{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Хотел забронировать глэмпинг без переписок и звонков, но не смог — пришлось запустить свой стартап

Коллеги, салют! Меня зовут Дмитрий. В 2022 году на пороге очередного выгорания после многолетней работы ИТ-руководителем в госсекторе, я столкнулся с проблемой. Она натолкнула меня на идею стартапа, о котором пойдет речь. Расскажу, какие факапы случились за год разработки и почему в итоге мы отклонились от изначальной идеи и запустили иной продукт.

Я интроверт и привык оформлять заказы онлайн за пару кликов — без общения с людьми. Летом хотел забронировать глэмпинг, но пришлось очень долго переписываться с продавцом: обсуждать даты, условия, оплату и прочую чепуху. В основном общались с ним в Телеграме. Тогда мне пришла идея: почему бы не автоматизировать все это дело. Я не претендую на то, что идея из разряда рокетсаенс, но все же считаю, что потенциал есть, и наши активные пользователи эту гипотезу подтверждают. Эта статья о стартапе, о нашем пути, ошибках и выводах из разряда let’s make vc great again!

Почему выбрал Телеграм и как придумал концепцию продукта

В мире e-commerce продавцы постоянно пытаются увеличить охваты и продажи. Новым каналом для коммерции вполне может стать Телеграм. Хоть сейчас его и воспринимают как мессенджер и источник новостей, я вижу в этой площадке потенциал. Приведу несколько аргументов.

Там можно создавать полноценные магазины со всеми инструментами. В 2021 году на платформе появилась технология ботов 2.0. Сейчас покупатель может платить за товары и услуги прямо в приложении с помощью дебетовой или кредитной карты. Телеграм не берет комиссию с продавца и не хранит информацию о реквизитах.

Иностранные соцсети запретили, и аудитория перешла в Телеграм. В 2022 году Гугл прекратил выплаты рекламных доходов в Ютубе российским блогерам. Инстаграм признали экстремистской организацией и запретили. Появилась потребность в новых площадках.

Каждый месяц Телеграмом пользуется 800 млн человек. Возьмем исследование Mediascope. Если в 2021 году Телеграмом пользовалось всего 19% россиян, то сейчас 40% населения заходят в него ежедневно. Основная аудитория — это люди в возрасте от 25 до 45 лет с высшим образованием и доходом преимущественно от 60 до 200 тысяч.

За последние два года Телеграм поднялся с шестого на третье место по среднесуточному охвату в России

Я оценил новые возможности платформы, и в голове родилась идея концепции продукта: конструктор интернет-магазинов в Телеграме на базе ботов 2.0 (новая технология встроенных приложений), который поможет предпринимателям продавать товары и услуги, собирать донаты, создавать интерактивные меню для заведений. А еще обеспечивать полный цикл работы разных заведений — от кафе до отелей и глэмпингов.

Провел первичное исследование: проанализировал целевую аудиторию и конкурентное окружение

Сперва просто пробежался по знакомым. Спросил, кто тоже бронировал небольшие отели, гостевые дома и глэмпинги. Выяснилось, что с подобной проблемой сталкивались практически все: зачастую такие места просто не представлены в агрегаторах бронирования.

Затем провел короткий CustDev. Пообщался с несколькими владельцами глэмпингов, почитал про гостиничный бизнес, изучил их проблемы и решения. Вместе с нашим аналитиком подготовили гайд, и я провел глубинные интервью с владельцами тех мест, где сам отдыхал. Из интервью вынес три важные вещи:

  • Владельцам бизнеса не нравится, когда забронировать жилье можно только через переписку и созвоны, но это не их первостепенная боль.
  • Чтобы интегрировать Телеграм в системы управления бронированиями, понадобится глубокая проработка сервиса.
  • Опыта и знаний в гостиничном бизнесе у меня слишком мало. Без полноценного исследования аудитории не обойтись.

В ходе исследования понял, что целевая аудитория не ограничивается бизнесом, и выделил основные сегменты. Решил сконцентрироваться именно на них:

  • продавцы товаров с небольшим ассортиментом;
  • домашний бизнес, например изготовление кондитерских изделий или аксессуаров из кожи на заказ;
  • блогеры c мерчем, которые стали активно переходить в Телеграм.

Еще выделил такие сегменты ЦА: продажа товаров и услуг, бронирование жилья, рестораны и кафе, запись в салон красоты, парикмахерскую, автосервис. Для них будем прописывать отдельные сценарии и создавать субпродукты внутри платформы.

По результатам CustDev я собрал всю информацию в целостное исследование: предпосылки (изменение конъюнктуры рынка), целевая аудитория и сегменты, конкурентное окружение и преимущества решения. Докрутил концепцию продукта и выделил несколько направлений развития.

Изучил ближайших конкурентов. Когда мы начинали создавать продукт, нашим прямым конкурентом были конструкторы чат-ботов версии 1.0. Это текстовые и диалоговые боты, в которых пользователь вынужден нажимать на кнопки и вводить команды. Обычно этот инструмент используют менеджеры продаж и сотрудники техподдержки. Человек задает свой вопрос боту, получает ответ или же соединяется со специалистом.

Создать магазин с помощью чат-ботов 1.0 — это настоящая боль. Придется описывать сложные алгоритмы — прописывать ответ бота на каждый возможный запрос покупателя. Это нежизнеспособно. Мы взяли более современное решение — технологию чат-ботов 2.0. С ней процесс покупки проходит бесшовно: клиент интернет-магазина листает товары, проводит оплату и следит за ходом выполнения заказа в реальном времени, как в мобильном приложении.

На этом же этапе мы смотрели на инструменты развития интернет-магазинов: Taplink, Shopify и Ecwid. Было полезно понять, как устроены смежные решения. Когда проектировали UX, тоже отталкивались от этого.

Собрал команду из друзей, с которыми работал 10 лет

Когда появилась концепция продукта, я собрал первую команду. На старте нас было четверо — делали все и сразу, не ограничиваясь своими непосредственными ролями:

  • я в роли CEO и руководителя продукта, бизнес-аналитика, проектировщика интерфейсов, продакт-маркетолога, копирайтера-редактора, менеджера по продажам, продуктового аналитика и других позиций, необходимых в стартапе;
  • архитектор backend golang Максим;
  • бизнес-архитектор Евгения;
  • системный аналитик Роман.

Пару слов о моем опыте. До стартапа я 10 лет руководил разработкой проектов и IT-продуктов. Начинал в 20 лет с помощника менеджера проектов в веб-студии, потом вырос в директора портфеля проектов. Там и познакомился с нашими текущим руководителем разработки, а также с нашим бизнес-архитектором.

Потом перешел в интегратор ЛАНИТ и стал руководить проектами в госсекторе. Занимался разработкой государственных информационных систем.

Дальше переключился на продуктовую разработку внутренних стартапов: BI, Big Data и мобильные решения. В 24 года придумал концепцию «мобильные рабочие места» для сотрудников государственных медучреждений. По сути, это мобильное приложение с важной информацией, задачами и прочими инструментами для персонала больницы. По этой концепции сделали продукт, внедрили его в одну из больниц Москвы. Пилот прошел крайне успешно, и это решение активно развивается и тиражируется по сей день.

Потом занимался запуском небольших стартапов на фрилансе в роли продакта, вернулся в разработку государственных сервисов — работал над теми самыми «‎‎Госуслугами». В какой-то момент выгорел, окончательно уволился и занялся только своим стартапом.

Набросал пользовательские сценарии и сделал первый набор мокапов

Я показал результаты первичного исследования команде, мы обсудили идею и решились на создание своего стартапа. В июле 2022-го приступили к созданию первой версии продукта.

Провели первичный бизнес-анализ и составили User Mapping. Накидали общие функциональные блоки, которые точно должны быть в сервисе: авторизация, регистрация, личный кабинет, создание магазина, работа с заказами и общие настройки.

В рамках функциональных блоков сформулировали ключевые user stories — ситуации, в которых оказывается пользователь. Например, я как пользователь хочу авторизоваться в системе без ввода множества полей, чтобы быстро познакомиться с возможностями платформы. Из этого формулирую фичи, таски в бэклог по типу «‎реализовать авторизацию через Яндекс».

В октябре 2022-го приступили к прототипированию UI. Решили работать с физическими товарами — остальные сегменты ЦА подразумевали другие решения и требовали дополнительных исследований. У меня большой опыт проектирования интерфейсов на основе пользовательских сценариев, поэтому основные мокапы отрисовал сам в сервисе Balsamiq для создания прототипов. Получилось около 45 штук.

В ноябре мы столкнулись с первой очевидной проблемой. Без подробного описания мокапов и бизнес-процессов сложно делать конечный дизайн продукта. Хотя думали, что удастся обойтись малой кровью. В основных пользовательских сценариях нашли серьезные недочеты, а многие альтернативные сценарии мы не учли вовсе. Чувствовали мы себя примерно вот так:

Провел полноценное проектирование продукта

Учитывая опыт и знания о проектировании и разработки IT-проектов, решили пойти все же в сторону software development process, которым занимались много лет. Все по канонам разработки IT-продуктов, как завещал Вигерс. Рассказываю, что именно мы поменяли:

Начали детально описывать и согласовывать все бизнес-процессы. Сперва сквозные по крупным логическим блокам, затем детальные с учетом альтернативных кейсов и сложных моментов.

Заново подошли к анализу конкурентов. Я стал освежать в памяти принцип работы CMS-систем и конструкторов интернет-магазинов. Все наработки оформил в детальные бизнес-процессы — в упрощенной нотации flow-chart (без BPMN) последовательно описал базовые шаги продавца по созданию и настройке магазина. Продумал около 25 разных вариантов и скорректировал по ним мокапы.

Провели системный анализ. Аналитик Роман подготовил перечень основных информационных объектов и атрибутивный состав. На их основе мы сделали ER-диаграмму «сущность — связь» и модель хранения данных. Далее спроектировали API-интерфейсы.

Выгорел и взял первую паузу в работе

На основе результатов системного анализа архитектор спроектировал целевую архитектуру MVP версии продукта. Тогда мы снова вернулись к разработке дизайн-макетов. Первое время процесс двигался хорошо и планомерно, но к концу года начались споры. У каждого было свое видение, как сделать удобно и красиво. Я настаивал на своих решениях: хотел все и сразу, хотя сам же говорил, что надо идти простыми и быстрыми шагами. Как говорится, если тебе не стыдно за первую версию продукта, то, скорее всего, ты опоздал.

Думали, что раз это наш собственный стартап, выгорания не будет. В итоге в конце года чувствовали себя примерно вот так:

В собственном IT-проекте нет выгорания...говорили они

У всех в команде случился завал на основных работах, сил на проект не хватало. В итоге решили взять паузу. Один CTO Максим каким-то чудом сам потихоньку продолжал разработку бэкенда, дай бог ему здоровья, сил, терпеливую и красивую жену. Фото Максима добавил в свой иконостас, молюсь за его благополучие.

Чтобы лучше понять, каково это — быть продавцом, я решил протестировать все на своей шкуре. Запустил свой магазин на Wildberries, начал исследовать реальные продажи, проблемы и потребности селлера. Параллельно прошел обучение продакт-менеджеров в направлении Lean startup и изучении фреймворка Jobs to be done.

С новыми силами и знаниями перезапустили процесс — и вот что у нас получилось

После перерыва в два месяца я вновь погрузился в работу. Провел большое исследование по методике Jobs to be done. Про получившиеся результаты можно писать отдельную статью — обязательно расскажу об этом позже. А пока, если есть вопросы по методике и ее применении в IT-проектах, пишите в комментариях — отвечу.

Коротко о том, что мы сделали после перерыва:

  • В общих чертах описали большие и мелкие job story. Раньше мы прописывали user stories с портретами пользователя по типу «‎одинокая мать двоих детей, 35 лет»‎. А сейчас сделали упор на проблемы и потребности. В итоге смогли понять основные барьеры и драйверы нашей ЦА.
  • Приоритизировали бэклог по модели ICE (Impact — влияние, Confidence — уверенность, Ease — легкость реализации). В первую очередь берем в разработку самые важные фичи — те, что точно зайдут пользователю.
  • Решили конфликт с дизайном. Я перестал настаивать на своем видении и сконцентрировался на скорости. Перфекционизм нас сильно стопорил, поэтому я решил, что не надо бояться сделать плохо. Надо бояться, что мы не сделаем ничего и не получим результаты в нужный срок.

Помимо самой продуктовой разработки, было еще много важных шагов: работа с юристами, поиск подрядчиков, исследования рынка, выстраивание продаж, маркетинговые активности, организация технической поддержки, контент и SMM-стратегии. Про них мы подробнее расскажем уже в следующих статьях.

Рабочий продукт мы запустили этой осенью. Платформу назвали Posman — platform for online store management. Сейчас это конструктор для создания интерактивных приложений в Телеграме, а в перспективе — сервис создания, публикации и управления продажами на всех онлайн-площадках РФ (классифайды, маркетплейсы и другое).

С помощью нашего сервиса пользователь может сделать свой интернет-магазин в Телеграме за 15 минут и полностью управлять продажами: загружать товары, настраивать способы оплаты и доставки, отслеживать аналитику.

В будущем хотим добавить ряд функций для сферы услуг. Тогда пользователи смогут создавать интерактивное меню для ресторанов и кафе, управлять бронированием жилья, онлайн-записью на разные процедуры.

Смотрите, как выглядит интерфейс итогового продукта →

Сейчас наша команда значительно расширилась. У каждого есть своя роль — стараемся не залезать в чужие зоны. А если возникает спорная ситуация, решаем методом обсуждения и голосования. Часть функций я беру на себя: управляю продуктом, провожу CusDev, занимаюсь проектированием, тестированием, маркетингом и продажами. Помимо меня, в Posman работают:

  • бизнес-аналитик;
  • системный аналитик;
  • два backend golang;
  • frontend (vue);
  • автотестировщик;
  • два сотрудника поддержки;
  • директор по продажам;
  • продуктовый аналитик.

Идеи на будущее

Сейчас наш сервис полностью бесплатный. Решили дать людям возможность протестировать новый формат продаж и присмотреться к Телеграму. Ведь в первую очередь мы хотим доказать, что Телеграм может стать классной коммерческой площадкой, с которой по силам работать любому предпринимателю. Ну и в целом проверить нашу гипотезу в рамках процесса поиска Product Market Fit.

Недавно опубликовали Posman на платформе Product Radar, которая собирает крутые стартапы со всей России. Там можно узнать про перспективные проекты и поддержать их своим голосом. Если проголосуете за нас, будем очень признательны.

Развиваемся пока что на мои личные средства. Спустя время будем внедрять подписку и строить экономическую модель. Пока что составили общую финмодель на три года.

Сразу предупрежу возможные комментарии: если проект не взлетит, то мы пройдем ценный путь и получим полезный опыт запуска стартапа. Будем пробовать что-то новое. Даже есть одна идея для российского рынка CRM-систем. Возможно, про это расскажем в свое время.

В этой статье мы раскрыли только 30% пути. В следующем материале расскажем, что делали после перерыва в два месяца и как превратили ошибки в реальный продукт.

А пока что вопрос к вам: как считаете, культура покупок будет развиваться в Телеграме или это все же удел маркетплейсов?

* В продукте нет мобильной версии: считаем, что она не нужна. Но возможно, вы опровергнете эту гипотезу.

Спасибо за внимание и ваш, надеюсь, конструктивный фидбэк )

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Екатерина Малахова

Мне кажется или интроверты двигатели прогресса? Вспоминаю историю про голосового помощника, которого тоже создал интроверт. Вот что значит рвение облегчить жизнь:) Очень круто. А еще вопрос: каково вообще работать с друзьями, не портит ли работа личные отношения

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий

Тот интроверт кажется сначала делал на коленке, отдавал телефон жене чтоб отвечала на звонки, а уже потом кодил и делал все остальное. В этой статье вроде процесс немного другой. Но то такое )

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Snitkovskiy
Автор

А вот и легенда)

Собственно ваша то статья в какой-то момент и оказала достаточно сильное влияние на наш процесс.
- Не бежать сломя голову к инвесторам, особенно без NDA
- Быть технически готовым к наплыву пользователей, т.е не запускаться на бесплатном хостинге с крохотными мощностями
- Иметь на готове сотрудников техподдержки, которые ответят на вопросы
- проработать инструкции

Ну и показалось, что интереснее читать про опыт людей, нежели сухие обзоры продуктов. Поэтому и решил поделиться опытом моим и нашей команды, возможно это тоже будет полезно другим)

Вот такие советы вынес несколько лет назад из вашей статьи (и ее продолжения), так что спасибо вам🔥

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Артемова

вот это дух истинного виси! круто!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Snitkovskiy
Автор

Да, кстати, я вспомнил эту статью! Порой бытовые проблемы, которые досаждают на ежедневной основе, вызывают желание сделать свою жизнь лучше и проще. Попутно с этим становится лучше и жизнь других людей)

Все, как завещала в своей философии рационального эгоизма Айн Ренд🧐

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov
А пока что вопрос к вам: как считаете, культура покупок будет развиваться в Телеграме или это все же удел маркетплейсов?

У меня сомнительное отношение к развитию культуры покупок в ТГ. Просто потому что ТГ, это мессенджер. Сам им пользуюсь, ботами тоже пользуюсь. Это здорово, когда можно заказать пиццу в ТГ ни с кем не общаясь. Но вот сейчас попробовал найти где я там эту пиццу заказывал - не удается. Приложение в телефоне найти получается, но другой пиццерии, а бота не получается. Я не помню, ни его название, ни название компании. А еще у нас с женой есть не то группа, не то канал на двоих, куда скидывали варианты при выборе печи-камина. Я помню, что оно есть, но тоже не могу найти, только перебором всех чатов. И это проблема ТГ, малоактивные чаты куда-то улетают. Сойдет только формат, когда увидел ссылку, перешел, сделал дело и забыл. Можно, конечно, чаты раскидать по папкам, но лень. Тем более, когда самые активные (ака самые нужные) всегда наверху.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Привет, интересный проект. Есть парочку вопросов
1. Есть успешные кейсы, кто использует webapp магазин в тг реально по-крупному? (хотя бы 20% продаж от всех продаж, идут через webapp)
2. На сколько удобно использовать магазин в тг? (ну реально не удобная же штука пока)
3. Тут на vc было парочку таких же сервисов, которые предоставляли собрать магазин в тг без кода, в чем ваше преимущество и какую ценну вы предложите для выхода на самоокупаемость?
Выскажу свое мнение, по тг, считаю что тг не адаптирован под e-commerce, нет рокетфичи, которая может зацепить покупателя, как еще один канал продаж ну ок да, но сколько на него будет 5% максимум.
Мы запускали в 21 году первый свой webapp в тг как доп канал для продаж из 3к продаж с сайта на тг пришлось 0%, показалось, что это тг пока не готова к ecommerce.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Snitkovskiy
Автор

Александр, спасибо за столь глубокий комментарий, постараюсь ответить по пунктам.
1. Запустились недавно. Пока не могу похвастаться подобными результатами. Проведем пилоты с крупными представителями рынка, расскажем об успехах
2. Удобство штука относительная. Будем смотреть и анализировать этот вопрос. Старались сделать удобно, за счет ботов 2.0, т.е. полного повторения возможностей и визуала мобильных приложений. Вот пример тестовый магазина https://t.me/posman_shop_bot
3. Большинство прямых аналогов имеют достаточно жесткие ограничения в части кастомизации чего либо. В нашем случае мы делали простой, но настоящий конструктор, где можно удобно (на наш взгляд) кастомизировать все сущности и процессы. Например, можно настроить свой процесс оформления заказа - поля, которые заполняет клиент. Вскоре запустим решение, которое позволит встать над рынком социальной телеграм-коммерции и решить главную проблему продавцов в тг - лидоггенерация.

Ваше ключевое опасение справедливо. Давайте так. Много продуктов запускаются до возникновения трендов и умирают. Например, миро и фигма 5-6 лет бежали пока эти решения не стали тем, чем они есть сейчас.

Более того, первые продукты помогают тренд раскачать, но не доживают до светлого момента рассвета. Вичат смог тренд раскрутить, рассчитываем и на то, что и тг сможет воплотить эту модель в себе.

Посыл мой в том, что всему свое время, если оно вообще настанет. Мы на рынке, которого как бы нет еще. Мы и наши конкуренты его создаем. Создаем культуру продаж в тг и потребительские привычки.

Это сложный и тернистый путь, не спорю. Но в инстаграме продажи работали, расчет на то, что тг его заменит и мы создаем для этого инфраструктуру, фундамент. Быстро не случится успех, к этому мы готовы.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Артемова

Круто, я думала такие стартапы создаются быстро. Ну типа, запустить какой-то «офлайн» бизнес быстрее, чем приложение. Оказалось нет)))

Вопрос очень мелкий возник по ходу чтения: а откуда взяли новых людей в команду, если денег на норм.зарплаты им нет и по сути они работают за идею? и как вообще мотивируете и их, и основную команду друзей на то, чтобы они продолжали работать? Есть ли какие-то осязаемые в денежном плане надежды?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Snitkovskiy
Автор

Тут коротко и не ответить, в духе делай раз, делай два, делай три😅
Ситуация сложная сама по себе, но 10 лет управленческого опыта за плечами дают свои плоды.
- Широкий нетворк из it-специалистов, друзей, бывших коллег и сотрудников
- Высокий уровень доверия ко мне (у людей из моего нетворка) в силу персональных, лидерских качеств
- Умение договариваться, т.е. находить сильнейших специалистов и привлекать их на оптимальных для всех условиях
- Умение хантить людей, собственно 2х человек буквально украл 🤷🏼‍♂️
- С core-командой конечно же рассчитываем монетизировать сей проект и те, кто работает "за идею", в перспективе окупят вложения своего времени...во всяком случае мы на это рассчитываем)

Хочется верить, что мое мнение по этому вопросу не расходится с мнением ребят)

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Артемова

Дааа, в двух словах выглядит «просто и сложно одновременно»))

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Крымская

100% сейчас будут развиваться продажи в ТГ — часть аудитории уже устала от маркетплейсов. Сейчас вообще все смещается в сторону персонализации, потому что хочется взаимодействовать с проверенным продавцом, которому доверяешь, или за которым давно следишь. Я, например, заказываю обувь не на маркетплейсе, а в ВК — я нашла швею, которая круто шьет по меркам, попала в мой размер, и материалы огонь. Если бы такая же ситуация сложилась с каким то магазом в ТГ — аналогично, я не пойду на макркетплейс

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Смоляков

Важно, что провели первичное исследование рынка и общение с целевой аудиторией. Это говорит о серьезном подходе к разработке продукта и понимании потребностей потенциальных пользователей. Спасибо за статью !

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Snitkovskiy
Автор

Спасибо, старались) В отдельной статье расскажем про процесс и результаты исследования на основе фреймворка jobs-to-be-done. Надеюсь, что тоже будет польза от такого материала

Ответить
Развернуть ветку
Ivan U

Мне тоже было интересно почитать и понравилась статья, вопрос: где и как взяли клиентов для стартапа?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Snitkovskiy
Автор

Спасибо, за отзыв)
1. Пока не запускали никакой платный трафик (рекламу). Клиенты приходят сами - органика работает, SEO работает.
2. Сейчас инициировали контент-стратегию, будем делать публикации статей разных рубрик на релевантных площадках. Результаты уже радуют.
3. Вот-вот запустим SMM стратегию и таргетинг в соц сетях. Будем разные форматы пробовать, контекст подключать, но особо надежд на него нет. Есть гипотеза, что эффективность будет низкая по соотношению бюджет и выхлоп реальный.
4. Выстраиваем отдел продаж, необычную комбинированную схему строим - расскажем в следующей статье про этот процесс.
5. С крупными клиентами работаем напрямую, самостоятельно. Подготовили материалы презентационные и по нетворку из прошлого ходим. Об успехах с крупняками тоже расскажем))

В планах еще очень много всего, постепенно будем внедрять и делиться результатами.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan U

Интересный стартап 👏

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов

Вперед, радаровцы!
Удачи проекту и команде) У Телеграма второе дыхание в России – надо этим пользоваться)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Snitkovskiy
Автор

Спасибо, Дим! Рассчитываем, что социальная коммерция в ТГ будет набирать обороты и мы поможем этому тренду взлететь. Искренне верю, что коммерческий потенциал у телеграма высок)

Ответить
Развернуть ветку
Мария Асланиди

Круто, конечно, наблюдать, как телеграм из мессенджера становится какой-то годзиллой) Но насколько безопасно там платить? Хз, я не очень этому доверяю. С кого потом деньги требовать, если вдруг что?

Ответить
Развернуть ветку
Александра Веряскина

О, огонь, как раз раскручивам канал бренда одежды в телеграме, утащила обсуждать вашу платформу с маркетологом 👍

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Snitkovskiy
Автор

По всем вопросам обращайтесь, поможем\расскажем\покажем😊

Ответить
Развернуть ветку
Александра Веряскина

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Яна Мичурина

Крутой проект) Мне вот кажется, большой плюс маркетплейсов - что они берут на себя доставку товаров. Наверно, Телеграм логичнее сравнивать в этом ключе с другими соцсетями. А почему не стали работать с тем же ВК? У него ведь тоже хороший потенциал для продаж

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Шевченко

Классно, мы уже живем в телеграме!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Коваленко

Автор конечно молодец, такой путь проделал: столько табличек, столько схем, такая команда. Даже успели всей командой выгореть. Но может лучше было попробовать сразу продать кому-то решение этой проблемы и убедиться что за это готовы платить? Не боитесь сделать стартап, который в итоге решает несуществующую проблему?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Snitkovskiy
Автор

Евгений, благодарю за комментарий. Он справедлив.
Запустились относительно недавно, уже есть клиенты - создают магазины и продают. Это и есть наша метрика полярной звезды - продажи через телеграм витрину.

В следующих статьях расскажем про касдев подробнее, он показал, что проблема\боль\потребность есть. Т.е. первичная валидация гипотезы пройдена.

Сейчас готовимся к пилотам с действительно крупными клиентами, которые явно обозначили потребность в решении и понимание экономического эффекта от его внедрения.

Не планируем оказаться на кладбище стартапов, но рынок есть рынок. Мы подготовились к его ударам, будем адаптироваться. В целом раз вичат с его внутренней коммерцией смог, возможно и телеграм сможет)

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Казакова

Круто

Ответить
Развернуть ветку
А. Н.

А считаете, сколько уже инвестировали в проект? Включая стоимость вашего времени

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Snitkovskiy
Автор

Да, конечно же. Ведем управленческий учет, который пока состоит только из затрат🙈

За полтора года вложено порядка 1,7 млн. Однако, основные косты, связанные с продажами\лидгеном\маркетинигом только начинаются, до текущего момента они были не столь заметными

Ответить
Развернуть ветку
А. Н.

Удачи вам, Дима. Тут сейчас, конечно, понабегут с мнениями, что вы делали что-то не в том порядке, и оно может даже и так, и вы может даже и сами это знаете. Но если оно в итоге будет работать – то мы все этим будем пользоваться без задней мысли )

Ответить
Развернуть ветку
namespace

А для изначальной проблемы (глэмпинг) не подойдет какой-нибудь yclients?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Snitkovskiy
Автор

Да, вопрос отличный. У меня рассуждения такие.

Эта штука не закрывает необходимые задачи глемпингов\отелей - это, утрировано, календарь. В большей степени, подходит для салонов красоты, маникюрных, барбершопов. Как решение для гостиничного бизнеса это не то пальто.

Тот касдев, который я провел показал, что нужно какое-то целостное решение. Сквозная интеграция нужна этого сервиса.

Т.е. морда для онлайн-бронирования должна видеть свободные слоты из системы управления гостиницей (Property Management System) и записывать в нее...а теперь внимание - у PMS обычно есть своя морда, как выяснилось. Базовый функционал yclients не оч, на мой субъективный взгляд, удачно подходит для отображения каталога номерного фонда

Наша концепция в том, что мы сможем:
- показывать объекты бронирования
- давать возможность записи за счет интеграции с основными на рынке PMS
- заказывать дополнительные (платные) опции в процессе бронирования
- сделать нечто типа ресепшен в кармане (заказ еды в номер, бронь экскурсий, вопрос администратору)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Goncharov
Без подробного описания мокапов и бизнес-процессов сложно делать конечный дизайн продукта

И это ИТ Дир говорит только после влета, обалдеть

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Snitkovskiy
Автор

Понимаю удивление и легкое разочарование, не серчайте)) У нас всех опыт 10+ лет и мы более чем прекрасно понимаем, как надо делать и не надо. Однако, позиция была реально в том, чтобы сделать едва ли не на коленке!

Минимум проектных артефактов, максимум скорости - это ж стартап, можно пренебречь многим в угоду сокращения сроков запуска.

Long story short - такая схема не взлетела, как вы уже поняли. Благо быстро пересобрались, встали на привычные рельсы и тут уж полетело кошерно все.

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда