«Додо Пицца» закрыла пиццерии в Ярославле из-за плохой работы: франчайзи считает, что компания хочет забрать точки себе Статьи редакции
Евгений Ткачев пытался продать все точки за 150-180 млн рублей, но покупатель не нашёлся, а управляющая компания посчитала оценку завышенной.
Управляющая компания закрыла все четыре пиццерии в Ярославле и расторгла договор коммерческой концессии с франчайзи Евгением Ткачевым, говорится в Telegram-канале «Додо Пицца. Бизнес». Это первый случай закрытия всех пиццерий в одном городе, рассказали vc.ru в компании.
13 мая компания провела контрольную проверку всех четырех пиццерий в городе за один день и посчитала, что нарушения «носят системный характер, а ситуация не меняется».
19 мая УК уведомила франчайзи о расторжении договора, а также дала три месяца на продажу пиццерий до отключения от системы Dodo IS. К окончанию срока Ткачев не смог найти покупателей среди действующих франчайзи.
В середине августа «Додо пицца» продлила срок продажи ещё до 31 октября и предложила помощь в публикации объявлений и поиске покупателя, но только при условии, что «вся информация в предложении будет соответствовать фактам».
Одновременно с этим «Додо Пицца» получила иск, оспаривающий расторжение договора, и пыталась урегулировать спор в досудебном порядке, пишет представитель компании. Судебные заседания назначены на 17 ноября и 27 января.
Компания решила взять «небольшую паузу» и убедиться, что пиццерии закроются и не будут использовать бренд «Додо Пицца». После этого УК объявит условия выхода в город и начнёт поиски нового партнёра.
Завышенная оценка или способ «отжать» бизнес
Компания считает, что Ткачев завысил оценку пиццерий в несколько раз — сначала он хотел выручить 180 млн рублей за все точки, в сентябре снизил цену до 150 млн рублей (презентация есть у vc.ru). В предложение входили права на развитие четырех действующих пиццерий и одну в проекте, а также обязательства перед инвестором.
Евгений Ткачев подтвердил достоверность презентации и уточнил, что это один из вариантов — сейчас версия «немного изменилась».
При цене в 150 млн рублей — срок окупаемости пиццерий в Ярославле 10 лет или больше, объясняет vc.ru управляющий директор «Додо Пиццы» в Евразии Иван Тихов. У всех четырёх точек выручка за сентябрь — 8,5 млн рублей. УК не может проверить отчет о прибыли и убытках, но «при таких выручках на четыре точки очень сложно работать прибыльно, речь идёт о безубыточности», говорит Тихов.
По его словам, другие франчайзи, которые вели переговоры с Ткачевым, оценивали его бизнес в 70-80 млн рублей, кто-то в 48 млн рублей, а кто-то утверждал, что речь только об остаточной себестоимости 10-20 млн рублей: рынок в любом случае надо перезапускать с нуля, открывать новые пиццерии, вкладывать в маркетинг. Управляющая компания оценила пиццерии в 45-60 млн рублей.
Ткачев в разговоре с vc.ru заявил, что не смог вовремя продать пиццерию в том числе потому, что УК запретила размещать объявление о продаже пиццерий на внешних площадках из-за потенциального ущерба репутации бренда.
Кроме того, объявление Ткачева не добавили в рассылку по действующим партнёрам. За полмесяца до проверок компания обнулила все рейтинги — у Ткачева, по собственным словам, на тот момент рейтинг был «хорошим», но УК просила убрать его из презентации, а также в причинах продажи указать расторжение договора с управляющей компанией. Ткачев считает причиной своё желание выйти из бизнеса.
Евгений Ткачев считает свою ситуацию примером отжатия бизнеса за счёт административного ресурса управляющей компании, рассказал он. «Второй-третий год различными способами представители управляющей компании подводят меня к тому, чтобы я продал свои активы по заниженной стоимости. По моему мнению, происходит консолидация рынка», — заявил он vc.ru.
Изначально франчайзинговая модель предусматривает быстрый рост за счёт партнёров, рассказывает франчайзи. Теперь, когда многие территории уже застроены, УК пытается сократить количество партнёров и передать часть активов либо в свою розничную сеть, либо аффилированным лицам, считает Ткачев.
По его словам, все выявленные нарушения — предвзятые: «Проверяющий говорит, что грязно. Ты говоришь, что тут откровенно чистое помещение. Он отодвигает какой-то стеллаж и соринку фотографирует крупным планом. Или вот у тебя грязный угол или у стажера нет бейджа — тут же надо прощаться с пиццерией. Наказание несопоставимо нарушению».
«В этом заключается фундаментальное различие со стандартами, которые предъявляет для себя партнёр и которые предъявляем мы. Я знаю, что у партнёра были споры с бизнес-девелопером на месте, когда мы видели грязь, а партнёр её не видел», — заявил vc.ru Иван Тихов.
По его словам, Ткачев также нарушал стандарты маркировки продукции и условия хранения. Кроме того, с 1 января 2019 года он 24 раза задерживал оплату роялти, услуг контакт-центра, выплаты в маркетинговый фонд, также сотрудники жаловались УК на задержку зарплат и на другие нарушения.
- 24 октября основатель сети пиццерий «Додо Пицца» Фёдор Овчинников раскритиковал некоторых франчайзи компании и пригрозил закрыть пиццерии, которые плохо работают.
- Опрошенные vc.ru франчайзи поддержали главу компании и объяснили, почему он раскритиковал некоторых партнёров: из-за пандемии проверки начали проводить сами сотрудники, чтобы не допускать на кухню сторонних людей, а кадров не хватает из-за отъезда мигрантов.
Ща расскажу вам историю. Мой друг(который живёт в столице и родом из моего города) увлекается "теоретическим бизнесом" и начал мне рассказывать, какой Федор молодец, типа смог достичь масштабируемости бизнеса и следит за контролем качества. Тогда у нас ещё не было Додо в городе. Но было в Муроме. И естественно в столице. И вот как-то мы с ним были проездом в Муроме,и он говорит пошли в Додо. В итоге,тайминг обещанные не соблюдались, обслуживание гавно, я поржал, а он расстроился...ибо рухнули его надежды наивные в честный и правильный везде бизнес. Сейчас у нас есть Додо, и кстати, пицца довольно таки вкусная, но к сожалению, дороговато для нашего города. Есть местный игрок, который не кидает громких фраз и держит планку цена/качества на уровне. Проблема в том, что в регионах руководство немного другое....поэтому хоть ты тысячи айти систем внедри, ты не уйдешь от человеческого фактора. Только в конкурирующей среде рождается качество. И в политике тоже ;) П.с.жду робопиццы в своем регионе))))
Тем не менее он как то раскрутил же эту сетку до таких масштабов. Я вот никак не понимаю за счет чего. Человек не из общепита, не денежный мешок. Идея с пиццей стара как гавно мамонта. Не понимаю.
Это все равно что вот сейчас кто то из вас (нас) открыл бы пиццы и через 5 лет их было бы тыщи. Как? За счет чего? Что он нового привнес? И тем не менее результат есть. Вот реально не понимаю.
1. Фёдор отличный организатор и лидер.
2. Основательный подход ко всему, начиная от дизайна упаковки до софта.
А конкретно? Вот почему его пиццу стали покупать и точки стали работать в плюс? Вкус и у других пицц есть норм. И среди других тоже есть норм организаторы. Он то как раскрутил?
Ну так он сразу хотел создавать сеть из тысяч пиццерий. Поэтому когда у него была всего одна пиццерия у него работала уже три программиста. Много очень крутых специалистов приехали работать к нему так как цель была не 2-3 пиццерии а международная сеть. Фёдор всё описывал в дневнике. Можете почитать.
А почему народ пошел к нему? Много и других пицц есть, и тоже не хуже, чем Додо. Рынок к тому времени был уже давно поделен. Как он откусил свой кусок то?
Скорее всего потому что они тщательно изучали потребности клиентов и адаптировались под эти запросы. Например можно смотреть как делают твою пиццу. Это явно добавляет доверия. Бесплатная пицца если доставка опоздала. Удобный сайт и аппы для заказов. Про качество пиццы судить не могу но я знаю что они очень сильно заморачивались на счёт правильной муки со спецальным помолом, соус им поставляют по их заказу из Италии, очень строгие стандарты по просрочке. Ну и главное - софт. Там полная интеграция от наема работников до готовки пиццы и доставки. Всё в сумме даёт тот результат который имеем.
Ну то есть взять и повторить не получится. Потому что достоверно так и непонятно в чем его ключ к успеху. Делать всё хорошо и правильно пытаются все. Никто не делает спецом плохой продукт или плохой сервис. Сайт у него тоже как у всех.
Я вот даже не знаю сам Федор смог бы повторить свою историю или нет? С теми же исходными.
Потому что его новый проект Донер 42 это уже не те начальные условия, которые были в Додо. Здесь у него уже есть деньги, связи, опыт. А тогда ничего этого не было. Вроде как не было.
Основная причина успеха сети как франшизы - это его блог и последовавший из него хайп.
Изначально его пропиарил кажется лебедев еще в 2008 году, когда Овчинников держал книжный на окраине Сыктывкара.
Он вел блог и каждый день постил что там у него и как. Какие книги прочел (а-ля Ма и прочие Бренсоны). И весь блог по нынешним временам был "инфоцыганским" с успешным успехом, мотивашками и всяким будушим.
Далее магаз обанкротился и он открыл пиццерию. И опять же все это постил в блоге обильно сдабривая это мотивашками.
На тот момент это был единственный такой блог. Его позвали на ТВ , его позвал Тильков итд итп. Аудитория блога была огромная.
Тогда еще небыло прививки от инфоцыганства и блогов таких вообще небыло.
И первые франчайзи к нему сами приехали и были готовы вкладывать свои деньги в его бренд (читай блог-хайп).
Он своим блогом привлек подобных инвесторов и начал на них зарабатывать. Овчинников продает не пиццу , а _пиццерии_. И исключительно за счет блога привлек внимание частных инвесторов. Они поверили, что с ним пойдут в "будущее".
Все что произошло - это абсолютно уникальный случай в истории, когда франшиза (или любой другой проект)чисто на блоге привлекает желающих в нее вложиться.
Вот это уже ближе к истине, как мне кажется. Потому что какого то другого рационального объяснения всей этой истории я не вижу.
Качество продукта, цена, сервис и подобные вещи они и так предполагаются по умолчанию, и на них одних, да ещё и без миллиардных капиталов не вывезешь такую изьезженную в хвост и гриву тему тему как доставка пиццы. Вернее, вывезешь, но не на уровень такой крупной сети. А тут вот удалось.
Интересно что будет с донерной. Но, тут уже изначально есть капиталы, и знания.
Только остаётся ещё один вопрос: а люди то почему стали покупать эту пиццу? Пицц этих как собак, на каждом углу по идее.
Качество продукта давно стандартизировано. Ключевым фактором здесь являлось сколько денег готовы вложить в _чужой_ бренд инвесторы со стороны.
Но Овчинников очень упрощенно воспринимает причины успеха того же МакДоналдса или ИКЕА. Он считает что надо делать качественный продукт и отсюда развитие и успех.
Но к примеру на углу в Берлине делают бургеры просто несравнимые с МакДаком и ничего интересного не происходит.
Качество не решает. решают именно инвесторские деньги и минимально-допустимое качество.
Окно для развития на блог-хайпе давно заспамлено. Типичный пример это Портнягин, который имея мощный блог пытался запустить фаст-фуд франшизу. И не удалось найти никого ктоббы вошел. Хотя его блог был даже мощнее.
Никаких капиталов у Овчинникова нет. И кофейни и донер он опять же ищет идиотов готов свои деньги в это вкладывать.
И те кто вкладывается - попадают в ужасающую ловушку. Там сроки отбоя достигают 5-10 лет при условии безошибочной работы с кучей рисков.
Свои "капиталы" Овчинников в свои же кофейни не вкладывает. Он их выводит забугор.
Все деньги Фёдора это Додо. Он только пару лет себе зарплату начал нормальную платить а до этого выживал .
Не надо обсирать труд человека и врать про ловушку. Большинство пиццерий вполне себе процветают и давно отбились. Но это остаётся бизнесом, все не могут быть успешными. Даже МакДонольды иногда закрывают. Инфоциганство к Фёдору тоже не относится. Он делился своими результатами, идеями ,событиями. Причём блог был текстовый, с редкими фотками из кухни. Ни копейки не было вложенно в его оформление или продвижение. Так что это был редкий случай искренного человека у которого всё получилось.
Ну, в итоге то, вопрос что именно привело к успеху остается открытым. На одном качестве продукта не выедешь. Да и качество то обычное. Я не говорю, что оно плохое. Оно просто обычное, нормальное качество. Как на нем сделать такую огромную сетку?
А какой вы ищете ответ? Волшебный рецепт пиццы? Основательный подход + открытость + команда единомышленников + тяжёлая работа, вот главные причины успеха Додо.
"Но к примеру на углу в Берлине делают бургеры просто несравнимые с МакДаком и ничего интересного не происходит."
Вот именно! Есть огромное количество продуктов, гораздо лучших, чем есть на рынке, но.... Но, ничего... Так и остаются на уровне ларька.
"Качество не решает. решают именно инвесторские деньги и минимально-допустимое качество."
Про минимально допустимое качество согласен.
Дык в итоге что? Он просто оказался в нужное время с нужными идеями? Донерная не повторит успех? И вторую Доду сейчас уже не сделать по той же схеме? Я имею ввиду, если как схему рассматривать исключительно его блог и деньги инвесторов.
"Там сроки отбоя достигают 5-10 лет при условии безошибочной работы с кучей рисков."
Ну, 5 лет это хороший отбой. 10 нет.. Сколько франчайзи выжило? И какие сроки отбоя у них были. Есть инфа?
Да почти все и выжили. Донерная конечно же повторит успех так как теперь у Фёдора есть намного больше средств чтобы сделать её успешной. Опыт, команда, репутация, деньги.
Если по прочитаете его дневник то может найдёте ключ. По моему мнению, у него много ключей. Некоторые из них достаточно уникальные. Например открытость. Он писал всё что делает, публиковал все цифры, хорошие и плохие. Это создаёт доверие. Доверие инвесторов, ключевых работников. Хотя это уже не работники а сподвижники которые хотят добиться сумасшедшей и почти невозможной цели. Люди со стороны считали его план построить самую большую сеть в России невозможным, учитывая что у него не было ни одной пиццерии, ни крупных инвесторов. У него было только желание и аудитория его блога. Кстати Маск делает примерно тоже самое. В СпейсХ зарплаты очень средние по рынку зато есть почти невозможная цель . В Тесле примерно тоже самое. Когда основатель может привлечь в свою компанию не работников на зарплату а людей с такими же амбициозными целями то эти люди работают с максимально возможной продуктивностью ну и главное с огромной креативностью.
В итоге он подписал сотни людей на полностью бессмысленное занятие.
И по поводу блога - я могу отметить лишь то, что он очень талантливо исказил критерии оценки и абсолютный ужас в этих искаженных координатах воспринимается как нечто "правильно-героическое".
Как пример.. Некто, супер-топ с зарплатой с сотни тысяч и прочими допами, связавшись с Федей уже на вторую неделю начинает мыть унитаз. и ЭТО в искаженной системе считается "достижением". Но это же не достижение! Это эпик-фейл!! И ничего более!! Если ВАМ ЛИЧНО промыли мозги - то я Вас с этим поздравляю!
Но чтобы много не постить. Назовите мне хоть кого-то кто в значимом плюсе от всей этой истории, связавшись с Федором и ДоДо?
Сам г-н Овчинников постил что работник , котрый был с ним в первый день на работе в Сыктывкаре - сейчас инструктор там же. Учит правильно мыть толчки.
Неужели? Может вы поедете в Сыктывкар и попробуете зарабатывать там больше 60 тыс рублей? Вы думаете в провинции работы сколько хочешь ? Вы думаете там так же легко иметь бизнес как в Москве? Фёдор дал работу тысячам людей. Додо выросло в самую большую сеть пиццерий. Это оху...ные достижения. В России таких успехов считанные единицы. В плюсе все кроме редких франчайзи но это нормально.
За 1.5 доллара в час
А сколько платят на Почте России или на кассе в пятерочке?
Судя по тому, что там текучка меньше - либо ЗП выше, либо геморрой кратно ниже (не надо мыть полы и горшки, выслушивать чушь про "мы семья", быть марионеткой под прицелами камер, 100500 "стандартов" ЧСВшного Феди знать и соблюдать). В Додо ЦА при найме - пориджи, которым можно в уши надуть про изменение мира и нагибать как угодно, старшее поколение это балабольство вертеть хотело
Я понял. Нужно прийти на работу и нечего не делать. Работа в Додо не для лентяев. Впрочем как и в любом МакДональде
В плюсе нет и не было никого , кроме , может быть «десятников» (в понимании MLM схемы) . Это люди типа Гринева или Горецкого.
Они поднимают на проценте , условно говоря.
Работники обычные - это просто ад.
Худшее что может быть после тюрьмы и войны
Чтоааааа? Вы в своём уме? Какие нах схемы. У Додо прозрачный бизнес. Бухгалтерия ничем не отличается от других франшиз. Некоторые пицеррии уже 5 лет существуют. Они что 5 лет вкладывают деньги не получая нечего взамен? Хватит хейтить успешного бизнесмена. Ад это когда работы нет, а Додо даёт работу. И платит среднюю зарплату по рынку.
Согласен, открытые цифры это был сильный ход.
Но, как пиццерии стали прибыльными? Тысячи людей как открывают пиццерии, так же их и закрывают потом, потому что сидят в минусах. Что они не так делают?
Понятно, что кто то просто не в теме, и лезет в это дело в надежде на то, что пронесёт. Но и Федор то был тоже не из этой темы, не ресторатор какой нибудь там. Да и не бизнесмен прям особо тоже. Ну был книжный у него, ещё что то.
Открытые цифры это не сильный ход , это вообще ничто! Ну откройте канцелярский магазин и начните вести блог с открытыми цифрами! Даст это что то сейчас???
То что произошло это уникальный пример хайпанувшего инфоцыганского блога. И этого окна давно нет.
Там до такой степени ажитация доходила, что люди были готовы печень любимой бабушки заложить , чтобы побыстрее оказаться с Фёдором.
До полной потери рассудка доходило.
Это все блог и ничего кроме блога.
А в блоге были четкие маркеры, типа «миллиардная компания» и прочие мотивашки.
Ну он же не врал в цифрах, если я правильно понимаю? Прибыли же есть. За счет чего прибыли? Почему клиент пошел в его пиццерии? Даже рекламная компания была скромная, по федеральным меркам.
"Никаких значимых плюсов и значимого развития ни один человек связавшийся с этим павлином не получил.
Зато есть множественные примеры не просто огромных , а исполинских потерь."
Есть где то инфа сколько точек было удачных, а сколько нет?
По идее, если за чужой счет бесконечно перебирать локации, то какие то по любому окажутся удачными. За свой счет так не по перебираешь. Поэтому и вопрос, сколько точек открылось, а сколько закрылось.
У Фёдора был опыт открытия бизнеса. Так же Фёдор очень сильно дружит с бухгалтерией и цифрами в общем. Мало кто заморачиваеться вести учёт до последней копейки. Открытость тоже принесла значительную помощь. Я уверен что он получил огромное количество ценных советов. Но главное что через открытость он приобрёл инвесторов, франчайзи и работников сподвижников высочайшего класса. Были люди которые бросали высокооплачиваемые работы в Москве и приезжали работать в Додо в офис. Такую команду невозможно было бы собрать без Фёдора.
Инвесторы пришли к Федору исключительно на блог-хайпе. А помимо цифр там было очень много того, что сейчас считается "инфоцыганством".
Вот и вы Теслу приплели к этой грязи. А Федор упоминал и Джобса и Баффета. Ина эти имена народ и летел .
Никаких значимых плюсов и значимого развития ни один человек связавшийся с этим павлином не получил.
Зато есть множественные примеры не просто огромных , а исполинских потерь.
За чужой счет он получал охват для своего бренда.
Этому всему скоро придет конец.
Почему у <любого_популярного_говнорэпера> миллионы просмотров, а у талантов из глубинки - единицы? Потому что пипл хавает, не желая особо разбираться
"Почему у миллионы просмотров, а у талантов из глубинки - единицы? Потому что пипл хавает, не желая особо разбираться"
Ну говнорепера можно раскрутить принудительно и бабло туда вкачивают миллионами. Такую хню слушают...
А как раскрутить в наше время сеть пицц? Я не понимаю. За счет хайпа? Дык и хайпа то особого не было, я имею ввиду со стороны клиентов. Откуда клиент то попёр в его пиццерии?
Да ровно так же, в чем разница?
Я не маркетолог, чтобы план составить и оценить. Но, наверное, можно начать с того, чтобы занести бабла инфлюенсерам, которые и поведут стадо за собой. Привет "двадцати идеям"))
Ну не знаю. Сомневаюсь я, что в пицце можно занести каким то инфлюенсерам и это даст такой выхлоп. Да и не видел я никаких инфлюенсеров у них. Да и вообще рекламная компания была не шибко массовая.
Вот в этом и вопрос, почему клиент то пошел в Додо? Вот брал ты пиццу в Папе джонсе или хз где там их берут. Появилась Додо. И чего, все в нее перешли потому что до них все делали говно?
Клиент пошёл потому что в Додо из за IT системы есть возможность смотреть эффективность рекламы, причём любой, от флаеров до тв. Прежде чем продавать франшизу Додо отработали , стандарты, рецепты, процессы, эффективность рекламы и т.д. Я думаю что после открытия десятой пиццерии Додо уже хорошо прошлась по граблям и приобрела достаточно опыта чтобы понимать где и как открывать, как разкручивать и так далее. А те кто с нуля свои пиццерии (без Додо) открывают не имеют этих знаний. Поэтому у любой новой Додо пиццерии шансов на успех в разы больше.
Ну, то есть в принципе кто угодно, кто умеет правильно анализировать рекламу и имеет достаточный бюджет (как у Додо после какого то количества франчайзи) может повторить эту же историю?
Или повторить Макдональдс? Или суши какие нибудь?
Я и 20 идей никогда не видел, только на VC и прочитал, а там десяток млн нерублей влили
Вот в этом и вопрос, почему клиент то пошел в Додо? Вот брал ты пиццу в Папе джонсе или хз где там их берут. Появилась Додо. И чего, все в нее перешли потому что до них все делали говно?Почему все в Инсту пошли? Что, в ФБ и ВК фотки нельзя было публиковать? Почему в WA сидят, в ФБ и ВК сообщения не доходят?