{"id":6545,"title":"\u041a\u0430\u043a \u0438 \u0437\u0430\u0447\u0435\u043c \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u044b\u0435 \u0431\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0441\u043d\u0438\u043c\u0430\u044e\u0442 \u0440\u043e\u043b\u0438\u043a\u0438 \u0434\u043b\u044f TikTok","url":"\/redirect?component=advertising&id=6545&url=https:\/\/vc.ru\/tiktok\/293387-brands-in-trends&placeBit=1&hash=07ebf9a0a17c2f85811d24fb804e09e72513fa4c7cc999d1730b233d3c9348bd","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
aim digital

Быть продактом. Выпуск #14. Из разработчика в продакт-менеджеры и из директора по продукту в руководителя разработки

Владимир Малов, CTO «Утконоса» о горизонтальном карьерном росте и о том, как получить продуктовый опыт с нуля за два года.

О том, как стал продакт-менеджером

Я учился на прикладной математике в авиационном институте. Про самолеты там ничего не было правда. Нас учили на системных программистов. В какой-то момент у института появилось мобильное приложение с расписанием, новостями и фидом из твиттера. Я помогал с разработкой раздела новостей и карт. После окончания устроился IOS-разработчиком.

Первый продуктовый опыт у меня случился в Sunlight в 2015 году. В компанию я пришел в качестве руководителя разработки мобильных приложений. Был первым из сотрудником направления. Изначально акционеры не верили в идею мобильного приложения. А через 2,5 года мы запускали только мобильный продукт. При мне компания перешла в понимание mobile first.

В 2018 году меня позвали руководителем цифровых продуктов в «Перекрёсток». Там занимался разработкой и поддержкой мобильного приложения программы лояльности. Оттуда я плавно перешел в команду «Перекрёсток.ру» и занимался развитием онлайн-магазина.

В 2019 году я ушел в «Ленту» директором по продукту. Компания планировала с нуля запустить новый проект по доставке за 3 месяца. Там на базе ИТ-инфраструктуры «Утконоса» мы запустили сервис экспресс-доставки «Ленточка». Далее стали быстро подключать новые магазины. И наступил момент усталости. В тот же момент мне предложили поработать продактом реферальной программы в Ozon. С точки зрения карьеры это был шаг назад. Но мне хотелось поработать в крупной ИТ-компании. Через полгода понял, что у нас друг от друга разные ожидания. Я ушел отдыхать на 2 месяца, а потом мне повезло и «Утконосу» потребовался СТО.

Я пришел в компанию в декабре 2020. На тот момент команда сильно устала от запусков и перехода на удаленку. Я начал много времени инвестировать в то, чтобы дать команде новую мотивацию.

Временами я делал горизонтальные шаги: из разработчика в продакты и из директора по продукту в руководителя разработки. Но за счет такой широты получается интересный опыт, благодаря которому на многие вещи смотрю стратегически.

О том, почему стал продактом

В 2015 продакт-менеджмент не был популярным явлением. В Sunlight мы шли интуитивно. Я писал код для IOS и понимал, что нам нужен Android-разработчик. А ему нужно ставить задачи, синхронизировать их между платформами. Появилось много письменной и аналитической работы. Стал нанимать IOS-разработчиков, чтобы уже они писали код, а я ставил задачи. Мобильное направление быстро становилось заметным. И я понял, что уже не только я генерирую поток задач, появляются заказчики со стороны маркетинга, продаж, руководства. По сути я делал то, что требовалось для развития приложения. Так и оказался на месте продакта.

Об обучении

Я не получал специального образования и не заканчивал курсы по продакт-менеджменту. Искал решения задач, которые передо мной появлялись в рабочих моментах. Например, как объяснить заказчику, что конкретную фичу не нужно делать. По сути круг задач продакта не очень большой. За полгода при определенной силе воле и желании ты можешь прокачать эти навыки.

Такую же тактику применяю сейчас на начинающих продактах у себя в команде. Они могут чего-то не знать, и это нормально. Им нужно задать направление. Ведь зачастую поиск решения у джунов занимаем много времени.

О техническом образовании

В продакт-менеджмент переходят много специалистов из других сфер. Часто у них нет технического образования. Критично ли это? Думаю, нет.

Сам я учился на прикладной математике. Это довольно жесткий факультет, который отучает говорить «не знаю». И чем тяжелее курс и предмет, тем сильнее у тебя прокачивается умение решить любую задачу.

Но я все же считаю, что для карьеры менеджера по продукту подойдет любое образование.

О сложностях работы продакта

  1. Сказать «нет» и аргументировать почему. И чем мощнее твой аргумент, тем лучше ты как продакт.
  2. Выделить время на исследования. Львиную долю занимает работа проджекта: скоординировать, принести результат и т.д.

  3. Ощущение, что ты делаешь все и ничего одновременно.

О том, как стать менеджером продукта с нуля

Развитие с нуля я вижу в карьерном пути «тестировщик — аналитик — продакт». Для начала идите в тестировщики. Когда разберетесь, то сможете делать аналитические выкладки и параллельно учиться писать техническое задание. Перейдя в аналитики, изучайте инструменты менеджера по продукту. Такой путь займет от 2 до 4 лет. Под моим наставничеством такой путь прошли, также я видел примеры у других руководителей.

Конечно, можно пойти учиться на курсы. Но ничего кроме роста изнутри посоветовать не могу.

Преимущества такого подхода в практике и кейсах. Одно дело прочитать в книге, а другое дело пройти через реальные задачи и понять, как работает бизнес и что для этого нужно.

Наши продакты любят симулятор работы в продуктовой компании GoPractice!

О советах для новичков

  1. Как говорил Стив Джобс: «Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными». Никогда не насыщаться работой, постоянно создавать и быть открытым для новых знаний.

  2. Общайтесь. Не бойтесь задавать вопросы и вытаскивать из людей требования о продукте.

  3. Ориентируйтесь на результат и задавайте правильные вопросы заказчику.

О том, каких продакт-менеджеров нанимает

Самые важные навыки — проактивность и инициативность. У продакта может не хватать ресурсов, могут меняться приоритеты, появляться ошибки. Но эти драйверы помогут человеку донести результат.

Мне не так важны вызубренные терминология и практики. Если человек не зажигает меня своей энергией, он не сможет зажечь команду и рынок. Он не будет распространять влияние своего продукта.

О продуктовом подходе

Продуктовый подход — решение, направленное на развитие продукта и его сопровождение на всех этапах жизненного цикла - от исследования и создания до введения в эксплуатацию. Менеджер продукта принимает решения, направленные на развитие самого продукта и его экономики. Он решает, что делать (исследования) и как делать (разработка, спринты, MVP и т.д.).

Чтобы расти дальше как продакт, стройте продуктовый подход. Когда в компании все разбито на маленькие продукты, появляется честная и объективная система приоритизации. Сотрудники понимают, зачем они ходят на работу. В рамках своей команды они видят, с чего платится зарплата и операционка, сколько денег приносит их деятельность.

Вместо вывода

Не держите энциклопедию в голове, учитесь разбираться и решать задачи по мере их поступления. Вам нужно заработать деньги с помощью того результата, который принесете. А остальное гуглится и делегируется.

{ "author_name": "aim digital", "author_type": "self", "tags": ["\u0431\u044b\u0442\u044c\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u043c","productmanagement","aimdigital"], "comments": 13, "likes": 19, "favorites": 83, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 260410, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 18 Jun 2021 12:14:42 +0300", "is_special": false }
0
13 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

"Ощущение, что ты делаешь все и ничего одновременно." - слеза прокатилась по щеке от этого пункта. Бесконечный конфликт в голове по этому вопросу. Причем парадокс, чем лучше ты решаешь проблему, тем сильнее это ощущение. Постоянное балансирование между выгоранием от объема задач, отсутствием задач, качественным их решением и желанием делать что-то руками. Необходимость делать все в будущем лучше, чем сейчас очень противоречит с собственной мотивацией, бесконечная борьба.

10

Да, правильно и аргументированно донести своё «нет», чтобы тебя не только услышали, но и согласились - это действительно весомый скилл в эпоху «конвейерного» подхода к обработке запросов. Когда «подумать», а тем более «отказаться» - долго и дорого. Спасибо за материал!

3

Вот это неожиданно 

1

Ликвидация предвидится?

3
Относительный микроскоп

Когда закрытие всех магазинов ? 

3

Колхозники продуктовые

0

Судя по статье, требуемым скиллам и всему, чем я занимался крайние 12 лет - я, блин, продакт. А судя по деятельности - нет. Как жить дальше?

0

Пройди GoPractice, сразу станешь настоящим продактом. Вон все поцоны от доставщиков пиццы до инженеров биотуалетов прошли и стали, а чем ты хуже?

0

Сложно смириться со стартом с нуля, когда уже давно есть определенные достижения в других сферах... Но может быть и нужно выйти из зоны комфорта. Повод для размышления, да.

0

Да не, это сарказм про то, как сейчас в 90% статей становятся продактами. Иногда видно реальное развитие - не целился в менеджмент и управление проектами, но органично до него дошел, это отлично. А зачастую работал продавцом обуви, прошел курсы питон разработчика в Яндексе, не взяли - но вот теперь я продакт в другой компании. Смотрите, даже GoPractice прошел (кстати, никогда не видел, чтобы показывали хотя бы результаты его прохождения, там вообще-то система оценки встроена). 
Что реально важно для продакта:
1. Технический бэкграунд. Да, пишут статьи о том, что может стать любой. Кто-то становится, но нет, любой стать не может. Просто потому, что тогда качество продукта в гораздо большей степени зависит от навыков команды и способностей лидов объяснить понятными маглу терминами почему так делать не нужно. В итоге компетенция команды заменяет работу и саму роль ПМ/ПО. Приходит такой "продакт" в новую команду послабее - и тянет весь проект на дно якорем.
2. Умение общаться, или софт скиллс по-хипстерски. Нужно договариваться и с командами, и с заказчиками, и со стейк холдерами, и, зачастую, с владельцами бизнеса. Это только кажется, что идеально продуманное технически грамотное решение все команды бросятся реализовывать. На практике кто-то хочет другой стэк, кто-то хочет побыстрей, кто-то хочет, чтобы его часть была поменьше. Если нет хороших отношений и авторитета - даже в средней по численности команде придется продавливать все через циркуляры от менеджмента.

В вашем случае есть технический опыт и, вероятно, схожий стэк обязанностей и задач, поэтому естественную трансформацию может сдерживать банальное отсутствие подходящей позиции. В идеале это перейти внутри компании - уже имея опыт, понимание процессов, а дальше в комфортной среде уже добрать необходимое. Но, увы, такое не всегда возможно. На новом месте сложно, да и ЗП  без опыта может удручать - все знают сколько нас, паразитов, развелось, и качество скачет от нуля до бесконечности без возможности реальной проверки.

1

Вы перепутали менеджера проектов с продактом. Ваш список скилов это список скилов обычного менеджера проектов 

1

Да, по образованию инженер АСУ, в прошлом в основном управленческие позиции в продажах, всякого опыта общения больше чем нужно, от уборщиц до первых лиц или там замов губернаторов, от валлийцев и немцев до жителей деревни мормыжи 😂 как то так

0

Комментарий удален

Читать все 13 комментариев
«Тинькофф» начал тестировать технологию выявления мошенников по анализу поведения клиентов при использовании смартфона Статьи редакции

Нейросеть проанализирует привычки пользователя, особенности тактильного взаимодействия с экраном и другие параметры.

Медиатех – новое слово. Как РБК развивает искусственный интеллект

Понятие «медиатех» пока мало используют в медийном и технологическом сообществе — медиа ещё не осознали себя технологическими компаниями. А сделать это пора: кастомизация информации и рекламы с помощью ИИ, big data и рекомендательных систем трансформирует модель устройства редакций и позволяет медиакомпаниям выживать.

Как инфляция уничтожает ваш рекламный бюджет: анализ 400 млн кликов и 118 тысяч кампаний за 4 года

Почему трафик из «Яндекс.Поиска» дорожает, как газ в Европе, а «дешевая» РСЯ превратилась в безумного пожирателя бюджетов? Какой рекламный канал самый недооцененный, где покупать трафик и что будет со стоимостью лидов через год?

Задания от самого титулованного программиста в мире и 3,72 млн призовых: каким был VK Cup в этом году

Зачем в VK Cup ежегодно участвуют тысячи специалистов из разных стран и чем запомнится турнир в этом году? Отвечаем на главные вопросы.

«Тинькофф» опубликовал подробности о дочернем банке на Филиппинах — будет акционерный капитал около $59 млн и совладелец Статьи редакции

С помощью «дочки» компания хочет выйти на азиатский рынок.

Представьте, что вы должны вернуться на 20 лет назад, в прошлое. Какие современные технологии захватите с собой?

Спросили об этом предпринимателей. Присоединяйтесь и вы к обсуждению.

Играть по правилам: как геймдев-компании справляются с выгоранием сотрудников
ЕС представит законопроект об едином разъёме для зарядного устройства смартфонов и планшетов — Reuters Статьи редакции

Принятие проекта сильнее всего повлияет на компанию Apple, которая оснащает устройства собственным разъёмом.

Как использовать облачные технологии для роста бизнеса в 2022 году: расскажем на Yandex Scale

А ещё представим новые продукты.

Кассетный плеер Spotify, фотоаппарат Instagram — как выглядели бы современные приложения до появления интернета Статьи редакции

Ностальгия по 80-м и 90-м.

Tom le French
Utair разрешила пассажирам перевозить своих кошек и собак на соседнем кресле Статьи редакции

Придётся купить два билета — на себя и животное.

null