«Может, это и была национализация»: за сколько продали McDonald’s и чем теперь заменят Coca-Cola Статьи редакции
Главное из репортажа «Редакции».
О сделке
В России работало 850 ресторанов McDonald’s в 62 регионах. Большинство из них находились в собственности американцев, а 132 точки работали по франшизе и управлялись тремя российскими компаниями. Это «Развитие рост», «Региональная сеть предприятий питания» и «ГиД». Последняя принадлежит новокузнецкому нефтянику Александру Говору. Именно он в мае стал новым владельцем сети в России. Чем он известен, можно почитать тут.
- Говор управлял 25 ресторанами сети в Сибири. По словам самого бизнесмена, с момента открытия в 2015 году заведения работали в убыток и только в последние два года они показали «хорошие результаты».
- По мнению гендиректора некоммерческой организации «Трансперенси Интернешнл-Р» Ильи Шуманова, именно Говор стал владельцем бизнеса McDonald’s в России, потому что власти искали «лояльного государству хозяйственника» (Говор в бизнесе с 1990-х: помимо ресторанов McDonald’s, он управлял угольными компаниями, занимался нефтепереработкой и девелопментом, развивал сеть заправок — vc.ru).
До 24 февраля бизнес McDonald’s в России оценивали примерно в 77 млрд рублей, но после начала «спецоперации» оценка компании могла упасть до 35 млрд. За сколько в итоге сеть продали Говору, неизвестно. Сам он говорит, что купил рестораны за «символические» деньги.
В июне издание BBC рассказало, что структурировать или частично финансировать сделку мог «Совкомбанк». По словам Шуманова, это типичная история при покупке такого большого актива. Но нюанс в том, что банк находится под санкциями США, а значит проводить сделки с американскими компаниями ему запрещено. Он также отмечает, что многие участники отрасли считают Говора только номинальным владельцем McDonald's, а реальными бенефициарами могут быть крупные корпорации, госбанки или влиятельные фигуры, оказавшиеся под санкциями. Сам же Говор называет себя единственным собственником «Вкусно — и точка» и отрицает участие в сделке «Совкомбанка».
В отрасли также есть мнение, что сделка могла быть «притворной»: McDonald’s формально уходит из России, но остаётся бенефициаром российских ресторанов.
О запуске под новым брендом
- В российских ресторанах McDonald's работали более 60 тысяч сотрудников, а всего в бизнес сети были вовлечены около 100 тысяч человек, включая поставщиков. Говор говорит, что обещал работникам не увольнять их в течение двух лет.
Рестораны сети под руководством Говора — и новым брендом — открылись в Москве 12 июня под вывеской «Вкусно — и точка». Но она перекликается с названием заведений фастфуда из Владивостока «Еда и точка», из-за чего компания уже собирается подать на сеть Говора в суд. А ещё для сети разработали новый логотип, но посетители сравнили его с узнаваемыми логотипами других компаний — сети отелей Marriott и производителя кормов для животных Matosmix.
Гендиректор «Вкусно — и точка» Олег Пароев не видит проблемы в похожести логотипов. По его словам, здесь как с нотами: их всего семь, и надо из них создать «какую-то мелодию».
О меню
- Меню возобновивших работу ресторанов почти не изменилось. По словам Пароева, 99% продукции сеть получает от российских партнёров. Но, например, значительную часть мяса привозили из Уругвая, Парагвая и других стран. Кофе тоже импортный.
- Пароев говорит, что есть ещё некоторые импортные ингредиенты, без которых невозможно произвести даже самый базовый продукт, например, лецитин. Это «специфический крахмал», который придаёт булочке хрустящую корочку, объясняет он. Его в Россию привозили из США. Есть ли сейчас проблемы с поставками этих продуктов, он не уточнил.
Запасы Coca-Cola у сети ещё есть, но они рано или поздно кончатся. Закупить напиток напрямую уже не получится: 16 июня его дистрибутор объявил о прекращении продаж в России. Поэтому газировке, как и кофе, рестораны сейчас пытаются найти замену, говорит автор Telegram-канала о McDonald’s Алина Дидковская.
Картошка с лимонадом «Байкал» — это всё-таки не вкус «Макдональдса», согласитесь.
Байкал норм, лучше чем разные сосы-солы.
Хорошо, когда есть выбор - кока-колки опрокинуь стакан или "Байкалом" холодным насладиться невозбранно.
Это не выбор, а иллюзия выбора. Как только появляется кока-кола, реальный выбор радикально сжимается, т.к. никто не может конкурировать с их транснациональными рекламными бюджетами.
В итоге ту колу вы можете "свободно выбрать" в любом магазине, а вот за какими-то местными лимонадами часто нужно идти, а то и ехать.
Выбор — это когда вы выбираете хотя бы между "Байкалом" и лимонадом, например, от компании "Букет Чувашии": https://www.buketbeer.ru/produkciya/
У них, кстати, несмотря на весьма простое название бренда, прямо-таки ШИКАРНОЕ тёмное пиво — все без исключения, кого угощал, были в восторге.
Но вот если вы захотите выбрать их продукцию, то её придётся поискать. И несмотря на то, что заводу почти 50 лет, вы вряд ли о нём вообще слышали.
Да и даже если говорить об отличных от газировки сегментах и крупных брендах — попробуйте, например, "выбрать" себе бритву от всемирно известного бренда Schick. И посмотрите с какой попытки получится найти их продукцию в розничных магазинах (без заказа в небольших интернет-магазинах бритвенных принадлежностей).
"никто не может конкурировать с их транснациональными рекламными бюджетами."
Для этого может быть для начала следует придумать что-то оригинальное, пусть даже с местным колоритом, а не косить под компанию с "транснациональными рекламными бюджетами"
А "может быть для начала следует" минимально расширить свой кругозор и хотя бы бегло ознакомиться с историей газированных напитков в том же Советском Союзе?
Дополнительным бонусом от этого станет возможность отказаться от озвучивания в комментариях штампов про то, как "всё скопировали", распространяемых персонажами без собственного мнения.
Посмотрите прикрепленные картинки — как вам, достаточно оригинальных вариантов?
И это при том, что на VC можно прикрепить только две картинки, а есть ещё другие отличные лимонады — «Исинди», «Саяны», «Барбарис», «Крем-сода», и т.д.
Они все до сих пор производятся. Но вот "свободно выбрать" их в розничных магазинах сложновато.
Вы в тайге что-ли живёте? В моем Муходрищенске в каждом Магните или Пятерке, на полках рядом стояли Кола, Фанта, Черноголовка и куча местных производителей. Про какое засилье транснациональных корпораций и невозможность выйти на рынок вы говорите?
История газированных напитков Совка канула в Лету вместе с совком. И да — будь эти "напитки" по вкусу и качеству хоть отдаленно сравнимы с продукцией Кока Кола — и, как следствие, пользовались бы популярностью у покупателей, вполне себе составили бы последним конкуренцию. Удивительно только то, что тошнотворный (созданный в совке) тархун каким-то непонятным образом красуется на полках магазинов. Иными словами, Кока Колу пьют, не потому, что реклама, а потому, что Кока Кола чертовски вкусная, и е нее просто нет аналогов (пепси не лучше тархуна).
тархун
(пепси не лучше тархуна)
Ну, о вкусах не спорят.
В общем-то, после этого можно было дальше не читать, и не отвечать, но всё же напишу кратко.
а потому, что Кока Кола чертовски вкуснаяЭто не так. Есть немало зарубежных напитков, которые вкуснее. Банальные примеры — Dr. Pepper и Irn Bru.
Удивительно только то, что тошнотворный (созданный в совке) тархун каким-то непонятным образом красуется на полкахА азиатские газировки вкуснее и доктор пеппер и айрн брю.
Ничуть.
И «Байкал», и «Тархун», и «Саяны», и «Исинди», и «Колокольчик» — вкуснее всех вариантов, перечисленных выше.
Они и более насыщенные, и менее сладкие.
Нет ничего мерзотней "Колокольчика"
Да и Байкал с Тархуном — тоже на любителя
Но-но! Между прочим, "Тархун" с джином и лаймом замечательно пьется, рекомендую. Разумеется, если "Тархун" нормальный (не помню точно бренд, в Аа продается), а не помои по 20 рэ за полторашку.
Я не знаю из чего стали делать Тархун после начала 90х, но он изменился кардинально и пить его стало невозможно.
Я на выходных специально в Аа зайду, гляну бренд того Тархуна и скину вам. Попробуете. Реально вкусная штука. А так да, сейчас его делают куча компаний, и качество поэтому варьируется весьма сильно.
Ну а для меня ваше мнение парадоксально.
Хороший, не химозный "Колокольчик" — это как "допиленный тоник" — свежий, с цепляющей за язык кислинкой.
Про "Байкал" — вообще непостижимо. Топовый топ — насыщенный, не сладкий, очень ободряющий напиток.
Для меня парадоксально, как любую газированную воду, заправленную сахаром, можно считать чем-то "хорошим", независимо от используемых концентратов вкусов.
Лично я всегда пью обычную воду и мне плевать на все заводские лимонады всех стран и всех корпораций.
Я тоже. Плюс чай и цикорий.
Литр газировки в месяц для меня достижение.
Но одновременно я вживую видел у людей кучу пустых двухлитровых бутылок из-под колы около стола.
И вот это уже катастрофа.
Конечно, у нас в России исчезли все подобные напитки и никто их не видел в большом количестве в магазинах. Вам самому то не смешно? Большинство этих напитков было в достаточном кол-ве везде и если бы наладить маркетинг по-лучше и не ронять свою продукцию в качестве, то можно было бы ещё расшириться.
Куда не кинь, везде клятый Запад мешает.
Это та же самая гайдаровщина со сказками про "идеальный рынок".
Почти никто из российских брендов не сможет бесплатно раздать брендированные холодильники чуть ли не каждой палатке с шаурмой.
Единственное исключение — мороженщики, которые без морозильников не могут в принципе.
Про миллиардные (в долларах) рекламные бюджеты со звёздами и международными событиями — и говорить нечего.
Кроме того, если найдёте продавцов, поговорите с ними об отечественных брендах и о том, что берут "по умолчанию".
Я с владельцем магазина, где есть "Букет Чувашии", говорил.
А не верите мне, так посмотрите на рынок сигарет — что есть в масс-маркете и у табачников с парой-тройкой точек.
Поговорите и с ними. Узнаете, например, что один магазин "Пятёрочка" просто за поддержание всех марок определённого производителя в наличии на кассе получает ежемесячный бонус под 200 000 рублей.
Про идеальный рынок вы лепите, пытаясь заставить людей доказывать этот постулат.
За годы существования РФ были созданы конкурентные проекты в ай-ти, которые смогли занять большую долю рынка в РФ и даже выйти на глобальный рынок, что-то по-мелочи можно найти и в реальном секторе. Казалось бы, что им должны мешать западные мастодонты, но тем не менее у них вполне получалось развиваться.
В основном затруднение с выпуском какого-то конкурентного условного реального продукта мешали не Западные страны, а наши налоги, непродуманные, а то и просто вредные законы и поборы со стороны гос.органов и власть имущих, включая и те, которые могут квалифицироваться статьёй УК. Поэтому зачастую ресурсов хватает именнно транснациональным компаниям, которые есть на что опереться.
А в ай-ти получилось нормально развиться из-за некоторых факторов, где есть и положительные вещи именно страны: мощная математическая школа, опаздывание законодателей за реальным миром и, самое главное - как раз таки глобальный рынок, который смог предоставить хорошие заработки, привлекая множество умных и активных людей. Без глобального рынка, к примеру Икеи, нашему бизнесу даже особо нет смысла пытатсья что-то лучшее выпускать, потому что люди возьмут что есть и я даже не могу его осуждать, потому что главная цель бизнеса - это прибыль.
И, к слову, Гайдар к нашей современной ситуации не имеет уже вообще никакого отношения.
Ну а сейчас, конечно, у нас всё попрёт - чиновники станут в 2 раза компетентнее, будут брать в 2 раза меньше взяток и для помощи бизнесу, прислушаюстя к народу сделают 100 новых реестров и маркировок, как самые действенные вещи.
Айтишка развивалась потому что параллельно шли, и гуглу с цукером было не до рф, конкуренции не было у яндекса и дурова, а хороший пример в лице западных it фирм был. С кока-колой было по другому, там была экспансия на рынок разрушенной страны, а потом доминирование при несовершенных законах
Эм. Ну так-то Дуров и после VK создал вполне конкурентный Telegram, который успешно развивается несмотря на конкуренцию с мастодонтом Facebook.
Ну да ну да какое там соотношение пользователей ватсап телега😀 1 к 10 это примерно как кока кола с черноголвкой в рф
Во-первых, 1 к 4, во-вторых, после продуктов Facebook, если не учитывать специфично китайские WeChat & QQ, Telegram почетно делит второе место со Snapchat: https://www.statista.com/statistics/258749/most-popular-global-mobile-messenger-apps/
Продукт Дурова при этом обогнал и Viber, и Skype, про чаты от Google и вовсе молчу. Вполне неплохо. 🤷♂️
А ещё в Германии есть свой Байкал )
Советские напитки, конечно, не ТНК, но рецепт оказался популярным.
Комментарий недоступен
Это скорее про ваши примеры.
ТинькоффУ Тинькова было достаточно денег на старте + он удачно использовал сочетание разных плюшек клиентам и образ "IT-банка без отделений" (новинка).
ЧерноголовкаПосмотрите во что пенькофф превратился сейчас, когда он разогнался и всего этого не осталось.
Это достаточно старая компания, производящая уже давно известные напитки.
ТеслаИмидж Маска + новинка (электрокар) + достаток денег + интерес к перевороту рынка в целом у "кошельков", которые даже покрупнее GM
AppleЗанимали, по сути, пустой рынок персональных компьютеров. Продержались, кстати, не так долго. Потом "возрождались" заново.
Менее попсовые примеры будут?
Ну так вы приводите как раз примеры, как надо конкурировать.
Если тупо поставить на полку убогий Тархун, не подвести под него маркетинговый капитал, а потом ныть, что это все клятая Кока-Кола виновата — ну да, ничего не выйдет.
Нужно учиться делать маркетинг, «поднимать деньги на старте», создавать продукты, которые дают «плюшки клиентам», создают положительные образы у клиентов, искать пустые ниши, «возрождаться» (а не ныть) после фейлов.
Это бизнес и есть, а не выкидывание на рынок однотипного треша без маркетинга и источников фондирования, и ожидание, что люди его автоматом почему-то должны начинать выбирать.
И примеры, которые вы выше же «критикуете» как раз показывают, что если эти вещи учиться делать, можно успешно выходить на рынки, не будучи мастадонтом.
Вы причину со следствием путаете. Бюджеты появились не потому, что какой-то злой олигарх захотел вам говна в рот налить и скупил всех и вся, уничтожив конкуренцию, а потому что люди своими покупками выбирали и создавали бренд. Я колу куплю потому что она мне вкусней, а не вот это вот все
Это не так. И это — типовая гайдаровщина с его сказками про "идеальный рынок" для самых маленьких.
Я не изучал The Coca-Cola company, но вы сами можете посмотреть сколько всего у нас скупила Pepsico — там от соков до молочки. То ли весь Вимм-Биль-Данн, то ли, как минимум, часть их производств, в т.ч. Лианозовский завод.
Кроме того, пепсико, кока-кола, и всякие ашаны с декатлонами могут привлекать кредиты по крайне выгодным ставкам, и потом долго работать в убыток. Ничего из этого не доступно небольшим локальным производителям.
Я колу куплю потому что она мне вкуснейПро "мне вкуснее" написал тут:
https://vc.ru/food/449150-mozhet-eto-i-byla-nacionalizaciya-za-skolko-prodali-mcdonald-s-i-chem-teper-zamenyat-coca-cola?comment=4539407
ну да, ну да, если вы утверждаете, что пеппер, айрн брю, корейские газировки для меня лично вкусней колы, то я конечно же соглашусь и пойду нахрен. Зачем только пил ее, дурашка
Комментарий недоступен
Чарку кваса со вкусом колы, освященного.