{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Консалтинговые ошибки и принципы системного подхода - ключи к успешной реализации проектов

Из этой статьи вы узнаете:

  • Типичные ошибки, возникающие в ходе реализации консалтинговых проектов
  • Системный подход к решению управленческих проблем в консалтинге:

    1. Структурированное мышление в консалтинге
    2. Основные методы решения проблемы в консалтинге

    3. Механизм выработки и проверки гипотез

Блок 1. Стадии реализации проектов и типичные ошибки.

1. До проекта

  • Не ведется подготовка к решению задач
  • Нет желания решать задачи
  • Человек хочет решать задачи, но боится

2. При выборе ситуации и переходе от ситуации к задаче

  • Взята ненужная ситуация
  • Ситуация нужная, но задача выделена неверно
  • Взята прямая задача, а надо решать основную обходную (и наоборот)
  • Взята уже решенная или неразрешимая задача
  • Условия задачи содержат ненужные ограничения
  • Условия задачи не содержат нужных ограничений и требований. (Поэтому нет четкого представления о техническом противоречии - сути задачи.)
  • Условие задачи не содержат поправки на время
  • Взята задача, для понимания которой необходимы специальные знания, отсутствующие у консультанта
  • Сбор ненужной дополнительной информации

4. В процессе решения

  • Привязанность к традиционному пути решения
  • Привязанность к исходному образу объекта
  • Обратная ошибка: излишние изменения исходного объекта
  • Привязанность к заданному моменту времени, хотя задачу можно решить ДО или ПОСЛЕ этого момента
  • Нет четкого представления об идеальном решении
  • "Перепрыгивание" в процессе поисков решения с одного элемента рассматриваемой системы на другой
  • Неверный выбор элемента системы

5. При оценке результатов

  • Неумение принять частный ответ
  • Неумение принять более общий ответ
  • Неумение увидеть, что получен ответ на другую задачу, подчас более важную

6. При разработке и внедрении

  • Правильный ответ остается голой идеей, дальнейшая разработка не ведется
  • Плохое оформление решения
  • Нет желания или умения бороться за реализацию. (В отдельных случаях мгновенное внедрение может и не быть целью “изобретателя”. Но почти всегда есть необходимость в "информационном" внедрении)

7. После окончания работы

  • Не проанализирован ход работы, не выявлены ошибки, не сделаны выводы на будущее
  • Найденный конкретный результат не осмыслен в общей форме, принцип ответа не превращен в инструмент (прием для решения других задач)

Историческая справка

Основные системные ошибки при реализации консалтинговых проектов сформулировал Генрих Саулович Альтшуллер – выдающийся советский ученый, признанный консультант по вопросам управления в области инноваций.

Альтшуллер Г.С. – автор теории решения изобретательских задач и теории развития творческой личности.

Блок 2. Системный подход к решению управленческих проблем в консалтинге

Структурированное мышление в консалтинге

  • Умение видеть целостную картину, а не концентрироваться на решении тактических задач
  • Умение выявлять, формулировать (и различать!) проблему и следствия
  • Умение логически анализировать ситуацию, формировать и проверять гипотезы и аргументировать свой выбор

Методы решения проблемы в консалтинге

Важно помнить про три ключевых правила - МЕСЕ - Соразмерность и Разумное число

Правило МЕСЕ (Mutually Exclusive, Collectively Exhaustive - «взаимно исключающее, совместно исчерпывающее») -элементы должны быть взаимоисключающими и совместно исчерпывающими

Проверяйте:

• Не пересекаются ли какие-нибудь элементы?

• Учли ли вы все возможные элементы каждого уровня?

Соразмерность элементов
На одном уровне должны находиться элементы, сопоставимые по значимости

Проверяйте:
• Точно ли вы говорите об элементах одного порядка?

Разумное число элементов каждого уровня
Число элементов на каждом уровне не должно превышать 7
(идеально - 3)

Проверяйте:
• Можно ли сгруппировать элементы уровня в более общие категории?

Начинать лучше с графического изображения идей (mind mapping)

1) Генерация идей

  • Вопрос
  • Идеи
  • Мозговой штурм

2) Структурирование идей

  • Вопрос
  • Эффективный метод
  • Разбиение задачи на подзадачи (или построение “пирамиды”)

3) Дальнейшая работа с идеями (по выбранному методы)

Механизм выработки и проверки гипотез

Четко и ясно покажите проблему и ее предпосылки, выделите ключевые блоки анализа (MECE), работайте с гипотезами,  выбирайте несколько надежных источников данных, убедительно обоснуйте вывод и скажите, что делать дальше

Итоги:

  • Структурированное мышление – ключевой навык для бизнес-консультанта
  • Эффективное мышление требует применения трех ключевых правил – МЕСЕ, соразмерность и разумное число
  • Структурированное мышление позволяет логическим образом переходить от ситуации, проблемы или вопроса через гипотезы и их проверку к обоснованным выводам и рекомендациям

Если у Вас появились вопросы, мы будем рады ответить на них в комментариях или в сообщениях на VC.ru

Подписывайтесь на наш аккаунт на VC. ru, чтобы не пропустить следующие статьи.

Если Вам нужна помощь в настройке Вашего бизнеса, переходите на сайт нашего агентства заполняйте заявку и мы с Вами свяжемся.

Мы — МИТ Менеджмент — Маркетинг Инновации Технологии Менеджмент, можем провести инвентаризацию Ваших проектов, выявить точки роста, обучить сотрудников по индивидуальным программам, помочь с внедрением методик тайм-менеджмента и OKR.

Цымбал Андрей
Преподаватель в вузах и консультант в области инноваций и управления https://mitman.ru/
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда