{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Статья на vc.ru сделала мой стартап известным на всю страну и… навредила ему!

Рассказываю, какие серьезные ошибки я совершил после публикации, почему разочаровался в корпорациях и что помогло мне развивать продукт дальше.

Привет! Это снова я — Роман Рабочий. Полтора года назад я опубликовал на VC статью о том, как разработал и развивал телефонного робота-секретаря Машу. Этот материал был спонтанным, а цели и KPI я сформулировал примерно так: «Вот здорово будет, если статью прочитает пара тысяч человек, а 300-500 станут пользоваться Машей».

Но вселенная решила по-другому — и за первые несколько дней статья собрала десятки тысяч просмотров и оказалась на третьем месте в топе вообще всех публикаций на VC. В течение недели после публикации Маша получила более 10 тысяч новых пользователей, а несколько банков и мобильных операторов предложили мне сотрудничество.

Казалось бы, вот он — успешный успех, о котором мечтает каждый стартап. Как бы не так 😄 Помимо тысяч клиентов и первой выручки, я получил все прелести выхода на рынок «сырого» продукта, стал жертвой неопытности в общении с корпорациями и чуть не забыл о том, для чего вообще создавал Машу.

Но давайте обо всем по порядку.

Как устроена Маша и что было в той статье

Маша — это виртуальный секретарь для мобильного телефона. Она отвечает за вас на звонки, если вы заняты, не в настроении разговаривать или когда ваш телефон отключен. Маша существует в виде Телеграм-бота — ее можно подключить в мессенджере за пару минут. Туда же, в диалог в Телеграме, секретарь присылает аудио и текстовые расшифровки всех разговоров. Две главные фишки Маши — практически неотличимые от человеческих голос и интонации и умение поддерживать диалоги по разным сценариям.

В статье «Я интроверт — не люблю разговаривать по телефону. Поэтому я создал робота Машу — теперь она отвечает на все звонки» я рассказал, как появилась идея, как мне удалось создать робота, с которым люди охотно общаются, описал функционал Маши и первые результаты запуска. Написал об инструментах продвижения и фичах, которые мы планировали внедрить в будущем.

В общем, это была стандартная для VC публикация про стартап, но моя Маша на тот момент была новым для российского рынка продуктом и реально понравилась людям. За считанные дни материал набрал более 100 000 тысяч просмотров и больше 1000 комментариев. Сейчас статья на пятом месте в разделе «Популярное» на VC за все время, на первом — в «Популярном» Трибуны.

Вот что произошло после публикации.

Продукт и наши технические мощности оказались совершенно не готовы к такому хайпу

Помните, что я планировал привлечь с помощью статьи несколько сотен новых клиентов, а пришло более десяти тысяч? Я даже представить себе не мог такие результаты! Поэтому перед публикацией совершенно не парился о том, что продукт был на стадии MVP, техподдержка состояла из одного человека (меня), а мощность серверов не могла справиться с большим объемом трафика. До статьи у нас было 100 подключенных абонентов, а полноценный запуск мы вообще планировали на осень.

В итоге после выхода материала наша команда неделю работала практически круглосуточно. Маша на тот момент представляла собой не продукт, а скорее эксперимент, который мы планировали завершить к осени. Все было далеко от идеала: недочеты в распознавании речи, ошибки в инструкции по подключению, сырой лендинг и тарифы, которые я установил почти наугад 🤦🏻 Неудивительно, что люди нажимали на все кнопки подряд, пытаясь разобраться в Маше или оплатить подписку, и бесконечно писали в техподдержку. Я даже близко не справлялся с наплывом запросов — обрабатывал столько, сколько физически мог обработать.

Каждый день серверы падали. Клиенты злились. Мы плакали — от счастья и от отчаяния одновременно.

Успех случился, но застал нас врасплох. Неготовность сильно ограничила нас в приросте клиентов.

Да, мы получили сразу тысячи пользователей. Но еще несколько тысяч человек получили негативный пользовательский опыт и не стали пользоваться Машей.

Я внес и свой личный вклад в этот фейл. Комментарии к статье появлялись быстро, в некоторых из них был откровенный хейт, а я тогда не умел правильно отвечать на негатив. В итоге вступил в пару срачей и оставил у читателей о себе не очень хорошее впечатление.

Все предложения больших компаний о сотрудничестве оказались обманом и банальным воровством идей

В первую неделю после публикации со мной стали связываться разные российские компании: банк, два мобильных оператора, «дочка» еще одного банка и бизнес-юнит известной российской IT-корпорации. Их представители предлагали пообщаться и говорили, что заинтересованы в покупке / инвестициях / совместном пилоте. Я соглашался, ведь мне казалось, что все эти большие ребята действительно хотят с нами работать. Я постоянно готовил презентации и ходил на зум-встречи, где рассказывал про Машу и подробно отвечал на вопросы компаний.

Со временем стало понятно, что все эти переговоры ничем для меня не заканчиваются.

Кто-то после одной встречи пропал, а вскоре выпустил точно такого же робота-секретаря (да еще сказал, что это мы их скопировали, ха-ха).

Другая компания после серии из пятнадцати (!!!) встреч резюмировала, что они не видят ничего интересного в нашей технологии и покупать там нечего. А потом на личной встрече один из сотрудников признался, что это была разведка, а внутри они напряженно пилят клона Маши 😅

С еще одной компанией мы созвонились в зуме, и с их стороны пришло аж 20 сотрудников. После этого созвона компания ушла в закат, а через пару месяцев у их голосового помощника появились все функции Маши.

Отдельный разговор — это стартап-студии. Это удивительные организации, которые якобы помогают стартапам вырасти в полноценный бизнес: предлагают свои компетенции, менторство и инвестиции в обмен на долю в компании. Я пообщался с парой таких студий и обнаружил, что компетенции у них так себе, а услуги ментора не вызывают доверия: странно получать менторскую поддержку от человека, который говорит, что запустил многомиллионные стартапы, но при этом сидит на окладе в стартап-студии.

Инвестиции от стартап-студий — это вообще жесть. Одна студия предложила за долю в компании помочь получить и попилить грант от известного фонда. Вторая обещала помочь с кредитом. Третья в обмен на долю обещала организовать сотрудничество с одной корпорацией — но без гарантий, что получится 🤣 В общем — мутные схемы.

А вот это вообще полный сюр: один мобильный оператор, выпустивший Машиного клона этим летом, поставил на лендинг фото той же девушки, которая висит у нас на deepvoice.ru уже 1,5 года. Нет слов.

Неповторимый оригинал и жалкая пародия

Из общения с корпорациями я вынес следующий урок: все они под соусом «Давайте пообщаемся, нам интересен ваш продукт» просто приходят на разведку. И чем больше ты с ними ковыряешься, рассказываешь о технологиях, отвечаешь на их вопросы — тем больше помогаешь им пилить собственное решение.

После того как я стал предлагать сначала подписать NDA или договор о намерениях, количество желающих пообщаться стало равно нулю.

Тогда, конечно, было неприятно. Но сейчас я спокойно отношусь к таким историям — это жизнь, все друг у друга всё копируют.

Мы облажались с маркетингом: не стали запускать рекламу и забили на изначальное позиционирование

Представьте: вы идете по Сапсану и замечаете, что какая-то девушка читает на ноутбуке вашу статью на VC. Что вы подумаете? Примерно такое: «Черт возьми, это настоящая слава, про Машу теперь знает вся страна». Звучит наивно, но нам действительно так казалось. Виральность продукта после выхода публикации была огромной, и на волне успеха мы решили, что этот праздник будет длиться вечно. Так зачем же тогда тратить деньги на маркетинг? И мы не стали тратить.

А потом большие компании наклепали Машиных клонов и вложили свои миллионные бюджеты во всевозможную рекламу: в соцсетях, своих мобильных приложениях, даже в московском метро и на билбордах. Конечно, мы бы не смогли с ними тягаться, но и совсем забивать не стоило. Если можно было бы вернуть время назад. мы бы разработали маркетинговую стратегию, исследовали рынок, выбрали каналы продвижения и запустили рекламу.

Но больше обидно за другое. Пока мы были сосредоточены на том, чтобы наладить бесперебойную работу Маши после наплыва пользователей и не отстать от свежевылупившихся конкурентов, — сами не заметили, как отступили от своей big idea.

Изначально мы хотели сделать Машу именно помощником, который возьмет на себя задачи общения с внешним миром: звонки, планирование и организацию встреч, мелкие поручения. Первая версия Маши должна была стать ассистентом, который отвечает на звонки незнакомых людей, а не родителей, жен, мужей и друзей.

Ведь в жизни люди не звонят своим близким через секретаря. Когда звонишь мужу, сестре или другу детства, а трубку берет секретарь, это вызывает недоумение и раздражает. Именно из-за этого часть пользователей отказалась от Маши.

Мы стремились удовлетворить огромный спрос, вызванный статьей на VC, и не отставать от конкурентов, поэтому пропустили этот момент и потеряли главный фокус. Не позиционировали Машу как помощника, не подсвечивали эту идею на лендинге и в пиар-материалах. Весь 2021 год потратили на создание бота, который троллит спамеров, а оказалось, что любители таких ботов — не наша аудитория и не готовы платить за Машу. Поэтому весь 2022 год мы исправляли ошибки и дорабатывали продукт.

Несмотря на всё, дела идут хорошо: Маша приносит деньги и развивается

Несмотря на все обстоятельства «рождения» Маши в большой мир и мои ошибки, я доволен результатом. Вот почему.

Маша — мой первый B2C-продукт. Раньше я работал инженером в системных интеграторах и в какой-то момент понял, что перестал развиваться: я слишком долго выполнял одни и те же задачи и «варился» в консервативном и тяжелом на подъем профессиональном сообществе. С Машей же я за короткое время получил множество знаний и навыков для запуска и масштабирования B2C-продукта. Оглядываясь назад, понимаю, какой я был наивный и беспомощный всего пару лет назад. Теперь, имея такой опыт, я запущу еще не один полезный продукт.

Сделал успешный пилот с Райффайзенбанком. Выше я ворчал, что все предложения от больших корпораций — зло, но с этим хорошим банком мы в итоге договорились на честное сотрудничество. Мы сделали для Райффайзена отдельный сайт, где Маша выглядела как продукт банка. Банк продвигал Машу через сторис в своих мобильных приложениях. Пилот длился три месяца, за это время оттуда к нам пришло несколько тысяч новых клиентов. Мне этот опыт понравился с точки зрения коммуникации и работы с большой компанией.

Продукт стабильно приносит выручку. Мы наконец вышли в плюс. Сейчас Машей пользуются 12 тысяч человек, и количество клиентов растет каждый месяц. Правда, для резидентства в Сколково осенью 2021 года пришлось выделить под Машу отдельное ООО, и мы получили проблемы с миграцией пользователей на новое юрлицо. Но все это мелочи по сравнению с тем, что случилось в феврале. В марте мы сильно финансово просели, так как подписки стало невозможно оплачивать через эппл- и гугл-пэй, люди начали отписываться от второстепенных сервисов и приложений, и часть нашей аудитории ушла. Но с мая ситуация стала выравниваться, и сейчас мы выходим на домартовские показатели.

Запустили два новых продукта — планировщик онлайн-встреч «Планёрка» и сервис с настоящими секретарями «Ласточка».

Ласточка — это сервис, в котором на звонки отвечает человек-секретарь. Люди устали от роботов и готовы платить, чтобы на звонки за них отвечал настоящий оператор. Как мы это поняли и как делали продукт — отдельная интересная история, я ее обязательно тут расскажу.

С помощью Планёрки можно автоматически создавать ссылки на встречи в Zoom или Google Meet прямо в чатах в Телеграме. К Планёрке можно привязать любой календарь (например, гугловский или яндексовский), в котором вы фиксируете свою занятость. Сервис проанализирует ваш календарь и создаст расписание ваших свободных слотов. Теперь вместо утомительных диалогов на тему «Кому во сколько удобно созвониться» можно просто выслать собеседнику ссылку на это расписание — а человек сам выберет удобный слот.

Интересно, что в Планёрке много инновационных штучек, которых нет на российском рынке, как когда-то не было Маши. Скоро я наступлю на те же грабли: опубликую здесь статью, получу неконтролируемый поток клиентов, а мою идею опять клонируют 😆

Кстати, попробуйте бета-версию Планёрки — буду рад отзывам и критике.

Попробовать Планёрку в деле 🚀🚀🚀

Какой вывод я сделал из этой истории

Удачный пиар вселенского масштаба не равно запуск продукта. Это нежизнеспособная для стартапа история.

Даже в условиях, когда у тебя разом появляются тысячи клиентов, — это скорее мешает, чем помогает. Это ложное ощущение успеха. Меня сбивали с пути клоны, неверная оценка своей компании, внезапная медийная известность, неправильно рассчитанная виральность. Кроме того, я попал в ловушку one more feature trap — все время думал: «Сейчас мы еще вот тут подпилим — и будет огонь», — но это продолжалось весь 2021 год.

На ранних стадиях нужно спокойно совершенствовать продукт с технической и продуктовой точек зрения: итерационно улучшать код, клиентский сервис, планировать и запускать маркетинг, наращивать технические мощности и не связываться с корпорациями. Нужно мыслить и действовать мини-запусками, с каждой итерацией делая продукт все лучше и лучше.

Мораль истории такая: взрывной пиар такого масштаба и импульсивный запуск — это крутой шанс для бизнеса и возможность перепрыгнуть сразу через несколько ступенек. В то же время любой успех может легко превратиться в неудачу, и с этим придется бороться, а что-то вообще начинать делать заново.

На сегодня всё, друзья. Успешных вам статей на vc.ru!

0
439 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Рожков

Вот с этого просто в голос

Ответить
Развернуть ветку
ник

это стоковые картинки. Добро пожаловать в интернет

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Проблема то вобщем не в стоковых картинках. Бог с ним со стоком.
Проблема в том что люди штампуют клона продукта, и вообще не заморачиваются.
Ну надо было как то творчески подойти. Попробовать образ другой, смыслы другие на лендинге прописать. Попробовать сам продукт как то спозиционировать по другому.
Дело тут не в картинке.
Боль ваша понятна, вы из билайна )
Но что поделать, нужно исправляться, а не бегать по комментариям, тут уже поздно метаться.

Ответить
Развернуть ветку
BLVCK SQUARE

Это одна из самых популярных моделей со стоков, так уж пошло, что берут ее очень частно. На лицо уж слишком коммерчески успешна. Точнее успешен фотограф)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Модель шикарная да. И фотограф ОК

Проблема в том что склонировано всё включая сток, ну хоть тут то можно было фантазию включить...
У меня кстати нет претензий, это просто вопрос ко вселенной, чтож убого то так все происходит...

Ответить
Развернуть ветку
Соня Карлова
Проблема в том что склонировано всё включая сток, ну хоть тут то можно было фантазию включить...

Проблема здесь исключительно в том, что это только ваша проблема:) В смысле, что вы не конкурент для большой компании, это они конкурент для вас. Если вы не хотите, чтобы они покупали ту же модель со стоков, «превращая» ее в свою, тупо задавив размером своего BA, нужно было устраивать собственную съемку, подписывать релизы и вот это всё.
Ждать от конкурентов, что они будут тактично отступать в сторонку, покачивая пером на шляпе — довольно наивно. Сожрут вас, выплюнут и дальше пойдут. Just business.

Ответить
Развернуть ветку
436 комментариев
Раскрывать всегда