{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Карьера в сфере онлайн-образования: в какой роли лучше всего работать

Я поработал в 3 известных IT-школах в разных ролях. При этом я не смог бы однозначно ответить – стоит работать в этой сфере или нет. Все зависит от роли: где-то я выгорел, а где-то достиг дзена. В этой статье хочу поделиться с вами своим опытом – в какой роли лучше работать, сколько можно на этом заработать и вообще стоит ли оно того.

Немного хронологии и фактов. Мой опыт совсем нелинейный, где я поднимался бы с низов до самой престижной должности. Сначала я работал экспертом по направлению фронтенда в Skillfactory, и это была самая высокая позиция относительно других. Потом я был наставником и преподавателем в SkyPro, а уже потом работал автором курсов в Skillbox. Автором работаю до сих пор. Все эти позиции я совмещал с основной работой.

Если говорить конкретно о школах, то они между собой почти ничем не отличаются, к сожалению или к счастью. Требования сообщества и конкуренция сделала их идентичными, начиная от маркетинга и заканчивая формой обучения. Поэтому не будет советов в какую школу лучше идти работать, будут советы только на какую роль.

Как все устроено в IT-школах

Возможно, я опишу слишком грубо, но зато будет понятно как оно все работает. Во всех школах существует несколько отделов, которые не сильно связаны друг с другом:

  • Отдел маркетинга. Упаковывает продукт во вкусную обертку, придумывает акции, обещает успешный успех, рассылает назойливые письма на почту.
  • Отдел разработки курсов. Собирает требования рынка, разрабатывает курсы от структуры до готового продукта. Этот отдел не взаимодействует со студентами напрямую.
  • Наставники, преподаватели, кураторы. Работают непосредственно со студентами – проводят встречи, проверяют домашки, пинают морально поддерживают и т.д.

Я работал во втором и третьем отделе соответственно.

Наставник / преподаватель

Самый низкоквалифицированный труд – это позиция наставника. Я уже писал про это подробную статью, название которой спойлерит мое отношение к этой роли.

Что входило в обязанности наставника:

  • Проведение воркшопов. Воркшопы проходят на разные темы с готовым сценарием. Например, один из воркшопов, которые я проводил для студентов – это воркшоп по семантике в HTML. Я рассказывал контент по уже готовой презентации, а в конце давал задания студентам, предварительно разделив их по разным комнатам в зуме. После этого прям на встрече проверял работу и давал обратную связь.
  • Q&A-сессии. Это общие встречи в зуме, где студенты целый час могут у тебя спрашивать что угодно по теме курса.
  • Проверка домашек. Студенты смотрят записанные заранее уроки и делают по ним самостоятельную работу. Домашки нужно успеть проверить в течение суток после сдачи и соответственно поставить оценку либо завернуть на доработку с комментариями.
  • Дежурства и ответы на вопросы. У наставников есть дежурства и они обязаны в течение рабочего дня отвечать на все поступающие вопросы по теме определенных модулей.
  • Личные консультации. В некоторых школах студентам доступно несколько консультаций за обучение. И они могут забронировать с тобой встречу в зуме 1:1, где могут задать любые вопросы по теме курса.

Самое сложное здесь – это бесконечный поток. Я проверял домашки каждое утро и перед сном. Постоянно были личные консультации, которые отнимают много ресурсов.

Спустя 2 месяца работы я понял, что эта работа не для меня. Во-первых, у меня очень много энергии уходило на личные встречи, где постоянно был разный контекст. Во-вторых, слишком много негатива именно в этой роли, потому что взаимодействуешь со студентами на 1 линии и получаешь критику и негатив самый первый.

Что по деньгам

Это работа была самая сложная, мягко говоря. И при этом самая низкооплачиваемая относительно других. Все перечисленные обязанности оплачиваются отдельно и за месяц у тебя набегает определенная сумма денег. Например, за час личной консультации одна сумма, за одну проверенную домашку тоже фиксированная цена. Если обобщить, то в среднем час работы стоил около 5-10$.

Автор курсов

В этой роли ты уже не взаимодействуешь со студентами напрямую, а только готовишь материалы, которыми дальше будут пользоваться преподаватели и наставники.

Что входило в обязанности автора:

  • Написание сценариев для видео-роликов. Нужно писать текст, который потом уже будет читать другой человек в студии. Я, например, написал сценарии к видео-урокам по инструментам разработчика и фигме.
  • Написание лонгридов. Здесь уже пишется более аккуратный текст под определенные темы, который будут читать студенты в купленном курсе. Нужно также готовить красивые картинки, гифки и так далее.
  • По желанию можно сниматься в студии в Москве для своих же сценариев, если есть необходимые скилы и возможность приехать в студию.

Такая работа оказалось для меня очень комфортной. Мне просто говорят конкретную тему, на которую нужно написать текст и дают комфортные сроки (до двух недель). К тому же я люблю писать тексты.

Что по деньгам

Я не могу назвать точную сумму, так как до сих пор работаю на этой роли. Но это существенно больше, чем работа наставника. Оплата происходит по факту затраченных часов. Я просто веду гугл-таблицу, в которой заполняю сколько потратил часов на каждую тему. В конце месяца я получаю сумму – ставка за час * количество потраченных часов.

Эксперт направления

Эта позиция самая высокая из перечисленных. Я работал экспертом по направлению фронтенда.

Что входило в обязанности эксперта:

  • Разработка структуры курса. Нужно определить порядок модулей для обучения, описать общую структуру каждого модуля. К тому же нужно прекрасно осознавать какие технологии сейчас популярны на рынке, чтобы спроектировать максимально актуальный курс. После этого по твоей структуре авторы пишут отдельные модули по всем темам.
  • Найм авторов. Иногда нужно просматривать резюме авторов и выполненные технические задания.
  • Участие в дополнительных активностях. Например, я участвовал в разработке новой формы обучения для студентов – работа в командах с наставником. Это был экспериментальный модуль, где студенты разбивались на небольшие группы и делали один проект. У них были дейлики и еженедельные планирования как на реальной работе.

Это очень интересная и ответственная работа, так как ты отвечаешь за весь курс целиком. Но и требования к этой позиции были высокие – от 5 лет коммерческой разработки и опыт работы в известных IT-компаниях.

Что по деньгам

На позиции эксперта был специальный контракт, где я получаю процент от продаж тех курсов, для которых разрабатывал структуру. Я до сих пор получаю отчисления от продаж двух курсов по фронтенду, которые завершил более года назад.

Подведем итоги

Самая выгодная и классная работа – это эксперт направления, но она же и самая ответственная. К сожалению, вакансий на такие позиции будет мало, и попасть сюда – скорее везение.

Работа автором подходит для тех, кто любит работать в спокойной и комфортной атмосфере. А если вы еще и любите писать тексты, то скорее идите и устраивайтесь. Коммерческая разработка конечно приносит больше денег. Но иметь дополнительный доход от работы автора очень даже классно.

Работа наставником и преподавателем подходит точно не всем. Меня в прошлой статье уже заклеймили, что мне просто нельзя работать преподавателем и это не мое. В целом, не буду спорить, может оно так и есть. Но если у вас есть особая тяга к обучению и непосредственному взаимодействию с людьми, если вы получаете от этого энергию, а не тратите ее, то тогда стоит попробовать. Денег очень немного, но если работать много часов и как-то максимально оптимизировать все процессы, то можно получить приличный дополнительный доход.

P.S. Я реально получал подобный публичный комментарий от студента, как на превью к статье. Получил я его во время дежурства, когда работал наставником, где я просрочил SLA ответа на несколько часов.

Подписывайтесь на телеграм‑канал Вайтишная — пишу честно про IT и делюсь своим опытом.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Тимур Исхаков

онлайн образование в скором времени будет очень сильно меняться, да оно уже меняется и я думаю каждый понимает почему

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Павленко
Автор

Заметил, что наоборот стало меньше живого преподавания и вижу тенденцию в заготовленный материал. Тяжело сказать, лучше это или хуже. Поделитесь, пожалуйста, что вы имеет ввиду?)

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Исхаков

а вы видели последнюю конференцию Альтмана? Там были интервью с отдельными людьми которые пользуются его детищем и основной пользой считается именно обучение. И действительно ИИ может весьма не плохо взять на себя роль учителя

Ответить
Развернуть ветку
Taras Kostyk

Преподавание в нашей стране вообще не ценится, так что ваша история не удивительна)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Рукавин

как по мне так разрабатывать курсы лучше всего и интересно и не так стрессово как преподавать и как будто даже меньше ответственности, потому что все равно на преподавателе основная задача

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Павленко
Автор

Парадокс, но все так. В преподавании меньше денег и самый большой риск получить критику от недовольных студентов, в том числе за материал, который даже не ты готовил

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Egorov

Большое вам спасибо действительно очень познавательно.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Павленко
Автор

Спасибо за отзыв 🙌

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Вихорева

Важно работать в той сфере , где будет вашей душе угодно и не только это касаемо денег.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Павленко
Автор

Согласен) поэтому меня так и помотало в поисках комфорта 🙌

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Топалов

Я бы выбрала диванного зрителя😎

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Павленко
Автор

Я бы тоже, если честно, особенно если бы за это платили)

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда