Минус 7 млн за первый год, страх делегирования и нежелание понимать своих клиентов – главные факапы предпринимателей
«Ошибки совершать не страшно, главное каждый раз ошибаться в чем - то новом». Илон Маск
Привет друзья. Меня зовут Маша и я журналист сообщества «Авторы с Уолл-Стрит» и CLUB.ORG.
Тут задумалась, почему предпринимателям жить хорошо? Их воспринимают успешными и уверенными в себе людьми. Отчасти это так, но за любой удачей стоит ряд провалов. В деловой сфере не говорят о факапах, но ведь именно они помогают строить великое дело. Как раз об этом я решила разузнать у бывалых знатоков.
Состоявшиеся предприниматели и по совместительству резиденты сообщества «Авторы с Уолл-Стрит» и CLUB.ORG поделились своими историями тернистого пути к процветающему бизнесу.
Николай Белоусов
Мной двигало желание достичь быстрых результатов, отыграться, победить за одну неделю. От этого было перегружено эмоциональное состояние. Я находился в постоянном стрессе, был переутомлен, от чего принимал неверные решения.
Главной ошибкой стала попытка масштабировать то, что не твердо. Тогда был уверен: если бизнес нельзя масштабировать деньгами - значит это не бизнес. И только влив несколько миллионов на самом старте, быстро их потеряв, пришло осознание что 9 женщин не родят за месяц. Поэтому, в отсутствии надежной модели, непроверенного маркетинга, ресурсов никаких не вырастет, скорее наоборот.
Если есть внутренний стержень, то можно себе позволить за два года все потерять и заново нарастить. Но кроме познания собственных ошибок, важно вкладывать в себя, в свои знания, инвестировать в людей и репутацию. И тогда ты не только восстановишься, но и вырастешь – это неизбежно.
Паша Молянов
Первая ошибка - я бегал за всеми, все проверял, корректировал, и не дай бог кто-то не так клиенту напишет. Постоянно занимался микроменеджментом, мы просто не росли из-за этого вообще никак.
Вторая – это не выстраивание системы. Из разряда: «вот оно же как-то работает сейчас, ну и пускай себе работает. Не буду туда вообще лезть». Как следствие, при масштабировании все сильно ломается.
Третья – это страх. Я очень долгое время гордился тем, что мы ведь все равно растем, двигаемся, при этом ноль затрат на рекламу.
Мной двигал страх заказывать что-то за деньги, кому-то платить. Думал — это слив бюджета на маркетинг. Привлекать неких консультантов, аутсорсить и так далее.
Я это всем рассказывал какие мы классные. На самом деле, это так не работает. Если бы мы тратили деньги на рекламу, мы бы не в два раза в год росли, а в 50 с учетом низкой базы.
Пожалуй — это три главные ошибки, которые уяснил.
Александр Бочкин
Пожалуй, в наших факапах есть ряд схожих моментов:
1. Плохо изученный рынок. Так как наша задача была создать что-то интересное, что самим нравилось, мы забывали узнать потребность в этом у аудитории. И это была ошибка. Пытались ее решать, но каждый раз, выходя на новый уровень, шли по тому же сценарию.
Заблуждались с реальными потребностями рынка, его оценкой и размерами. Занимались специфическими проектами, которые нужны были лишь небольшой группе людей. Делали упор на возможности с невысоким приоритетом значимости.
Даже позже, уже «повзрослев», мы вставали на свои же грабли. Спрос на наши продукты был, но меньше ожидаемого. А как следствие и рост компании был не столь активным, как хотелось.
2. Акцент только на разработку продукта, а не на управление.
Основной продукт/услуга – это очень важно, это основа. Однако помимо этого есть те же продажи и продвижение. Данные направления часто отодвигались на второй план. Я понимал, что это необходимо, однако интерес работы над самим продуктом был выше.
Если резюмировать, то первая ошибка – несоответствие рынку, а вторая – недостаточное количество внимания базовым задачам (продажи, подбор и онбординг персонала, реклама, пиар, продвижение и т.д.).
По сути, вот 2 такие основные ошибки. Классные, я бы сказал, ошибки, которые многому меня научили.
Не факапом одним бизнес един
Провал — это опыт, очень хороший опыт. Наш мозг устроен таким образом, что плохое мы помним более детально и отчетливо, чем счастливые моменты жизни. Любой бизнес пойдет в гору, если свои же грабли применять с пользой не только для себя но и для других. Делиться знаниями и перенимать их у коллег – лучшее что может себе позволить бизнесмен, особенно на старте.
Этим мы и занимаемся в CLUB.ORG - сообществе без гадалок и прочих ведьменских штучек, в котором мы создаём условия, где ошибки не просто норма, а будут необходимы для роста основателя как личности и как владельца бизнеса. Ведь не всегда можно влиять на результат, но когда ты чувствуешь себя безопаснее и кайфуешь от процесса - результат получается круче."
А если ты хочешь выпускать успешные статьи на vc.ru и готов развиваться в СМИ, тогда велком в «Авторы с Уолл-Стрит». Там мы тоже общаемся, делимся знаниями, совершаем ошибки, ну и конечно поддерживаем друг друга в безопасной нетоксичной среде.
Ну а я благодарна членам бизнес клуба за интервью. Возможно у вас остались вопросы к спикерам, интересно узнать ваше мнение, а если есть свои наблюдения на эту тему - смело делитесь ими в комментариях.
Благодарю за внимание и не забудьте про лайк. Говорят, тем кто их ставит они приносят удачу. Хорошего дня.
По ощущениям предпринимательство - это и есть сплошные факапы, сменяющие успехи. Без передышки
Да не, стабильность наше всё!
Есть такое ощущение, да
ну как сплошные, если будут сплошные факапы то такое предпринимательство долго не проживет
Так и есть, только распределение среди предпринимателей неравномерное.
Откуда у большинства деньги лоя старта бизнеса и возможности спокойно перенести подобные провалы - тайна))
"Я могу отчитаться за каждый цент, который заработал в своей жизни. Кроме первого миллиона долларов" Джон Дэвис Рокфеллер
Мне для старта агентства потребовалось 5000 рублей — на шаблон для Вордпресса, чтобы сайт сделать. И то, можно было без этого обойтись =)
У меня уже был какой-то поток лидов с сарафанки, как у фрилансера, много знакомых, которым можно предложить услуги агентства, много знакомых, которых можно было позвать работать авторами-редакторами
Ну и все, захотел агентство — стал руководителем агентства
Правда, доход мой просел раз в 5 по сравнению с фрилансом на первый год, но это так уже, мелочи. На жизнь все равно хватало =)
Варианты: накоплены с ЗП, заработаны в предыдущем деле, частные инвесторы (может даже друзья или родственники) и наследство.
А ещё важно понимать, что для провала не всегда нужен большой стартовый капитал.
Для старта бизнеса деньги не нужны.
Нет никакой тайны. Многий бизнес на начальном этапе не требует много денег, а требует много работы, которая делается в выходные и свободное время. Потом появляются помощники, потом сотрудники, потом появляются какие-то деньги и уже можно стартовать что-то требующее расходов. Кредиты никто не отменял, люди не только квартиры в ипотеку берут, но и офисы и прочую коммерческую недвигу. Многие продают машину/квартиру и всё что можно чтобы осуществить свою мечту.
Я через все эти этапы в своё время проходил.
Понятно, что капиталоёмкий бизнес без капитала не сделать, но тут-то речь про стартапы и микро бизнес
Есть много бизнесов где стартовый капитал это компьютер. На него можно заработать с зп.
ну как перенести спокойно провалы не знаю, а деньги для бизнеса могут взяться у инвесторов. Многие берут деньги у банков, но как вы понимаете речи о том чтобы спокойно перенести провал не идет, думаю тут дело в том ,что когда провал уже случился ничего не остается кроме как решать ситуацию ,а потом пробовать снова
А у большинства их нет. Потому нет и бизнеса.
Тоже мне факапы. Это так, легкие неприятности.
Расскажите, какие у вас были факапы?
Быстрые результаты, страх делегирования - классика 😀
Ничего не делать - это и есть главный факап)
Совершенно согласна, без этого не обходится
аяз с тобой не согласен!
Вы уже справились?)
Здесь не нужна точка
https://gramota.ru/poisk?query=%D0%BC%D0%BB%D0%BD,%20%D0%BC%D0%BB%D1%80%D0%B4&mode=spravka
Хорошо, спасибо я учту)
WSA, когда уже офис снимете по адресу?
С кулером который?
А ты в гости приедешь?
С дебютом!
Есть замечания по тексту, много. Но это всё фигня.
Спасибо! Поэтому я и начала с факапов))
Это не фигня, это факап))
Учиться на чужих ошибках лучше, чем на своих. Здорово, что предприниматели так открыто поделились опытом
Всё верно, здорово что есть у кого перенимать этот опыт
"Первая ошибка - я бегал за всеми, все проверял, корректировал, и не дай бог кто-то не так клиенту напишет. Постоянно занимался микроменеджментом, мы просто не росли из-за этого вообще никак."
Кажется, что у всех встречается, кто из спеца переходит в самозанятость и потом обрастает помощниками для того, чтобы перебраться в бизнес.
Вероятно самое сложное это начало
Спасибо за интересные истории из жизни предпринимателей и за честное признание в своих ошибках. Это действительно важно, чтобы другие могли избежать похожих ситуаций
Согласна с вами полностью, это прекрасно когда действительно есть у кого перенять опыт и здорово, что те кто прожил эти моменты, может о них открыто рассказать
Маша, с дебютом тебя!
Благодарю Иван🙏
Минус 7 млн. за первый год, страх делегирования и нежелание понимать своих клиентов – главные факапы предпринимателей — Маша Ларикова на vc.ru
• Предприниматели воспринимаются успешными и уверенными, но за каждой удачей стоит ряд провалов.
• В деловой сфере не говорят о факапах, но именно они помогают строить великое дело.
• Бывалые предприниматели поделились своими историями тернистого пути к процветающему бизнесу.
• Ошибки в бизнесе могут быть полезными, если их использовать для роста и развития.
• Важно вкладывать в себя, в свои знания, инвестировать в людей и репутацию для восстановления и роста.
• Ошибки в бизнесе могут быть связаны с плохо изученным рынком, акцентом только на разработку продукта и недостаточным вниманием к базовым задачам.
• Обмен знаниями и перенимание опыта у коллег являются лучшими условиями для роста основателя как личности и владельца бизнеса.
Спасибо за пересказ)
@Сообщество WSA.vc ну что, кто из нас теперь Салага?
Завидую тебе, столько свободного времени
Ничего не понял из подчёркнутого предложения (
ну и то, что выше — слитно.
Сохранила в оригинале авторский текст) хотелось донести мысли как есть
Нет ошибок, нет движения вперед)
Согласна, ошибки делают нас сильнее
мне очень понравилась цитата Маска «Ошибки совершать не страшно, главное каждый раз ошибаться в чем - то новом». Реально, самое главное не топтаться на одном и том же
Смотря какие ошибки
Поздравляю, хороший дебют!
Спасибо, очень приятно!
Спасибо. Мысли хорошие.
Пожалуйста, и вам спасибо)
Секрет делегирования не в том как делегировать, а в том кому
А как понять кому?
Классная статья!
И вот соглашусь с Илоном Максом )
Ошибаться и не учится - это провал!
Комментарий удален автором поста
А чего так загадочно то?! Какое дело?
Согласен нужны боле подробные детали
Прошу Николая ответить на этот вопрос
точно не успешное
Врятли что-то большое и интересное судя по размеру потерь. Может палатку с шаурмой не там воткнул)
даже не представляю какую ответственность на себе испытывают эти люди
Верно, не каждый так сможет
Когда я был на видео-конференции от сколково, один очень крутой продакт сказал, цитирую:
«Ваш продукт нахуй никому не нужен»
Замесин сто ли?)
Комментарий удален автором поста
Интересно, а кто этот продакт?
Только вперед🔥
неудачи есть везде
Однозначно
Минус 7 Лямов это мелочи в нынешнее время))
Возможно, думаю тут зависит какого масштаба бизнес
Главное для предпринимателя - не впадать в депрессию когда факап и не впадать в эйфорию когда все Ок. Быть роботом, бездушным активным позитивным.
Соглашусь, холодный разум никогда не помешает
«Ошибки совершать не страшно, главное каждый раз ошибаться в чем - то новом». Илон Маск - ну да, ну да, имея такой резерв совершать ошибки совсем не страшно)
Но ведь и он сам когда то с малого начинал, чтоб вырасти до таких резервов
Есть пруфы, что это он сказал?
Лайкос за фото моего наилюбимейшего актера в любимом сериале! Все остальное даже читать не буду! )))
Сериал и актёрский состав 🔥
проблема делегирования - одна из самых острых
Есть такое, мне кажется с этим практически все сталкиваются)
Простите , я туплю порой
7 млн. то куда растратили?
можно по пунктам?
Хорошо, по пунктам спрошу у Николая, или возможно он сам ответит на этот вопрос здесь
Скорее всего обычные операционные костЫ типа зарплаты, аренды, маркетинга. Может производственные расходы типа сырья, электричества. Врятли там что-то необычное. Хотя может и вещества покупал много для вдохновения) Но это не точно
Тоже сталкивался поначалу со страхом делегирования
страх делегирования... хм... а с чем такой страх был связан?
Как справились с этим?
сколько можно этого молянова пиарить ?!
Чем он не угодил?)
Прикольно че
спасибо)
Интересно, конечно, но ничего не понятно. Что за дело?
Что именно не понятно?
Надеюсь Николай сможет ответить
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
как же страшно становиться предпринимателем
А чего именно боитесь?
страх делегирования - бич большинства предпринимателей и руководителей, тратить время на мелочь и бюрократию - стратегия так себе
"Небольшие" неприятности)
а что если делегировать не страшно, а просто понимаешь, что чужими руками дело будет сделано за 8 часов, которое я, условно, могу сделать за час? У меня постоянно такие мысли.
Первый раз может и за 8, а потом будет делать за 2 часа, за 1 час или даже быстрее тебя научится это делать. В любом случае 10 человек сделают больше, чем ты и при этом у тебя будет свободное время. В этом и суть бизнеса управлять людьми. Определённо это сопряжено со сложностями и рисками, но без этого ты просто самозанятый.
А для начала стоит нанимать не того, кто будет закрывать твою основную компетенцию, а того, кто будет лучше и дешевле делать то, что у тебя получается хуже или вообще некогда делать. Если ты крутой мастер, то найми маркетолога/продавца, чтобы завалил тебя дорогими заказами. Когда завалит так, что ты не будешь справляться, то бери учеников помогать выполнять заказы.
у меня примерно такие же убытки, только бизнеса нет