Вернут ABS, но не «подушки»: авторегуляторы вновь взялись за техрегламент — чего следует ждать

Ранее поднимал тему отмены техосмотра и штрафах за автошум. Сегодня решил обсудить новую инициативу, связанную с техрегламентами.

<p>Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2FiF3BrXJq3Ow&postId=618390" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Platon Matakaev</a></p>

Фото: Platon Matakaev

Что за техрегламент

Речь идет о техническом регламенте таможенного союза — ТР ТС 018/2011. Он содержит требования к безопасности автомобилей, которые выпускают и эксплуатируют в ЕАЭС. (Россия входит в объединение с 2015 года.)

Именно этот документ запрещает кустарную установку металлических «кенгурятников» в передней части легковых автомобилей, а также выпуск в обращение автобусов, троллейбусов и специализированных транспортных средств с правым рулем. Он же регулирует нормы экологических классов ДВС, диктует требования к запчастям, системам помощи водителю и элементам управления в салоне автомобиля.

С течением времени нормативы регламента становились строже, однако 12 мая 2022 года правительство, наоборот, упростило правила сертификации легковых автомобилей. Регулятор разрешил выпускать транспорт без некоторых систем безопасности. Цель этого шага — дать предприятиям время на перестройку логистических цепочек, нарушенных санкциями.

Что упростили

Минпромторг допустил производство авто без ABS и ESP, а также подушек безопасности и преднатяжителей ремней. Чтобы «вписать» изменения в нормативы, властям пришлось снизить требования к краш-тестам.

Правки затронули и требования по экологии. Регулятор легализовал класс «Евро-0». Выхлоп такого транспорта отвечает нормативам 1988 года. При условии, что еще в 2002-м Россия запретила ввоз авто классом ниже «Евро-2».

В итоге на рынок стали выходить упрощенные УАЗы и Лады. Парадокс в том, что цена на такие автомобили оставалась высокой. Приобретая модель «на минималках» — без подушек безопасности — покупатель экономил всего 20 тыс. рублей. Причем выезжать на таких авто можно лишь в страны, с которыми есть двухсторонние договоренности, — то есть только в Беларусь.

Поэтапный откат

Упрощенные автомобили будут производить еще какое-то время. Аналитики объясняют это тем, что спрос на новые модели в стране до сих пор не удовлетворен. Хотя ушедшие с рынка марки начинают ввозить из Китая параллельным импортом, а автопроизводителям удалось частично решить проблему поставок и восстановить компонентную базу. Поэтому в феврале Минпромторг «откатил» послабления и вновь ужесточил техрегламент.

С 1 июня 2023 года все автомобили, производимые в России, должны соответствовать экологическому стандарту «Евро-2» (или выше). С 1 ноября 2023 года сделают обязательной установку антиблокировочной системы.

Что касается подушек безопасности и экологических норм, то этот вопрос отложили до 1 февраля 2024 года.

<p>Фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2Fphotos%2FjHZ70nRk7Ns&postId=618390" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Lenny Kuhne</a></p>

Фото: Lenny Kuhne

Что интересно, обновленный техрегламент предполагает не только откат к более строгим требованиям, но и введение новых. Регулятор планирует обязать автопроизводителей раскрывать сервисные данные об устройстве внутренних систем автомобиля, необходимые для обслуживания и ремонта. Компании должны передавать соответствующую информацию независимым СТО. Правда, как это будет реализовано, сказать сложно — если кармейкер ушел с нашего рынка, заставить это сделать будет проблематично.

Еще правительство впервые включило в техрегламент требования к электрическим и водородным автомобилям, а также новые экологические нормы «Евро-6» и «Евро-6+». Правда о переходе к ним, опять же, речи пока не идет. По словам специалистов, автопроизводители все еще испытывают трудности с соблюдением норм «Евро-3» и выше. Поэтому включение новых стандартов в текущей обстановке выглядит немного странно. И как будет развиваться ситуация дальше — пока непонятно.

Что еще есть у меня на vc.ru и не только:

7
1 комментарий