуфуфу и хрень полная".
Когда Яндекс/Сбер/далее по списку на полностью чужом всём, делал селфдрайвинг - это "Россия могла закрепиться как один из лидеров".
Прямо так и вижу как мы бы закрепились.
Беспилотники это прежде всего сложный софт, а не камеры/радары/автомобили.
Софт-то как раз у Яндекса объективно хорош, их Self-driving Group по оценкам американских экспертов находился на 4 месте в мире, выше только гугловский Waymo, Cruise и китайский Apollo.
Прямо огромное количество есть сфер, где чисто ПО решения из России закрепились на мировом уровне.
Да?
nginx - раз (правда он бесплатный)
...
JetBrains - для программистов их решения, как adobe для дизайнеров.
Но с России они ушли, а Википедии не слова о России с марта.
Давай те честно. Весь этот беспилот изначально делался не для этой страны. Без обид но Ашот на камазе и в солярисе тут на много выгоднее и дешевле лидара)
Россия и беспилотный транспорт даже как о не сочетаются, представить себе это не могу
Комментарий недоступен
Cами себе косвенно копали могилу, сотрудничая с режимом. Так что пусть переходят на производство Ланцетов.
Да совсем не "косвенно", Яндекс.Новости такой же инструмент пропаганды как Первый канал.
Мне интересно кто у кого учится использовать кавычки Дождь у Bell или наоборот: "спецоперация", "лишилась". Как вижу этот лес кавычек сразу видно в какую сторону ресурс позиционирует информацию
Вам надо плагин для браузера написать себе, который будет нужные слова менять на «рывок», «прорыв», «хлопок». Может, кто-то уже сделал, кстати, погуглите. Ой, простите: поспутникайте.
а как можно позиционирование информацию в данной статье? расскажите. заменить падение на отрицательный рост, несбывшиеся планы - подготовка к рывку и тд?
Сахарку в виде очередных обещаний уникальных "аналоговнет" и кривеньких форм новояза не добавили?
К слову - почему такая аллергическая реакция на слово "лишилась" в достаточно нейтральном контексте ?
Самый кайф это Лента — россиянка попала в ДТП в центре Москвы, россиянин перевел телефонным мошенникам зарплату, два россиянина слепили снеговика в Твери
Не долго "The Bell" осталось)
Так они уже иноагентами признаны.
Так уже жи. Кстати, в тексте нет указания на это. Кто-нибудь, пинганите кого-нибудь, а то так и виси нахлобучат за нарушение @модератор
https://www.forbes.ru/society/481932-minust-priznal-inostrannym-agentom-izdanie-the-bell
Россия могла закрепиться на рынке беспилотных автомобилей как один из лидеров, но этого шанса она лишилась после начала «спецоперации».
не только этого лидерства она лишилась
Хех, мечтал съездить в автотур по Кубе, а она сама по-ходу приезжает
Там такси Лада Веста даже есть 😉
а зачем нам беспилотники? Им неначем данные обсчитывать - все чипы у нас не производятся и теперь ооочень скромно ввозятся.
Как бы рожденный ползать упасть не может.
А мне не понятнее основной вопрос, где беспилотники то ездить будут? К примеру такси, возьмем Москву в 90% случаев такси забирает пассажира там где нельзя парковаться, во втором ряду, быстренько у поворота, быстренько на остановке и так далее - беспилотное такси просто не сможет так ездить, про дворы я вообще молчу.
Подскажу решение, надеюсь это не помощь в обходе санкций. Есть один автопроизводитель, он изначально сказал что все эти радары, лидары и прочее это лишнее. И работает не над тем сколько еще вертящихся люстр купить и поставить на авто, а над тем как научить нейросеть понимать пространство вокруг. И он уже вышел в публичную бету на миллионы потребителей на ките из 8 дешёвых слабеньких видео камер.
Птичка пукнет на камеру и приедете не туда
Тренированную нейросеть, понимающую пространство вокруг, зовут Вася.
Без обид, но его решения, несмотря на огромные финансовые вложения до сих пор находятся на Level 2-3, и не входят даже в десятку лидеров автоматизации.
Посмотрите даже где-нибудь на ютьюбе, как даже последние сборки "Full Self-driving" беты Теслы постоянно дёргаются, пропускают съезды, сворачивают не туда, резко жмут на тормоза без видимой причины и бросают руль на вафельных перекрёстках по сравнению с тем, как Waymo уже не один год возит людей с пустым креслом водителя в Сан-Франциско, или даже тот же Яндекс в Лас-Вегасе почти 5 лет назад.
Помню, в Arrival Хендэ заходил при оценке в несколько ярдов и ещё какой-то проект беспилотников при схожей оценке :) аналогию вы поняли
Всё, до чего «дотрагивается» Хёндэ, умирает мучительной смертью
По-моему в РФ сейчас востребованы другие беспилотники.
Это не из-за спец операции,это блять из за того,что "нахрен надо,мы можем купить",вот из за чего это всё.
Комментарий недоступен
Дедушке плохо? Дедушка перебрал?
Тема описана и раскрыта, что называется, "на грани". Хоть это из материала другого издания, Евгения конечно смело поступила.
Сравнивать мог лишь с Европой и уже лет как 7 назад, весь софт / сервис около Такси был очень крут в России. Реально от голосования на обочине в 2012 до (год уже и не вспомню) выбора такси из разных приложений, был удивительным.
Вполне верю что Россия смогла бы запустить роботакси.
Сейчас об этом говорить, не более чем фейспалм.
Это видимо очередной прорыв намечается.
Что-что? Беспилотный машины? Высокие технологии? Не нужОны они нама, нама Величие надо! А это все оставьте загнивающей гейропе!
Той самой которая отвернулась от зелёной энергетики и вернулась к углю?
Гоойййддаааа
В России так нужны прям эти беспилотники особенно какому то армену который на камазе всю свою жизнь отъездил
Для них на трассе М11 Москва — Санкт-Петербург в 2023 году хотят запустить «беспилотные логистические коридоры».
Коридоры то запустят ,а грузовики сделают в году 30
Из заголовка подумал, что речь про Герани и Ланцеты, хотел уже пойти в комменты поспорить, про прозападную пропаганду от The Bell, но тут про другие беспилотники, оказывается 🙃
Но сути не меняет. Как-будто проблемы с беспилотными авто это самая большая проблема сейчас 🤦♂️
ну от геев например нужно было оградить именно сейчас - они ведь лезут со всех щелей и мешают проведению сво.
Беспилотные самосвалы как тестировали на угольных разрезах СУЭК и СДС-Уголь, так и продолжают тестировать. БЕЛАЗ-7513R и бескабинный Юпитер-30 от Камаза.
Вообще движение по дорогам общего пользования это не то чтобы мега-приоритет, на мой взгляд - транспортные системы на производстве, складах, в труднодоступных регионах куда сильнее улучшат нашу жизнь.
Комментарий недоступен
Конечно будущее было, но оно благополучно просрано как и все остальное будущее страны
Какой же это "лидер"? Если компоненты и ПО иностранное? )))
Комментарий недоступен
заголовок огнище просто. какое будущее может быть у того чего лишились...
Ну конечно. Автор статьи: Валерия Позычанюк. Без комментариев, девочки.
Беспилотный грузовик - звучит даже как-то... не футуристически, нет, просто страшно. А если глюк какой в системе обмена данными между ним и умным светофором? О, вспомнила! В Европе в таких случаях техника просто тупо встаёт, даже при наличии водителя за рулём. Очень помогает сократить время движения на 10%. Смеюсь, конечно.
Это не так работает, современные беспилотники не общаются со светофорами, они их просто видят вместе с остальными участниками на дороге.
А если "тупое вставание" приведет к аварии?
Комментарий недоступен
Да. Вероятно это самая больша проблема в стране.
Ну это база.
Ну и слава богу, с учетом того, какие беспилотники были бы в приоритете у Российской Федерации образца 2022 года
"Миллиарды рублей же куда-то потрачены. Спрашивать куда — вопрос очень неудобный." Я бы даже сказал - гантельный
Комментарий удален модератором
Ну все, щас как рванем с колен и сразу в космос на беспилотном камазе ))))
Комментарий удален модератором