Брак по расчету с IT-подрядчиком: как собственники вляпываются в созависимые отношения и теряют миллионы
Абьюз ― не только история жен, которые не могут уйти от тирана. Он случается и с предпринимателями, которые начинают сотрудничать с серой IT-компанией, а потом терпят крах…
Созависимость в IT ― это опасная и разрушительная форма сотрудничества с подрядчиками, при которой заказчик становится от них патологически зависимым. Проще говоря ― это когда начинаешь сотрудничать с компанией, которую не проверил, а потом не можешь уйти от них, потому что панически боишься, что они сделают твоему бизнесу что-то плохое потому, что могут.
В лучшем случае, такие исполнители не сделают собственнику итоговый продукт, и деньги будут потрачены впустую. Да, поверьте ― это наилучший исход.
В худших сценариях они выстроят неправильную архитектуру сайта, и он «ляжет», допустят ошибку по причине некомпетентности, из-за которой бизнес потеряет деньги из-за «пробоин» в безопасности или выберут не те сервера, (например некоторые зарубежные, где в один момент иностранное государство удалит или заблокирует его).
Серые компании могут при определенных условиях (брешь в договоре, неофициальное оформление) удалить проект вовсе, без возможности восстановления.
Так поступают подлецы и мерзавцы, но, к сожалению, и они есть в IT.
Мы тоже чуть не стали злодеями
В определенный период работы — на самом старте — мы и сами могли стать подлецами для одного заказчика. Скажу даже больше ― это бы было справедливой местью за его поступок. Но мы не стали опускаться до этого уровня.
Также в практике был пример клиента, который связался с недобросовестными айтишниками. Это был проект по недвижимости для риэлторов. Тогда ресурс был создан косо-криво, так, что в любой момент силами одного человека можно было снести все. «Специалист» даже не предусмотрел на этот случай бэкап ― возможность восстановить данные на сервере, образно говоря, из резервной копии. А это то, что должно быть априори.
Уйти от абьюзера страшно, но это вопрос выживания
К сожалению, определить недобросовестную IT-компанию или отдельных ее сотрудников, не всегда возможно. Так что делать собственнику, который уже по воле случая связался с такими кадрами?
Запомните: страхи часто — только в вашей голове. Выход есть всегда.
В 90% случаев, если не доводить ситуацию до конфликта, то даже самая серая из всех серых компаний не станет целенаправленно удалять или ломать проект. Им это неинтересно, и не это цель их работы. Практически всегда страх владельца возникает из-за недопонимания при переговорах.
Мои советы, как вести себя в этом случае:
- не ссорится с подрядчиком, чтобы не спровоцировать;
- постепенно и аккуратно забирать ключевые доступы к проекту ― они должны находиться у заказчика, а не у исполнителя;
- не поддаваться на несправедливые условия подрядчика (например, оставить все доступы у них, чтобы они вели проект), но действовать при этом мягко;
- не спешить подавать в суд или начать выяснять отношения в жесткой форме ― практически любой конфликт можно решить тет-а-тет, но опытного юриста в штате иметь нужно.
Если до суда, все же, дошло, то обязательно найдите хорошего эксперта, который сможет доказать, что работа исполнителя выполнена некачественно / не соответствует требованиям и договору / принесла убытки компании.
Правила безопасности при работе с IT-компаниями
Но превентивные меры всегда лучше борьбы за правду в суде, так ведь?
Вот 5 правил, которых стоит придерживаться, чтобы не попасть в созависимые отношения с IT-компанией.
- 1)Правильно составлять договор
Совет очевидный, но, к сожалению, не все его придерживаются. Без дотошного и внимательно вычитанного договора у другой компании может появиться кучу лазеек, которые после и в суде-то не оспорить.
Вот моменты, которые должны быть в нормативно-правовом акте:
- конкретные сроки исполнения задачи и необходимые результаты сотрудничества;
- ответственное лицо от исполнителя, с которого будет спрос (важно убедиться в наличии актуальной доверенности выступать от лица компании и в том, что этот человек действительно имеет отношение к исполнителю);
- четкие сроки предоставления доступов заказчику после окончания работ;
- кому в итоге достается интеллектуальная собственность ― продукт по-любому перейдет заказчику, но вот кому именно будет принадлежать сам инструмент (программа, приложение, модуль для интеграции с системами оплаты и т.д.) ― должно быть четко прописано в договоре.
К сожалению, даже в этом случае нет 100% гарантии, что вас не «кинут», но с тщательно составленным договором будет спокойнее.
- 2)Общаться с предыдущими клиентами подрядчика
Путей несколько: запросить у компании открытую информацию о них (хотя бы название) или найти их самостоятельно. В первом случае вам могут отказать по двум причинам: NDA (договор о неразглашении) и отсутствие реальных клиентов. Второе означает ― перед вами мошенники.
Любая компания, которой нечего скрывать, с радостью демонстрирует собственные кейсы и наработки.
- 3)Посетить физический офис компании
Даже если формат работы компании удаленный (что не редкость сегодня), у нее должен быть офис. Обычно он арендуется под бухгалтерию, кадровую службу и генерального директора с другим руководящим составом. Поэтому стать гостем в офисе открытой компании не составит труда. Будет поводом насторожиться, если такового нет: скорее всего, это компания-однодневка, которая в любой момент может закрыться, и испариться вместе с авансом.
- 4)Прислушаться к отзывам о клиентах
В процессе переговоров послушайте, как в IT-организации отзываются о прошлых клиентах и бывших работниках. Если люди позволяют себе нелицеприятно говорить о них, винить во всех ошибках и оскорблять ― бегите. С таким подрядчиком конструктивного диалога на языке решения проблемы не выйдет.
- 5)Узнать, умеют ли в компании работать с защитой данных
Если нет, то у проекта будут отсутствовать рычаги безопасности вроде того же бэкапа или контроля версий Git. А значит, в любой момент продукт может бесследно исчезнуть с рынка, принеся миллионы убытков.
Выбрать надежную IT-компанию в век мошенников и недобросовестных подрядчиков ― дело непростое. Но мы в Comrades Dev советуем в первую очередь, думать о собственной безопасности, а уже потом о предложениях компании, какими бы заманчивыми они ни казались на первый взгляд. Кстати, о том, как найти надежного подрядчика, я уже рассказывал здесь.
А на какие параметры подрядчиков из сферы IT вы смотрите в первую очередь? Что для вас важно в сотрудничестве?
Делаю расклад на Таро) карты всё скажут о порядочности) или разбор от нумеролога. Такое время сейчас)
Так-то не сразу и выкупишь, что вы шутите.
Потому что:
«Коммерсант пишет, что четверть российского малого бизнеса видит смысл в эзотерических практиках. Треть уже имеют такой опыт, и процент разочаровавшихся в нем не столь высок — 6% опрошенных намерены его повторить в течение года главным образом в расчете на рост прибыли и продаж волшебным образом».
Ну а чё ещё остаётся, да?
У нас модуль для Битрикса24 на основе предсказательных моделей.
Более 100 внедрений, всё работает. В цифрах очень вкусно.
Я сам не верил. Но с цифрами сложно спорить.
https://vc.ru/marketing/649280-astromodul-astrologicheskiy-modul-dlya-bitriks24
😅🙈
Хочу! Марина! А в бизнесе это тоже может помочь??)))
Конечно, все бизнесмены это делают, только не признаются)))
Такие методы мы не знаем. У нас проще все
https://www.youtube.com/watch?v=AtkhvS37j7Y
Такие методы мы не знаем. У нас проще всеАга, перепутаете там что-то и потом у меня реально брак по расчету с подрядчиком будет
Ни один айти-подрядчик если он порядочный не будет так делать, не нагоняйте страху
Ситуация происходит ВСЕГДА ровно наизнанку:
– Серёжа, мы вам завтра уже почти деньги перевели, дайте нам приложение сейчас, а?
В смысле, нет?! Ах вы педерасты сраные! А почему у меня кнопка «Отгрузить» не работает? Я же говорю, завтра, блять!
Есть кейсы которые подтверждают обратное.
«Даже если формат работы компании удаленный (что не редкость сегодня), у нее должен быть офис. Обычно он арендуется под бухгалтерию, кадровую службу и генерального директора с другим руководящим составом»
Гениально!
Вы к нам прямиком из 1968-го?
Нет с 2030
Зачем IT-компании, которая аутсорсит бизнесы, офис? «Бухгалтерия» давно делается двумя кликами в онлайн-банках.
В общем, вы меня извините, пожалуйста, за некоторую резкость.
Я просто хотел сказать, что представление о необходимости офиса устаревшее. Хоть брать в расчёт гендира, хоть бухгалтера.
Пост от айтиподрядчика какие правила соблдать с айтиподрядчиком. А вы сами случаем не абьюзеры?
Нет же, вот предостерегаем и других чтоб не было таких казусов. Нескольким помогали с последствиями
Да все вообще в нашей голове. Вам в пору статьи по психологии писать.
Тоже думаю об этом 😂
Постепенно и аккуртно забирать ключевые доступы. Азхахахахпхпхпха! Смешно! Есоли подрядчик их не отдал с самого начала, по постепенно и аккуратно уже не получиться!
Тоже верно, заказчик не всегда понимает что и как надо
Обычно всё наоборот.
- делвется проект, у всех эйфория, проект идет
- проект сделан, запущен, какие-то деньги выплачены. время мелких доработок и сопровождения. клиенту говорится, мол, берите штатно единицу на поддержку и развитие. научим, расскажем, покажем.
- клиенту пох. ему удобно так, как есть, но он говорит - хорошо. проект продолжает поддерживаться за какие-то условные деньги. накапливается усталость.
- клиент просыпается с мыслью: "нахуй я им вообще плачу деньги? Все же и так работает! Раз я плачу им, надо ещё загрузить их работой. Ибо нехуй! " С этой мыслью он приходит к подрядчикам.
- подрядчик выслушивает и посылает клиента нахер. Проект перестает поддерживаться.
- проект работает какое-то время" по инерции" (в зависимости от сложности и качества исполнения) и начинает разваливаться (кончается место на серверах, не куплены сертификаты, не установлены обновлкния, база выросла и никто не оптимизировал, поменялся протокол обмена данными и тд и тп.. мелкие админские залачи)
... вы находитесь здесь.
никто "специально" ничего "ломать" не будет. но и мониторить на предмет работоспособности тоже.
это как с автомобилем. купил автомобиль - езди в сервис автортзованный. не хочешь - вперёд к самостоятельному освоению навыков.
Бывают и такие кейсы
Пост писал то ли недалекий менеджер, то ли копирайтер, который не в теме. То ли ChatGPT...
Даже если формат работы компании удаленный (что не редкость сегодня), у нее должен быть офис. Обычно он арендуется под бухгалтерию, кадровую службу и генерального директора с другим руководящим составомсерьезно???
Если нет, то у проекта будут отсутствовать рычаги безопасности вроде того же бэкапа или контроля версий Git.Бэкап настраивается на сервере в 1 клик, а Git - это уже настолько база, что назвать это "рычагом безопасности" язык не поворачивается. Если ваша защита данных - это бэкап и Git, то мне жаль вас и ваших клиентов. Надеюсь вы по договору несете ответственность.
Тут вам и советы по кадровой политике:
не спешить подавать в суд или начать выяснять отношения в жесткой форме ― практически любой конфликт можно решить тет-а-тет, но опытного юриста в штате иметь нужно.В лучшем случае, такие исполнители не сделают собственнику итоговый продукт, и деньги будут потрачены впустую. Да, поверьте ― это наилучший исход. В худших сценариях они выстроят неправильную архитектуру сайта, и он «ляжет», допустят ошибку по причине некомпетентности, из-за которой бизнес потеряет деньги из-за «пробоин» в безопасности или выберут не те сервера, (например некоторые зарубежные, где в один момент иностранное государство удалит или заблокирует его).
Гениально! Серьезно, лучше потерять деньги и не запустить проект вообще, чем он ляжет под нагрузкой? Любой проект может лечь, это не указывает на качество, и проблема эта решается за 5 минут, как и проблема "иностранного сервера" (че вообще за бред?).
постепенно и аккуратно забирать ключевые доступы к проекту ― они должны находиться у заказчика, а не у исполнителяВам при выборе сервера нужно говорить про ФЗ-152, а не про какую-то мифическую угрозу удаления данных, на которую не влияет компетентность специалистов компании. И вообще, жду ссылку на прецедент, где иностранное государство удаляло сервер.
У вас в работе с подрядчиком ключевых доступа три:
Но, пожалуй, самый худший исход — «выключение рубильника»: когда IT-компания сносит проект с сервера, очищает базу под ноль, ломает код.- доступ к серверу
- доступ к данным
- доступ к коду
Все остальное – фигня.
Если вы заберете хоть один – вы ЗАБЛОКИРУЕТЕ любую работу над проектом. И тогда справедливые претензии полетят в ваш адрес.
Так эти ужасные серые IT-компании без офиса и делают: берут кувалду и ломают код. Не то что ваша контора с "кавказским характером" и офисом в Махачкале.
А что вас побудило не стать злодеями?))
Да то что у них и морального права на это не было, почитайте тот пост)
А теперь они опустили неудобные факты и бьют себя пяткой в грудь что они молодцы, даже в такой ситуации не стали.
Жизнь
Ну… такие отношения характерны не только в айтисфере. Примеров море. Муж тиран, начальник газлайтит, да и тупо работники между собой крысятся
Тоже верно
Ага ага, а мы вообще тут сидим все и видим сон. Матрица. Фантазии. Электрические импульсы.
И много вы знаете таких случаев, когда в суде помогли??
Есть такие тоже, но не много
Хорошая работа с возражениями по статье.
У вас есть шаблон договора? Где можно скачать?
Нет открытых нет. Если нужен напишите в лс
Странно, что в правовом государстве какая-то айтишная компания может выключить так просто любой бизнес. Не так все плохо, как вы говорите, уважаемые
Н все плохо если клиент подкован и имеет опыт. Есть клиенты у которых права на домен бывает в собственности юридически у исполнителя.
Если домен юридически у исполнителя, значит домен юридически принадлежит исполнителю. Ваш кэп. И все претензии на домен со стороны заказчика ни чего общего с законностью не имеют.
Верно
Снова об одном и том же
😂
Спасибо, реальная проблематика, было несколько кандидатов на собесах, которые об этом говорили
👍
Для того чтобы получить относительно устраивающий результат, нужно чтобы сторона - заказчик обладала определенными компетенциями в соответствующей области. Это вообще к любой области относится, начиная с домашнего косметического ремонта и шиномонтажа.