{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Как «Альфа-банк» 1,5 млн комиссии снял без предупреждения (но всё исправил!)

Всем привет! Меня зовут Иван, я фаундер Mindbox, платформы автоматизации маркетинга. А еще мне почему-то везет на трэшовые истории с «Альфа-банком» — как связанные с бизнесом, так и с личными финансами. То 9 месяцев банк не может победить самого себя и выдать 5 миллионов рублей кредита, то вместе с «Альфа-страхованием» пытается отжать ипотечную квартиру у осиротевших детей.

Обновление от 14.01, 16:45

С нами связался один из топ-менеджеров «Альфы» — банк отменит комиссию и вернёт деньги в течение нескольких дней.

Помимо этого, договорились собрать и обсудить наши «боли»: как корпоративные, так и личные, на достаточно высоком уровне, чтобы починить.

Надеюсь, что починка инцидента принесет пользу не только нам, но и другим клиентам «Альфы».

Обновление от 13.01, 23:48

Реакция банка на статью порадовала — подключились на самом высоком уровне, извинились и пообещали решить проблему завтра же. Благодарны, будем держать в курсе.

Признаем, что стоило предвидеть заградительные тарифы и заранее расспросить банк об условиях. Тоже ошиблись — к сожалению, от этого никто не застрахован.

Это не считая всяких занимательных регулярных мелочей типа персонального менеджера, который категорически не берет трубки и не отвечает по почте, или инвестиционного консультанта, предлагающего «грамотно поуправлять личными финансами», но не умеющего назначить встречу в календарь.

Тем не менее ежики плакали, но продолжали есть кактус.

По состоянию на 12 января 2022, Mindbox держал в «Альфе» чуть больше 300 миллионов рублей, а счет использовался как основной расчетный, куда поступали платежи от клиентов рынка бывшего СССР: 100 миллионов рублей в месяц.

Вчера, 12 января, мы оплачивали cash-out двум основателям компании, которую приобрел Mindbox (анонс скоро будет): ребята на сделке заработали несколько десятков миллионов рублей. Платежи проводила наша бухгалтерия. Процедура рутинная: выгрузили из 1С платежки в клиент-банк, проставили нужные «галочки» и отправили.

Какое же было удивление, когда после отправки платежек «Альфа» списала с нас комиссию за операцию в размере 1,5 миллионов рублей!

Главный бухгалтер Mindbox Екатерина Седристая:

Ежедневно наша бухгалтерия проводит примерно 30 платежных поручений в день. Мы готовим их в 1С, а затем автоматически отправляем в интерфейс „Альфы“. Ни в одном из меню не пишется размер комиссии.

Комиссию можно увидеть только если вы заполняете платежное поручение вручную в банк-клиенте „Альфы“.

Обычно комиссия за переводы совсем небольшая, но из-за перевода большой суммы физическому лицу „Альфа“ начислила дополнительную комиссию, о которой не сообщается в интерфейсе. Никаких разумных шансов осознать размер повышенной комиссии до платежа фактически не было».

Конечно, это нас категорически не устроило, и бухгалтер немедленно связалась с нашим менеджером в «Альфе» с просьбой отменить платежи или пересмотреть размер комиссии. К сожалению, это оказалось не в компетенции менеджера, помочь она не смогла, но по моей просьбе связала меня с руководством — неким Романом из коммерческой дирекции (?). Общение с Романом оказалось настолько интересным, что я решил не скрывать его от существующих и потенциальных клиентов «Альфы».

Во время первого разговора Роман сообщил следующее:

  • Платеж отправлен, банк уже с него уплатил налоги (что, очевидно, прямая неправда), со всеми вопросами идите к своему бухгалтеру, которая согласилась на условия банка.
  • Процедура пересмотра или отмены даже части комиссии сильно забюрократизирована и может занять несколько недель. Роману нужно будет пойти к своему руководству, а этому руководству — к другому руководству какого-то департамента и так далее.
  • Мотивации этим заниматься у него нет, так как Mindbox приносит слишком мало денег «Альфе» (если говорить о годовой комиссии, справедливости ради, она действительно не такая большая — 376,5 тысяч)
  • Он готов обсудить возможность отмены комиссии со своим руководством, если Mindbox, например, купит в «Альфе» зарплатный проект. Я пояснил Роману, что особенности культуры Mindbox не позволяют мне навязать «Альфу» в качестве зарплатной карты 200+ сотрудникам, но я с радостью готов помочь организовать презентацию «Альфы» коллективу, чтобы заинтересованные смогли приобрести продукты или поучаствовать в зарплатном проекте.

Роман согласился обсудить это с руководством и буквально через час вернулся:

— Давайте вы все-таки неформально, используя свой авторитет, порекомендуете (навяжете) своим сотрудникам зарплатные карты.

Я ответил «нет» и еще раз объяснил причины.

— А вот у вас в акционерах были компании А и Б — у них, смотрю, приличная прибыль, давайте вы их к нам заведете.

— Нет, это не мой бизнес, но готов познакомить.

— А что у вас еще есть, на чем «Альфа» может заработать?

— Увы, ничего. Мы держим у вас заметную часть наших средств, треть миллиарда рублей, плюс через вас проходят почти все наши клиентские операции с рынков бывшего СССР, включая конверсии валют и прочее.

— Этого недостаточно, мы слишком мало на вас зарабатываем, так что комиссию отменять не вижу причин.

— Окей, то есть я правильно услышал, что мы для вас недостаточно ценный клиент, и вы не заинтересованы в нашем удержании и дальнейшей работе?

— Да, все верно, если считаете нужным — уходите, ваше право.

На том и расстались.

Вместо резюме

На этот раз урок мы усвоили хорошо. В ближайшее время, но без спешки мы расстанемся с «Альфой» — переведем депозит, остатки на счетах и клиентские операции в другой банк, вероятнее всего, в «Тинькофф». Он тоже не идеален, но опыт с ними куда более положительный. Пока не встречали у них ничего похожего на вымогательство через «мелкий шрифт на странице в тридесятом царстве» и не встречали такого количества операционных косяков с длинными цепочками согласований по каждому второму вопросу.

Кроме того, я таки решил последовать совету Романа о неформальных рекомендациях с использованием личного авторитета. Проведу работу внутри коллектива Mindbox с тем, чтобы уменьшить количество клиентов «Альфы» и потенциальное несчастье коллег от взаимодействия с этим банком. Ну и конечно же, окончательно откажусь от работы с «Альфой» по личным финансам — Tinkoff Private пока работает на порядок лучше.

А всем, кто работает или собирается работать с «Альфой» как бизнес-клиент или как частник — рекомендую почитать истории выше и сделать из них свои собственные выводы.

Треть миллиарда рублей на счету и большие обороты не делают вас достаточно ценным клиентом, чтобы банк смог удержаться и не отжать случайную сумму по случайному поводу для выполнения внутренних KPI какого-то очередного отдела. Пусть даже ценой потери одного бизнес-клиента и какого-то количества розничных. В конце концов, эти потери же — головная боль другого отдела, правда?

0
531 комментарий
Написать комментарий...
Иван

Ух, расчехлила Альфа ботоферму в комментах)

Ответить
Развернуть ветку
Ланова Полина

да и Mindbox тоже неплохо постарались)

Ответить
Развернуть ветку
Иван

О! А вот и наглядный пример откликнулся)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov

тут все комментаторы в защиту альфы похоже такие. Потому что в здравом уме защищать позицию банка тут невозможно. Я вообще с трудом представляю соотечественника, который будет защищать хоть один банк, а здесь прямо филиал сообщества "юный банкир" в комментариях. И это смотрится откровенно стыдно.

Ответить
Развернуть ветку
Yuri

А почему тут никто не смотрит на это как б2б отношения обычные кстати? Банк не банк, какая собственно разница.
Одно ком. юр лицо заключило с другим ком. юр лицом договор. В рамках которого идет работа, я не вижу особо разницы, как тот же майндбокс и какой нить их клиент циан.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov

Не знаю как там про отношения с юрлицами, а отношения с ботами я вести не хочу.

Ответить
Развернуть ветку
Yuri

Ну тя переубеждать бесполезно, ну да ладно, ты просто ответь чем банк отличается любого другого юр лица )
Я, кстати, тут альфу вобще не защищаю, просто сам факт отношений двух юр лиц и похеру банк одно из них или нет.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov

Любая другая коммерческая организация в такой ситуации была бы неправа так же как и Альфабанк. Но вот незадача, случилась ситуация именно с Альфабанком. Поэтому переводить тему это хороший полемический прием, но давайте не забывать ради кого мы здесь собрались.

Ответить
Развернуть ветку
Yuri

Да забей ты альфабанк это или нет, тока в чем неправа то я не понимаю? Что договор двух сторонней соблюли? То что в нем дикие условия я ж не оспариваю, но он такой есть с двух сторон подписанный.

Ответить
Развернуть ветку
Yuri

Я сейчас спрашиваю именно не с точки зрения буха - косякнул или нет, или альфы что не показала комсы и сняла дохера, это все мелочи, обе организации работали в рамках договора все таки, а не на словах.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov

Если в рамках договора (который периодически меняется) ваш сотовый оператор спишет с вас 100 000 рублей, будет ли он прав? Вы всегда тратили на связь 1000, а тут с вас сняли 100 000, правомерен ли такой договор?

Ответить
Развернуть ветку
Yuri

Я выше отписал про средний ценник, в этом херня. Тоесть это может столько стоить, раз у всех так и если бы рассыльщики реклы все брали лям по воскресеньям за отсылку на маил ру, а вы слали бы в воскр, то не прокатил бы думаю суд

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov

Интересно, но в данном случае никто дл суда не довел, если такая договорная правота и железные аргументы.

Ответить
Развернуть ветку
Yuri

Про договорную не понял? Банки между собой что договорились, про комсу? Ну так это как и цены на связь и т.д. между крупняками наверно в секретных бункерах обсуждаются и нет никакого демпинга или наоборот потом.

Ответить
Развернуть ветку
Yuri

Чтоб потом не засудили как раз ))

В сша и европе уверен конгламераты отраслей так же поступают.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kuznetsov

Да, негров еще слышал линчуют.

Нет, такого бреда с банками нет нигде, кроме мутных отмывочных контор. С вас могут спрашивать документы до посинения, но комиссия будет стандартная.

Логика ведь простая: если транзакция незаконная то ее нельзя проводить, а если законная, то почему она дороже?

Ответить
Развернуть ветку
Yuri

Да блин по договору что вы подписали, ну реально разговор, с хера с меня с сняли, так написано, я не видел. Какпя разница банк это, не банк, комса за транзу это или ты спиздил из трубы газ больше чем в договоре. Мне тут побоку банк это или еще кто, есть два лица, договор, один снял по нему бабло второй возмущается и ок если был бы грабеж, но когда такое у всех участников такого же сектора.

Ответить
Развернуть ветку
Yuri

И да, возможно все участники банк сектора тут договорились так жестить. Но это не один втб, одна альфа или тинек, все.

Ответить
Развернуть ветку
528 комментариев
Раскрывать всегда