Почему франшиза сети Chick-fil-A стоит всего $10 тысяч, но получить её сложнее, чем попасть в Google или Стэнфорд Статьи редакции
Конспект материала The Hustle о работе и причинах популярности модели, где у франчайзи почти нет прав, но за владение франшизой идёт жёсткий отбор.
Большинство ресторанов быстрого питания в Америке принадлежат не корпорации, а франчайзи — физическим лицам, которые платят за право пользования торговой маркой.
Вместо того чтобы покупать и обустраивать новую недвижимость на собственные деньги, сетевые рестораны (франчайзеры) предлагают третьей стороне (франчайзи) развивать ресторан и получать долю в бизнесе в обмен на часть выручки.
В сумме покупка и развитие бизнеса по франшизе McDonald’s или KFC может стоить франчайзи до $2 млн. Но есть исключение: развитие ресторана сети Chick-fil-A, одной из старейших, крупнейших и наиболее прибыльных фастфуд-сетей в Америке, обойдётся всего в $10 тысяч.
Прежде чем понять, как такое возможно, автор The Hustle Закари Крокетт предлагает сделать шаг назад и разобраться в экономической стороне франчайзингового контракта в индустрии общественного питания.
Какова цена франшизы
Журналисты The Hustle поговорили с десятком владельцев франшиз и проанализировали данные раскрываемой франчайзинговой документации 22 крупнейших американских сетей ресторанов быстрого питания.
Они выяснили: в среднем чистая стоимость активов заявителя на право покупки франшизы должна составлять минимум $1 млн (половина которых должна быть ликвидной).
Если заявку одобрили, первым делом франчайзи оплачивает комиссию за передачу франшизы — единовременную предоплату за право вести бизнес с той или иной компанией. В зависимости от бренда размер комиссии составляет от $15 тысяч (Subway) до $50 тысяч (Burger King).
Однако плата за франшизу составляет лишь небольшую часть от общей суммы вложений. Основную часть расходов составляют подготовительные работы: недвижимость, строительство, покупка оборудования, инвентаризация и прочие вещи, которые необходимо сделать до открытия ресторана.
Финансовая ответственность за это лежит на франчайзи. В общем эти траты называются суммарным первоначальным капиталовложением. Сумма варьируется в широких пределах в зависимости не только от бренда, но и от расположения ресторана, даже от его типа.
Например, расходы на McDonald’s в небольшом южном городке могут быть в два раза меньше расходов на тот же ресторан в мегаполисе. По этой причине в изученных автором отчётах оценочная стоимость франшизы указывается в диапазоне.
Шариф Аминмадани, семья которого управляет 64 ресторанами Taco Bell в штатах Теннесси и Кентукки, поделился с The Hustle примерной структурой первоначальных вложений:
- Стоимость франшизы: $45 тысяч.
Ремонт помещения: $900 тысяч.
- Оборудование: $380 тысяч.
- Недвижимость: от $250 тысяч до $1 млн.
Итого: от $1,6 млн до $2,3 млн.
Как и другие франчайзи, около четверти суммы Аминмадани платит наличными, а остальные либо с помощью инвесторов, либо банковского кредита.
Кроме того, Аминмадани регулярно платит Taco Bell 5,5% от ежемесячной выручки каждого ресторана. Другие сети быстрого питания тоже взимают такую плату с франчайзи — в диапазоне от 4% до 8%.
В идеальном сценарии такая бизнес-модель беспроигрышна: сеть не только быстрее расширяется, но и снимает с себя финансовую ответственность за владение и управление рестораном. А франчайзи получает в собственность бизнес с уже развитым брендом и клиентской базой.
Но Chick-fil-A делает всё немного иначе.
Почему франшиза Chick-fil-A такая дешёвая
Автор вновь обращает внимание на вышеприведённые графики и отличия Chick-fil-A от остальных компаний:
- Активы франчайзи не имеют значения.
- Очень низкий размер комиссии за передачу франшизы ($10 тысяч).
- Низкий размер суммарного первоначального капиталовложения ($10 тысяч, значительно ниже, чем у других компаний).
- Ставка роялти намного выше, чем у других компаний.
Причина этого в том, что Chick-fil-A, а не франчайзи, оплачивает все расходы, связанные с открытием нового ресторана (от $343 тысяч до $2 млн). Франчайзи оплачивает только комиссию. Отсюда такая высокая ставка роялти. Если, например, KFC забирает только 5% от выручки, то Chick-fil-A забирает 15% от выручки, а также 50% от чистой прибыли.
Почему Chick-fil-A выбрала такую модель? Выручка от каждого ресторана в среднем за год составляет $4,2 млн — это самый высокий показатель среди всех сетей быстрого питания в Америке (KFC — $1,2 млн; McDonald’s — $2,8 млн). При этом все рестораны сети не работают по воскресеньям. Исходя из этих показателей, 15% роялти могут составлять до $600 тысяч в год (не учитывая ещё 50% от прибыли).
Открыть ресторан по франшизе сложнее, чем поступить в Стэнфордский университет
Согласно данным Chick-fil-A, около 60 тысяч человек ежегодно подают заявку на покупку франшизы. Одобряют при этом в среднем 80 человек.
С показателем принятия 0,13% стать франчайзи Chick-fil-A сложнее, чем попасть в Стэнфорд (4,8%), получить работу в Google (0,23%) или Секретной службе (1%)
Куинси Л.А. Спрингс, владелец ресторана Chick-fil-A в городе Атланта, рассказал, что ему пришлось пройти десять этапов собеседований, написать двенадцать эссе и предоставить копию школьного аттестата. После отбора он прошёл «обширную программу обучения, длившуюся несколько недель». Вместо богатых инвесторов Chick-fil-A выбирает франчайзи, которые готовы «постоянно решать» повседневные вопросы.
В обмен на 60-часовую рабочую неделю франчайзи получает 5–7% дохода (около $150–200 тысяч). Однако при этом:
- Франчайзи не владеет ни рестораном, ни оборудованием (всё принадлежит компании).
- У франчайзи нет доли в бизнесе.
Чаще всего франчайзи разрешено управлять только одним рестораном.
- Франчайзи запрещено участвовать в каком-либо другом бизнесе.
Грубо: франчайзи в этом случае — не бизнесмен, а менеджер.
Война за копейки
Согласно ежегодным отчётам сетей ресторанов быстрого питания, коэффициент доходности у них совсем небольшой: от менее 1% (Pizza Hut) до 13% (KFC).
Люди, владеющие несколькими франшизами, могут зарабатывать миллионы. Но исследование, опубликованное Franchise Business Review, показало, что 51% франшиз индустрии питания зарабатывают менее $50 тысяч в год и всего лишь 7% зарабатывают $250 тысяч.
Объясните плз, я недавно на вс
Кадр из сериала Во все тяжкие. Отсылка к фастфуд-сети Los Pollos Hermanos, которая была прикрытием для сбыта наркотиков
🐤 Братья цыплята 🐤
Комментарий недоступен
Кому лень читать: Короче то же самое франшизное рабство но просто у этих перед входом красная дорожка
С другой стороны - это скорее механизм поиска мотивированного менеджера.
Ибо первоначальные расходы очень малы и собственности у него нет.
Чуваки просто решили сэкономить на рекрутерах. Более того, они еще заставили топовых менеджеров доплачивать за то, что они выходят на работу.
Ну понятие "топовый менеджер" для одного ресторана быстрого питания - натянуто.
Скажем так - они таким образом привлекают лучшие, с их видения, кадры.
По деньгам, кстати, такой доход существенно выше альтернативы для "директора ресторана". Отсюда и столько заявок и возможность выбирать "считанные %" лучших.
скорее, это плата за "обширную программу обучения".
Вывод про Стэнфорд выглядит высосанным из пальца ради кликбейта. Очевидно, что с низким порогом входа, подавать заявки будет больше людей, чем в тот же макдак, где надо сразу отстегнуть $500к.
при чем тут Макдак, если сравнивают со Стэнфордом?
Перечитайте, пожалуйста, еще раз.
учеба в стенфорде наверно тоже не 0 долларов стоит, так что сравнение корректно.
а вот "секретная служба" из другой области
А чему удивляться? Конкурс такой, тк компания-франчайзер несет существенно большие финансовые риски, связанные с открытием точки, чем в случае когда за все башляет франчайзи.
Это как собеседование на управление объектом по сути.
Только ты за это платишь))
Да вы что?
Я понял, они тестируют дейтинг-бота для Тиньков-знакомств.
Просто Олег это как Илюхер, только от Тинькофф)
Комментарий недоступен
Но при этом участвуешь в прибыли.
По факту это никакая и не франшиза получается.
Как меня задолбала эта Chick-fil-A к ней вечно очередь из машин, которые закрывают поворотные полосы. Вот тут весь правый ряд стоит туда
https://www.google.com/maps/@47.6170414,-122.1857323,3a,75y,204.31h,74.09t/data=!3m6!1e1!3m4!1sz3eC3W8zHi8cSjfcpVsTMg!2e0!7i16384!8i8192
Клевая реклама франшизы ))
у меня есть ощущение, что они какую-то наркоту пихают в соус, потому что местные по chick-fil-a просто прутся, а KFC пустуют
Ага, давно известно. Обычно дезоморфин, а по праздникам триметилфентанил.
Новая версия глутамата
Не знаю как в Chick-fil-a, но kfc натуральная забегаловка с отстойной едой.
Комментарий недоступен
бывают. шаурма ))
Closed on Sunday,
You're my Chick-fil-A
Искал этот комментарий
вот это вот они едят
Основатель компании христианин, как и члены его семьи, которые сейчас владеют компанией. Поэтому их рестораны не работают по воскресеньям. Это минус по выручке, но зато в другие дни многие христиане (которых ещё много в Америке, особенно на юге) едут именно в Chick-fil-A.
Также у них очень жёсткие требования по качеству и соблюдению технологии. Это одна из причин почему Chick-fil-A практически нет за пределами США. Они не могут обеспечить надлежащим контроль за поставщиками и операторами ресторанов (именно так называется их должность, а не франчайзи)
"в штате Атланта"?
ахах буду кэпом, но Атланта это город в штате Джорджия)
анекдот про Тельавивскую франшизу не анекдот.
Билборды у них прикольные (коровы, которые призывают есть курицу).
Но мне больше нравятся бургеры с говядиной, так что был там один раз всего и чего-то прям вау не припомню.
"В обмен на 60-часовую рабочую неделю менеджер получит 150-200к годового дохода". Это заметно выше аналогичной позиции в McDonalds (50k), поэтому туда и рвутся люди. И готовы платить за право работать.
ну, ещё одной вселенской загадкой стало меньше!
"Основную часть расходов составляют подготовительные работы: недвижимость, строительство, покупка оборудования, инвентаризация и прочие вещи "
Инвентаризация?!
Возможно это аудит перед запуском
скорее это плохой перевод "товарные запасы"...
Вопрос не корректен, а так не реально. По закону они делают то, что есть на данный момент.
Никогда не понимал, что там особенного. Просто курица. То ли дело In-n-out!
Потому что это получается не франшиза
5–7% дохода это не плохо, это уровень младшего партнера
Классная статья!!!
Пока никто не скинул — скину я ссылочку