2 самые большие проблемы в микро-бизнеса в России (и не только)
Давайте посмотрим с другой стороны. С привычной мы уже смотрели… Мы можем долго рассказывать и перечислять об отсутствии опыта и образования о бизнес-системах, конкуренции, диком рынке и менталитете. Но все это будет враньем. Ну, или почти враньем.
Если нас спросить, то мы отвечаем неправду. Всегда. Нам кажется, что проблемы кругом, но только не в нас самих. У нас ужасные конкуренты, у нас плохие сотрудники, у нас клиенты, которым ничего не надо, но которые требуют внимания, не возможно найти «нормальных» исполнителей, кругом конкуренция и плохая экономическая ситуация… Нет хороших тренингов, нет хорошей налоговой системы, каждый хочет кинуть или обмануть…
Причины есть всегда. А как жить, если на самом деле этих проблем не существует? Они кажутся вам значимыми, но в реальности проблемы совсем в другом. Я считаю что в российском малом и микробизнесе — проблем всего две. И именно эти проблемы «запускают» все остальные.
Эти две проблемы, в принципе ставят диагноз всему нашему малому бизнесу. Это очень грустно, но найти подтверждения очень легко.
Итак… Две проблемы.
1. Не те люди. Большинство людей, которые находятся на рынке и делают «бизнес» не являются предпринимателями по сути, оказались там случайно, не разделяют предпринимательских ценностей, воспринимают бизнес и его задачи крайне упрощенно — на уровне обеспечения собственных потребностей.
Мы живем в искаженной картинке: нам сказали что предпринимательство — это про свободу и про деньги, но забыли объяснить что нужно совсем другое мышление, другие навыки и другое отношение к жизни. Умение жить в неопределенности, черпать ресурс из риска — отличает предпринимателя от остальных. Большинство же, хотят делать тоже самое, что они делали работая по найму.
То есть пытаются создавать стабильность и «уверенность в завтрашнем дне», прячутся от проблем и бояться перемен. Мы мечтаем создать стабильный и успешный бизнес, мы стараемся избегать ошибок, не понимая, что ошибки это главные точки роста и развития. Тратим кучу времени на поиск «как делать правильно» подкармливая неуверенность в себе — самое антипредпринимательское качество, в принципе… (Не считая иллюзии, что где-то есть секретная книжка с «правильными решениями»)
Мы боимся идти в риск, но только в риске возможен рост. Мы минимизируем количество ошибок, отказывая себе в развитии. Мы стремимся к стабильности, убивая предпринимателя в себе…
Поэтому часто начинает тошнить. Становится просто плохо. И вроде деньги есть, и вроде даже что-то выходит. Но одновременно с этим постоянное ощущение бесполезности и бессмысленности. Страха что все закончится.
Это приводит к режиму «белки в колесе» — постоянная занятость, низкая эффективность и полное отсутствие радости. Делаем дело, потому что «так надо», но уже забыли кому это надо и зачем…
2. Цели. Следствие проблемы номер Нет масштабных, амбициозных целей. Размер мечты крайне мал, и недостаточен чтобы менять картинку всерьез, поэтому картинка меняется по чуть-чуть )). Способных на революцию (даже теоретически) людей практически нет.
Нет людей, которые всерьез хотят делать проекты уровнем выше, чем «купить себе пару квартир в Москве». Конечно, это не значит что таких людей нет совсем. Но они в пределах статистической погрешности. Люди бояться больших масштабов и бояться больших результатов, стремятся не высовываться и просто обеспечить себе достойную старость. На этом уровне — нет конкуренции идей. Все они одинаковы и называется «я просто работаю»
Раз нет амбициозных целей и глобальных задач — то нет необходимости внедрять инновации, нет необходимости строить эффективные системы, нанимать сильную команду? Зачем? И так на хлеб с маслом хватает…
Микробизнес — это такое сообщество карликов, каждый из которых рассказывает о том что мечтает стать великаном, но не может объьяснить зачем. И поэтому никогда им не станет.
Все остальное — производные этих двух проблем… Учитесь ставить цели, и ищите в себе предпринимательские навыки. Это может сильно изменить ситуацию… Или просто поймите - что самозанятость - это другое. Она развивается по другим законам. И не нужно мечтать о взрывном росте и сильной команде, если для Вас главное - это просто заработать на достойную жизнь. Есть способы заработать и попроще.
Не то что бы это проблемы микробизнеса, просто вы на него смотрите как на что то обязательно масштабируемое. Но даже в странах где капитализм уже не одну сотню лет вполне себе существуют всякие семейные магазинчики которые как были одной точкой продаж у деда, так вполне сейчас та же точка у внука. И в этом нет ничего плохого, людям на жизнь хватает и они не хотят быть как предпринимателями из пафосной рекламы банка Точка.
Михаил я и не говорю что это плохо. Это прекрасно.
Проблема в другом. Проблема путать методы.
Живет человек и радуется. Пирожки печет. Сходил на конференцию и узнал про ROI маркетинговые воронки, позиционирование и взрывной рост. ОН думает что он бизнесмен.
И конференция для бизнесмена - и он пытается расти. Но бизнес-способы для микробизнеса не срабатывают. И даже больше - просто делают больно. Нельзя ездить на формуле 1 если ты не пилот.
Не так.
Живёт человек и радуется. Пирожки печёт. Точка.
Ни на какую конференцию он не пошёл, потому что чтобы идти на неё надо иметь много лишнего времени и сбитые координаты, а у него всё достаточно понятно и надо пирожки печь.
Комментарий недоступен
Конешно. В граните отливается то, что я говорю, о как.
Если немного поискать отзывы в инете об этом "эксперте", станет понятно многое https://info-hit.ru/author-ponomarev-petr/ ) Статья ни о чем... Видно что человек хочет быть миллионером, но понятия не имеет о бизнесе.
А конкретнее ?
Конкретнее в первом отзыве по ссылке.
Во-первых. При чем тут отзыв. Какое это имеет отношение к статье? Я вроде жить не учу. Во-вторых. На отзыв есть ответ. Оба отзыва там фэйковые. С пустых аккаунтов и на данных мероприятиях таких людей не было. Вот 15 отзывыов живых конкретных людей с этого мероприятия http://greensales24.ru/positionpro с именами фамилиями
И это какой то странный подход - вместо обсуждения статьи обсуждать автора.
Тут так принято?
К сожалению, тут так сложилось... Но бывает и конструктив :)
Вот это - и есть главная проблема микробизнеса в России: люди думают, будто им обязательно нужно масштабироваться, а самозваные тонироббинсы их укрепляют в этом заблуждении.
Бизнес шмизнес - отчасти мысли правильные, вот есть у меня бизнес, несколько направлений. Делаем мы 30млн с год, но маржинальность не высокая. Большая часть уходит в рост и в эксперименты. Сферы розница и бьюти. У меня есть цели, к которым я иду. Цели амбициозные и я знаю как к ним придти. Но темпы роста меня не устраивают и я меняюсь, ищу точки роста, ищу новые идеи. Учусь постоянно. Кстати бизнес конференции это не про знания, а про связи.
Самая главная проблема бизнеса это кадры, чем быстрее вы создадите стандарты и чёткие правила работы, тем будет легче. К сожалению из моего опыта людей не мотивируют идеи, беседы, тренинги - их мотивируют только деньги и как только ты начинаешь депремировать люди начинают делать ровно то, что от них требуется.
Когда говорим о проблеме кадров - то чаще всего мы говорим о двух проблемах
Первое - это как раз не достаточно амбициозные цели. Либо они слабо упакованы и плохо показаны. Сильные люди идут на большие идеи и большие цели. Это довольно сложный аспект роста и если вы развиваетесь - то вы обязательно дойдете до этой точки. Если мы говорим про 30 млн в год - то конечно, вы будете крутится среди людей которым важны деньги, уровень выживания. Вопрос не в обороте - вопрос с какой скоростью вы растете. И вопрос не в том, меняетесь вы или нет. Меняться постоянно - это рутина предпринимателя. Вопрос с какой скоростью вы меняетесь.
Какая идея может помочь вырасти вам в 10 раз ? Навряд ли финанансовая. И здесь как раз и разница мышления между бизнесом и самозанятостью. Микробизнес может позволить себе не расти. Или расти медленно. Финансовые цели крайни низкие. И они ограниены возможнотями потребления собственника. И вам нужно либо разгонять потребление, что не так просто и все равно будет упор. Либо ставить цели другого уровня другого порядка. Но цели это недостаточно.
Второе - это то, что вы не можете предложить хороший финансовых условий . Потому что качество процессов не достаточное. Низкая эффективность. Чем выше качество процессов тем ниже требования к качеству сотрудников. Опять же качество процессов и эффективность сильно зависят от масштаба целей. Если вас устраивает удвоение за 2-3 года, то тут нет необходимости в эффективности, в сильной команде - нужно просто работать. Чуть лучше конкурентов. А что будет заставлять вас повышать эффективность каждый день? Ставить новые и новые амбициозные цели. Менять сотрудников - которые не вписываются в ваш масштаб ? Опять же большие цели.
Поэтому мы говорим о проблеме кадров. А натыкаемся снова на проблему целей.
P.S. Кстати, вы говорите что маржинальность низкая. А почему ? Почему вы решили заниматься именно этим бизнесом ? Есть ли бизнес-причина на это? Или "так сложилось" и если сложилось то почему не расширяете продуктовую линейку ? не вводите дополнительные высокомаржинальные услуги ? Почему оборот в 30 млн в целом устраивает ? (Это четверть от границы микробизнеса по законодательству РФ)
Цели отнюдь не в рамках микробизнеса, цели ставятся не только финансовые, но и социальные. И выручка в рамках этих проектов не устраивает, она растет и рост за последние 3 года - в 3 раза.
Финансовые условия труда? Мы их предлагаем, они лучше чем у 70% процентов рынка, но это отнюдь не все. Помимо этого карьерный рост, идея, организация рабочего процесса. Мы увольняем людей которым с нами не по пути. Мы утроились за 3 месяца в новом проекте, но это микроцифры и в этом нет ничего сверхестественного, все по плану. Я делаю бизнес не из-за того, что мне хочется жить лучше, хотя и это в том числе, для меня предпринимательство это стиль жизни. В прошлом году я впустую всадил большую сумму - просто ради эксперимента, с как мне казалось хорошим финалом - который бы позволил бы мне удвоить эту сумму, но селяви. (теперь есть опыт и я понимаю, что нужно делать анализ предварительно более тщательно.) для меня это как игра. Я тренирую своих юнитов, я ищу новые ресурсы, я обмениваю одно на другое. Я развиваю себя. Цели и планы всегда амбициозные, я постоянно в поиске новых инвесторов и новых партнеров и новых идей.
Маржинальность низка в одном направлении, она низка для того, что бы оставаться конкурентоспособным, при этом есть ряд продуктов маржа на которые выше. И прибыль низка для развития на собственные деньги и ресурсы. И рынок на котором работает этот бизнес сложился и насыщен более сильными конкурентами. Сейчас прорабатывается стратегия выхода на рынок с новым форматом - это будет наоборот сужение ассортимента и нишевание.
Выручка не устраивает, не устраивают темпы роста. Я мы с этим работаем, по крайней мере стараемся.
Степан, это очень здорово что вы понимаете куда и зачем идете. Это большая редкость.
Уверен, что все получится.
Соглашусь с Сергеем Ятиным - статья ни о чем. Так, реклама себя, не более.
Был у меня один сосед, он вообще 25 лет в МЛМ, тоже всякий консультант финансовый, всем поможет денег заработать. Ему 53 года. Нет ничего, от слова совсем.
Но в инете - он просто АСС, учредитель Академии Практических Знаний и т.п.
Похоже автор из этой же оперы.
1