Двигатель ПД-8 для SSJ 100. Как здоровье мальчика?
26 декабря 2022 года прошла громкая новость о начале летных испытаний двигателя ПД-8 в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.
Внимательные комментаторы авиационных телеграм-каналов обратили внимание на странное обстоятельство.
А именно — нет никаких видимых отличий мотогондолы, подвешенной к крылу Ил-76ЛЛ, от мотогондолы SaM146.
Это очень странно.
Напомню, сейчас SSJ 100 летают на двигателях SaM146 совместного производства Safran и ОДК "Сатурн".
Французы производили и обслуживали "горячую часть" двигателя — газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеру сгорания и турбину высокого давления. ОДК отвечает за "холодную часть" — вентилятор и турбину низкого давления.
В конце октября ОДК рапортовало, что ВАСО (Воронеж) изготовили и отгрузили первый комплект мотогондолы. Но никаких фотографий не появилось. Никто из читателей не сообщал, что ему удалось где-то увидеть фотографии новой мотогондолы.
Вероятность, что в мотогондолу SaM146 удачно вписался ПД-8 … невелика. Двигатель-то совсем другой.
Что же это было? Большой вопрос.
Чтобы два раза не публиковать, поговорим заодно о будущем SSJ 100.
По заявлению Дениса Мантурова, сделанному в декабре, двигатели на уже построенных отечественных самолётах Sukhoi Superjet 100 заменять на российские ПД-8 не планируют.
Давайте разберемся, сколько отмерено жизни двигателям SaM146.
До 2017 года SaM146 страдал от детских болезней горячей части. Вместо заявленных Safran 7500-8000 часов, в реальной эксплуатации двигатель требовал ремонта уже через 2000-4000 часов.
Проблемы камеры сгорания были идентифицированы и пофикшены французами к 2017 году, к 2020 году все эксплуатируемые двигатели вроде как получили новую камеру сгорания.
Вторая причина досрочных ремонтов связана с масляными коллекторами. В той же статье, со ссылкой на закрытую презентацию, утверждается, что в 2019 году была решена и эта проблема.
Надо заметить, что один из комментаторов статьи утверждал в 2021 году, что в его авиакомпании практически нет беспроблемных SaM146, а трещины в масляных коллекторах по-прежнему являются нерешенной проблемой.
Тем не менее, SaM146 достаточно надежны и еще полетают, если проблема с топливными фильтрами их не доконает: )
8000 часов — это много или мало?
При среднем суточном налете 7,5 часов это дает 1000 дней.
Почти три года, неплохо. Какой-то запас комплектующих по горячей части хранился на территории России и будет использован, несмотря на то, что принадлежит французам.
Кто будет заниматься капитальным ремонтом горячей части? Что-то ОДК сумело освоить, но критические, ключевые компетенции французы не передавали и не собирались передавать.
Что будет дальше, в 2025 году и позднее?
В публикациях звучала идея, что по мере исчерпания ресурса SaM146 будет производиться ремоторизация SSJ100 под ПД-8.
Это отнюдь не просто, но принципиально возможно.
Фишка в том, что этот вариант не был утвержден правительством.
На двести ранее произведенных SSJ 100 потребуется четыреста двигателей ПД-8.
Четыреста.
Программа развития авиаотрасли до 2030 года, утвержденная правительством летом 2022 года, предусматривает серийное производство 44 штук ПД-8 начиная с 2024 года по 2030 год.
Одновременно планируется ежегодное производство 20 штук SSJ-NEW.
Нетрудно заметить, что на ремоторизацию старых SSJ планы не ориентированы.
Я воздержусь от обсуждения реальности планов по производству 20 штук SSJ-NEW в 2024 или 2025 году, или реальности серийного производства ПД-8 уже в 2024 году.
Специалисты предпочитают говорить об огромном количестве задач, которые необходимо решить для того, чтобы серийное производство SSJ-NEW и ПД-8 вообще стало возможным. Тут речь даже не про количество, будь то 10 или 20 бортов.
Будьте уверены, ПД-8 тоже содержит импортные компоненты.
Как видите, никто не строит долгосрочных планов. Пару лет продержаться, а там видно будет.
"Не взлетим, так поплаваем..."
ну да, не было ни одного самолета, который не приземлился)
Был: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%87%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B0#:~:text=%D0%98%D1%81%D1%87%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B0%20%E2%80%94%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B5%2C%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D1%88%D0%B5%D0%B4%D1%88%D0%B5%D0%B5,%D0%BD%D0%B0%D0%B4%20%D0%91%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BC%20%D0%B2%20%D0%90%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B8.
А с чего бы их мотогондолы должны видимо отличаться, если ПД-8 делается на замену SaM146 и со сходными характеристиками?
Холодная часть у них одинаковая, а именно она и определяет диаметр мотогондолы.
А насчет реальности планов, недавно писали, что уже на 12-15 месяцев обгоняют график.
С опережением графика примерно на двенадцать-пятнадцать месяцев в первой декаде 2023 года пара летных образцов отправится из Перми в Комсомольск-на-Амуре для монтажа под крылья «Суперджетов» серии NEW. Сертификат соответствия ждут к лету, а окончательное одобрение для полетов – в декабре 2023 года. Учитывая, что работы над ПД-8 начались в 2019 году, это удивительно оперативные сроки даже по общемировым меркам. Остаётся только надеяться, что планируемый сдвиг сроков влево не останется на бумаге.Автор написал бред, а вы пытаетесь оспорить этот бред...не тратьте время... :)
Не хрюкай с умным видом, будто ты в этом деле разбираешься :)
Хорошо, если так.
К тому же совпадение по размерам должно упростить ремоторизацию (в том числе проектирование, испытания и сертификацию SSJ-NEW).
Дык это самое логичное объяснение и самый логичный подход. Зачем изобретать велосипед, если можно использовать старые наработки. И денег сэкономив и время. Почему только оно к вам во во время заметки не пришло, хотя лежало на поверхности.
А почему нет фотографий?
Ростех и ОДК любят PR.
фотографий чего? Двигатель на Ил-76 был сфоткан с нескольких ракурсов.
Фотографий первого комплекта мотогондолы, отгруженного ВАСО.
А были фотографии первых лопаток, первой камеры сгорания и т.д.?
Вы лукавите.
Вы в пресс службу Ростеха запрос писали?
Может вам как блогеру предоставят данные снимки.
Только в Спортлото!
Я не блохер. Развлекаюсь для душевного равновесия. Пустили сюда, пока не выгоняют )
нет, просто непонятно с чего вы решили что Ростех будет фоткать все подряд? Вот какой PR эффект на простого обывателя произведет пустая мотогондола?
Двигатель же в сборе и на крыле отфоткан с нескольких ракурсов.
Я бы хотел сравнить габариты горячей части.
ПД-8 должен быть покрупнее в ней.
Шлавное, чтобы "мальчик" не чихал и не кашлял.
Отличная публикация!
Вместо заявленных Safran 7500-8000 часов, в реальной эксплуатации двигатель требовал ремонта уже через 2000-4000 часов.Огромная разница конечно
Вижу dzen прохожу мимо
Зря. Я много раз замечал, что публикации Дзена по отечественной авиации собирают наиболее содержательные комментарии.
Правда, до февраля 2022.
Вообще то изначально было сказано что ПД-8 ВПИСЫВАЕТСЯ в мото гондолы для САМ-а, а точнее - что мотогондолы одинакового размера. Что вас там удивляет то, ну кроме желания говна понакидывать?
Поздравляю с наличием тайного знания. Поделитесь, напишите статью.
Я вот лично не видел горячую часть ни ПД-8, ни ПД-14.
Надо же такой бред написать....
В приличном обществе приветствуют конструктивную и, что важно, предметную критику.
Комментарий удален модератором
ВАСО - в Воронеже, а не в Ульяновске, на что намекает первая буква "В" :)
Спасибо, исправлю. Путаю как Самару с Саратовым )