Как «Альфа-банк» 1,5 млн комиссии снял без предупреждения (но всё исправил!)
Всем привет! Меня зовут Иван, я фаундер Mindbox, платформы автоматизации маркетинга. А еще мне почему-то везет на трэшовые истории с «Альфа-банком» — как связанные с бизнесом, так и с личными финансами. То 9 месяцев банк не может победить самого себя и выдать 5 миллионов рублей кредита, то вместе с «Альфа-страхованием» пытается отжать ипотечную квартиру у осиротевших детей.
Это не считая всяких занимательных регулярных мелочей типа персонального менеджера, который категорически не берет трубки и не отвечает по почте, или инвестиционного консультанта, предлагающего «грамотно поуправлять личными финансами», но не умеющего назначить встречу в календарь.
Тем не менее ежики плакали, но продолжали есть кактус.
По состоянию на 12 января 2022, Mindbox держал в «Альфе» чуть больше 300 миллионов рублей, а счет использовался как основной расчетный, куда поступали платежи от клиентов рынка бывшего СССР: 100 миллионов рублей в месяц.
Вчера, 12 января, мы оплачивали cash-out двум основателям компании, которую приобрел Mindbox (анонс скоро будет): ребята на сделке заработали несколько десятков миллионов рублей. Платежи проводила наша бухгалтерия. Процедура рутинная: выгрузили из 1С платежки в клиент-банк, проставили нужные «галочки» и отправили.
Какое же было удивление, когда после отправки платежек «Альфа» списала с нас комиссию за операцию в размере 1,5 миллионов рублей!
Конечно, это нас категорически не устроило, и бухгалтер немедленно связалась с нашим менеджером в «Альфе» с просьбой отменить платежи или пересмотреть размер комиссии. К сожалению, это оказалось не в компетенции менеджера, помочь она не смогла, но по моей просьбе связала меня с руководством — неким Романом из коммерческой дирекции (?). Общение с Романом оказалось настолько интересным, что я решил не скрывать его от существующих и потенциальных клиентов «Альфы».
Во время первого разговора Роман сообщил следующее:
- Платеж отправлен, банк уже с него уплатил налоги (что, очевидно, прямая неправда), со всеми вопросами идите к своему бухгалтеру, которая согласилась на условия банка.
- Процедура пересмотра или отмены даже части комиссии сильно забюрократизирована и может занять несколько недель. Роману нужно будет пойти к своему руководству, а этому руководству — к другому руководству какого-то департамента и так далее.
- Мотивации этим заниматься у него нет, так как Mindbox приносит слишком мало денег «Альфе» (если говорить о годовой комиссии, справедливости ради, она действительно не такая большая — 376,5 тысяч)
- Он готов обсудить возможность отмены комиссии со своим руководством, если Mindbox, например, купит в «Альфе» зарплатный проект. Я пояснил Роману, что особенности культуры Mindbox не позволяют мне навязать «Альфу» в качестве зарплатной карты 200+ сотрудникам, но я с радостью готов помочь организовать презентацию «Альфы» коллективу, чтобы заинтересованные смогли приобрести продукты или поучаствовать в зарплатном проекте.
Роман согласился обсудить это с руководством и буквально через час вернулся:
— Давайте вы все-таки неформально, используя свой авторитет, порекомендуете (навяжете) своим сотрудникам зарплатные карты.
Я ответил «нет» и еще раз объяснил причины.
— А вот у вас в акционерах были компании А и Б — у них, смотрю, приличная прибыль, давайте вы их к нам заведете.
— Нет, это не мой бизнес, но готов познакомить.
— А что у вас еще есть, на чем «Альфа» может заработать?
— Увы, ничего. Мы держим у вас заметную часть наших средств, треть миллиарда рублей, плюс через вас проходят почти все наши клиентские операции с рынков бывшего СССР, включая конверсии валют и прочее.
— Этого недостаточно, мы слишком мало на вас зарабатываем, так что комиссию отменять не вижу причин.
— Окей, то есть я правильно услышал, что мы для вас недостаточно ценный клиент, и вы не заинтересованы в нашем удержании и дальнейшей работе?
— Да, все верно, если считаете нужным — уходите, ваше право.
На том и расстались.
Вместо резюме
На этот раз урок мы усвоили хорошо. В ближайшее время, но без спешки мы расстанемся с «Альфой» — переведем депозит, остатки на счетах и клиентские операции в другой банк, вероятнее всего, в «Тинькофф». Он тоже не идеален, но опыт с ними куда более положительный. Пока не встречали у них ничего похожего на вымогательство через «мелкий шрифт на странице в тридесятом царстве» и не встречали такого количества операционных косяков с длинными цепочками согласований по каждому второму вопросу.
Кроме того, я таки решил последовать совету Романа о неформальных рекомендациях с использованием личного авторитета. Проведу работу внутри коллектива Mindbox с тем, чтобы уменьшить количество клиентов «Альфы» и потенциальное несчастье коллег от взаимодействия с этим банком. Ну и конечно же, окончательно откажусь от работы с «Альфой» по личным финансам — Tinkoff Private пока работает на порядок лучше.
А всем, кто работает или собирается работать с «Альфой» как бизнес-клиент или как частник — рекомендую почитать истории выше и сделать из них свои собственные выводы.
Треть миллиарда рублей на счету и большие обороты не делают вас достаточно ценным клиентом, чтобы банк смог удержаться и не отжать случайную сумму по случайному поводу для выполнения внутренних KPI какого-то очередного отдела. Пусть даже ценой потери одного бизнес-клиента и какого-то количества розничных. В конце концов, эти потери же — головная боль другого отдела, правда?
Ух, расчехлила Альфа ботоферму в комментах)
да и Mindbox тоже неплохо постарались)
О! А вот и наглядный пример откликнулся)
тут все комментаторы в защиту альфы похоже такие. Потому что в здравом уме защищать позицию банка тут невозможно. Я вообще с трудом представляю соотечественника, который будет защищать хоть один банк, а здесь прямо филиал сообщества "юный банкир" в комментариях. И это смотрится откровенно стыдно.
А почему тут никто не смотрит на это как б2б отношения обычные кстати? Банк не банк, какая собственно разница.
Одно ком. юр лицо заключило с другим ком. юр лицом договор. В рамках которого идет работа, я не вижу особо разницы, как тот же майндбокс и какой нить их клиент циан.
Не знаю как там про отношения с юрлицами, а отношения с ботами я вести не хочу.
Ну тя переубеждать бесполезно, ну да ладно, ты просто ответь чем банк отличается любого другого юр лица )
Я, кстати, тут альфу вобще не защищаю, просто сам факт отношений двух юр лиц и похеру банк одно из них или нет.
Любая другая коммерческая организация в такой ситуации была бы неправа так же как и Альфабанк. Но вот незадача, случилась ситуация именно с Альфабанком. Поэтому переводить тему это хороший полемический прием, но давайте не забывать ради кого мы здесь собрались.
Да забей ты альфабанк это или нет, тока в чем неправа то я не понимаю? Что договор двух сторонней соблюли? То что в нем дикие условия я ж не оспариваю, но он такой есть с двух сторон подписанный.
Неправа что взымает такие комиссии за легитимные переводы.
С точки зрения права есть буква закона а есть дух. Если бы я заключил договор с майндбокс, и не понял бы что за определенное действие — отправка письма на адреса @mail.ru берется 1 млн рублей не заметив этого, я бы аппелировал к суду с позиции того, что договор неправомерен и коммерчески неоправдан. Потому что это было бы мошенничеством.
Отсылка к тому, что все банки делают это — смешная. Да, рынок такой, банки мошенники, пользующиеся покровительством государства.
Ну что значит не понял бы, ты его читал перед подписанием? Сорри, это детсад. Ок суд так суд, тока он пошлет не разбираясь если там 1м на адреса маил ру прописано.
Ну с таким примером мож че и вышло кстати, но тут херня в том что это ценник по больнице средний как я понял (я про банки)