Как «Альфа-банк» 1,5 млн комиссии снял без предупреждения (но всё исправил!)
Всем привет! Меня зовут Иван, я фаундер Mindbox, платформы автоматизации маркетинга. А еще мне почему-то везет на трэшовые истории с «Альфа-банком» — как связанные с бизнесом, так и с личными финансами. То 9 месяцев банк не может победить самого себя и выдать 5 миллионов рублей кредита, то вместе с «Альфа-страхованием» пытается отжать ипотечную квартиру у осиротевших детей.
Это не считая всяких занимательных регулярных мелочей типа персонального менеджера, который категорически не берет трубки и не отвечает по почте, или инвестиционного консультанта, предлагающего «грамотно поуправлять личными финансами», но не умеющего назначить встречу в календарь.
Тем не менее ежики плакали, но продолжали есть кактус.
По состоянию на 12 января 2022, Mindbox держал в «Альфе» чуть больше 300 миллионов рублей, а счет использовался как основной расчетный, куда поступали платежи от клиентов рынка бывшего СССР: 100 миллионов рублей в месяц.
Вчера, 12 января, мы оплачивали cash-out двум основателям компании, которую приобрел Mindbox (анонс скоро будет): ребята на сделке заработали несколько десятков миллионов рублей. Платежи проводила наша бухгалтерия. Процедура рутинная: выгрузили из 1С платежки в клиент-банк, проставили нужные «галочки» и отправили.
Какое же было удивление, когда после отправки платежек «Альфа» списала с нас комиссию за операцию в размере 1,5 миллионов рублей!
Конечно, это нас категорически не устроило, и бухгалтер немедленно связалась с нашим менеджером в «Альфе» с просьбой отменить платежи или пересмотреть размер комиссии. К сожалению, это оказалось не в компетенции менеджера, помочь она не смогла, но по моей просьбе связала меня с руководством — неким Романом из коммерческой дирекции (?). Общение с Романом оказалось настолько интересным, что я решил не скрывать его от существующих и потенциальных клиентов «Альфы».
Во время первого разговора Роман сообщил следующее:
- Платеж отправлен, банк уже с него уплатил налоги (что, очевидно, прямая неправда), со всеми вопросами идите к своему бухгалтеру, которая согласилась на условия банка.
- Процедура пересмотра или отмены даже части комиссии сильно забюрократизирована и может занять несколько недель. Роману нужно будет пойти к своему руководству, а этому руководству — к другому руководству какого-то департамента и так далее.
- Мотивации этим заниматься у него нет, так как Mindbox приносит слишком мало денег «Альфе» (если говорить о годовой комиссии, справедливости ради, она действительно не такая большая — 376,5 тысяч)
- Он готов обсудить возможность отмены комиссии со своим руководством, если Mindbox, например, купит в «Альфе» зарплатный проект. Я пояснил Роману, что особенности культуры Mindbox не позволяют мне навязать «Альфу» в качестве зарплатной карты 200+ сотрудникам, но я с радостью готов помочь организовать презентацию «Альфы» коллективу, чтобы заинтересованные смогли приобрести продукты или поучаствовать в зарплатном проекте.
Роман согласился обсудить это с руководством и буквально через час вернулся:
— Давайте вы все-таки неформально, используя свой авторитет, порекомендуете (навяжете) своим сотрудникам зарплатные карты.
Я ответил «нет» и еще раз объяснил причины.
— А вот у вас в акционерах были компании А и Б — у них, смотрю, приличная прибыль, давайте вы их к нам заведете.
— Нет, это не мой бизнес, но готов познакомить.
— А что у вас еще есть, на чем «Альфа» может заработать?
— Увы, ничего. Мы держим у вас заметную часть наших средств, треть миллиарда рублей, плюс через вас проходят почти все наши клиентские операции с рынков бывшего СССР, включая конверсии валют и прочее.
— Этого недостаточно, мы слишком мало на вас зарабатываем, так что комиссию отменять не вижу причин.
— Окей, то есть я правильно услышал, что мы для вас недостаточно ценный клиент, и вы не заинтересованы в нашем удержании и дальнейшей работе?
— Да, все верно, если считаете нужным — уходите, ваше право.
На том и расстались.
Вместо резюме
На этот раз урок мы усвоили хорошо. В ближайшее время, но без спешки мы расстанемся с «Альфой» — переведем депозит, остатки на счетах и клиентские операции в другой банк, вероятнее всего, в «Тинькофф». Он тоже не идеален, но опыт с ними куда более положительный. Пока не встречали у них ничего похожего на вымогательство через «мелкий шрифт на странице в тридесятом царстве» и не встречали такого количества операционных косяков с длинными цепочками согласований по каждому второму вопросу.
Кроме того, я таки решил последовать совету Романа о неформальных рекомендациях с использованием личного авторитета. Проведу работу внутри коллектива Mindbox с тем, чтобы уменьшить количество клиентов «Альфы» и потенциальное несчастье коллег от взаимодействия с этим банком. Ну и конечно же, окончательно откажусь от работы с «Альфой» по личным финансам — Tinkoff Private пока работает на порядок лучше.
А всем, кто работает или собирается работать с «Альфой» как бизнес-клиент или как частник — рекомендую почитать истории выше и сделать из них свои собственные выводы.
Треть миллиарда рублей на счету и большие обороты не делают вас достаточно ценным клиентом, чтобы банк смог удержаться и не отжать случайную сумму по случайному поводу для выполнения внутренних KPI какого-то очередного отдела. Пусть даже ценой потери одного бизнес-клиента и какого-то количества розничных. В конце концов, эти потери же — головная боль другого отдела, правда?
Ух, расчехлила Альфа ботоферму в комментах)
А тех, кто за рукожопого буха, переводящего 10млн на счет физлица не удосужившись узнать сколько составит комиссия за такой перевод - это боты Mindbox? Или тут уже ваша "логика" так не работает? )))
Я по сути истории не высказывался. А то что ботов у Альфы полно — это известная история. Вот сегодняшние примеры из другой статьи. Так что с чем спорите?
Ну не исключаю, что могут быть боты. Но вот я, к примеру, несколько месяцев читал этот ресурс в RO режиме. Просто были интересны ситуации с теми же маркетплейсами. Банки меня не так сильно интересуют. Сегодня наконец-то решил расчехлить клавиатуру, т.к. просто офигел, что бывают бухи, которые могут переводить 10млн рублей не удосужившись даже узнать о комиссии. Блин, чего тогда хотеть от обычных людей, которые мошенникам по вайберу из "банков" деньги переводят)
Мне сложно поверить в то, что бухгалтер могла не увидеть комиссию в 1.5 лимона. Думаю, она и правда не отображалась, что косвенно признал банк в закрепленном ответе. То, что другими путями не узнала заранее — да, косяк.
Так что обе стороны начудили, но учитывая скотское поведение Романа, к Альфе вопросов намного больше.
Бух же написала, что в 1С платежки делает. И ниже написала, что комиссия ВИДНА, но только если платежку делать в банк-клиенте, а не импортировать платежки списком из 1С.
30 платежек в день - это пыль. И даже тут она схалтурила. Ошибка буха 100%. И банк они явно выбрали не потому, что просто выбрали, а т.к. условия платежей были для них более удобны. Или вы иначе думаете?
30 платежек в день руками набивать? Серьезно?
Ну тут руками - это с натяжкой сказано. Бух же пишет, что в 1С платежки делают.
Так из 1с комиссии не видно, О том и речь
Ну так это выбор буха в сем платежки делать. Никто не запрещает их руками в клиент-банке набрать с отображением платежек. Но ленотно же? Тогда в чем проблема выбрать удобный тарифный план или позвонить и узнать комиссию платежа?
Комментарий удален модератором