«Может, это и была национализация»: за сколько продали McDonald’s и чем теперь заменят Coca-Cola Статьи редакции
Главное из репортажа «Редакции».
О сделке
В России работало 850 ресторанов McDonald’s в 62 регионах. Большинство из них находились в собственности американцев, а 132 точки работали по франшизе и управлялись тремя российскими компаниями. Это «Развитие рост», «Региональная сеть предприятий питания» и «ГиД». Последняя принадлежит новокузнецкому нефтянику Александру Говору. Именно он в мае стал новым владельцем сети в России. Чем он известен, можно почитать тут.
- Говор управлял 25 ресторанами сети в Сибири. По словам самого бизнесмена, с момента открытия в 2015 году заведения работали в убыток и только в последние два года они показали «хорошие результаты».
- По мнению гендиректора некоммерческой организации «Трансперенси Интернешнл-Р» Ильи Шуманова, именно Говор стал владельцем бизнеса McDonald’s в России, потому что власти искали «лояльного государству хозяйственника» (Говор в бизнесе с 1990-х: помимо ресторанов McDonald’s, он управлял угольными компаниями, занимался нефтепереработкой и девелопментом, развивал сеть заправок — vc.ru).
До 24 февраля бизнес McDonald’s в России оценивали примерно в 77 млрд рублей, но после начала «спецоперации» оценка компании могла упасть до 35 млрд. За сколько в итоге сеть продали Говору, неизвестно. Сам он говорит, что купил рестораны за «символические» деньги.
В июне издание BBC рассказало, что структурировать или частично финансировать сделку мог «Совкомбанк». По словам Шуманова, это типичная история при покупке такого большого актива. Но нюанс в том, что банк находится под санкциями США, а значит проводить сделки с американскими компаниями ему запрещено. Он также отмечает, что многие участники отрасли считают Говора только номинальным владельцем McDonald's, а реальными бенефициарами могут быть крупные корпорации, госбанки или влиятельные фигуры, оказавшиеся под санкциями. Сам же Говор называет себя единственным собственником «Вкусно — и точка» и отрицает участие в сделке «Совкомбанка».
В отрасли также есть мнение, что сделка могла быть «притворной»: McDonald’s формально уходит из России, но остаётся бенефициаром российских ресторанов.
О запуске под новым брендом
- В российских ресторанах McDonald's работали более 60 тысяч сотрудников, а всего в бизнес сети были вовлечены около 100 тысяч человек, включая поставщиков. Говор говорит, что обещал работникам не увольнять их в течение двух лет.
Рестораны сети под руководством Говора — и новым брендом — открылись в Москве 12 июня под вывеской «Вкусно — и точка». Но она перекликается с названием заведений фастфуда из Владивостока «Еда и точка», из-за чего компания уже собирается подать на сеть Говора в суд. А ещё для сети разработали новый логотип, но посетители сравнили его с узнаваемыми логотипами других компаний — сети отелей Marriott и производителя кормов для животных Matosmix.
Гендиректор «Вкусно — и точка» Олег Пароев не видит проблемы в похожести логотипов. По его словам, здесь как с нотами: их всего семь, и надо из них создать «какую-то мелодию».
О меню
- Меню возобновивших работу ресторанов почти не изменилось. По словам Пароева, 99% продукции сеть получает от российских партнёров. Но, например, значительную часть мяса привозили из Уругвая, Парагвая и других стран. Кофе тоже импортный.
- Пароев говорит, что есть ещё некоторые импортные ингредиенты, без которых невозможно произвести даже самый базовый продукт, например, лецитин. Это «специфический крахмал», который придаёт булочке хрустящую корочку, объясняет он. Его в Россию привозили из США. Есть ли сейчас проблемы с поставками этих продуктов, он не уточнил.
Запасы Coca-Cola у сети ещё есть, но они рано или поздно кончатся. Закупить напиток напрямую уже не получится: 16 июня его дистрибутор объявил о прекращении продаж в России. Поэтому газировке, как и кофе, рестораны сейчас пытаются найти замену, говорит автор Telegram-канала о McDonald’s Алина Дидковская.
Картошка с лимонадом «Байкал» — это всё-таки не вкус «Макдональдса», согласитесь.
С какого перепугу должны изменится качество еды и обслуживания в этой сети?! Продукты по большей части локализированны, в ютубе есть даже ролики про их фабрики в россии. Все инструкции , корпоративные установки остались, персонал научен, бизнес процессы налажены. Нужно сильно постараться чтобы обосраться.
Думается все это (обсирание) психологическая стадия неприятия, дальше сами знаете какие стадии следуют...
Тут скорее - с какого перепуга качество должно сохраниться. Да, какое-то время продержится, потом начнет стагнировать и падать. Никто же не мешал аналогичные процессы и бизнес-подходы применять в других сетях. Но, нет, так это не работает. Качество - это часть бизнеса и культуры.
Почему в крошке картошке качество не падает? Почему в додо не стагнирует? Может быть по разному. Может и всё будет как и предстказывают, но это вовсе не обязательно. В России есть примеры успешного бизнеса, в том числе фаст фуд. Ясно дело, что Мак это заоблочный недосягаемый бренд, в топ 5 мировых и такого не будет. Но локальный бизнес может быть вполне неплохой. И за 3 месяца продать/купить огромную компанию, перезаключить тысячи договоров, провести какой никакой ребрендинг, перенастроить ИТ найти новых поставщиков, договориится с арендодателями, это очень большая работа. Хоронить заранее - ну так себе подход. Ну и основной менеджмент там весь маковский остался.
А никто и не хоронит. Мак станет просто очередной крошкой-картошкой. Жить будет.