Новый взгляд на мерч — как мы меняем представление о подарках для сотрудников
Меня зовут Мэгги, я тимлид команды в дизайн-студии Ростелекома ИТ, рядом со мной Крис — продуктовый дизайнер из моей команды. В сентябре 2021 года мы вдвоём сделали мерч под ключ для команды из 60 человек. Мы не делали ничего подобного раньше, поэтому наломали дров, но получили опыт и пришли к крутому результату.
В сентябре 2021 года мы пришли к руководителю студии Андрею Гундыреву, согласовали проект и вдвоём сделали его под ключ для команды из 60 человек. Такое сработает в компании с горизонтальной структурой управления: можно прийти к руководителю с идеей проекта, даже если подобные истории вне вашей зоны ответственности. Например, с идеей мерча, хотя вы продуктовый дизайнер, а не HR-специалист.
В отделе закупок, HR или маркетинга больше опыта. Чтобы сделать лучше, чем мы, можно сначала сходить к ним, а уже потом действовать по нашей инструкции.
1. Беритесь за идею, в которую сами верите
Только идея, которой горишь, помогает затащить проект на финишной прямой, особенно если становится совсем тяжело.
Сначала мы хотели создать мерч про work&life balance. Была задумка сделать эко-пак из шоппера, лонгслива и набора с горшочком для выращивания дома мяты. Это была хорошая идея, но она не драйвила.
Тогда пришла в голову мысль: дизайнер может брать энергию не только из отдыха, но и от осознания своей крутости. Мы захотели напомнить нашим ребятам, какие они профи, и поблагодарить за смелость высказывать своё профессиональное мнение. Настолько смелого, что этот пак непохож ни на один из тех, что мы делали ранее, потому что мы нарушили все гайдлайны (привычные для внутренних продуктов цвета, шрифты, композиции).
Проект пилили не только во время, но и после работы. Когда дома после ужина хочется прилечь с сериалом, только крутая идея может заставить открыть ноутбук. Если мы согласились бы на идею, которая не очень нравится, не затащили бы.
2. Финальный бюджет — это не тот, который вы прикидываете на старте
В нашем случае бюджет оказался больше в два раза. Мы не записали расходы на доставку, изготовление сигнальных образцов, поездки на производство, заказ запасных айтемов, создание персонального лекала и, конечно, правки.
Например, мы придумали силиконовую бирку шириной в 5 см, чтобы на ней перечислить все проекты нашей дизайн-студии. В финале узнали, что все расчеты были в миллиметрах, а не в сантиметрах. Так изделие выросло в цене в четыре раза.
Когда пойдете апрувить с шефом бюджет, закладывайте больше расчетного в 2-3 раза, потому что ваша первичная картина затрат — это всего лишь треть или половина от реальных расходов.
Если такой бюджет не согласуют, лучше отказаться от проекта вообще или сократить количество айтемов в паке. Это надёжнее, чем на берегу прикидывать, можете ли вы сэкономить на ткани или взять упаковку похуже.
3. Поставьте два дедлайна: тренировочный и настоящий
Цельтесь в тренировочный дедлайн. В случае если придётся переделывать что-то, вы успеете к настоящему. Если сразу ориентироваться на настоящий, то на правки времени не останется.
Все предметы мы решили положить в шоппер. Несмотря на то, что это довольно популярная сейчас вещь, мы хотели и здесь придерживаться необычного подхода и создать его, исходя из концепции и потребностей, а не из готовых решений. Поэтому мы переделывали шоппер.
Наши пожелания к нему были такими:
- широкие лямки;
- прочная ткань;
- размер под макбук, зарядку, бутылку с водой, книгу и толстовку
- печать на лямках про нашу дизайн-студию «It’s not just a studio» и бирка с надписью: «no logo here».
Мы нашли компанию, в портфолио которой увидели шоппер максимально похожий на наш. Никаких провалов тут быть не могло. А потом менеджер пропал.
Через две недели нам прислали фото готового шоппера, который не соответствовал почти ничему, о чем мы договорились при встрече: оказалось менеджер в процессе решил, что другая ткань будет смотреться лучше. И если бы первый дедлайн был настоящим, мы точно не успели бы.
4. Делите мерч на части и отдавайте разным подрядчикам
Мы искали подрядчиков по рекомендациям знакомых и в соцсетях. На поиски ушло три недели. За это время мы поняли, что нет фирмы, которая покроет все наши хотелки по всему паку. Тогда решили раздробить пак и отдать разные айтемы разными подрядчиками.
Даже если подрядчик, который делает лонгслив, подведёт по срокам, то мы останемся без лонгслива, но все остальное у нас будет. В итоге мы работали с девятью разными подрядчиками.
С некоторыми производствами не получится общаться онлайн. К ним можно только поехать и поговорить на месте.
5. Делайте сигнальный образец
Посмотрели всё, что есть по лонгсливам в компаниях, которые предоставляют услуги по изготовлению мерча и поняли, что не нашли нужное, а значит надо создавать cвоё.
Особенно если вы делаете что-то уникальное. Например, когда мы получили сигнальный образец лонгслива, он оказался вообще не таким, как мы представляли.
Лонгслив — это главный предмет нашего пака. По нашей задумке, он должен был быть унисекс, оверсайз, с длинными рукавами, необработанными краями. Ещё мы хотели плотную ткань, которая держит форму. Цвет нашивки — неоновый яркий салатовый, как это актуально у Bottega Veneta, Balenciaga, Gucci. Мы не нашли подходящий готовый вариант: пришлось создавать уникальное лекало.
Сигнальный образец показал, что лекало было с ошибками по нашей вине. Мы придумали то, что смотрится хорошо с тканью другой плотности. Если бы не образец, пришлось бы дарить лонгслив, который торчит спереди и рукава которого невозможно закатать наверх.
6. Продумайте случай, когда всё пойдет не так
Скорее всего, так и случится. Любой план хорош до столкновения с реальностью. В нашей реальности оказалось, что количество изделий на сайте не совпадает со складом. Нам нужны были зажимы для бумаги в количестве 130 штук. Оператор сказала, что на складе есть. В итоге их оказалось только 20, менеджеру пришлось обращаться к своему поставщику, чтобы сделать для нас отдельный заказ.
Цвет на фото отличается от цвета изделия в реальности. Для мерча мы выбрали салатовый. Мы заказывали стяжки разных оттенков чтобы попасть в цвет, так и не попали в него, но в этот же момент узнали про смерть дизайнера Вирджила Абло, которым восхищаемся и решили сделать чёрный цвет стяжек в знак соболезнования. Именно он превратил строительную стяжку (zip-tie) в элемент дизайна.
Для печати на открытке и других бумажных носителях нам нужен был салатовый цвет. Оказалось, нужный нам оттенок Pantone был только у одной компании в Москве.
7. Заказывайте всё с запасом в 10-20%
Для дизайнеров упаковка не менее важна, чем сами айтемы. Мы остановились на почтовых конвертах серебристого и чёрного цветов. Для каждого конверта мы придумали наклейку с названием предмета и персональный сторителлинг с инструкцией. Упаковка превратилась в отдельный арт-объект.
Мы искали подходящие конверты в Москве, но так и не нашли. Приняли решение заказывать их за пределами России. В итоге, как это часто бывает с посылками из-за границы, часть конвертов приехала сильно помятой.
8. Заранее запишитесь на регулярный массаж спины
Сбор мерча своими силами сначала не показался нам сложной задачей. Надо было собрать вдвоём 60 паков. Но оказалось, что вручную собрать 240 предметов и ничего не перепутать, очень тяжело. Каждый айтем брали в руки, помещали в отдельный конверт, сверху делали надпись маркером. Затем все собирали в пак, добавляли открытку и прикрепляли зиптай (ziptai). На это ушло три полных дня, почти без перерывов. Это был один из самых приятных этапов создания мерча, но сложных физически. Если позаботиться о своём состоянии заранее, не придётся мучиться от болей в пояснице.
9. Наградите себя. Вы молодец.
Мы горели идеей сделать в конце фотосессию в нашем мерче. Когда подбирали рефы, вдохновились рекламной кампанией Jil Sander в объективе фотографа Криса Родса. Решили, что хотим сделать фотосессию стиле минимализма, игры форм и пленочных снимков. Крис снимала сама на Fujifilm X100V, это был её первый опыт студийной съемки.
Для съемки специально купили вакуумные пакеты с насосом. На них заранее нарисовали граффити, отсылка к культуре свободы и дополнению объектов новой сущностью.
Можно подумать, мы слишком заморочились. Это правда. Когда нет времени и стопка похожих проектов на очереди, такое себе не позволить. Мы делали подарок для своих ребят и были готовы тратить время на каждую мелочь ради их восторга. Кто ещё так сможет, если не вы?
В Ростелеком возьмут с именем Василий?
Бэзил
только на низкие должности. Точно так же, как не берут тех, кто утверждает бюджеты - их в Ростелекоме надо апрувить и вещей в Ростелекоме не водится, только айтемы (и тотемы, наверное позволительны)
ɅⱯ$NVИЙ
"Решать вопросы на дому" приходят брутальные "Василии" и ржут с тех ответов, которые выдают "специалисты" по телефону.
такую хипстерскую хуйню мне было стрёмно носить еще в 2007
Да и в целом, вы заебали, все вот эти «взять говно из нулевых прицепить хуйни из двадцатых» это не стиль, это говно, но если это дерьмовый стиль, то годно
А ну, и конечно, забыл главное, необходимо добавить мусора и фоток в стиле «я вся такая загадочная в искореженных позах АУТЕНТИЧНАЯ»
И на хую я видел ваших псевдофемок бритых солдатов джейн
Ок, вам не нравится, у вас другие вкусы и предпочтения, мы поняли. Держите вкурсе
А в 90 можно было еще словить по мордасам
Плевать на дизайн (он говно) — это вкусовщина. Всё равно для внутреннего использования. Плевать что «no logo here» и прочие надписи — это чистый Вирджил Абло и Off-White. Вы дизайнеры, вы так (пиздите) видите.
Но что меня развело на эмоции: ни одной нормальной фотографии продукта. Это же ваше творение! Мало того, что в отношении света, поз, композиции полный провал, но вы ещё крепите картинки 600х400. Серьёзно? Это полное неуважение к читателю, как и огромное количество воды в тексте. Какое мне дело, какой марки фотоаппарат был у Крис Родс, когда за всю статью нет фотки нашивки вблизи?
Вывод: для себя сделали, для себя отчитались, сами себя пожалели и похвалили.
Молодцы! Статье минус.
Да, фотографии сильно пожевало, к сожалению, разбираемся с этим. Не для себя сделали, а для команды. Получили крутой фидбек.
Ростелеком, который хочет казаться модным, молодёжным и креативным:
Ростелеком действительно стремится быть современным и в процессах и в продуктах) Как и везде, что-то удаётся, что-то нет.
Мэгги, Крис, тимлид, дедлайн, мерч, зиптай... Из AT&T сьебнули (сорри, реллокейтнулись) или у вас там в Ростелекоме все нерусские?
Профессиональный сленг. Весь айти так говорит, в чём проблема?
Комментарий недоступен
Кто-то говорит не: тимлид, дедлайн и мерч?)))
А руководитель команды, крайний срок и фирменные вещи?)))
Имхо лишь бы придраться
Идея годная же: упоминания Ростелекома стереть, сказать что это был заказ от крупной европейской компании и название нельзя разглашать по NDA — можно пихать в портфолио иностранным HR-ам
Звучит как "Я Иван, председатель в Американ Юнайтед Системс, рядом со мной Зинаида". Ю ноу ми?
Меня зовут Огурец, моё мнение имеет большое зелёное значение)
Айвон, данно
Я как раз работаю по другую сторону баррикад, тот самый подрядчик который печатает и наносит символику на корпоративную сувенирку и примерную стоимость изделий, да-да, изделий, а не айтемов (рука-лицо) представляю. Без обид ребят, но это просто разбазаривание корпоративных денег, увы.
ваше мнение имеет право быть, увы
Чем только люди вместо работы не занимаются, поувольнял бы таких
Айти — это маленькая сфера, где все друг друга знают. Если вы увольняете своих же сотрудников, которые для компании делают что-то больше помимо основной работы, то вы максимально роняете мотивацию у всех, роняете престиж компании, а ещё создаёте самому себе весьма дурную репутацию. Так держать!
Maks, очень жаль, что ваш жизненный опыт сложился таким образом, что вы готовы так просто терять сотрудников
Г-ди какой же беспросветный кринж. Уволить всех, от копирайтера до Криса с Мэгги и прочих бумер-хипстеров за разбазаривание бюджета.
А, это же Ростелек. Они на народные гуляют.
Не ростелек, а Ростелеком IT — коммерческая организация, которая может себе позволить ограниченный тираж мерча для сотрудников. А ещё макбуки, норм условия, интересные проекты и карьерный рост.
Тотал лук чёрный + гриндара = зашквар 99 лвл.
Мерч сделала для себя и друзей готов?
Для себя, друзей, и всего отдела, всем нравится. У нас много интересных сайд-проектов, где каждый может себя проявить. Приходите к нам
Вот теперь я понял, почему Ростелеком дышит на ладан.
Ежели постоянно аппрувить айтемы, то контора неизбежно стекает в лонгслив.
Комментарий недоступен
здорово, что вы нашли время прочитать статью и даже сделать скрин к видео, отличный день выдался😉
Комментарий недоступен
Российская компания, делаете сервисы для нашего рынка, говорите на русском, называетесь Ростелеком, тогда зачем прикрываться всей этой латиницей? Все это будто слизано с проектов на бехансе, ради проекта на бехансе.
Кто ввел такие правила? В чем проблема эти правила нарушать? Ограничения лишь у вас в сознании к сожалению) Примите соболезнования 🖤
Мерч топ!
Хейтеры фак оффф!🖕🏻
Комментарий недоступен
🖤
Мерч огненный!) Спасибо за статью, девчонки! Очень познавательно!
ЗЫ кто не знает слово мерч, ну жаль, что могу сказать. Удачи на заводе КППРФКПССХУЕС
Мерч - хуерч, скоро совсем разучитесь говорить на русском языке. Захерачить целую статью про пиз.астрадания по созданию черной сумки, черной толстовки и ночного горшка, чтобы коту было куда ссать - это мощно!
Да-да, эти ужасные, презираемые люди с завода, посмотрите на них, они производят вещи, ой, то есть айтемы, которыми вы пользуетесь, давайте над ними посмеёмся, да-да-да.
=)) Спасибо, Таня
Мэгги , Крис
и неожиданно Андрей..
почему не Эндрю?
Чтобы однозначно идентифицировать пол? :)
От всей статьи, как и от главной героини Мэгги, которая в миру просто Мария, веет — как мы это в 2007 называли — позерством и показушничеством.
Очень натужненько.
ЗЫ: а вот пупырчатый пакет классный. Фоток бы ещё завезли нормальных ...
Пакет мне тоже понравился (как и сумка, простите шоппер), но для каждого айтема в паке это уже тумач.))
душновато стало, откройте форточку))
Имхо ребята делали для себя и получилось неплохо. Главное, чтобы им нравилось самим. С другом стороны, они сами решили поделиться этим со всеми, потому уж извиняйте, кому-то не зашел стиль.
Я представляю как это могло бы выглядеть у Ростелекома: какой-нибудь зелёный свитшот с термонаклейкой "Ростелеком ИТ", вот это был бы зашквар) а так норм и вызывает эмоцию хотя бы.
Упаковка для мерча мне понравилась больше всего))
Спасибо большое 🖤 Мы прекрасно понимаем, что кому-то может не зайти стиль и подача, это более чем нормально
Вообще, конечно, для таких проектов нанимают профи с опытом в производстве и проектном менеджменте мерча, а не заигрывают в технологов и дизайнеров. Но это только если - речь о бизнесе. А если о фане - история отличная.
Но Россия это не про менеджмент. На мотивацию опытного агентства денег жалко, а на ФОТ - нет)
а там хоть что-то осталось от ростелекома или дизайнеры не хотят себя ассоциировать с этой компанией?
Осталось)
Сам продукт вроде и симпатичный, хотя удивило отсутствие русского текста для "мерча" российской компании.
Но публикация так себе — много пафоса и англицизмов, нет нормальной подачи самих изделий; вообще такая статья больше годится для фэшн-площадки (фэшн — это для авторов, а то вдруг не поймут).
И совсем разочаровали комментарии от участников проекта. Так-то не обязательно огрызаться на каждое нелестное мнение.
Надо научиться отличать нелесное мнение, от оскорблений и желания унизить любое проявление креатива и попытки сделать что-то нестандартное. Это разные вещи🙃
на мерче нигде не написано, что это Ростелеком
Даже свои пытаются избегать его?
в договоре жи
Это фотки просто замылило)))
Мерч бомба) Завидуйте дальше)
🖤
Спасибо за мерч 🖤
🖤
Эта статья может быть полезна тем, кто хочет сейчас сделать что-то, чтобы поддержать свою команду. Например, мерч. Мы выбрали такой инструмент, и он круто сработал: весной ребята из команды носили в офис свитшоты. Отвечу на все комментарии по теме, про процесс. Комментарии про моду я буду тут пропускать. Несерьёзно на vc обсуждать то, в чем мы все не эксперты.
Ну почему несерьёзно? Хороший мерч, который грамотно сделан и "продан" читателю, можно в будущем запускать не только среди сотрудников, но и всех желающих. У Тинькофф вот не получилось. У Альфы тоже так себе. Может Ростелеком станет супер популярным? И вот вы бесплатно собираете отзывы потенциальных покупателей. Осталось только хорошо сделать =)
блин ну и говнофотки же!
я так и не понял что именно входило в комплект мерча.
тетя вся в черном - это все из мерча? теперь все так в офис ходить будут?)
К сожалению действительно фото выкатили в плохом качестве, мы сейчас пытаемся решить это проблему
Крисссс, Энджииии мы запилили такой мерччч, зацени мой лууууук, иууууу, это же прекрасный десижен, посмотри на эти дитеилс в виде патчей и прочей дичи
И тут мы узнали, что один подрядчик не закроет все позиции в комплекте.
А это было не понятно сразу?)))🥱🥱🥱
Спойлер: нет
Может, будет тяжело, сложно, непонятно, но можно. Новые проекты так и начинаются, да и вообще рост в каком-нибудь направлении, вы беретесь за неизведанное и учитесь непосредственно в работе. Приходите к нам, у нас много возможностей
Иногда стоит убрать у себя ограничительные рамки и все таки попробовать сделать👀
Суперский дизайн! Молодцы ✊🏻
Спасибо большое 🖤
🖤
56 тыс - стоимость пака на 1 сотрудника? Что значит "в нервах", кроме иронии? И как может лонгслив стоить около 600, а стикерпак 5000?
Конечно нет, пак стоит сильно меньше. «В нервах» означает лишь иронию.
Надеюсь когда-нибудь создадите отдел, куда можно позвонить и пожаловаться на проблемы с интернетом.
В Телеграме бот есть, переключает на специалиста.
А дозвониться, действительно, так и не удалось.
Создайте его сами и возглавьте отдел 😄
Мне только шопер из набора понравился и то за счет крупного шрифта на ручках.
Спасибо!
фотографии явно делал какой-нибудь профессиональный джейкоб
знаю только, что интернет у них худший в городе, и на две сотки дороже %)
Я только одно не понимаю, а зачем в Ростелекому мерч (кстати тут тоже не поняла, ваши коллеги его покупают? сколько стоит? или это не merchandise?) не на русском? У вас много англоговорящих коллег не из России? Ростелеком звучит просто как супер российское что-нибудь, как роскосмос. В компании где работаю я недавно сделали недавно интернал мерч за 30 баксов за майку особого дизайна, с каждой покупки 100 баксов от компании идёт в помощь Украине. Так как вы не заморачивались канеш, но очень многие коллеги купили. У нас есть ещё всякое забрендированное барахло, но оно как правило бесплатное для новых коллег, но это так, для галочки и бесплатно.
Ну а в целом, attaboy, way to go! 10x 4 sharing!
Мерч был подарком для наших коллег дизайнеров к Новому году, как напоминание, что они очень крутые и смелые профессионалы и мы их безмерно ценим🖤 Спасибо!
А, так это от вас спамеры с холодным обзвоном наяривают: «Здравствуйте, у нас есть очень важная иныормация для вас, вы готовы её выслушать?»
И далее: «Я представляю компанию Ростелеком, у нас новое оборудование и хорошие тарифы. Давайте прямо сейчам проверим возможность подключения. Какой у вас адрес?»
О
Комментарий удален модератором
У меня у одного вопрос возникает Почему цвета черный и зелёный? А не черный и фиолетовый? Мерч не мерч
Выглядит очень круто, на мой взгляд). Но разве stickers не don't?
очень интересная статья! Спасибо
хочу и в нашей компании радовать ребят красивыми подарками