{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Пиши и продавай. 5 советов, как переписываться в WhatsApp и Telegram, чтобы не упустить клиента

Часто менеджеры отлично продают по телефону, но не умеют переписываться с клиентами в мессенджерах. Их диалоги слишком формальные или панибратские, что бывает порой неуместно. Поэтому я подготовил пять советов, как улучшить ваши переписки. В конце статьи бонус – подборка книг для создания крутых текстов.

Радик Юсупов
Основатель ИТ-сервиса Radist.Online. Разрабатываем интеграции мессенджеров, банков и CRM, чтобы ваш отдел продаж меньше занимался рутиной и приносил больше прибыли

Как зацепить клиента сообщением?

Популярный тезис, что человек на информацию тратит только 8 секунд, за которые надо успеть его зацепить, оказалось уткой. Microsoft опубликовал этот факт, указав несуществующее исследование, а СМИ его активно подхватили. Хоть это и ложное утверждение, тренд оказался верным. Тексты становятся проще, а новости, статьи и видео – короче.

Раньше читатели погружались в текст, были готовы воспринимать большие массивы текста, но сейчас они чаще «скользят» взглядом по тексту, не вчитываясь. А значит, компаниям нужно писать тексты так, чтобы сразу было понятно, на какие вопросы они отвечают и что клиентам делать дальше.

Совет №1: не пишите сообщения одной «простыней». Если нужно показать длинный текст, лучше опубликуйте его на сайте, а ссылку на него спрячьте в кнопку

С размером понятно, но теперь другой вопрос.

Как общаться с клиентами?

Можно условно выделить 4 стиля общения:

  • Приятель – это, прежде всего, человек. При этом стиле используют разговорные обороты, сленг и неформальные обращения.
  • Коллега – тот же человек, но в должности. У него уже есть определенный профессиональный вес. Такой стиль подразумевает неформально-деловое общение, использование активных оборотов и личных местоимений.
  • Босс – должность на первом плане, человек – на втором. В речи уже появляются пассивные обороты, личных местоимений становится меньше, а в формулировках чувствуется давление.
  • Бюрократ – это в основном функция без человека. В этом случае активно используются «бюрократические» слова и канцеляризмы, официальные вводные фразы и в сообщениях нет души.

Ваши менеджеры могут использовать все стили общения по своему усмотрению, если не следить за этим. Представим, что вы взяли в команду менеджера, проверили его базовые знания, кратко рассказали о правилах («не матерись» и «не груби клиентам») и запустили в работу. Но пункт «не груби клиентам» спорный и зависит от вашей целевой аудитории.

Если с молодым поколением общаться с позиции Бюрократа, они могут сразу уйти из переписки. Общение, как с коллегой, тоже может не подойти.

А если по-приятельски общаться со представителем взрослого поколения, который имеет влияние в обществе, на работе? Тоже мало хорошего. В обоих случаях клиенты могут считать, что им грубят.

Когда же в дело вступает Босс, то оскорбятся еще больше клиентов. Ведь обычно это некий сильно «экспертный эксперт», в сообщениях которого между строк так и читается «А ну ка, сынок, послушай папочку, он знает».

Не будем углубляться в бюрократический стиль. Этот формат общения неэффективен в продажах. Ведь такие тексты тяжело читать, они ассоциируется с официальными документами и вызывают желание поскорее закончить диалог. Но этот стиль может быть полезен для обращения в «инстанции», общественную приёмную и т.д.

Совет №2: подберите стиль общения, исходя из вашей целевой аудитории, научите ваших менеджеров в этом стиле общаться

Когда вы собеседуете своих менеджеров по продажам, по сопровождению клиентов или сотрудников колл-центра, обязательно объясните, как нужно вести переписку, и убедитесь, что они это смогут. Тогда от вас не будет шарахаться ваша аудитория, переписка станет чище, а продаж больше.

Как не раздражать клиентов?

В рамках стиля общения рассмотрим и понятие «отношение к предмету обсуждения». Это шкала от мягкого взаимодействия с клиентом до жесткого.

Или проще – это ответ на вопрос «Что ты делаешь в тексте?». Ответ:

  • Давишь
  • Убеждаешь
  • Уговариваешь

Использовать можно все 3 варианта для всех стилей общения, чередуя их. Однако стоит понимать, что не стоит давить там, где можно убедить, и точно не стоит уговаривать там, где стоит надавить. Ваше отношение демонстрируется в любом сообщении, как бы вы это не скрывали.

Совет №3: заранее посмотрите на свои тексты и поймите, какое он производит впечатление, какое отношение вкладываете в текст

Ведь, как говориться: «Грубияном можно показаться и без грубостей». Простой пример:

Степа пишет коллеге c просьбой прислать отчет, потому что он срочно нужен. А в ответ получает: «Не могу».

Степа думает: «Грубиян!». Хотя ему не прилетело ни одного грубого слова. И, скорее всего, тот, которого он просит, занят и ответил максимально лаконично и не хотел обидеть. Но если бы он написал «Извини, Степа, не могу, аврал», то никто бы не подумал, что он грубиян.

В переписке голос и мимика не доходят до адресата, поэтому отношение нужно передавать словами. Думаю, поэтому такое распространение получают голосовые.

Совет №4: ваши тексты должны быть похожи на тексты вашего лучшего продавца

Не так важно, чьи именно тексты: собственника, менеджера по продажам или еще кого. Главное, чтобы команда брала пример именно с самых эффективных переписок.

Возьмите свои тексты и разложите их по полочкам. Проанализируйте, почему тут так ответили, а не по-другому, почему такой призыв к действию и так далее. Это работает и для создания скрипта для чат-бота. На вопрос «Как он должен общаться с клиентами?», ответ – как ваш лучший продавец. Это не простая задача, но нужная, если вы хотите, чтобы конверсия в продажу выросла или была на нужном уровне.

Как писать сообщения?

Мы разобрались с вопросом что писать, теперь перейдем к вопросу КАК писать. Общие правила:

  • Соблюдаем правила орфографии и пунктуации. Где нужно поставить запятую, где точку, где вопросительный знак, а где восклицательный. С восклицательными знаками лучше быть очень осторожными. По этикету общения в сети восклицательный знак – признак повышения голоса. А если их три, то потенциальные клиенты могут подумать, что на них орут. Следите за такими деталями, ведь подобное общение может нанести урон компании.
  • Разделяем сообщение на блоки. Один блок – одна мысль. Блоки можно разделить пробелами. Если нужно, выделите пункты каким-нибудь emoji.
  • Расставляем акценты. Так, читатели сразу обратят внимание на слова, выделенные полужирным, даже если будут читать вскользь.

Совет №5: ваш текст должен быть визуально простым и понятным

Для многих эти советы очевидные, но знать их и использовать – не одно и то же. Посмотрите на свой текст с этой позиции.

Как клиенты воспринимают ваши сообщения?

Начнем с примера. Вы когда-нибудь ругались со своими близкими людьми по смс или в WhatsApp? А потом узнавали, что причина была в том, что ваше сообщение прочитали не в том тоне? И у вас происходит примерно такой диалог:

Это иллюстрация того, что многие люди читают чужие сообщения, исходя из своего фильтра и настроения. И даже простой вопрос может привести к негативу. Поэтому бизнесу важно правильно передавать информацию клиентам. И чаще всего в этом вам помогут emoji.

С emoji тон сообщения будет больше понятен и, таким образом, меньше вероятности недопонимания. Это не значит, что надо срочно начать злоупотреблять кучей emoji, но парочку добавить можно. Не важно, как вы относитесь к emoji, главное, как вас поймут клиенты. Станет ли человек вашим клиентом, зависит от того, как написаны ваши сообщения.

Бонусный совет: старайтесь писать сообщения так, чтобы ваше отношение было понятно клиентам и было меньше недопонимания.

Выводы

Совет №1: Не пишите сообщения одной «простыней» в мессенджерах. Лучше опубликуйте длинный текст на сайте, а ссылку на него дайте в сообщении. Ссылку скройте под кнопкой.

Совет №2: Подберите стиль общения, исходя из вашей целевой аудитории, и научите ваших менеджеров в этом стиле общаться.

Совет №3: Заранее посмотрите на свои тексты и поймите, какое отношение вкладываете в текст, и, какое он производит впечатление.

Совет №4: Ваши тексты должны быть похожи на тексты вашего лучшего продавца.

Совет №5: Ваш текст должен быть визуально простым и понятным.

Теперь вы знаете чуть больше о том, как писать клиентам. А чтобы не бегать за сотрудниками и просматривать их телефоны, можно подключить мессенджеры к вашей CRM-системе. Таким образом, все переписки будут идти в системе и там сохраняться. Руководитель в любой момент может посмотреть, как проходит общение и подправить его до того, как клиент сбежит.

С помощью нашего сервиса за 5 минут можно подключить WhatsApp, WhatsApp Business API и Telegram к amoCRM и Битрикс24. Получить 3 дня на тест и узнать подробнее можно на сайте.

Бонус

Хочу посоветовать книги, которые помогут писать крутые тексты для клиентов в мессенджерах:

  • «Переписка 2.0» от Сашей Карепиной,
  • «Новые правила деловой переписки» от Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой,
  • «Продажи в переписке» от Виталия Говорухина.

Таким образом вы инвестируете 1500 рублей, купив электронные варианты книг, а после внедрения советов из этих книг, вы окупите свои вложения за день – это 100%.

Приглашаю вас в свой Телеграм-канал. Там вас ждут лайфхаки о том, как автоматизировать продажи в мессенджерах, новости из мира айти и бизнес-советы.

0
38 комментариев
Написать комментарий...
Олег Павлов
Подберите стиль общения, исходя из вашей целевой аудитории

Нет единого стиля общения ни у одной у целевой аудитории. Пора избавляться от шаблонов и учиться верно анализировать каждого человека по паре его фраз, а не тащить стереотипы про ЦА в диалог

Ответить
Развернуть ветку
Helina Ryzhkova

чиво-чиво??? Это типа как? - общаться со всеми сегментами ЦА одинаково?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов

Пока менеджеры смотрят на клиента как на юнита из ЦА, а не человека, которому нужно помочь, магии не случится.

Если мы тут говорим про современный подход, а не про банальную вежливость в общении

Ответить
Развернуть ветку
Helina Ryzhkova

Чтоб менеджер смотрел на клиента именно так, надо нанимать менеджеров не за три копейки пучок, а дороже. Чем это чревато - понятно. Поэтому надо оптимизировать коммуникации, вот и все)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов

Всё индивидуально, но в большинстве бизнесов можно сильно разгрузить саппорт через автоматизацию, один раз потратиться на нормального бота, связать его с предварительно приготовленной базой знаний

Уж лучше человека будет бесить бот, чем человек, который отвечает как бот)

Ответить
Развернуть ветку
Helina Ryzhkova

а я о чем в первом комменте написала?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов

Что-то на пассивно-агрессивном)

Ответить
Развернуть ветку
Helina Ryzhkova

То есть сейчас вот такой коммент ***не надо его учить. Надо выдать ему шаблоны месседжей под все случаи и под все сегменты ЦА. А вообще всё это автоматизируется в CRM если что*** - считывается как пассивно-агрессивный? Я без стеба, если что) Хочу просечь эти новые для меня тайны снежиночных коммуникаций)

Ответить
Развернуть ветку
Радик Юсупов
Автор

Я с вами не то чтобы не согласен, но осознаю, что научить менеджера подстраиваться под стиль - очень сложно. На первом этапе проще научить его переписываться как нужно мне. Хотя бы. Но возможно, это мое ошибочное мнение :)

Ответить
Развернуть ветку
Helina Ryzhkova

не надо его учить. Надо выдать ему шаблоны месседжей под все случаи и под все сегменты ЦА. А вообще всё это автоматизируется в CRM если что

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Мне нравятся вопросы от клиентов) "Цена?" "Размер?")

Я раньше тоже негодовал, и думал что там хамло, но нет. По факту больше половины таких людей очень конкретны в мышлении и не будут доставать идиотскими вопросами.

С ними нужно общаться так:

-Цена
-100500 р.

Чтобы было так:

- Куда платить
- 1234567890123 сбер
- Оплатил

Если на конкретный вопрос "Цена?" человек получает "Добрый день уважаемый покупатель, рады тебя приветствовать в нашем самом лучшем магазине, где самые отборные товары, сегодня у нас действует скидка, бла бла бла" - он даже это читать не будет.

Чтобы продать - нужно общаться в выбранной манере клиента.

Ответить
Развернуть ветку
C. Steel

- Приборы?!
- Сто!

Ответить
Развернуть ветку
Рэдрик Шухарт

Проблема в том, что эти самые "цена" очень редко покупают. В нашей компании такие запросы обрабатываются последним приоритетом потому что по аналитике видно что из таких покупает 1 из 100. Остальные после диалога вида
"-Цена
-100500 р."
просто пропадают. А покупают те, кто общается нормально.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Проблема в том, что у Вас скрипты не очень по обработке таких диалогов. По аналитике хороший скрипт обработки цены увеличивает конверт минимум в 4 раза.

Ответить
Развернуть ветку
Рэдрик Шухарт

В 10 раз. Нет, в 20!

Ответить
Развернуть ветку
Carvo Ottona

Когда человек не находит лишних десяти секунд для того, чтобы поздороваться...Это плохой знак.

Ответить
Развернуть ветку
Рэдрик Шухарт

Пользуясь случаем хочу передать привет и пожелать хороших продаж компании "Автотрейд" (autotrade.su)

Ответить
Развернуть ветку
Backup Service

Так вам же ответили вроде корректно, что нужно обратится напрямую в магазин/филиал для уточнения возможности заказа, что не так то?

Ответить
Развернуть ветку
Рэдрик Шухарт

Если я пишу на сайт по продаже запчастей, и там написано "под заказ", то я во-первых хочу осуществить этот заказ. А если этого нельзя сделать на сайте, но ожидаю что мне скажут, куда именно мне принести мои деньги.
И да, я не тупой и вижу что написано "под заказ". Зачем мне писать в чате "ой, её нет в наличии, надо заказать".
Во-вторых, уточнять наличие и возможность заказа должен не я. Это сотрудники поддержки должны позвонить в мой филиал, всё уточнить и вернуться ко мне с ответом.
В-третьих, был задан конкретный вопрос "надо ехать в магазин"? Предполагающий, что мне хотя бы скажут номер телефона, по которому надо позвонить, если они сами не хотят утруждаться.

Общее впечатление от клиентоориентированности компании такое:
"- Здравствуйте, хочу купить это, куда нести деньги, куда нажать, что сделать чтобы вы заработали?
- Ля, динахуй, сам разбирайся. Мне оно не надо. Пойди там куда-нибудь позвони, куда-нибудь съезди. Мне похуй, если честно."

Ответить
Развернуть ветку
C. Steel

А еще сотрудники должно лично бесплатно привезти запчасть вам домой, поклониться в пол, облобызать руку и уйти пятясь задом. Вы же деньги им даете - вы их царь и бог!

Ответить
Развернуть ветку
Рэдрик Шухарт

Что за бред? Я просто пытался уточнить куда принести деньги и как заказать. Не надо преувеличивать.

Факт есть факт: горячего клиента, сующего деньги под нос, отфутболили и дали понять, что на него похер.

Ответить
Развернуть ветку
C. Steel

Ну так вам ответили куда принести деньги и как заказать.

Факт есть факт: горячего клиента, сующего деньги под нос, отфутболили и дали понять, что на него похер.

Нет, факт в том, что это далеко не так. Половина казалось бы "горячих" клиентов парафинят мозг полчаса, но в итоге ничего не покупают.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev

Когда клиент готов потратить деньги здесь и сейчас, самое плохое, что можно сделать — отфутболить его на сайт / в приложение / в магазин. Отвалятся больше половины.

Если только у вас не уникальный товар, который больше нигде купить нельзя.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Bystruev
парафинят мозг полчаса, но в итоге ничего не покупают

Чем больше клиент задаёт вопросов, тем ближе он к покупке. Хороший продавец обожает «парафинящего мозг» клиента, потому что это очень твёрдый индикатор, что клиент готов расстаться с деньгами. Чем больше времени потратит клиент, тем ценнее для него становится ваш товар или услуга.

Но когда клиент вместо ответов видит отношение «заколебали уже» — конечно, он ничего не возьмёт.

Ответить
Развернуть ветку
Carvo Ottona

Чет какой-то доёб с Вашей стороны.
Был задан вопрос: "Как заказать на сайте", на что Вам тут же ответили, что заказать можно в филиале. Вы опять задаете тот же самый вопрос уже с наездом, типа "Вы че, тупые? Я же спросил" - ну и далее по тексту. Бычка пошла не со стороны магазина.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Zykov

думаю оператор должен был решить проблему доступности товара в режиме "одного окна"

Ответить
Развернуть ветку
ViktoRus

У них всегда так.) и уже давно. Бессмысленные переписки с операторами. У них очереди в магазинах-складах и крупные заказчики и им плевать на частного клиента в плане обслуживания по телефону. Только ехать самому лично и оплачивать, заказывать. Видимо выгодно так. Хз.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

Почему «Коллега» может «тыкать» и никто не возмущается?

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Поджио

Прикольно, спасибо, буду пробовать

Ответить
Развернуть ветку
Радик Юсупов
Автор

Пожалуйста!

Ответить
Развернуть ветку
Daria Target

Тогда на сколько эффективно внедрят скрипт продаж для своих сотрудников исходя из ваших размышлений?🔥

Ответить
Развернуть ветку
Радик Юсупов
Автор

Эффективно на 100%. А если в него еще внести ваш стиль, то совсем бомба будет :)

Ответить
Развернуть ветку
Кристина

А как чаще клиентам нравится, когда им пишут или звонят?

Ответить
Развернуть ветку
Вера Журавлева

Имхо, звонить уже моветон, если не было прямого запроса под это.

Можно в тексте озвучить, что есть такая опция, но не сразу звонить.

Ответить
Развернуть ветку
Кристина

Тоже не люблю звонить и не люблю когда мне звонят) Но вот есть клиенты и их не мало, сильно не довольны тем, что им написали, а не позвонили

Ответить
Развернуть ветку
Вера Журавлева

Видимо, у вас своя специфика :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Радик Юсупов
Автор

Это бюрократское общение :)

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Раскрывать всегда