Как я пытаюсь вернуть свои 3 млн 980 тысяч рублей за сгоревший товар у Ozon, а они игнорят и кормят завтраками
Доброго дня! Я — частный предприниматель, владелец магазина ZED Smoke, премиум-продавец популярных товаров на торговой площадке Ozon. Хочу рассказать свою невеселую историю о безуспешных попытках получения компенсации за уничтоженный на складе известного маркетплейса товар.
ОЗОН не отдает компенсацию селлерам после пожара склада в Подмосковье на Новой Риге. Хотя все товары были застрахованы в «Ингосстрахе» и «Альфа-Страховании» на сумму более 17 млрд рублей (здание 6 млрд и его содержимое на 11 млрд) , с выплатами происходят неприятности. Причем сумма страховки превышает общий ущерб, оцененный маркетеплейсом в 10,8 млрд рублей.
OZON обещал продавцам полностью выплатить компенсацию убытков до конца сентября! Но воз, как известно, и ныне там.
Пока что всё нормально…
Все мы знаем о пожаре, который случился на складе компании в Новой Риге 3 августа. Я — партнер-селлер этого крупнейшего в России маркетплейса и, как ответственный продавец OZON, ждал такой же ответственности и от моей некогда любимой компании.
Конечно, я подожду! Я прекрасно понимаю масштаб бедствия и фронт предстоящих работ. И даже помогу, ведь у меня была подтвержденная поставка товара как раз на Новую Ригу.
Естественно, у меня возникли вопросы, когда я не обнаружил своего товара в публикации!
Когда же ждать обещанную компенсацию?
И они это сделали! Из стоимости сгоревшего товара на 2 млн 800 тысяч мне предложили компенсировать 3 000 рублей! По другой накладной на сумму 1 млн 100 тысяч мне предложили вернуть 500 000 рублей. Замечательно! Стоит ли говорить, что я отказался и направил работникам ОЗОНа очередную претензию.
Вот такой ответ я получил от службы поддержки:
Все оказалось гладко только в пресс-релизах маркетплейса, где ОЗОН рассказывает, что выплатил полную компенсацию тысячам своих селлеров. Правда маркетплейс скромно умалчивает о сумме выплат, которые на деле оказываются в десятки, а то и сотни раз ниже заявленных.
Например, продавцу текстиля, который при пожаре потерял товара на сумму 64 000 рублей, компенсацию насчитали в 142 (!) раза меньше и предложили 450 рублей! В отчете-отписке ОЗОН сообщил, что из 136 пропавших при пожаре единиц товара 135 находятся на инвентаризации. А при получении справедливой претензии попросили прислать огромное количество документации для обоснования стоимости.
Наш любимый OZON практикует именно такой подход к начислению и выплате компенсаций. Столкнувшись сам с такой же ситуацией, я стал искать по форумам, списываться с другими пострадавшими и не нашел НИ одного продавца, которому бы ОЗОН благополучно выплатил всю сумму ущерба!
Что происходит на самом деле?
- Сгоревший товар разделили на множество блоков. Причем хозяева первого блока смогут увидеть (если вообще увидят) компенсацию не ранее ноября месяца.
- Сгоревшие товары, который находились на приемке кросс-дока вообще не вошли в списки для выплат! Их просто выкинули из утвержденной схемы компенсации и отправили на инвентаризацию, которая плавно перешла с августа в перманентное состояние.
- Без уведомления и при этом задним числом продлили период, после окончания которого поставка переходит в категорию «утерянной». Сейчас этот срок составляет 60 суток.
- Большую часть товара списывают на утилизацию. Если сравнивать цифры по утилизации до и после пожара, можно заметить, что они выросли в геометрической прогрессии!
- Тем, кому удалось получить мизерные компенсации, ОЗОН поднял комиссионные за продажи до 12-15% (ранее они составляли 7-8%) .
С августа месяца я нахожусь в стадии переписки, ставшей хронической, с горячей линией маркетплейса, службой техподдержки, чатом ОЗОНа. Причем я сразу предоставил всю документацию для маркетплейса, даже УПД (универсальный передаточный документ) , подтверждающий мои затраты на товар, который взял у меня ОЗОН как агент.
Я не могу закупить товар на такие распродажи и акции, как новогодние, гендерные, «Черная пятница». Идет самый горячий сезон! А я вместо того, чтобы восстанавливать торговлю, едва держась на плаву, вынужден тратить нервы и силы на «выбивание» компенсации.
Учитывая, что я потерял при пожаре склада товара на сумму, составляющую более 70% моего оборота, потери для меня очень существенные!
Но ОЗОН видимо считает по-другому. Ведь случай с пожаром только проявил истинное отношение ритейлера к своим партнерам. Например в начале лета маркетплейс перестал заниматься упаковкой продукции, переложив ответственность на селлеров и не объяснил, что делать с тем товаром, который уже располагается на складе! Объяснения продавцы получили позже в виде сообщений о порче продукции и счетах за ее утилизацию!
Куда такими шагами идет OZON? К потере уважения, падению репутации, отказу продавцов от дальнейшего сотрудничества с ним? А ведь в самом начале своего развития этот ритейлер демонстрировал себя образцовой и честной торговой площадкой! Что происходит с тобой, ОЗОН?
Надеюсь, здесь есть представители ОЗОНа, которые могут дать мне внятное объяснение всей этой ситуации?
Честно говоря, как юрист попыток вернуть средства не вижу, а вижу переписку в чате.
ну вдруг человек хочет дальше работать продавцом на озон? Если он пойдет по пути суда, то фактически это поставит крест на этом. Человек пытается максимально все мирно решить и без суда.
а почему это должно ставить крест?
После обращения в суд маркетплейсы обычно закрывают доступ селлерам к площадке.
Да?) Странный показатель "открытости и честности"😄
Это же бизнес. Если бы ваш клиент подал на вас в суд, то вы бы продолжили с ним сотрудничать?)
Ну да, если это прибыльно. Странно, на мой взгляд, включать в бизнесе эмоции такие. Но, стоит отметить, что это не касается использования суда для вредительства. Т.е если суд вызван косяком в договоре, нарушением баланса сторон(указанного в договоре) или недобросовестностью/сложностями, которые ВС РФ считает ничтожными, - то да, это обычная практика в гражданском обществе, на мой взгляд.
Но разве условия об обязательности договора по публичной оферте относимы к b2b? ВАС РФ в постановлении пленума о свободе договора (№16) в п.4 указывают, что стороны могут договориться о форме сотрудничества, не похожей на установленную законом, не отменяя закон, а скорее "слегка иначе" его трактуя. Да и вообще, пока существует ФЗ -115 обязательность публичной оферты можно этим ФЗ отменять😅
Выше коммент некорректный.
По публичной оферте маркетплейс должен сотрудничать со всеми. Но в сети были упоминания, что после подачи в суд возникали "технические ошибки", которые мешали дальнейшей работе. Насколько достоверна информация, что маркетплейс скрыто саботирует работу селлеров, которые идут на него с судом — вопрос.