{"id":13506,"url":"\/distributions\/13506\/click?bit=1&hash=27fcb5113e18b33c3be66ae079d9d20078d1c30f1b468cdc86ecaeefa18446c2","title":"\u0415\u0441\u0442\u044c \u043b\u0438 \u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438? \u0410 \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0451\u043c?","buttonText":"\u0423\u0436\u0435 \u043d\u0430\u0448\u043b\u0438","imageUuid":"2c16a631-a285-56a4-9535-74c65fc29189","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
aim digital

Быть продактом, третий выпуск: история Марине Мкртчян, Product Owner B2C из «Викиум»

Всем привет! Это блог aim digital. Сегодня вторник, а это значит, что у нас очередная серия цикла статей и интервью «Быть продактом». У нас в гостях Марине Мкртчян, Product Owner b2c «Викиум».

«Викиум» — онлайн-платформа для развития внимания, памяти и мышления с помощью когнитивных игр-тренажёров, российский образовательный проект сегмента Human Cognitive Improvement.

Марине, привет! Как давно ты на позиции продакта? В чем суть этой профессии?

Официально на позиции продакта я 2 года, неофициально около 4. Это связано с тем, что в разных компаниях должность звучит по разному и конечно вмещает в себя разные обязанности.

По сути продакт – это менеджер, который отвечает перед бизнесом за критично важные метрики. Для кого-то это деньги, для кого-то сроки и захват рынка, а для кого-то уровень удовлетворенности клиентов.

В Викиум я занимаюсь этим 24/7, ладно шучу, 16/7.

Расскажи подробно про первый опыт в разработке продукта. Как ты пришла к этому? За что отвечала в проекте?

Впервые с полноценной разработкой продукта я столкнулась в школе инноваций ИКРА. Мы делали разные LMS-системы для клиентов: Сбербанка, QIWI, Одноклассников. Я менеджерила проект: собирала требования с клиента, дальше с техническим директором мы готовили пользовательские пути, прототип.

Тогда я не касалась разработки, но отвечала за смысловые блоки: какой функционал с каким контентом должен быть реализован, и взаимодействовала с заказчиком. После того, как была готова тестовая версия, мы запускали продукт на небольшое количество пользователей, собирали фидбек и уходили на доработки.

Таких интеграций могло быть несколько. Весь процесс был построен по алгоритму дизайн-мышления: эмпатия (анализ процессов и сбор информации), фокусировка (выявление ключевых проблем), генерация идей (поиск решений) прототипирование и тестирование. Сейчас данная методология трансформировалась, обросла новыми фреймворками, бизнес-целями и data driven-подходами, но, в целом, до сих пор актуальна.

Чем занималась раньше? Как шла к должности?

На протяжении всего профессионального пути у меня был менеджерский бэкграунд. Я организовывала ивенты, работала в маркетинговом агентстве и в маркетинге на стороне клиента. Везде я сталкивалась с работой продакта, училась считать цифры, разбираться в аналитике, взаимодействуя с разработкой.

Какие софт и хард скиллы наиболее важны для менеджера продукта? Почему?

В первую очередь – умение находить общий язык со всеми: с пользователями, дизайнерами, разработчиками, генеральными директорами и инвесторами. А чтобы этот общий язык найти, нужно попробовать понять, что именно движет этими людьми, какие задачи — личные и профессиональные — они ставят перед собой, и как вы можете помочь в их достижении. Если вы с этим справитесь, то команда будет работать эффективно. Это называется эмпатией.

Я рекомендую всем продактам и руководителям прочитать эссе «Слуга как лидер» Гринлифа. Это помогло мне взглянуть на управление с другой стороны, с осознанием, что никто никому ничего не должен, а великие дела делаются только по обоюдному согласию.

Когда-то у меня была руководительница, которая считала что ее задача «пушить и челенджить» (давить и заставлять выходить из зоны комфорта). Такой формат не всегда действенный. Задача управленца — создавать условия, в которых сотрудники смогут раскрыть потенциал на благо вашей компании. Это в тысячу раз сложнее, чем просто раздавать команды и прессовать сотрудников. Но и отдача от этого в тысячи раз круче.

Важно уметь слушать и слышать, иногда мягко говорить «нет» и правильно давать обратную связь команде. В какой-то момент у вас могут закончиться идеи — ресурс одного человека конечен. Но если вы создадите атмосферу, в которой идеи каждого имеют право на жизнь, команда не будет бояться генерить даже самые безумные концепции. Важно уметь видеть здравое зерно в любой идее. Возможно, некоторые будут нуждаться в доработке, но не стоит отметать большинство идей, даже если не сразу понятно, как это реализовать. Если несколько раз публично «загасить» идею, то это может привести к негативным последствиям – ваши коллеги перестанут делиться с вами своими мыслями.

Также нужно быть готовым к проигрышу, и это должно только подбадривать и разжигать задор. Потому что неудач будет очень много — почти все ваши гипотезы проиграют в а/б тестированиях, а желанные метрики будут предательски стоять на месте, а то и снижаться.

Главные хард скиллы – это анализ данных, написание SQL-запросов для быстрого сбора информации из базы данных, английский язык и умение в бизнес-модели.

Что посоветуешь изучать новичкам? Какие книги, источники, курсы?

В интернете очень много всего, что стоит почитать, посмотреть, изучить. Если у вас совсем нет опыта работы в продукте, то начать нужно с составления карты компетенций для продакта. Составить ее просто – посмотрите, что требуется в вакансиях, посмотрите не одну, а 20-30. Из этого вы сможете составить список всего, что должны уметь и знать. Далее вы отмечаете, что знаете, а что нет. И карта вашего развития готова. Хорошие материалы у Школы менеджеров Яндекса: все видео доступны бесплатно на Youtube.

Если не хочется заниматься самообразованием, то можно пойти учиться на курсы. Я рекомендую офлайн-курсы с преподавателями-практиками.

Офлайн-занятия лучше, так как мотивация смотреть вебинары может быстро исчезнуть. Но не стоит ждать чуда от курсов: если вы не приземляете знания на реальный проект, они улетучиваются довольно быстро.

Я училась на разных курсах. Самый первый — Product Star Миши Карпова. Я была в первом потоке и пошла за структурой знаний, но уже на второй лекции поняла, что не знаю примерно ничего. С нуля будет сложно, но это поможет почувствовать масштабы. Это точно не история про то, что через 12 вебинаров вы станете продактом, но с этого начался мой осознанный путь в профессию.

Симулятор от Олега Якубенкова про приложения и аналитику в них: отличный курс, с которого можно начать погружаться в аналитику — без преподавателей, но с интересной подачей.

Профессии от Geekbrains или Skillbox стоит тоже воспринимать, как сложный и долгий путь, хотя они и обещают трудоустройство в конце курса.

Когда я смотрю резюме начинающих продактов, не могу сказать, что какой-то курс сильно влияет на мой выбор. Опыт и понимание процессов, конечно, важнее. Но где их взять? Вы понимаете, что не умеете писать user stories. Окей, разберитесь, что это такое, возьмите продукт, который вы хорошо знаете и любите, напишите user story и приложите к резюме. Поверьте, это будет производить намного большее впечатление, чем какой-то курс.

Еще один совет тем, кто собирается в продукт, но не знает с чего начать. Если вы хорошо разбираетесь в какой-то офлайн теме, то поищите компании, которые делают это же, но в онлайне. Это выделит вас, даже без большого опыта в разработке.

Что было самым важным для получения должности? Какие требования предъявляют работодатели?

Работодателю важно понять, как вы мыслите, что вами движет, как видите свою роль в команде. Если это видение совпадает, шансы резко возрастают. Любой бизнес думает о прибыли, а продакты в России отвечают, в первую очередь, за деньги. Поэтому важно показать вашу бизнес-ориентированность и достижения. Когда я пришла в Mail.ru Group, а именно в Geekbrains, главный вопрос был, что я буду делать, если мне предстоит запуск нового направления. И даже если где-то я могла ошибиться, мыслила я правильно, и это дало мне пропуск к следующему этапу — тестовому заданию. Я не вижу ничего зазорного в его выполнении. Это полезно и работодателю, и вам. Часто тестовое задание — ваши будущие рабочие задачи.

Тестовое копает глубже: как я буду измерять успешность запуска? Чем мой продукт будет выделяться на фоне конкурентов и как я буду этого добиваться? Какие сроки я сама себе поставлю? На тот момент коллегам было важно не то, как я придумываю фичи и пишу документацию, а как я рассуждаю и есть ли у меня стратегическое понимание процесса.

В Викиум у меня тоже было тестовое задание, которое я презентовала команде руководителей смежных подразделений. В таком формате можно посмотреть и на будущих коллег. Ведь собеседование работает в две стороны: вас собеседуют, но и вы смотрите, подходит ли компания вам.

Я думаю, что обе позиции я получила, благодаря хорошо развитым мягким навыкам и бесконечному энтузиазму.

Немного подробностей про Викиум. Чем занимаешься? Большая ли у вас продуктовая команда?

В Викиум небольшая продуктовая команда – я, проджект и аналитик. Мы занимаемся всем, что происходит с пользователем на сайте и в приложении. Я отвечаю за финансовые показатели B2C направления, за все метрики на сайте, за новый функционал и развитие текущего. У нас отличная команда разработки с очень мотивированными ребятами высокой квалификации. И еще один совет новичкам – дружите с разработкой. Их поддержка поможет свернуть горы, а вам позволит начать разбираться с тонкостями реализации ваших идей.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Николай Малков

То ли это реклама бесполезного викиума, то ли  гикбрейнс, то ли это реклама идиотских курсов Карпова и Якубенкова за 60 тысяч рублей, где она рассказывают, что солнце встает на востоке....

Автор по моему сам запутался, либо решил окупить рекламу в одной статье.

А, ну и мое любимое.

Ответить
Развернуть ветку
Shuhrat Nurmanov

Ты бы хоть открыл ссылки чтобы критиковать обосновано. 
Где в курсе Якубенкова ты увидел, что он что то там рассказывает? Коль, все знаешь можешь пройти ничего не читая, набрать высший бал, и уверен такого вундеркинда схантят и компенсируют оплату курса работодатели. 
Очень правильный подход к образованию, без воды и не нужных речевых оборотов. 
Про Продакт старс такого же сказать не могу, все темы в лекциях заменят книжки. 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Малков

Шухрат, я конечно понимаю, что Вы Шухрат и Вам тяжёло даётся логика и понимание написанного мной.

Но коли Вы решились про курс конкретно это поговорить, верить рекламе это конечно святое дело. Можно сделать сайт на котором будет написано Шухрат Нурманов - дурак и куча левых отзывов, а ещё там будет кейс игра, который доказывает это. Представляете? Только поверят такому сайту дураки.

Ответить
Развернуть ветку
Shuhrat Nurmanov

Ты прав, мне тяжело даётся логика и понимание ксенофобии. 
После того как ты несколько раз уничижительно обратился ко мне на национальной почве, я стал значительно лучше понимать логику написанного тобой ранее. 
В следующий раз начинай сразу с расовых оскорблений, так нам черножопым легче понимать логику белых людей с высшим разумом. 
Уверен, с твоим умом и сообразительностью ты очень быстро прошёл б Go Practice, возможно даже в этом столетии. 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Малков

Ой, привет. А с каких пор обращение по имени стало оскорблением? Не нужно так сильно быть подверженным влиянию общества. Здесь был вопрос логики, а Вы все равно решили поиграть в игру в ее отсутствие.

Ответить
Развернуть ветку
aim digital
Автор

Николай, добрый день! 
Мы публикуем интервью продактов из разных компаний, с разными мнениями. Здесь нет никакой рекламы курсов или компаний. С нами делятся информацией из собственного опыта.
Кстати, если у вас есть крутые советы и ресурсы для продактов, то с удовольствием возьмем у вас интервью.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Малков

Але, с каких пор прямые ссылки на покупку курсов стали не рекламой?

Ответить
Развернуть ветку
aim digital
Автор

Ссылки в материалы добавляются для удобства читателя, чтобы при желании разобраться можно было сразу перейти. Как и в большинстве обзорных материалов об обучении, книгах и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Малков

А потом люди удивляются, почему их обманывают.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Кондратюк

А какой смысл "рекламировать" в одном посте сразу несколько конкурирующих друг с другом ресурсов?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Малков

Лень и экономия сил. 

Ответить
Развернуть ветку
aim digital
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Алексей Карпов

сдаётся мне всё-таки Мкртчян, а не МАкртчАн

upd: так оно и есть - нагуглил (на фото тот же человек):

Марине Мкртчян

Продакт-менеджер образовательного направления по дизайну Mail.ru.

Марине Мкртчян работает в Mail.ru Group (GeekBrains) продакт-менеджером образовательного направления по дизайну, где совместно с кураторами она продумывает новые форматы обучения.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 13 комментариев
null