{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Баланс между интересами бизнеса, сотрудников и клиентов. Почему мы разрабатываем новую ERP-систему для автосервисов

Сегодня на рынке авторемонта есть потребность в новом поколении автоматизирующих IT-решений. Рассказываю, какие функции сейчас нужны автосервисам, их сотрудникам и клиентам и как мы постарались реализовать их в нашей облачной платформе.

Всем привет! Меня зовут Бекзод, я - СОО IT-стартапа Kartz. Мы создаем IT-решения для автосервисов, которые помогают предпринимателям оптимизировать бизнес-процессы, а клиентам - получать более удобный сервис.

В прошлом году я писал на Трибуне о том, как мы разрабатывали первый виджет онлайн-записи в автосервис. С его помощью клиенты могут сами записываться на ремонт на любое удобное время и рассчитывать его стоимость. По нашим оценкам, за счет увеличения лояльности аудитории автосервисы в этом случае могут сократить расходы на маркетинг в среднем на 40%.

На самом деле, модуль онлайн-записи был лишь одним из элементов полноценной ERP-платформы. Ее создание мы также анонсировали в прошлом году в нашей статье. О том, чем она отличается от других IT-систем и почему мы решили ее разрабатывать, я расскажу ниже.

Почему мы решили, что рынку нужна новая IT-платформа

Большинство разработчиков ERP-систем, как правило, сосредоточены на том, чтобы решать боли бизнеса. Проблемам сотрудников или клиентов уделяется намного меньше внимания.

Мы считаем, что фокусироваться только на одной группе пользователей - это ошибка. Чем лучше сегментирована целевая аудитория решения, чем более широкий спектр задач для разных групп клиентов закрывает продукт, тем выше его шансы на выживание в условиях высокой конкуренции.

Например, в сегменте обслуживания автомобилей у ERP-систем сразу три целевых клиента: владелец автомобиля, сотрудник автосервиса и собственник СТО. Каждый из них по-своему взаимодействует с функционалом IT-платформы для получения собственной выгоды.

Взгляд собственника

Любому автосервису или дилеру в 2023 году нужны как минимум четыре группы IT-инструментов:

  • CRM-система для комфортного взаимодействия бизнеса с клиентом.
  • Бизнес-процессы и мотивация сотрудников, аналитика эффективности бизнеса.
  • Работа с запасными частями - подбор, формирование предложения для клиента, заказ, отслеживание и складирование комплектующих.
  • Перечень инструментов для комфортного существования СТО - нормы времени по работам, инструкции по ремонту, регламенты ТО, технические данные об автомобилях и др.

В автосервисной нише производители ПО часто фокусируются на каких-то конкретных инструментах и мало времени уделяют другим. Кроме того, большинство CRM-систем не обладают функционалом, который в полной мере соответствует потребностям предпринимателей в 2023 году.

В результате собственникам часто нужно использовать сразу несколько инструментов. Сотрудники вынуждены переключаться между разными окнами и удерживать в голове информацию из нескольких источников. Во-первых, это медленно. Во-вторых, это всегда риск ошибиться и сделать что-то неправильно - заказать не ту запчасть, неверно рассчитать стоимость работ и так далее. А все это - потери времени и денег.

Автосервисы - это вообще такой сегмент, в котором все должно работать как часы, как на производстве. Иначе бизнес неизбежно будет терять деньги.

Кстати, у розничных магазинов автозапчастей, которые работают с b2c-клиентами, та же история. В одном окне сотрудник заказывает запчасть, в другом - отслеживает доставку, в третьем - оформляет заказ для клиента, в четвертом - вносит данные в CRM-систему, в пятом - проверяет склад комплектующих.

Взгляд сотрудника

Сотрудник хочет качественно обслужить как можно больше клиентов за смену с высоким средним чеком и получить максимальный заработок за день.

Но сделать это очень сложно, если часть времени он неизбежно тратит на поиск информации в разных источниках, перепроверку, вычитку и внесение данных в CRM-систему, неэффективное согласование ремонта и другие ручные операции, которые уже давно можно автоматизировать.

Например, поиск и формирование предложения по запчастям отнимают очень много времени, которое можно было бы посвятить клиенту.
Кроме того, каждому работнику для личной мотивации также нужно отслеживать свои показатели и уровень дохода в режиме реального времени.

В целом персонал автосервисов хорошо работает в условиях, когда все процессы правильно выстроены и оптимизированы - обстановка хаоса совсем не способствует личной эффективности. Поэтому если ERP-система не учитывает все тонкости бизнес-процессов в авторемонте, сотрудникам тяжелее быть эффективными.

Взгляд клиента

Клиент хочет быстро и качественно отремонтировать автомобиль по приемлемой стоимости. Но систематические ошибки сотрудников, задержки заказов и необходимость многое делать по-старому (например, записываться на ремонт и согласовывать стоимость через звонки) негативно сказываются на его опыте взаимодействия с автосервисом. Со временем автовладельцы устают, начинают искать альтернативы и уходят к конкурентам.

Мы живем в эпоху клиентского сервиса - чтобы выигрывать конкуренцию, уже недостаточно просто выделяться низкой ценой или высокой надежностью. Мы убеждены, что нужно предлагать аудитории качественно новые, удобные решения, которые делают жизнь клиента лучше и легче.

Наша идея

Наши кастдевы показывали, что по мнению многих предпринимателей, большинство IT-решений на рынке авторемонта не закрывало потребности бизнеса в полной мере. Поэтому в 2021 году мы решили запустить разработку нашей собственной ERP-платформы. В нее мы хотели интегрировать все решения и технологии, которые появились на IT-рынке. Они улучшили бы жизнь не только предпринимателей, но и сотрудников и клиентов.

Объективно у нас неплохая (хотя и небольшая) команда. Например, глава frontend-разработки Заур Дедегкаев в прошлом работал в Яндексе, Райффайзенбанке и МТС на руководящих должностях. Руководитель back-разработки Сергей Бабаян - выпускник факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, который до этого работал в крупных банках с высоконагруженными сервисами.

Кроме того, у нас есть сотрудники, которые несколько лет создавали IT-продукты для крупной сети автосервисов. При создании нашей ERP-платформы они использовали этот опыт и знания, а также вдохновлялись теми решениями, что уже есть на рынке.

Что мы уже интегрировали в новую платформу

Новую платформу мы строим вокруг минимальной базы, которая нужна каждому автосервису и магазину запчастей, постепенно дополняя ее разработками и новыми инструментами для повышения эффективности бизнеса и комфорта автовладельцев.

Сейчас у нас есть:

  • Работа со складом (с аналогами, кроссами и контролем консистентности артикулов)
  • CRM-система для обработки лидов и комфортного взаимодействия с клиентом от приглашения на ремонт до выдачи готового авто
  • Выстроенные и регулируемые бизнес-процессы автосервиса
  • Вся необходимая информация об автомобиле, интегрированная в заказ (регламенты ТО, нормы времени работ, инструкции по работам для механиков, технические жидкости, каталоги OEM, регулировочные данные, кроссы запчастей и др.)
  • Подбор и сравнение стоимостей запасных частей, заказ у поставщиков с полным отслеживанием статусов прямо из заказ-наряда клиента
  • Глубокие настройки ценообразования
  • Расчет заработной платы и мотивации персонала
  • Аналитические отчеты для достижения максимальной эффективности
  • Онлайн-запись и личный кабинет автовладельца

Хотелось бы чуть подробнее остановиться на ряде инструментов.

Онлайн-запись и личный кабинет пользователя

Важная часть нашей IT-системы - это модуль онлайн-записи. Клиент может подобрать удобное время для заезда и самостоятельно записаться на ремонт. Эта опция доступна пользователям в формате виджета - его можно добавить на сайт автосервиса или на его страницу в соцсетях.

По сути наш виджет - это полноценный личный кабинет клиента, в котором также отображается полная история ремонта автомобиля - можно, например, увидеть, как давно менялись колодки, рекомендации по ремонту и их стоимость. Так можно заранее запланировать бюджет на ремонт. Кроме того, каждый автосервис может настраивать в личном кабинете пользователя свои программы лояльности.

Онлайн-калькулятор

Также для виджета онлайн-записи мы разрабатываем встроенный онлайн-калькулятор. В нем будет информация обо всех регламентах ТО, перечень и объем запчастей, который требуется для выполнения работ на конкретных авто, интеграция с поставщиками запчастей и многое другое. Калькулятор будет оценивать конкретную работу, перечень запчастей, искать оригинальный номер для запчасти, получать предложения по оригиналам и аналогам от поставщиков и добавлять наценку на запчасть, исходя из настроек автосервиса.

Аккумулируя всю информацию, калькулятор будет выдавать стоимость ремонта не только по работам, но и по запчастям без участия сотрудника.

Модуль онлайн-записи и калькулятор также будут синхронизированы с расписанием сотрудников и загрузкой постов. В комплексе это поможет сотрудникам тратить минимум ресурсов на проценку запчастей, которая всегда отнимала у персонала много времени.

Перечисленные выше инструменты будут работать бесшовно в составе одной ERP-платформы. Заказы будут падать в ERP-систему, а данные в виджете будут синхронизироваться в режиме реального времени.

Какой функционал планируем внедрить в будущем

Мы разрабатываем электронный диагностический лист. Иными словами, это комплекс проверок, которые нужно пройти автомобилю при той или иной диагностике. В нашей платформе, когда машина заезжает на ремонт, система отправляет ссылку назначенному на работу механику. После перехода по ссылке он заполняет чек-лист и добавляет комментарии, которые отражают актуальное состояние узлов автомобиля. Эта информация также сохраняется в личном кабинете клиента. Таким образом, мы повышаем LTV автовладельца, даем ему понимание состояния автомобиля и увеличиваем средний чек.

Вторая функция - это онлайн-согласование дополнительного ремонта. Сотрудник указывает в заказ-наряде, какие работы необходимо сделать клиенту, и добавляет варианты запчастей по каждой позиции. Далее система формирует ссылку для мастера-консультанта, которую он может открыть на смартфоне, а затем прикрепить к каждой работе фото или видео для повышения доверия клиента. После этого он отправляет ссылку клиенту прямо из IT-системы. Автовладелец может открыть ссылку, самостоятельно выбрать, какие работы и запчасти ему нужны, согласовать ремонт, а также внести предоплату.

Основное преимущество - не нужно ничего уточнять и подтверждать по телефону, а также распечатывать дополнительные документы. Кроме того, клиент может сам выбрать, какие работы ему нужны, а благодаря фото и видео - увидеть, что ему не пытаются навязать услуги. Так автосервис может заработать больше на дополнительных услугах и при этом сохранить доверие автовладельцев.

Это лишь часть инструментов, которые мы планируем внедрять в нашей IT-платформе.

Бизнес-модель и планы

Мы решили создавать Kartz как облачную SaaS-платформу. В отличие от коробочных версий, облачное решение намного легче масштабировать, оно работает быстрее и не зависит от ограничений с точки зрения кода и функционала. А значит, можно создавать более удобный UI и постоянно дополнять его новыми функциями.

Мы видим среди целевых пользователей не только автосервисы, но и дилеров, шиномонтажников, детейлинг-центры, а также розничные магазины запчастей. Мы также целимся в аудиторию сервисов, у которых есть собственные розничные магазины - они смогут управлять обоими бизнесами внутри одного кабинета.

ERP-платформу планируем продавать по модели ежемесячной подписки, в которую будут включены 14 дней триал-периода.

Мы также внимательно анализируем, как развивают похожие решения стартапы за рубежом. Например, стартап ShopMonkey, запущенный в 2016 году, привлек более $110 млн от инвесторов, а его клиентами уже стали более 5 тысяч автосервисов на рынке США. ShopMonkey получает доход не только с подписки, но и с рекламы производителей комплектующих, а также с транзакций за эквайринг.

Сейчас мы финализируем наш лендинг и последние детали в функционале ERP-системы. Платформа проходит бета-тестирование на реальных СТО и в ближайшее время будет доступна для регистрации. Будем рады ответить на вопросы в комментариях!

0
13 комментариев
Написать комментарий...
GR

Позволяет ли система включать в заказ-наряд лишние запчасти, которых возможно нет и не было на складе? Также включать несуществующие услуги и считать корректно прибыль по ним?

Шутка, надеюсь вашим клиентам этот фцнкционал не потребуется.

Ответить
Развернуть ветку
Division by Zero

Так же напротив лишних запчастей и несуществующих услуг должен стоять чекбокс "не прокатило", чтобы собирать данные, сколько прокатывает, а сколько нет.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

Сколько подключено СТО частных и сетевых в тест и каковы их отзывы о системе?

Ответить
Развернуть ветку
Бекзод Камилов
Автор

Сейчас тест проходят 7 СТО в России (из них 2 - сетевые автосервисы, 5 - независимые) и еще 4 из зарубежья (СНГ, ОАЭ).

В целом всем нравится новый функционал и динамика разработки. Но, конечно, у каждого есть свои запросы в зависимости от региона и размера СТО. Например, для зарубежных точек мы пока не подключаем поставщиков запчастей. А сетевики хотят модуль управляющей компании с общими отчетами.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

Спасибо. Успехов вам в тестах и работе.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

На сайте кнопка "попробовать самому" не работает

Ответить
Развернуть ветку
Бекзод Камилов
Автор

Добрый день! Наверное, вы нашли наш сайт, который мы тестировали специально для виджета онлайн-записи в прошлом году. Лендинг именно для ERP-системы Kartz с возможностью тестирования будет готов чуть позже - как только он будет готов, мы пришлем вам ссылку!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Спасибо) А саму демку системы где-то можно посмотреть?

Ответить
Развернуть ветку
Бекзод Камилов
Автор

Демку тоже допиливаем сейчас - пришлем вместе с лендингом)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Получилось допилить?

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Soluyanov

К сожалению реальность, техническое состояние авто, доступность запчастей и сам процесс далеки от нарисованной программами из банков. Нужно несколько лет в живую проработать в живом, хотя бы сетевом автосервисе, чтобы понимать что к чему. Иначе это все только красивая картинка. Все кроме то, вещь трудностандартизируемая в текущих условиях.

Ответить
Развернуть ветку
Маэстро торговли

Вот я прямо точно целева яаудитория этого продукта, однозначно закрывают все боли, которые есть)

Ответить
Развернуть ветку
Мария

А какие системы использовали до реализации своей ERP? Почему другие аналогичные платформы не зашли?

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда