{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

«Может, это и была национализация»: за сколько продали McDonald’s и чем теперь заменят Coca-Cola Статьи редакции

Главное из репортажа «Редакции».

Фото: «Ведомости» 

О сделке

  • В России работало 850 ресторанов McDonald’s в 62 регионах. Большинство из них находились в собственности американцев, а 132 точки работали по франшизе и управлялись тремя российскими компаниями. Это «Развитие рост», «Региональная сеть предприятий питания» и «ГиД». Последняя принадлежит новокузнецкому нефтянику Александру Говору. Именно он в мае стал новым владельцем сети в России. Чем он известен, можно почитать тут.

McDonald’s — это целая, я бы сказал, философия фастфуда. Учитывая, что он первым пришёл в Россию, 32 года назад. Глупо не отдавать дань всему хорошему. Мы же признаем, что Mercedes — это хорошая машина. А почему здесь надо стесняться? Если это хорошо, надо этим гордиться. Зачем изобретать велосипед, если можно взять велосипед и на него уже что-то пристроить.

Александр Говор, владелец «Вкусно — и точка»
  • Говор управлял 25 ресторанами сети в Сибири. По словам самого бизнесмена, с момента открытия в 2015 году заведения работали в убыток и только в последние два года они показали «хорошие результаты».
  • По мнению гендиректора некоммерческой организации «Трансперенси Интернешнл-Р» Ильи Шуманова, именно Говор стал владельцем бизнеса McDonald’s в России, потому что власти искали «лояльного государству хозяйственника» (Говор в бизнесе с 1990-х: помимо ресторанов McDonald’s, он управлял угольными компаниями, занимался нефтепереработкой и девелопментом, развивал сеть заправок — vc.ru).
  • До 24 февраля бизнес McDonald’s в России оценивали примерно в 77 млрд рублей, но после начала «спецоперации» оценка компании могла упасть до 35 млрд. За сколько в итоге сеть продали Говору, неизвестно. Сам он говорит, что купил рестораны за «символические» деньги.

— Сумма была больше одного рубля?

— Я не буду говорить больше или меньше, но это чисто символическая цифра.

  • В июне издание BBC рассказало, что структурировать или частично финансировать сделку мог «Совкомбанк». По словам Шуманова, это типичная история при покупке такого большого актива. Но нюанс в том, что банк находится под санкциями США, а значит проводить сделки с американскими компаниями ему запрещено. Он также отмечает, что многие участники отрасли считают Говора только номинальным владельцем McDonald's, а реальными бенефициарами могут быть крупные корпорации, госбанки или влиятельные фигуры, оказавшиеся под санкциями. Сам же Говор называет себя единственным собственником «Вкусно — и точка» и отрицает участие в сделке «Совкомбанка».

Мы не знаем, [как было на самом деле], может, это и была национализация. Тут даже владельцев не всегда надо менять, чтобы национализировать бизнес. Достаточно ввести правильных людей в управление, которые будут контролировать денежные потоки.

Елена Перепелица, гендиректор консалтинговой компании Restcon
  • В отрасли также есть мнение, что сделка могла быть «притворной»: McDonald’s формально уходит из России, но остаётся бенефициаром российских ресторанов.

Учитывая, что не ушёл главный конкурент, Burger King, думаю, будет в какой-то момент обратный выкуп. Потому что Россия — очень хороший рынок. Он не такой большой в сравнении с США, но в Европе — совершенно точно. Не думаю, что его просто так возьмут и выбросят.

Сергей Минаев, главный редактор журнала «Правила жизнь»

О запуске под новым брендом

  • В российских ресторанах McDonald's работали более 60 тысяч сотрудников, а всего в бизнес сети были вовлечены около 100 тысяч человек, включая поставщиков. Говор говорит, что обещал работникам не увольнять их в течение двух лет.
  • Рестораны сети под руководством Говора — и новым брендом — открылись в Москве 12 июня под вывеской «Вкусно — и точка». Но она перекликается с названием заведений фастфуда из Владивостока «Еда и точка», из-за чего компания уже собирается подать на сеть Говора в суд. А ещё для сети разработали новый логотип, но посетители сравнили его с узнаваемыми логотипами других компаний — сети отелей Marriott и производителя кормов для животных Matosmix.

  • Гендиректор «Вкусно — и точка» Олег Пароев не видит проблемы в похожести логотипов. По его словам, здесь как с нотами: их всего семь, и надо из них создать «какую-то мелодию».

Название не такое уж плохое. Здесь [есть посыл] — у нас вкусно. Если раньше было «весело и вкусно», то теперь, видимо, так весело уже не будет.

Иван Тихов, управляющий директор «Додо Пицца» в Евразии
Год назад португальский дизайнер придумал концепт редизайна McDonald's — он похож на логотип «Вкусно и точка» Статьи редакции

Новый логотип сети в России разработала студия «Родная речь».

Концепт Рафаэля Серра

О меню

  • Меню возобновивших работу ресторанов почти не изменилось. По словам Пароева, 99% продукции сеть получает от российских партнёров. Но, например, значительную часть мяса привозили из Уругвая, Парагвая и других стран. Кофе тоже импортный.
  • Пароев говорит, что есть ещё некоторые импортные ингредиенты, без которых невозможно произвести даже самый базовый продукт, например, лецитин. Это «специфический крахмал», который придаёт булочке хрустящую корочку, объясняет он. Его в Россию привозили из США. Есть ли сейчас проблемы с поставками этих продуктов, он не уточнил.
  • Запасы Coca-Cola у сети ещё есть, но они рано или поздно кончатся. Закупить напиток напрямую уже не получится: 16 июня его дистрибутор объявил о прекращении продаж в России. Поэтому газировке, как и кофе, рестораны сейчас пытаются найти замену, говорит автор Telegram-канала о McDonald’s Алина Дидковская.

Картошка с лимонадом «Байкал» — это всё-таки не вкус «Макдональдса», согласитесь.

Алина Дидковская, автор Telegram-канала о McDonald’s
0
132 комментария
Написать комментарий...
Gor Sam

С какого перепугу должны изменится качество еды и обслуживания в этой сети?! Продукты по большей части локализированны, в ютубе есть даже ролики про их фабрики в россии. Все инструкции , корпоративные установки остались, персонал научен, бизнес процессы налажены. Нужно сильно постараться чтобы обосраться.
Думается все это (обсирание) психологическая стадия неприятия, дальше сами знаете какие стадии следуют...

Ответить
Развернуть ветку
Иван Дэвидсон

Тут скорее - с какого перепуга качество должно сохраниться. Да, какое-то время продержится, потом начнет стагнировать и падать. Никто же не мешал аналогичные процессы и бизнес-подходы применять в других сетях. Но, нет, так это не работает. Качество - это часть бизнеса и культуры.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Егоров

Почему в крошке картошке качество не падает? Почему в додо не стагнирует? Может быть по разному. Может и всё будет как и предстказывают, но это вовсе не обязательно. В России есть примеры успешного бизнеса, в том числе фаст фуд. Ясно дело, что Мак это заоблочный недосягаемый бренд, в топ 5 мировых и такого не будет. Но локальный бизнес может быть вполне неплохой. И за 3 месяца продать/купить огромную компанию, перезаключить тысячи договоров, провести какой никакой ребрендинг, перенастроить ИТ найти новых поставщиков, договориится с арендодателями, это очень большая работа. Хоронить заранее - ну так себе подход. Ну и основной менеджмент там весь маковский остался.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Дэвидсон

А никто и не хоронит. Мак станет просто очередной крошкой-картошкой. Жить будет.

Ответить
Развернуть ветку
129 комментариев
Раскрывать всегда