Впервые участвую в IPO акций и разбираюсь, как оно происходит. Да, это Whoosh
Всегда было интересно, как это происходит. Откуда берется цена, сколько акций уходят на биржу, что будет, если спрос будет недостаточным или избыточным. Вроде бы разобрался и подал заявку на участие.
Новость про IPO от Whoosh тут.
IPO (Initial Public Offering или первичное публичное размещение акций) — это первая публичная продажа акций компании неограниченному кругу лиц. Во время IPO компания выпускает акции и размещает их на бирже, а инвесторы могут приобрести бумаги. При успешном размещении акций компания привлекает солидный капитал.
Как это происходит со стороны компаний — отдельная история. Это можно прочитать, например, тут. Презентация для инвесторов Whoosh тут.
А мне интересно посмотреть на размещение с точки зрения микроинвестора и разобраться в некоторых деталях. Ведь я могу себе позволить купить мизерную долю. Даже миллион рублей, что для миноритария может быть очень большой суммой, для крупной компании — капля в море. Интересно, как считается цена, сколько будет акций, на какую сумму, почему именно столько и откуда вообще взялись эти акции.
Есть вероятность, что моя заявка даже не исполнится, ведь при успешном размещении акции сначала продаются более крупным инвесторам (или фондам), от большого к малому.
Сколько акций и на какую сумму?
Изначально инвестор видит вилку цен. Для Whoosh она 185–225 рублей за акцию. В нашем конкретном случае компания проводит допэмиссию на 2,5 млрд рублей, которые будут продаваться на IPO, а также существующие акционеры могут продать свои старые акции еще на 2,5 млрд рублей.
С учетом допэмиссии акций капитализация может составить от 21 до 25 млрд рублей. То есть к имеющимся 100 млн акций добавляется еще 10 млн акций.
Также Whoosh может продать дополнительно еще 10 млн акций на сумму до 2,5 млрд. Из старых, а не из допэмиссии. Это нужно в том числе для ликвидности и для возможной необходимости стабилизировать торги акциями на вторичном рынке. На это выделяются акции на 500 млн рублей из числе этих же самых.
А теперь понятным языком можно?
Если компании удастся привлечь на заявках от 1,85 до 2,5 млрд, то IPO состоится с ценой акции от 185 до 225 рублей. Если спрос будет выше, то ВУШ сможет удовлетворить спрос еще на 2,5 млрд по цене 225 рублей за акцию. Если спрос будет ниже, IPO будет пересматриваться, могут снизить цену за акцию или вообще передумать делать размещение.
В общем, будет 110 млн акций при удачном IPO, из них на бирже будет от 10 до 20 млн штук.
Для создания ликвидности будут использоваться акции, принадлежащие текущим акционерам.
А откуда взялись такие цены? Что там есть на 25 млрд?
Теперь, когда я разобрался (надеюсь, правильно), что будет происходить на IPO, хочется понять, кто и как насчитал стоимость компании.
Прогнозы, прогнозы… Большие дяди посчитали. При прогнозируемой выручке в 6,3 млрд рублей в год, отношение капитализации к продажам (P/S, Price-to-Sales) составит примерно 4 годовых выручки. Рентабельность — 58% (но, уверен, будет снижаться). P/E (Рrice-to-Earning, Капитализация/Чистая прибыль) составит около 8. На мой скромный взгляд, показатели приемлемые.
Кто-то любит считать в самокатах. 82 000 самокатов в компании стоимостью 25 млрд — это около 300 000 за самокат. Но стоит также посчитать, что каждый самокат зарабатывает за год 80 000 рублей. Также это 11 млн пользователей, то есть, 2 300 за пользователя. Я не сторонник делить капитализацию на количество самокатов, и тут моя идея не в том, что я покупаю самокат за 300 000 при цене в 60 000, а в том, что у компании высочайшая рентабельность и планы по интервенции. А количество самокатов — так в следующем году будет их, например, 150 000, и уже один самокат будет не за 300;) Мне кажется, неправильно забывать про то, на что идут инвестиции. А они в том числе идут и на увеличение парка.
Риски
Конечно, есть. Законодательство, конкуренты, бешеные бабки, которые ненавидят электросамокаты. Сезонность. Ну и города для нового присутствия остались уже не такие крупные.
Традиционно интересно мнение аудитории VC, так что го в опрос:
Я не знаю, куда, пойдет цена, но так получилось, что лично я в него верю. У меня уже есть облигации ВУШ, надеюсь, что скоро будут и акции. Этот выбор для меня скорее эмоциональный и с большой долей любопытства. Будем посмотреть.
Приглашаю подписаться на мой телеграм-канал, где я рассказываю про свой путь в инвестициях с целью покупки квартиры в Сочи, о финансах и недвижимости.
Осуждаю. Электропомойки, засравшие города, должны сдохнуть. Желаю этому Вуш и их конкурентам, побыстрее обанкротиться.
Меня очень бесит то, что иду по тротуару, разговариваю по телефону и сзади типичный пользователь таких самокатов начинает бибикать мне на своем арендованном ведре, с видом, что я обязан его пропустить. Почему 50 человек должны подвинуться, чтобы один проехал и удовлетворил свое эго?
Компаниям нужно внедрять этикет водителя самоката. Если не пропускать намеренно этих субъектов- они перестанут ими пользоваться ( те, которые бибикают и не уважают других людей). Про больных юзеров, которые несутся на высокой скорости и говорить не приходится, там диагноз
Я никогда не отхожу, и на каждое бибиканье просто посылаю гонщика нахуй.
Ещё отшвыриваю эти ебучие помойки, если мешают пройти - любят эти гондоны их возле остановок ставить, иной раз штук 10 сразу стоят.
Полностью оправдываешь свой ник
Спасибки.
Но пару вопросов все таки задам
1. Чем самокатчик отличается от велосипедиста?
2. Почему ты считаешь нормальным трогать чужое имущество, которое по твоему мнению стоит не правильно?
1. Тем, что велосипедист едет на велосипеде, а электросамокатчик - на электросамокате. Не благодари.
2. Если владельцы самокатов не убирают свои помойки с мест, где их быть не должно, то этим займусь я. Не согласны? Жду иска в суд. Мы же в цивилизованном мире живём, ёба.
1. Велосипедистов тоже шлёшь? По закону и пешеход и велосипедист и самокатчик имеют одинаковые права на тротуаре
2. Возле остановок находятся парковки, которые согласованы с властями. Не нравится иди и бузи там.
1. Конечно, шлю, если начинают бибикать.
2. Может у вас там в столицах и есть какие-то парковки. У нас же эти помойки просто кидают где придётся. Ни одной парковки я не видел. Зачем бузить? Я просто отшвырну эту хуйню в сторону - и проблема решена.
1. Проблема подвинуться? Такие как ты раздражают больше самокатчиков, так как хожу быстрее потока
2. Ты их и не увидишь. Они виртуальные, но при этом согласованные. Конечно проще пнуть, к ответственности то вряд ли привлекут, если не увидят
Не удивлюсь если машину ты паркуешь как душе угодно
А почему нужно двигаться 30 людям идущим в метро в угоду одному? А если два самокатчика? 30 человек 2 раза должны что то сделать, чтобы двум было хорошо?
Метафора с народом почему-то начинает ассоциироваться, не правда ли?
Мы говорили о потоке в 30 человек? Моя речь была о том, что один человек, идущий как черепаха, может и подвинуться немного. В этом нет ничего сложного
Ровно как и ничего сложного самокатчику открыть рот и попросить уступить дорогу. Как это делают, например, пешеходы.
Для этого и есть звоночек, представь себе. Быстрее и лучше слышно
Вот эти звоночки я бы законодательно выдрал из всех средств передвижения, имеющих право передвигаться по тротуару, ибо они нужны ровно ни для чего, только пугать людей. Ничего вежливого в том, чтобы трезвонить там, где у тебя нет никакого приоритета, нет.
Правда? Ты хотя бы слышишь, что сзади что-то едет
И зачем мне это слышать?
Чтобы в тебя не въехали, если ты решил резко свернуть в сторону велосипеда/самоката
Как звонок поможет этому?
Предупреждение об опасности. Для этого они и существует, представьте себе
Вы уж определитесь, вы со мной на ты или на вы.
Предупреждение об опасности, как мило. Вы когда идете по тротуару, тоже звените в звоночек? Ведь вы можете врезаться в кого-то, если он вдруг остановится перед вами или резко даст в сторону. Но как-то вот удается избежать сего конфуза. Интересно, почему?
Дабы сэкономить вам время, поясню. Нет никакой опасности в том, что человек едет по тротуару на чем-либо. Опасность появляется, если этот человек вдруг оказывается долбаебом. Звонок тут никак не помогает, к сожалению.
Если человек на самокате/велосипеде/пешком долбоеб, то тут ничего не поможет
Это уже лирическое отступление. По факту вы пытаетесь выдать одно за другое. Никакого "предупреждения об опасности" нет. Есть требование (не просьба!) уступить дорогу. И звоночек этот используется ровно так же, как сигналят недовольные водятлы, когда на светофоре кто-то тупит.
Видимо я для другого использую, как и многие другие.
Да ну? То есть вы подъезжаете к толпе идущих людей, предварительно очень нежно и коротко звените в звоночек, а потом, когда вас игнорируют, просто ждете, пока появится возможность аккуратно объехать их? Ну, или переходите на вежливые просьбы голосом, правда? В какой стране вы живете, я уже хочу переехать к вам? Вне ваших фантазий дело обстоит так: неадекват, которому все обязаны, трезвонит в звоночек до тех пор, пока толпа не разбегается. О каком взаимоуважении идет речь? О каком верном использовании звонка?
Когда передо мной идет толпа, то я притормаживаю и жду возможности тихонько проскочить. Когда передо мной толпа нет, а идет 1-2 человека, то я сигналю, чтобы человек услышал и обернулся, а не прыгнул под колеса при обгоне. Как-то так это работает
Вам уже человек написал о распространении личного опыта на весь белый свет.
Я вас удивлю, но все должно быть несколько иначе. Вариант "тихонько проскочить" должен быть по умолчанию, причем как в отношении звуковых сигналов, так и в отношении скорости, причем независимо от количества опережаемых людей. Нет никакой необходимости сигналить, если ваша скорость безопасна. Попробуйте не нестись 25 км/ч мимо людей, а тормозить хотя бы до 10. Это и будет не только максимальным уважением с вашей стороны, но максимальной безопасностью, ведь любой маневр, создающий опасную ситуацию, легко будет прерван нажатием на рычажок тормоза.
Хорошо, что Вы не проецируете свой опыт. Нет ничего плохого уведомить человека о том, что ты едешь. Если Вы воспринимаете это как требование уступить дорогу, то жаль
Вы только выше рассказывали, про то что сложно, что ли подвинутся, а тут вы рассказываете, что беспокоитесь, чтоб не прыгнули под колеса)
И в чем разногласие? Звонком я даю о себе знать. Если ты черепашка, которая ходит зиг загами и такой важный, что никого не пропустишь, ибо "не должен", то ок, сбавлю скорость и буду ждать возможности объехать
Человеку будет неприятно попасть даже под велосипед, едущий со скоростью 4км/ч. У меня был такой момент однажды, ехала максимально медленно, объезжала человека, а ему в этот момент резко понадобилось на другой край тротуара. Скорость маленькая, конечно, он не получил повреждений, но одежду испачкал и настроение у обоих тоже испортилось. Обычный звонок на велосипеде отличный способ предупредить человека о своем присутствии и не пугать его своим неожиданным появлением. Я, кстати, тоже так попадала под колеса несколько раз, когда сзади едет вел, а я не вижу и не слышу его. Небольшой маневр по тротуару и всё, синяки и ушибы привет.