1000 и 1 суд: обратная сторона бизнеса красноярской доставки роллов «Ёбидоёби»
Рассказываем, как нас судили — и к чему готовиться тем, кто выбирает хулиганский стиль в рекламе.
Привет, это Костя Зимен и Дима Прадед — основатели красноярской сети доставки суши и роллов «Ёбидоёби». Недавно мы уже рассказывали о том, как начали бизнес, получили сотни бесплатных публикаций в СМИ за счет названия и вышли на оборот более 400 млн рублей в год.
В нашей истории есть и другая сторона: за 4 года работы на нас жаловались в прокуратуру, портили вывески и подавали в суд сотню раз. Сегодня расскажем четыре самых интересных юридических эпизода. В конце — советы таким же хулиганам. Спойлер: никогда ничего не бойтесь, жизнь одна, ну вы поняли.
Дело №1. Многострадальная вывеска
25 января 2016 года мы открыли первую точку «Ёбидоёби» в Красноярске. Помещение в фирменном стиле, около входа — вывеска с названием и графиком работы. На следующий день о доставке с необычным названием написали более 160 СМИ, в том числе федеральные издания. Этим мы привлекли внимание органов власти.
Управление архитектуры Красноярска обратилось с жалобой в антимонопольную службу. Администрация требовала вынести вывеску «Ёбидоёби» на обсуждение совета по этике. Они утверждали, что вывеска порочит облик города.
12 февраля 2016 года, спустя 17 дней после открытия, нашу вывеску впервые сорвали. К нам приехали несколько человек, быстро показали какую-то бумагу с разрешением на снятие и полностью демонтировали вывеску. Даже срезали металлические конструкции, на которых она висела. Никаких предписаний с требованиями самостоятельного демонтажа мы не получали. После этой ситуации мы сразу подготовили бумаги в свою защиту и отправили их в управление антимонопольной службы Красноярска.
19 февраля 2016 года УФАС Красноярска вынесло решение по поводу вывески — ее признали законной, так как вывеска не попадает в поле закона «О рекламе». Мы сделали новую конструкцию и повесили вывеску заново.
11 апреля 2016 года управление архитектуры Красноярска продолжило настаивать на том, что наша вывеска является рекламой, и выписало еще одно предписание к ее снятию. В этот раз мы получили официальный документ, несмотря на то, что суд и УФАС вынесли противоположное решение. Мы снова подготовили ответ, а вывеску снимать не стали.
30 апреля 2016 года мы получили повестку в прокуратуру Советского района Красноярска. Мы должны были подготовить стопку бумаг о нашем бизнесе. Так, 5 мая 2016 года мы впервые побывали в прокуратуре города. Это был первый и последний случай, когда мы лично присутствовали в подобных учреждениях. Наш юрист посоветовал делегировать все задачи ему, чтобы мы точно выигрывали дела.
Еще из забавного: на одно из первых заседаний приехала местная телевизионная служба новостей, но во время съемки заседания, юрист их телеканала запретил им продолжать съемку. Позже он объяснил это решение тем, что он в любом случае не пропустит название «Ёбидоёби» в эфир.
18 мая 2016 года нашу вывеску снова демонтировали. В этот раз мы вызвали полицию, но это не дало никаких результатов. На следующий день мы написали название «Ёбидоёби» на листах А4 и повесили около входа. Если вы не читали предыдущую статью, повторимся: фотография с напечатанными буквами облетела паблики в соцсетях и дала нам бесплатные выходы в медиа с общим охватом более 28 млн.
20 мая 2016 года мы сделали новую вывеску с другим дизайном и меньше по размеру. Мы перебирали разные варианты вывески, экспериментировали с дизайном и размером и сделали такую вывеску, чтобы у госучреждений было меньше поводов для жалоб.
21 июня 2016 года мы с юристами подготовили документ в прокуратуру. Мы просили проверить законность действий управления архитектуры города. Конечно, нашу жалобу прокуратура не удовлетворила.
Разбирательство из-за вывески шло около года. Все это время УФАС, управление архитектуры и «Ёбидоёби» обменивались пакетами документов. Суть была одна: мы считали (и считаем), что не делали ничего против закона, управление архитектуры настаивало на том, что вывеска портит вид города, а прокуратура пыталась разобраться, кто прав.
В итоге УФАС вынесла финальное решение в нашу пользу. Нам разрешили оставить вывеску. Большее ее никто не сдирал, а мы смогли продолжать работу и не отвлекаться на судебные дела.
Дело №2. «Ёбидоёби» покупает. Оригами»
В маркетинговой стратегии мы используем громкие заголовки и скандальные названия. Из примеров: сеты роллов «Бич», «Куни ли», акции «Купи роллы на 25 000 рублей и получи стриптизера бесплатно» или «Больше грудь — больше скидка». Мы намеренно делаем такие рекламные кампании — они подходят нашему хулиганскому стилю, дают большой охват и увеличивают продажи.
Например, в акцию «Больше грудь — больше скидка» мы вложили 0 рублей: сделали картинку для соцсетей и опубликовали на своей странице ВКонтакте. В комментарии пришли возмущенные парни, которые тоже хотели выиграть скидку: тогда для них мы в шутку запустили другую акцию «Больше сантиметров — больше скидка». Результат: тысячи лайков, комментариев и сотни репостов. Кстати, в акции приняли участие около тысячи девушек, а ни один парень так и не рискнул :) Акция со стриптизером принесла 38 покупок наборов роллов на 25 000 рублей в первую неделю — это в несколько раз больше средних недельных продаж.
Как-то раз мы давали наборы роллов или скидку за определенное количество бумажных журавликов. В чем скандальность? Наш прямой конкурент в Красноярске называется «Оригами».
Мы купили нативную рекламу в местном онлайн-издании «Деловой квартал Красноярска» и написали новость с заголовком «Ёбидоёби» покупает. Оригами». Все, кто прочитал только заголовок, а не всю статью, неверно поняли смысл акции — это были и читатели, и сами журналисты. Они быстро перепечатали новость, и в соцсетях разлетелись посты о покупке конкурентов.
Владельцы «Оригами» подали на нас в суд за акцию, которая якобы порочит их репутацию, и на медиа «Деловой квартал» за публикацию новости. Они требовали от нас денежную компенсацию сначала в 1 млн рублей, а затем в 100 000 рублей, а от издания — удалить новость с сайта.
Судебные разбирательства длились 2 года. За это время:
- Состоялось 26 заседаний управления антимонопольной службы Красноярска и 34 заседания арбитражного суда Красноярска.
- Клиенты принесли 2 500 бумажных журавликов к точке «Ёбидоёби».
- Мы потратили более 800 000 рублей на онлайн-рекламу, лидеров мнений и работу юристов (около 33 000 рублей в месяц).
Итог: суд не удовлетворил иск «Оригами» и вынес решение в нашу пользу. Спустя два года по иронии судьбы мы арендовали помещение, в котором ранее располагались конкуренты. Как всегда, мы обыграли эту историю новой кампанией: «Ёбидоёби отдирает. Оригами». Это был конкурс среди клиентов, которые получили набор роллов весом 2 кг и бонус: возможность отодрать наклейки с окон помещения, откуда съехали наши конкуренты.
Дело №3. Активист-вымогатель
Это был спокойный весенний день. Подвоха мы не ждали.
11 мая 2018 года пенсионер-активист подал иск в суд на «Ёбидоёби» с просьбой изменить название. Он настаивал на том, что название является бранным словом. Одна из наших точек находилась рядом со школой и торговым центром — на пути у большого количества горожан. В том числе несовершеннолетних.
Суд принял иск и назначил заседание на конец мая 2018 года. К тому моменту мы успели накопить опыт и собрать команду сильных юристов, поэтому быстро подготовились к суду. Самое интересное началось дальше.
Пенсионер написал нам личное сообщение ВКонтакте, где предложил сделку: «Ёбидоёби» выплачивает денежную компенсацию, а он забирает исковое заявление из суда. Точную сумму пенсионер назвать не смог, оставил это «на наше усмотрение». Конечно, отвечать на это предложение мы не стали.
Затем пенсионер добрался до мамы Кости Зимена. Он просил ее «немного угомонить сына», утверждал, что он выиграет суд, а если не выиграет, то найдется кто-то, кто заставит бренд «Ёбидоёби» закрыться.
Рассмотрение дела длилось более 10 месяцев. Надо ли говорить, что суд отказал в удовлетворении иска пенсионера и вновь встал на нашу сторону. Мы подали заявление в полицию на вымогателя, после этого уже полиция разбиралась в деле и требовала возместить «Ёбидоёби» расходы на юриста. Далее мы не стали вдаваться в подробности дела, но в итоге все юридические расходы нам, действительно, возместили.
Дело №4. «Ёбидоёби» якобы закрылись в Питере?
В мае 2019 года одна женщина пожаловалась на нашу вывеску и название. За несколько лет подобных судебных дел, мы даже не стали обращать на это внимание, а запустили отработанный юридический процесс. Все шло по классическому сценарию: на нас кто-то жалуется, об этом деле пишут местные СМИ, мы получаем охват и рост продаж. В этот раз все вышло немного по-другому.
Спустя 2 месяца после жалобы женщины УФАС Санкт-Петербурга выпустило пресс-релиз, в котором сообщило, что «Ёбидоёби» закрылось в Питере. Это было ложью: все точки работали в штатном режиме, а мы узнали о том, что закрылись, из местных газет.
Этот пресс-релиз подхватили многие местные и федеральные медиа. Например, издание Lenta.ru сначала опубликовали новость УФАС, а затем им пришлось написать опровержение. Единственным изданием, которое проверило информацию и опубликовало верную статью, оказалось RBC.ru.
Мораль: что бы не происходило вокруг нас, мы продолжали кормить людей роллами и получать миллионные охваты аудитории. А в этом случае: получать миллионные охваты дважды: в первый раз, когда женщина пожаловалась на нас, во второй — когда УФАС опубликовало ложный пресс-релиз.
Работа с юристами и главные выводы
Коротко в цифрах: за 4,5 года работы и разных судебных дел на юристов мы потратили около 2,5 миллионов рублей. Суды — не самое приятное место. Но это часть любого «хулиганского» бизнеса.
Наш юрист не проигрывал ни одного дела. Чтобы добиться такого результата, мы вместе разбирались не только в юридической стороне вопроса, но и проводили для него лекции. В течение нескольких дней в интенсивном режиме мы рассказывали ему, как работают социальные сети и таргетинг — возможно, это сыграло решающую роль. Опыт показал, что адвокату нужно не только разбираться в законе «О рекламе», но и понимать, как реклама устроена. Тогда шанс выиграть дело увеличивается в разы.
Советы всем, кто выбирает хулиганский стиль в рекламе
По опыту работы мы выделили четыре главных правила:
- Отстаивайте свою позицию, принципы и правила. Если надо, обращайтесь в суд сами.
- Всегда найдутся те, кто будет защищать и любить вас. Ничего не бойтесь. Наш тому пример.
- Принимайте решения быстро. Если вы придумали креативную идею — воплощайте ее сразу.
- Если вы предприниматель — делайте то, что нравится. Не надо согласовывать любое действие с юристами заранее. Они нужны, чтобы защищать вас, если что-то пойдет не так, а не отговаривать от взрывных идей.
Дурной вкус не преступление, а просто провинциальная тупость
+1
Быдло сушильня по-селянски от Бивиса и Баттхеда
+1. Делать имидж на матерно звучащих словах - удел школьников
p.s. вместо того, чтобы тратить силы на юристов и суды, лучше качество повышать
там всё прекрасно:
Или способ выживания?
Советы всем, кто выбирает стиль провинциального быдлана в рекламе:
1. Не выбирайте стиль провинциального быдлана
2. Волк слабее тигра, но в цирке не смеется
3. Profit
орем с волка уже минут пять. спасибо!
Советчица блять 🤣
не выступает же
Объясните шутку, правда не понял =)
а тигр разве смеётся в цирке?
Долбоёби
Больше сантиметров — больше скидка
Это не «хулиганский стиль», это пошло и не смешно.
Ну и написать «Больше хуй — больше скидка», вы таки зассали. 🤷♀️
Глубже вагина - больше скидка. Вот где зассали.
Линейка на кассе есть?
Всю статью испытывал гадливое чувство.
Ага я читал про победителей, которые отбирают наклейки с окон, а сам думал, сейчас в комментах сколько людей напишет какие они креативные?
Из статьи складывается ощущение, что больше всех на ебидоеби зарабатывают даже не владельцы сети, а юристы со всех сторон :-D
Комментарий недоступен
Даблоёби
Ну такое один раз прикольно, а потом как-то просто пошло. Идея мягко говоря не новая, поэтому тут — в очередной раз — скорее просто пошло и как-то примитивно. Покажи сиськи, отдери конкурента... ну, для 16-летних наверное смешно)
из серии "брендинг на грани"
π-zdets
Всем хейтерам - "Ты не твой клиент"
Ребята просто нащупали ЦА и подход к ней, похоже сделали это успешно и зарабатывают.
Да, выглядит "колхозно" и хочется спросить "что реально кому-то заходит?", но ведь это работает.
Сонласен !
Бизнес, есиь бизнес - ничего личного.
Вообще не ожидал столько хэйта увидеть.
Рад за парней.
Полностью поддерживаю. Если бы это не работало, ребята бы закрылись. А тут эстеты собрались, которые по своей шапке меряют всех и при этом высказывают свое "ФИ". Тут это очень часто. Хотя главное правило, смотреть на цифры.
надеюсь, я доживу до того момента, когда в россии заработает институт репутации. и все эти быдло забегаловки вымрут.
Если в россии заработает институт репутации, то скорее вся страна вымрет
Вспомнил, что это напоминает:
Еще у эльдорадо было сосу за копейки и фото пылесоса
Комментарий недоступен
Вы молодцы.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Точки над е ставят только всякие ебнутые редакторы. Нормальные пацаны пишут без точек. Поэтому ваше название читается как еби - доеби. Поэтому вас правильно судили, нужно было десятку за такое дать :)
Точки над ё не ставят только лентяи.
Как обладатель буквы Ё в фамилии категорически не согласен.
Неважно, кто как пишет. Если точки стоят, то люди всегда читают как Ё, и никогда как Е
Супер, столько бесплатного пиара и промо только на названии. Суды - тоже своего рода пиар, один юрист на зарплате закрывает весь негатив.
Если нет мозгов предложить хороший сервис или хороший продукт то только и остается что сортирный юмор использовать. Для таких же быдланов может и сойдет.
Фублядь
Это пиццерия?
Ох уж эти блюстители морали в комментариях. Нет такого слова в русском языке и точка.
хуемтебеполбу тоже нет такого слова.
Ёбидоёби есть, а слова нет?
Как вы определяете есть слово в языке или его там нет?
Беспросветный колхоз.
Когда же вы уже все закончитесь как факт?
Когда исчезнут «колхозники»(в смысле уровня интеллекта, а не сферы деятельности). Вы уже запустили школу просвещения населения и пропаганды «правильных» ценностей?
Комментарий недоступен
если товар годный, то упаковку можно пережить.
реально дохрена народа, которые прутся от такой пошлятины
Вы сами придумывали идеи для маркетинга или нанимали агенство?
агенТство
Круто, парни победили бюрократического червя и парочку разводил..предмет для особой гордости выведение на чистую водицу пенсионера. Ни слова о продукте и клиентах, качестве и чем то действительно важном.
Будете внукам рассказывать эти невероятные истории, какие там ракеты и сервис - борьба за вывеску вот где величие..))
Третий раз про это дерьмо я читать не хочу. Предлагаю всем заигнорить автора.
Комментарий недоступен
Эт все понятно. Кто плюсует ?
Я плюсую. С такими ребятами жизнь интереснее.
Интересно, а вы не испытываете отвращения к собственной аудитории? И вообще, как это работает? Видит полоумыч название "Ёбидоёби" и такой "ГЫ! Там кажется есть слово "еби" ХЫ! Вот пРиКоЛ., пАйду пАем у них какого нибудь говна, ГЫ. Так прикальна, ЕБИ написали, ГЫ."
Вот они, ваши клиенты. Почему получается так, что общество поддерживает все не интеллектуальное? Хулиганский стиль? Полоумный же стиль, нет? С другой стороны - это очень расчетливая эксплуатация вкусов тупого быдла, вот им только такого названия и не хватает, чем больше градус дегенерации - тем лучше. А сервиса как не было так и не будет, с опозданием привезут холодное хрючево. Пенсионера бедалагу обобрали, он вам возмещал "ущерб"? Он свою жизнь стране отдал, а вы что сделали? Наоткрывали шаражкиных контор по франшизе? Еее, бизнес. А сейчас этот пенсионер наблюдает полоумычей с одной извилиной, которые слушают "реп" , не дня в свой жизни не работали, ничего абсолютно полезного не сделали, просто дегенераты, и вот этот старик видит, как они заходят в чудеснейшее завидение "Ёбидоёби" и вообще не понимает, что происходит. Как он вообще ещё живой от этого всего. Единственное, в чем старик был не прав - он думает, что вывеска оскорбляет город, но этот город уже другой, не тот, каким он его помнит, этот город достоин этой вывески, а вывеска просто продукт этого общества, ничего лучше в нем не могло родится. Это как плесень, которая распространяется и захватывает все на своём пути. Старик интуитивно пытался спасти то место, в котором прожил всю жизнь, но он ещё не до конца осознал, во что это место превратилось.
всю жизнь стране отдал? Какая высокопарная совковая срань. Проработал всю жизнь, где смог, не забывая посещать кассу в день зарплаты. Как будто альтернатива была.
"Если вы заплатите мне определенную сумму...", то вроде бы и ничего название, даже можно сказать "зае..ись". Старое говно.
А вы не часть этого общества? Многое сделали чтобы оно изменилось или так, повыебываться какое вы «небыдло» с попыткой немного потешить своё чсв?
Ёбидолбоёби
Фиг с ним с названием, у них сама продукция оставляет желать лучшего...
Так какое название такая и продукция.
Ебидаеби
Вот не могу понять - это ложка говна в бочке успеха или наоборот?!
Ну то есть если потеряют название, они выплывут, или растут лишь благодаря такому идиотскому неймингу? :-\
А если второе, то где хуйкофф-банк, райфпиззден-банк, еблайн и тд
Опять в коментах сборище ханжей и борцов/борцух за нравственность
Просто перепись с минусами наперевес.
Господа, не стоит строить из себя утонченных снобов и аристократов, если у вас возникли ассоциации с чем-то непристойным - ваши проблемы, каждый понимает в меру своей распущенности, пересмотрите свой словарный запас.
Людям неприятно видеть подобное на улице. Причём до определённого момента на улице такого не было. Теперь некто max smirnoff ещё и советы даёт, куда надо идти со своими предпочтениями... Странная у вас реакция на вполне ожидаемые комментарии.
А зачем так называть себя в русскоязычной стране?
Это примерно если в америке открыли сушарню fuckinfuck sushi
Комментарий недоступен
Сортирный юмор в нейминге - признак отсутствия мозгов.
В целом не одобряю, но сюжет с наказанием вымогателя прекрасен!
УФАС-то ваш же прием использовал
теперь я знаю, что такое - Адъ и Израиль
Суть всей рекламо-статейки о Ё и Би:
"Если вы предприниматель — делайте то, что нравится. Не надо согласовывать любое действие с юристами заранее. "
Комментарий недоступен
Короче, вы как «Бургер Кинг», только в роллах :)
Сколько содрали с пенсионера?
Столько, сколько потратили на то, чтобы отбиться от мерзавца-вымогателя. Все справедливо
История о том, как самому себе наступить на яйца, получить "жизненный опыт" и героически пережить эту "неприятность".
Маркетинг у вас на высоте, красавцы! А вот роллы не понравились, к сожалению.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
а чтоб за сиськи скидку получить - надо было майку задрать?
Их название и акция с заголовком на самом деле неплохи, они играют на тупости людей, а вот акция насчёт сисек и членов какая-то реально бредовая, она никак не играет на тупости (либо даже я не понял). Типа с хера ли людям с большими буферами скидка больше? Или с большими членами? Ну типа реально оскорбляет людей с маленькой грудью и членами, вот и всё на этом, лол
Гигабайты трафика, сотни человекочасов в суде, и всё ради рыбы завёрнутой в рис. Тьфу.
К огромному сожалению все это не имеет никакого отношения к вкуснейшей японской кухне.
Один знакомый неудачно открыл в Лондоне ресторан с названием "Самарканд" и очень быстро закрылся, не зашел нейминг SummerCunt англичанам, ну вот совсем.
За всей писаниной единственное понятно, что качество бизнеса и подход к клиенту на втором месте. Сколько рыпаний ради того чтобы доказать абсолютно не существенные вещи, завидую таким людям, у них есть не только деньги, но время. Никто не замечает уже эти миллион названий вокруг, и то что ты прокричишь сегодня, тебя услышат, но что дальше? Хотя интересна задумка, ведь мало кто из людей может вложиться в риск очень неоднозначной идеи, чисто на хайпе.
пс При всей удаленности от Москвы и Питера, не думаю, что в Красноярске люди достойны такого отношения к себе.
Иногда в Мск попадается мне заведение "Между булок". Пекарня вроде
Чем больше деградация общества, тем лучше будет заходить такая реклама...
«Ёбидоёби» Лол вот это название. Видимо совсем блеснуть не чем. У меня в моем сугубо провинциальном городе ногами бьют за такое проявление "интеллекта"
А мне статья понравилась. Чего все злые такие? ИМХО не надо ни ругать, ни на руках носить. Просто поставить в голове галочку, что ТАК тоже можно.
Молодцы, ребят!
Сисяки стали еще доступнее! закажи сисяки в ёбидоёби
С акцией про грудь и члены, если честно, переборщили) А в остальном, не поддерживаю ханжей в комментах
Поборники нравственности, которые с пеной у рта кричат о культуре, вы вообще как дышите? Вам не душно с самими собой? Юмор на то и юмор, что в нём нет серьёзности, необязательно всё время сидеть с каменным лицом и читать Ницше, в жизни есть место и для дурачества. Вы говорите, что эти названия уродливы, но сами исходите желчью в комментариях, изливаете свою злобу. Вы ведь в этот самый момент и есть олицетворение уродства, которое есть внутри вас. Вас что-то задело, и вот вы начинаете его изливать. Где же ваша интеллигентность, где ваш интеллект? Я не вижу в вас ни утончённости, ни способности воспринимать жизнь в разных её проявлениях. Не вам, лицемерам, говорить про нравственность..
Правильно что вас засудили
Качество скопируйте у Tokio суши бара. Уж больно "хвалят" вашу стряпню
О, вселенная, сколько же ханжей собралось.... Приличные все такие, что аж 🤢 хочется.