Недельные отпуска «чтобы не увольняться» не помогают, а только усиливают стресс сотрудников Статьи редакции
Одни не воспринимают такой отпуск за полноценный и продолжают проверять рабочие мессенджеры. Другие — выгорают ещё сильнее, когда возвращаются и видят вдвое больше задач, пишет The New York Times.
32-летняя специалистка по рекламе Эми Мишель Смит любила свою работу, но после года «удалёнки» поняла, что устала от постоянного стресса. Грань между личной и профессиональной жизнью стёрлась, а прямые руководители Смит, как и их начальники, всё время были на взводе. Они пытались угодить не менее напряжённым клиентам.
Пандемия, считает Смит, заставила людей пересмотреть ценности. Поэтому в августе 2021-го она уволилась и через три недели ушла в онлайн-торговлю — в компанию, которая заботилась о психическом благополучии сотрудников. Правда, даже бросив напряжённую работу, Смит продолжала испытывать чувство вины.
Многие сталкивались с перенапряжением и переработками и до пандемии, рассуждает исполнительный директор маркетингового агентства 4A’s Марла Капловиц. «Сотрудники привыкли поздно возвращаться с работы, круглосуточно быть на связи. Всё это уже стресс. А пандемия его только усугубила: количество задач увеличилось, но сотрудников при этом стало меньше», — рассуждает она.
Что делают компании, чтобы помочь сотрудникам
У работников появились тревожные и депрессивные настроения, неуверенность. Чтобы удержать их, компании предложили различные инициативы:
- Перед сентябрьским Днём труда ушли на недельный отпуск рекламные агентства Martin и The Many, производитель игрушечных автомобилей Hot Wheels, онлайн-магазин eBay и другие.
- Американская компания по анализу клиентского опыта Catalyst Software предложила сотрудникам оплачиваемый «фестиваль»: неделю отдыха и праздник на открытом воздухе в довершение.
- Рекламное агентство Deutsch Los Angeles запретило встречи в определённые часы и планирует выделить неделю на празднование Дня благодарения.
Финансовый холдинг JPMorgan Chase решил, что младшие банкиры должны меньше работать в выходные, и обещал нанять больше сотрудников, чтобы равномерно распределить нагрузку.
- Некоторые компании объявили недели «заботы о себе», «перезагрузки» и «чиллакса», «пятницы без Zoom» и «выходные без писем».
- ИТ-компания Hewlett Packard Enterprise раздала сотрудникам подписку в приложении для медитации Headspace.
- Бренд спортивных товаров Nike отправил работников на принудительный недельный перерыв.
- Увеличили количество выходных также деловая соцсеть LinkedIn, видеостриминговый сервис Twitch и платформа для знакомств Bumble.
Кому отпуск не поможет и кто его изначально не получит
Помогают такие инициативы не всем, пишет издание. Некоторые сотрудники не воспринимают принудительный отпуск за полноценный и потому продолжают переживать, проверять рабочие аккаунты и отвечать на письма.
А те, кому всё же удаётся «полностью отключиться», сталкиваются с ещё большим стрессом по возвращении, отмечает The NYT.
Операционный директор рекламного агентства Wieden+Kennedy Нил Артур считает, что рекламная индустрия должна уходить на согласованный летний перерыв — как перед Рождеством. Отпуск во всей отрасли, верит он, расслабит тех сотрудников, которым не удаётся отдохнуть во время личного перерыва.
Впрочем, в некоторых случаях устроить единовременный отпуск практически невозможно — например, в низкооплачиваемых отраслях, где персонала и так не хватает: в розничной торговле, а также гостиничном и ресторанном бизнесе. Эти компании не могут повысить зарплаты или отправить всех в отпуск и поэтому предлагают другие бонусы: компенсацию обучения или бесплатное жильё.
Выгорание — уже не частная проблема
Выгорание перестало быть частной проблемой, считает профессор психологии Кристина Маслах. И чтобы побороть её, компании должны в первую очередь пересмотреть условия труда в целом.
Особенно когда пандемия лишь усугубила причины выгорания. Среди них эксперты выделяют:
- Излишнюю рабочую нагрузку.
- Отсутствие автономии.
- Обострённое чувство несправедливости.
- Нехватку положительной обратной связи.
- Отрыв от коллектива.
1. Выгорание характерно для рутинной монотонной работы. Которая к тому же еще и не нравится, а служит исключительно источником средств к существованию.
2. Если отпуск проводить активно, а не валяться на диване, то недели вполне хватает. Естественно, не раз в год. Лично у меня их 4-х недель отпуска в году половина (два раза по неделе) всегда отводится на горнолыжный сезон (обычно неделя во второй половине декабря и неделя в первой половине марта). 4-5 дней катания на горных лыжах отлично прочищают мозги.
Ну и отпуск у нас - это святое. Беспокоить никто не будет. Просто перераспределят текущие задачи на других.
«2» - да. По первому пункту, кажется, что для нерутинной, но высокострессовой работы тоже характерно
Ну не знаю. Даже при высокоэффективной работе, когда задачи разные и над каждой приходится поломать голову, усталость будет, но выгорания в виде апатии я не замечал.
Высоко эффективная работа и высокострессовая это не всегда одно и тоже. Когда решаешь проблемы и задачи и ты видишь результат, и руководство это ценит. А когда ты вкалываешь, регулярно задерживаешься, обед 3 секунды, но стоит уйти раньше на полминуты, а тебе пачка претензий, больничный, а тебя пинают по рабочим вопросам. То руки опускаются. И реально выгораешь.
Возможно, вопрос мотивации. Сложно сказать, почему, но при разнообразных сложных задачах иногда состояние «крутые вещи делаю, давайте еще», а иногда - «как же задрали, пошло бы оно все»
«как же задрали, пошло бы оно все» - вот это как раз и выгорание, только стадии и степень могут быть разные. А если не работать над проблемой, то еще и депрессия светит в перспективе и нетрудоспособность.