Крупнейший провал в истории игрушек: как Toys R Us проиграла Walmart и Amazon
В середине 90-х компания контролировала 25% мирового рынка детских игрушек.
Игрушки вместо мебели
В 1948 году ветеран Второй мировой войны Чарльз Лазарус торговал мебелью в собственном магазине в Вашингтоне. Как-то раз он решил выложить на прилавок несколько детских игрушек — вдруг получится привлечь покупателей. Идея сработала: к концу дня все игрушки были раскуплены.
Лазарус повторил эксперимент. Постепенно игрушек в его магазине становилось все больше — а спрос не падал. Предприниматель понял, что нашел новую нишу. Он переориентировался на продажу игрушек и стал торговать только ими.
Деньги текли рекой — Лазарус буквально нащупал золотую жилу. Он закупал десятки и сотни тысяч игрушек и продавал их. Основной причиной его успехов стал послевоенный бэби-бум на Западе. В 1957 году он придумал новое название для своего бизнеса, уже превратившегося в сеть магазинов — Toys R Us («Игрушки — это мы»).
Расцвет Toys R Us
В течение более чем полувека с момента основания Toys R Us играла важную роль в создании игрушек, ставших для американских детей культовыми — например, Geoffrey the Giraffe. К продвижению активно привлекали звезд.
В 80-е, например, один из магазинов открывал звезда NBA Мэджик Джонсон — к зданию выстроилась огромная толпа из родителей и детей, мечтающих о новых игрушках. Магазины были настоящим раем для детей, «супермаркеты игрушек» — отдельное красочно оформленное здание, в котором у каждого ребенка разбегались глаза.
Империя Toys R Us неуклонно расширялась. В 1983 году компания запустила магазины одежды Kids R Us, а в 1996-м создали бренд для новорожденных Babies R Us. В 2001-м открыли флагманский магазин на Таймс-сквер в Нью-Йорке: площадь более 10 тысяч кв. метров, дом Барби в натуральную величину, огромные фигурки Лего и, самое главное — колесо обозрения высотой 18 м прямо в здании. Всего у Toys R Us было более полутора тысяч магазинов по всему миру.
Вот только успех оказался непродолжительным. На рынке появились новые, «зубастые» конкуренты, с которыми компания справиться не смогла. Основатель оставил пост председателя совета директоров в 1998-м — это было весьма символично. В том же году крупнейшим продавцом игрушек в Америке стал Walmart. Крупные магазины начали расширять ассортимент игрушек и продавать их по более низким ценам.
Падение империи
В 1998 году Toys R Us попыталась запустить собственный онлайн-магазин Toysrus.com, но потерпела неудачу, особенно после того, как компания не смогла вовремя доставить подарки во время сезона рождественских покупок 1999 года.
Спустя пару лет Toys R Us заключила с Amazon десятилетний контракт, согласно которому Amazon получал $50 млн в год плюс процент от продаж, а Toys R Us становился эксклюзивным продавцом детских игрушек на платформе.
Хотя партнерство изначально было успешным, оно имело серьезные последствия для будущего Toys R Us — вместо того, чтобы строить свой собственный e-commerce, компания полностью зависела от Amazon в онлайн-продажах.
В конечном итоге Amazon нарушил условия контракта, позволив другим ритейлерам-конкурентам продавать игрушки, что ещё больше нанесло ущерб доле рынка Toys R Us. Растущая конкуренция привела к окончательному закрытию 146 магазинов Kids R Us. В 2005-м Toys R Us за $6,6 млрд купил конгломерат частных инвестиционных компаний, рассчитывавших вывести компанию на IPO. Но ничего не вышло.
В e-commerce компания попыталась зайти слишком поздно — в 2009-м приобрели Etoys.com и Toys.com, но особых успехов на этом поприще не достигли. В марте 2018-го Toys R Us объявила о ликвидации и окончательном закрытии своих 700 магазинов из-за накопившихся долгов. Рабочие места потеряли более 33 000 человек. Символично, что тогда же скончался и основатель компании — Чарльзу Лазарусу было 94 года.
Позднее права на бренд Toys R Us выкупила Tru Kids Brands, но полноценного «возрождения» так и не произошло. В конце 2022-го компания стала партнером универмагов Macy's и продавала игрушки в них. На международном рынке присутствие сохранили в качестве интернет-магазина.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал сорванный пуш — там я рассказываю о бизнесах в необычных нишах, трендах в диджитал и не только.
Больше материалов:
очередная компания на кладбище Nokia, Kodak, Yahoo...в нулевые много кто полег на поле боя
У Нокиа все отлично.
Полегли на поле боя? Эти ребята не просыпались даже от молотящего рокота строительства нового рынка новой реальности!
Ну лично по мне лучше покупать игрушки в оффлайн. Особенно те которые сейчас есть. Такое иногда дно попадается. Другое дело, что сфера онлайн продаж сейчас более развита.
Ребята как бы профукали момент. Основателю тогда уже было не до управления. А нанятый персонал с удовольствием себе бонусы рисовал.
тупо демпингом убили
По сути ряд ошибок менеджмента, особенно показательна история контракта с Amazon.
В офлайне покупаете в сетевых магазинах или отдельных точках?
Скорее всего меньше уделяли внимания маркетингу и аналитики, вот и застопорились с развитием.
Онлайн это просто совсем другой бизнес. Это не так просто было сделать, причем не без канибализации имхо.
Это можно сказать про любой товар, лучше посмотреть прежде чем покупать, но с другой стороны не всегда есть возможность покупать оффлайн
А можно было устоять или модель в принципе умерла? Есть аналоги или последователи успешные?
Детский мир))))
Hamleys?
Hasbro вроде похож
Как понял, можно было устоять, если бы сделали условный гибрид: онлайн + большие гипермаркеты. А они ни там, ни сям. Вот и сами себя утопили
У нас в Израиле они есть почти в каждом городе и неплохо, судя по всему, себя чувствуют. Очень похожие на Детский мир, в чем то получше, в чем то похуже
Это могут быть локальные франчайзи, уже мало связанные с глобальной компанией. Этак вон и Yahoo! себя прекрасно чувствует... на рынке Японии.
Кто есть у нас в Израиле? Тут из глобальных компаний только Икея есть (по конским ценам), все остальное это целиком местное творчество.
Оно и к лучшему, это равносильно если бы мотоциклы и машины сейчас начнут стоить не по млн а по 100 тысяч, или личные самолёты не по 10 млн, а по 500 000 тысяч рублей, только представьте сколько станет автомобилистов и лётчиков😂
Сначала разбаловали переизбытком игрушек, гаджетов, а сейчас спустили с небес на землю, да ещё и работать заставили. Вот и доигрались, повезло лишь тем кто и до игрушек катался и летал.
Тоже самое касается и других удовольствий, эксперимент номер 25 решили завершить за час до окончания, тем самым преведя в чувство средний класс.
Осталось дождаться развязки пятилетки и посмотреть на результат сорокалетки😎
Ваш комментарий сделал мой вечер 😅
На великом и могучем это называется "нас ебут, а мы крепчаем". В итоге, народ привык к тому, что его ебут, что ни разу не является достойной чертой.
Toys for us – все-таки переводится как «игрушки для нас» а не «игрушки это мы» (we are toys)
Допустимы оба варианта. Только почему for, а не are?
FYI: https://en.wiktionary.org/wiki/R_Us
Так и непонятно, как упустила лидерство
Изначально стартовала на волне, конкуренции не было, поэтому отсутствовала «зубастость».
А в России из аналогов кто? Детский мир только?
Детский мир — лидер рынка, конкуренты — Ozon, WB. Дальше всë не так интересно
"В конечном итоге Amazon нарушил условия контракта, позволив другим ритейлерам-конкурентам продавать игрушки"
А что, так можно было? Почему юристы Toys R Us не нагнули Амазон за такой финт?
Они потом судились с Amazon и победили — получили компенсацию нес-ко десятков млн, но крах всë равно был неизбежен
В Канаде работает 81 магазин Toys R Us.
Когда Toys R Us начала ликвидацию в 2018-м, она продала дочернюю компанию в Канаде и все товарные знаки финансовому холдингу Fairfax Financial. Сейчас Fairfax управляет этими магазинами