{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Контроль этих показателей взорвёт ваши продажи. Узнайте, на что способна ваша CRM

Всем привет, на связи Осипов Илья. Обычно я пишу про клиентский сервис (статья «Полный гайд по клиентскому сервису»), но сегодня хочу затронуть тему CRM-аналитики и как с её помощью быстро находить точки роста компании, увеличивать выручку и вообще держать руку на пульсе с помощью цифр. Статья будем полезна всем, у кого есть CRM-система и кто хочет выжать из неё максимум пользы. Здесь не буду затрагивать показатели клиентского сервиса и как их считать, кому интересно, всё суперподробно разобрал в этой статье.

Представим уже стандартную для многих компаний картину: вы внедрили себе CRM-систему (в статье речь будет идти по amoCRM, но в целом это неважно), менеджеры даже начали в ней работать:

  • перетаскивают по актуальным статусам сделки;
  • ставят задачи (и иногда даже их выполняют);
  • и даже звонят и пишут из CRM.

В общем, первый этап пройден, вы гордо заявляете что работаете в CRM, но на подсознании где-то начинают закрадываться мысли: А что же делать дальше? Как управлять всем этим зоопарком?

Ок, сделки стоят в актуальных статусах (но это можно делать и в Трелло), у сделок есть задачи (но это не суперкритично, можно в той же Трелло через комменты работать), сохраняются коммуникации (но в OMNI UISа это вообще можно делать без CRM — все коммуникации от телефонии до чатов в Whatsapp и Avito тоже сохраняются).

Можно сказать, что задачи ставятся автоматически, появляется бизнес-логика, и менеджеры управляют CRM, словно играют на пианино. Да, тут не поспоришь, это упрощает и причёсывает логику работы: сокращает количество ошибок сотрудников и делает процесс более управляемым.

Если менеджеры работают в вашей CRM, словно играют на пианино по нотам (то есть система сама говорит им, что делать, как делать, а главное, когда), то можно сказать, что основные этапы по внедрению CRM в бизнес вашей компании уже пройдены.

Если вы дошли до автоматизации задач, то можно сказать, что основная идея CRM у вас внедрена. Если же ещё не дошли, то тут два варианта: вам либо это вообще не нужно, либо всё веселье ещё впереди.

Тем не менее, как же всем этим управлять и как вытаскивать из CRM цифры в удобном и понятном виде, а главное, строить на их основе гипотезы? Об этом и поговорим дальше.

Инструментарий

Для работы и нормальных данных нам потребуются:

  • Нормально настроенная и рабочая CRM: сделки в актуальных статусах, по каждой из них есть задачи, и они выполняются (не должно быть кучи просроченных задач).

Это база. Без этого ни к какой аналитике приступать невозможно. Если у вас сотрудники работают с CRM через раз, если звонят и пишут с личных телефонов, если задачи висят месяцами — вам в аналитику пока путь закрыт. Надо разгрести хаос.

Люблю повторять знаменитую шутку: автоматизация хаоса есть автоматизированный хаос. С аналитикой — аналогично.

  • Подключенные коммуникации в CRM. Это тоже база. Если в системе нет записей по звонкам и чатам — аналитику по нагрузке и пропущенным не построишь. Я обычно подключаю UIS и их новый продукт Omni: работают стабильно, связь прекрасная, а теперь в одном контуре есть и Whatsapp.
  • Полноценно настроенные карточки клиентов, компаний и сделок в CRM. Тут всё очевидно: если информации не будет, анализировать тоже будет нечего.

Кстати, есть крутой лайфхак: аналитику нужно выстраивать постепенно. Поэтому и систему обогащать и наполнять данными тоже стоит постепенно. Не грузите всё сразу. А то помимо того, что менеджеры рехнутся от сложности работы, так и вы потом перестанете понимать, зачем вам всё это надо и просто забьёте. Здесь работает классический Step by Step.

  • Инструменты для удобного вытаскивания данных из системы и работы с гипотезами. В принципе можно каждый раз выгружать данные из системы в Google- или Excel-таблички, но я предпочитаю пользоваться более удобным инструментом — Платформой для CRM-аналитики Xtree. Подробнее об инструментах расскажу ниже (или, если захотите, проведу для вас личную демонстрацию онлайн).
  • Сервис для контроля коммуникаций Omni. Омни подходит для тех, у кого подключена телефония UIS и кто хочет в едином месте выводить удобную аналитику по звонкам, чатам или коммуникациям и в других каналах (телеграмм, авито и т.д.).

Есть небольшой лайфхак по работе с ОМНИ: если у вас вообще нет CRM, но вы хотите контролировать коммуникацию с клиентами в едином окне, то ОМНИ для этого подходит на 100%. Особенно актуально для бизнесов без длинных циклов сделки.

  • Сервис автоматического контроля за коммуникациями сотрудников, Имотио. Ребята с помощью нейросети сделали сервис, который автоматически вытаскивает из коммуникаций менеджеров по почте, телефону и электронной почты ошибки и прочие вещи, о которых вы точно захотите знать.

Такой инструментарий и порядок работы в CRM вам настроит любой нормальный интегратор. Если у вас не так, то напишите мне, я ситуацию исправлю и подготовлю вашу компанию к работе с аналитикой и управлению на основе цифр.

Какие показатели будем считать

В проектах я обычно начинаю с самых простых показателей, которые подходят практически любому бизнесу:

1. Показатели звонков

Если менеджеры хорошо и качественно общаются с клиентами, не пропускают звонки, то здесь всё в порядке. Если же в компании есть пропущенные звонки, то это плохо, и с этим надо что-то делать. Для аналитики можно использовать или отчёты в платформе Xtree, или стандартный инструмент от UIS Omni. Тоже очень удобно, если вы используете их телефонию. Там, кстати, за 900 ₽ можно подключить Whatsapp, к уже подключенному набору мессенджеров (ВКонтакте, Avito, персональный Telegram, онлайн-чат на сайт).

Инструментарий:

  • amoCRM
  • Xtree

Интересные моменты из видео:

  • Нашли выгоревших сотрудников;
  • Увидели, как дозваниваются или не дозваниваются менеджеры до клиентов;
  • Узнали, как быстро строить когорты по длительности по менеджерам;
  • Изучили нормальность распределения входящих звонков → нашли тех менеджеров, которые пропускают звонки (в том числе и в нерабочее время).

С помощью контроля показателя звонков можно полностью избавиться от пропущенных звонков в компании, найти «сгоревших» менеджеров и сделать ещё много других выводов.

В видео мы нашли пропущенные звонки по выходным дням, подключили внешний колл-центр и настроили автоматическую передачу лидов в CRM.

Если вы хотите просто подключить аналитику звонков и у вас телефония UIS, используйте их сервис Omni. Тоже очень качественное решение, поэтому смело их рекомендую!

UIS Omni Аналитические отчеты | Демо-отчеты

2. Касания по забытым и существующим клиентам

Если у компании нет забытых клиентов — тех, кому давно (любой период, какой хотите) не писали или не звонили — то значит, со всеми клиентами компания ведёт диалог, а значит, никто никуда просто так не уйдёт, и ни о ком не забудут. Если забытые клиенты всё же есть, то их надо найти и принять меры, напомнив о себе.

Заодно узнаете, сколько раз, когда и как менеджеры совершили касания по существующим клиентам: звонили, писали, в общем, связывались. Если будет корреляция между средними чеками, выручкой и количеством касаний по клиентам, то об этом нужно знать. А заодно хорошо быть в курсе того, успевают ли вообще менеджеры обрабатывать свою базу за отведённое время.

Инструментарий:

  • amoCRM;
  • Xtree.

Некоторые выводы из видео:

  • Узнали, каким компаниям или контактам, кто из менеджеров давно не звонил (в нашем случае более 60 дней);
  • Увидели, когда были последние коммуникации по интересующим нас компаниям или контактам;
  • Нашли клиента, с которым не общались уже более полугода;
  • Проанализировали плотность коммуникаций по клиентам определёнными менеджерами. Нашли «дырки» и провалы в коммуникациях с клиентами, например, увидели, с кем из клиентов мы перестали общаться в последние месяцы.

Очевидно, что таким забытым клиентам можно и нужно позвонить или написать. В данном случае хорошо сработает даже простое напоминание.

3. Аналитика по проигранным сделкам

Считаю, что это один из главных показателей в любой системе аналитики по CRM. Изучите причины отказа по менеджерам, по ключевым этапам воронки и так далее. Если видите, например, что один из менеджеров не может закрывать сделки, а клиенты отваливаются по причине «подумаем», проводите дополнительное обучение менеджеров по продажам.

Инструментарий:

  • amoCRM;
  • Xtree.

Интересные моменты из видео:

  • Показал, как удобно и легко сгруппировать причины отказа по месяцам в том числе с источником. Информация полезна для маркетологов;
  • Нашли менеджеров, часто получающих отказы по причинам «дорого», и наблюдали динамику этого показателя. Если динамика не меняется, с таким менеджером необходимо проводить работу: дополнительное обучение, прослушивание его продаж и так далее;
  • Разобрали причины проигрывания сделок, такие как «купил у конкурентов» (в видео есть), и нашли решение — скорректировать работу отдела продаж: быстрее отвечать, сравнить условия с рынком и так далее;
  • Нашли этапы сделок, на которых произошёл «отвал». Особенно это критично для ключевых этапов воронки продаж.

Крайне важно и полезно детально анализировать причины проигрыша по сделкам, как описано выше. При таком подходе можно не только дорабатывать коммерческую сторону продукта, но и находить более слабых менеджеров и подтягивать их до более сильных.

4. Дата последней продажи/отгрузки (подходит для частотного бизнеса)

Если клиент не отгружается больше какого-то времени, то таких клиентов подсвечивайте и выводите в отдельный сегмент. Надо срочно звонить, если у клиента большой LTV, но он почему-то перестал закупаться.

Инструментарий:

  • amoCRM;
  • Xtree.
с 1:50 мин.

Как можно использовать данный показатель:

  • находить клиентов, кто ранее совершал покупки, но потом перестал это делать;
  • находить самых-самых клиентов с максимальным LTV.

5. Клиентская база: отток, реанимация и общая

Каждый бизнес хочет знать, как у него обстоят дела с клиентской базой. Работа с этим показателем может пояснить, по каким клиентам стоит запускать процесс реанимации, обрастают ли вообще и как быстро обрастают менеджеры в компании новыми клиентами.

Инструментарий:

  • amoCRM;
  • Xtree.

6. Источник

В сделки данные можно передавать автоматически с сайта (или проставлять вручную) для построения элементарной и фактически бесплатной сквозной аналитики, которая уже даст понимание об источниках сделок и позволит скорректировать будущие шаги.

Инструментарий:

  • amoCRM;
  • Xtree.

Интересные моменты из видео:

  • Изучили источники сделок по воронкам;
  • В простом виде без подключения серьёзных систем сквозной аналитики проанализировали источники сделок;
  • Разложили источники сделок по продажам, чтобы найти неочевидные каналы, дающие нам лиды;
  • Соединили в одном отчёте: источник и продукт, и увидели, как различные каналы продают те или иные продукты.

Если у вас еще нет сотен тысяч или миллионных бюджетов на рекламу в интернете, вы легко может обойтись простой и качественной сквозной аналитикой, чтобы по ней делать правильные выводы для планирования маркетингового бюджета с простой аналитикой по источникам сделок, как показано в видео.

7. Качество коммуникаций

Для контроля качества коммуникаций менеджеров я подключаю сервис imot.io. Он автоматически проверяет качество переписок и коммуникаций по телефону, почте, электронным письмам.

Инструментарий:

  • amoCRM;
  • imot.io
Отчет в сервиса imot.io на примере компании Додо Пицца

Выводы

Подчеркну, данные показатели может собрать практически любой адекватный РОП или руководитель и работать с ними самостоятельно или с помощью CRM-аналитика.

Даже таких базовых показателей будет достаточно, чтобы практически полностью контролировать отдел продаж и управлять им на основе цифр.

В статье затронул самые очевидные выводы, которые удавалось найти с помощью CRM-аналитики. Если вы переросли стандартно внедрённую CRM и хотите управлять отделом продаж на основе цифр, то смело пишите мне, и мы найдем точки соприкосновения и роста.

Также для всех, кто придёт с VC, построю такую аналитику всего за 29'900 ₽. Если ничего полезного дать вам не смогу или вы посчитаете мои выводы неинтересными, то верну все средства в полном объёме.

П.С.

Мои предыдущие статьи:

Скоро выпущу ещё одну статью по CRM-аналитике, там будет про скорость реакции, ключевые этапы воронки и многое другое.

Если вам нравятся такого рода статьи, поставьте, пожалуйста, лайк и оставьте комментарий. Спасибо!

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Dmitriy Raskladka

Илья, привет!

Отличная статья!

Мы как раз ищем новых партнеров - интеграторов amoCRM , для нашей системы по автоматизации бизнес-процессов отделов продаж, связанных с подготовкой смет и КП , которая имеет мощную интеграцию с amoCRM.

https://estimates.guru/

Буду рад пообщаться в личке (Telegram: @Raskladka)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Осипов
Автор

Дмитрий, рад знакомству. Контакт записал

Ответить
Развернуть ветку
Petr Maksimov

Вот что значит корпоративный опыт. Такие лонгриды писать про аналитику, красота!

Ответить
Развернуть ветку
Илья Осипов
Автор

Продублирую еще раз - для всех, кто придёт с VC, поставлю аналитику всего за 29'900 ₽. Если ничего полезного дать не смогу или вы посчитаете мои выводы неинтересными, то верну все средства в полном объёме

Ответить
Развернуть ветку
Роман Жуков

Илья, благодарю за статью! Нужно будет к тебе обратиться. Материал 🔥🔥🔥🔥

Ответить
Развернуть ветку
Никита Аверкин

Илья, спасибо за такой труд! Используем похожий стек технологий. Понимаю что вопрос не для комментов, но если на пальцах для недалеких:
Как понять что уже пора внедрять аналитику или нашей компании еще рано это делать?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Осипов
Автор

Совершенно очевидно, что фундамент под CRM-аналитику нужно готовить в момент проектирования системы. Даже, если вам кажется, она вам не нужна )
Если вы уже используете CRM-систему, то стоит провести аудит "А все ли данные вносятся в систему? Достаточно ли получаемых данных"

Отмечу, что один из сложных вопросов в аналитике - это сбор чистых данных!

Если данные будут "грязными", то вы получите искаженные отчеты, которые приведут к неверным выводам, и, как следствие, к выработке и проверке неверных гипотез

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Om

Отличная статья, подробно и доходчиво!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Бодров

Статья про то, как не сложная аналитика может подсветить ваши слабые места и сделать ваш бизнес прибыльнее.🔥

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда