«Отжимались за опоздания»: айтишники рассказали, как их мучали микроменеджментом Статьи редакции
Издание Bubble собрало истории ИТ-специалистов о том, какие руководители склонны к гиперконтролю, когда он однозначно вреден, а когда бывает необходим.
Среди методов управления командой много дискуссионных, но микроменеджмент — практика, которая бесит практически всех без исключения. Мы полистали соцсети, поговорили с айтишниками и собрали истории пострадавших от микроменеджеров — на случай если вам нужны пруфы, что ежечасные отчёты не доводят до добра.
Своим опытом и мнением поделились:
- Алексей Мигутский — старший инженер в Microsoft;
- Ник Ягодин — продуктовый дизайнер в TRADE X;
- Саша Бло — директор продукта;
- Павел Романов — senior software engineer в американской компании, занимающейся частной авиацией XO, в прошлом руководитель направления в foodtech-компании.
Что такое микроменеджмент и чем он плох
Микроменеджмент — интуитивно понятный термин: вмешательство менеджера в работу подчинённых по мелочам. И это всегда проблема. Во-первых, потому что зачастую менеджер слабо разбирается в чужом поле деятельности — едва ли гуманитарий подскажет технарю-программисту, как лучше кодить. А во-вторых, даже если замечания дельные, трудно работать, когда у тебя стоят над душой. Тайм-трекеры действуют на нервы, а лишняя отчетность и вовсе съедает рабочее время.
Требования микроменеджеров могут варьироваться — от совсем фантастических и бредовых до относительно адекватных. Но работать в условиях постоянного контроля всё равно сложно. Особенно айтишникам, которые занимаются по-своему творческой работой. Когда программист размышляет над задачей, время на эти размышления трудно вписать в тайм-трекер, а результаты — не всегда получается объяснить в отчёте.
Обычно микроменеджмент просто избыточен и никому не удобен. А иногда — нарушает неприкосновенность частной жизни. Многие айтишники работают на улалёнке, зачастую без строго фиксированного рабочего графика — они привыкли сами планировать и работу, и личные дела. Такой ситуацией поделилась пользовательница Twitter, работающая по гибкому графику:
Сектантские ритуалы по письменным инструкциям
Для большинства программистов, дизайнеров и спецов в смежных сферах микроменеджмент — красный флаг. Завидев его, сотрудник либо сразу увольняется, либо решает потерпеть, выгорает, и увольняется чуть позже.
В некоторых компаниях практики микроменеджмента буквально напоминают то ли сектантство, то ли садомазохизм. Эпичными правилами поделился пользователь Twitter Евгений Урбановский:
В компании было ещё много интересного: например, рекомендация составлять план работы и отправлять его руководителю рано утром до начала рабочего дня. Выходит, планированием работник должен заниматься в свое личное время.
Чтобы сотрудники точно не ошиблись в своем планировании, инструкция снабжена примерами хорошего и плохого плана и отчетности:
Помимо составления таких прекрасных инструкций микроменеджеры, кажется, обладают ещё одной суперсилой — читают мысли. И наказывают за них. Тот же пользователь писал, что его лишили части зарплаты за «скучающий вид» на созвоне.
В компании был ещё один ритуал: рассказывать, кто сколько часов проработал и аплодировать. Не то что бы сверхурочная занятость ценилась и поощрялась — скорее работа «от звонка до звонка» порицалась.
Работа под чужим именем на несуществующую студию
Продуктовый дизайнер Николай Ягодин рассказал нам необычную историю со своего первого места работы.
В целом, на фрилансе подобные ситуации нередки: опытные исполнители находят себе субподрядчиков. Но у фрилансера-начальника из этой истории были амбиции на построение собственной компании — но только без делегирования.
Впрочем, героя истории, Игоря, в полной мере назвать микроменеджером нельзя: в одних вопросах он боялся делегировать, а в других делал это легко. Например, он не хотел сам заниматься наймом и поручал это другим.
Полное отсутствие инструкций и конкретики — другая крайность, в которую могут впадать руководители. Это, впрочем, не противоречит микроменеджменту. Управленец может сначала отдать всё на откуп подчиненным без пояснений, потом ужаснуться, что всё идёт не гладко, начать писать пошаговые инструкции и требовать отчёты.
В зарождающейся студии, в которой работал Николай, спорных правил было достаточно. Например, сотруднику выдавали единоразовый бонус 50$, если он показывал чек об оплате курсов английского и редко использовал Google Переводчик. Эти критерии оценки тоже были письменно зафиксированы, как и критерии оценки дизайн-скилов.
Намеренно испорченный код, который «чинил» стажер
Алексей Мигутский написал большой тред, в котором рассказал, как стажировался в EPAM. После кризиса 2008 года там прошла волна увольнений, и его направили в один из проектов на место ушедшего сотрудника. Задача: разобраться, почему новая версия WSDL сервиса не работает у заказчика. Менеджер сказал, что это должно занять максимум пару недель. Но у стажера ушло две недели только чтобы понять, что такое WSDL и как все там должно работать. И, поскольку заявленные сроки были сорваны, менеджер решил помикроменеджерить.
Потом выяснилось: коллеги были не в курсе, что Алексей — студент, который работает на полставки. Они обращались к начальству с вопросом, почему он не работает как все по 10 часов.
В последние две недели, когда уже принял решение об увольнении, Алексей перестал готовить любые отчёты и написал своему менеджеру, что ничего ему не обязан — «первый опыт отстаивания своих границ».
Часто микроменеджмент — просто одно из проявлений неумелого менеджмента: когда руководитель плохо вникает в проблему и получает неудовлетворительный результат от сотрудника. А потом решает этого самого сотрудника во всем обвинить и начать контролировать.
Алексей сталкивался с проявлениями микроменеджмента практически в любом месте работы — пусть и в менее абсурдных формах. Он считает, что обычно этим грешат начинающие управленцы и бывшие программисты.
Зашквар или приемлемые практики?
Микроменеджмент в IT-среде — это почти что ругательное слово. Впрочем, Наталья Давыдова в своём треде пишет, что иногда видит этот термин в вакансиях в нейтральном контексте: там честно упоминают, что в компании принят микроменеджмент. Честность — это вроде как неплохо, но она советует обходить такие компании стороной:
Среди самих менеджеров отношение к гиперконтролю двоякое. Большинство соглашаются, что избыточные отчёты и инструкции нерациональны. Но можно встретить и противоположные мнения — от менеджеров, которые устали быть слишком либеральными.
Андрей считает, что примерно 1 из 10 разработчиков способен организовать работу и выполнить взятые на себя задачи: «остальные просто бездельничают всю неделю. Причем я говорю о людях с зарплатой по верху рынка.»
Негодование управленцев от плохой работы подчинённых вполне понятно. Но вот может ли микроменеджмент перевоспитать демотивированных сотрудников — открытый вопрос.
Ситуации, когда микроменеджмент полезен
Мир не делится на чёрное и белое, поэтому мы — с помощью наших экспертов — решили поискать в микроменеджменте плюсы. Их оказалось не очень много. По мнению большинства, гиперконтроль реально полезен только в чрезвычайных ситуациях.
Если микроменеджмент сработал один раз — помог закрыть задачи в срок — это вовсе не означает, что он будет эффективно работать всегда.
Павел Романов отмечает, что микроменеджмент — один из возможных, хотя и не лучших вариантов работы с джунами: «Но даже в этом случае намного эффективнее вводить в компании институт менторства и направлять джунов, а не «стоять над ними с палкой».
Как избежать микроменеджмента
Никогда не сталкивались с микроменеджерами разве что неопытные интерны. В той или иной мере, это частая практика: в любой компании может появиться человек, помешанный на контроле — по неопытности или в силу особенностей характера. До отжиманий с благодарностями дело, конечно, доходит редко — обычно речь идет о более мягких проявлениях.
Если терпеть гиперконтроль невозможно и нет смысла, разумный вариант — увольнение.
Если покидать компанию не хочется, можно попробовать воздействовать на микроменеджера. Правда, люди с трудом меняют свои привычки, и не нужно питать иллюзий, что после одного замечания руководитель пересмотрит свою тактику.
Bubble — журнал об образовании, карьере и жизни в цифровом мире, входит в dev.media вместе с dev.by и dev.ua. Статьи по теме:
Как интересно называется отсутствие мозгов и навыков Управления персоналом - микроменеджеринг))))
Просто людьми управлять это наука и ей нужно учиться. Нельзя быть отличным прогером, а потом крутым топ менеджером. Это исключение из правил.
Вы видимо просто не в курсе, как ставят тимлидов.
Один раз мне, человеку с 7 годами технического управления заявили "какой же ты тимлид, ты же только сеньерский спринт закрываешь, тимлиду надо делать больше чем только спринт, а то ты управлять начнешь, а кто за тебя работу будет делать?"
Такие компании теперь детекчу по вопросу "возможен ли карьерный рост". Если говорят "поработайте програмистом, если хорошо себя покажете - будете тимлидом" - сразу можно слать нах, ибо в компаниях, где тл - это сеньер, который еще и командой управляет - это галеры, а не нормальная контора.
Вот с одной стороны хотелось вставить ремарку что мол чёт не заметил я крутых топов независимо от их прогерского прошлого, а потом подумал - как я не будучи сам топом могу оценить квалификацию топа. Промолчу лучше))
Согласование похода к врачу это микроменеджмент. Всё еще хотите нанимать миллениалов и зуммеров?
Ну как бы если мне надо к врачу - я иду к врачу. Для меня эта задача - критичнее чем условный дейлик или рабочая таска. Таску дожму вечером.
По мне дико странно если визит к врачу надо еще и согласовывать - ни одна рабочая задача не может оказаться важнее проебанного здоровья.
Предупредить что иду к врачу - это само собой. Но согласовывать - это дичь.
Ой, дарагой, вы еще не слышали "Я пять лет учился в лучшем вузе страны, почему вы не хотите мне плотить 350 тыщ!"
Всё это оговаривается заранее при работе на удаленке. Если не оговорено заранее, что удаленка - тот же офис и нужно быть на связи 8x5 c перерывом на обед, то ничего странного в удивлении сотрудника что он должен согласовывать отлучки. Если оговорено, то странно тогда уже будет удивление. Миллениальство/зуммерство - не при чем, особо. Разве что, их меньше согласится, если много требований будет объявлено заранее. Да и то, это больше не с поколением связано а с профскиллом.
Автор этой инструкции видимо только кирпичи на стройке клал, и не в курсе, как работает мозг. Хотя даже опыт выполнения домашних заданий по математике в школе должен был бы научить, что это неэффективно.
- Срочно, у нас баг, сервер упал, минута простоя - миллион баксов.
- Приходите завтра, я еще не доделал рефакторинг другого проекта.
Здравствуйте. Я пришёл в компанию слабым и хилым программистом.
По началу с трудом отжимался за каждую ошибку в коде.
Сейчас ошибок меньше не стало. Зато я могу много отжиматься.
Просто начальник менеджера сказал, что нужно вырастить команду сильных программистов.
Отжимались за опоздания
Как выглядит пунктуальность
Есть мысль, что зло — это добро в превосходной степени. Заставлять подчинённых планировать работу и отчитываться по ней — нормальная практика. Но в статье приводятся примеры, как эту практику превратили в шизу с ежедневными планами с дискретностью в полчаса.
Кроме того, не каждую работу можно запланировать. Всегда есть определённая доля задач, которая прилетает внезапно. Внезапно вылезшие дефекты, из-за которых основные сценарии перестают работать или ВНЕЗАПНЫЕ изменения политической обстановке. Помню, как меня заставили поработать сотрудником министерства правды, экстренно стерев все упоминания украинской части нашего бизнеса со всех корпоративных сайтов и спланировать это было никак нельзя.
Я всегда и всем говорю, что являюсь сторонником «малоинвазивного» контроля. Это означает, что максимум отчётов должны готовиться не руками, а извлекаться из джиры и других систем. И вообще, чаще всего от подчинённых требуется давать некий результат к некоторому сроку и надо ориентироваться на него.
Можно поставить разумное количество промежуточных точек контроля и проверять только в них. Например, если команда работает двухнедельными итерациями, достаточно собраться при планировании итерации, в начале второй недели, чтобы узнать промежуточные результаты и в конце, чтобы подвести итог. Ну и создать культуру, в которой подчинённые не боятся обратиться к тебе в случае возникшей нерешаемой проблемы.
Сообщать руководителю, что собираешься идти к врачу, нормально.
Какое то издание для токсичных «айтишников» собирает свою паству на vc. Статья - сборка из откровенного пиздежа и зашквара из твиттера для определенной аудитории.
Я работала в 1С (оооочень давно, в 2005), и уже тогда все сотрудники в конце рабочего дня заполняли простыню: кто чем занимался, сколько времени на что потратил.
Уже тогда микроменеджмент цвел и пах
Всё верно, точно для токсиков, хех)))
Согласен, как будто насобирали цитат с почившего в бозе ресурса zadolba. li
Узнал себя чтоли по этому так и написал?) неприятно знать, что микроменеджмент зло?)
Если ты не работал в таких компаниях, тебе повезло, а говорить, что это пиздеж, то почитай, что я про тебя выше написал - вот это пиздеж, так как я не знаю про тебя фактически ничего.
Старый ты хейтер
"Ещё вариант — итальянская забастовка: делаешь ровно то, что у тебя написано в контракте, и вся компания остановится. Потому что все мы делаем гораздо больше, чем указано в договоре." - делать ровно то, что у тебя написано в договоре, это, собственно, и есть нормальная работа. Некоторые манагеры немного охренели.
"Едут на тех, кто везёт", всегда найдётся человек, который не может отказать начальнику взять ещё немного работы и посидеть пару-тройку часов после рабочего дня и весь выходной, потому что "если не я, то кто". Потом, когда здоровье уже будет подорвано, такой стахановец работодателю будет уже неинтересен.
О, да, как же это знакомо. Такие менеджеры хотят быть в курсе всего, спрашивают каждый твой шаг.
И самое забавное - они реально удивляются почему им никто ничего не говорит. А просто ставят перед фактом. Потому что на мое «мне завтра ко врачу, но вместо меня выйдет username», я получу «Где, когда, насколько, почему и зачем», вместо «ок, ждем тебя во вторник)».
Крик души)
Надо уметь ставить границы.
Вы имеете право не отвечать по врачебной тайне
Вы имеете право отстаивать сроки и не реагировать на "чекак", заданные раньше этого срока. Начнет докапываться что вы его игнорите - спокойно объясните что вы уже обозначили срок, и до него просьба не отвлекать и не спрашивать, иначе в него не уложишься и манагер будет виноват
Вы имеете право на 8 часовой рабочий день и личную жизнь - и любые переработки и работу в нерабочее время можете слать нах.
Если вы профессионал в ИТ, то за вами уже очередь выстроилась, и послать пару контор, где вам не нравится работать на второй недели работы - это нормально.
Мой бывший внезапный лид контролировал количество открытых вкладок в браузере, когда я шарила экран
Это он к тебе просто подкатывал, а до тебя не дошло.
Комментарий недоступен
Самоутвердиться а не самовыразиться)
Микроменеджмент-это инструмент, которым необходимо уметь пользоваться. Он эффективен если его применять по делу и вовремя. Статья больше про отсутствие профессионализма. Люди ставшие менеджерами не владеют менеджментом.
100%
Не согласна с мнением, что "хорошая практика 360° feedback". Было такое в двух компаниях. И обе признали, что эта практика не работает.
Первое, часто своим плохие оценки не ставят, никто не хочет стать инициатором увольнения или лишения премии.
Второе, невозможно соседа адекватно оценить, ты не всегда в полной мере знаешь его работу. И особенно руководителя.
Третье, на фоне общего завышения оценок, твои честные оценки, выглядят что человек совсем плох.
Четвертое, неанонимная система, отдел кадров все знает, разбалтывает и это подрывает меленькие коллективы.
Как избежать микроменеджмента? Не работать на русскоязычных работодателей.
Ну да, микроменеджмент - это чисто черта русских работодателей, ага ага.
алилуя.. я только недавно свалил от нашинских...и чуть не расплакался в первый день от того как хорошо налажен менеджмент в компании и где ты не то что успеваешь делат ьвсе свои задачи в спринт а еще и просишь накинуть сверху ибо мало и быстро... а у нас вечные авралы и дедлайны были
Все отжимались, а опоздавшего напоили кофе - потом коллектив it отдела устроил виновнику "темную" - взломал почту/соцсети и выложил личные фото в сеть.
Вместо отжиманий лучше приседания. Для профилактики геморроя.
правильно -нужно приседать, никому бы не пожелал геморроя
Спасибо за планирование рабочего дня, то, что надо. Никак не могла понять, почему не выполняю задач - оказывается, много брала на себя )))
На самом деле, чем подробнее регламент, тем проще в бизнесе.
Другой вопрос, что люди разные, и нужно подстраиваться под них, когда от этого зависит результат.
В нлп есть очень много полезного, и нет, это не про манипуляции. Просто, когда один погружается в детали, а другой видит лес-не видит деревьев - для них нужны разные регламенты или функции.
Поэтому ключевой вопрос всегда - как этот регламент влияет на эффективность или результат.
Если держать это в фокусе, то все будет ок.
Пишем пункт - спрашиваем - зачем? Какую проблему он закрывает.
И сотрудники должны это понимать, а не тупо принуждены к исполнению. И будет магия.
Вижу тут не представлено мнение ни одного менеджера, позиция только со стороны подчиненных, поэтому ворвусь!
Я менеджер тимлид, в подчинении 30 человек, опишу по нескольким моментам, что успел заметить в комментах:
1. У нас нет и никогда не будет отчётностей потому, что менеджеру их банально некогда читать. В день максимум можно вникнуть в 4-5 задач и конструктивно их решить.
2. Мне абсолютно пофигу чем человек занимается весь день. Важно, что он быстро выполняет сприниты. Если по середине дня решил сходить в больницу/автосервис/итд, то надо просто уведомить проджект менеджера. Это нужно, чтобы на тебя не надеялись в случае важного срочного созвона или критической ситуации.
Иногда я тоже микроменеджерю, но каждый раз добавляю «это не требование, а совет». Вот несколько примеров:
-В звонке с дизайнером я вижу что у нее открыто 50+ вкладок в фигме из-за чего супер тормоза и даже во время звонка все делается очень медленно. Я ей советую закрыть вкладки, чтобы высвободить оперативку…
-когда программист расшаривает экран, то я вижу как ему сыпятся тысячи сообщений со звуком уведомлений. Все бы ничего, но это чаты где его даже не тегают. Т.е банально невозможно отделить когда ты нужен и тебя тегнули, а когда обсудили котов. В мак системах есть такая опция -луна (не беспокоить), я всегда ее прошу ставить хотя бы на время звонков ну или настроить правильно уведомления.
-пароли. Некоторые хранят их в чатах телеги, в гугл докс или ноутс на компе. Я прошу установить пасс менеджер, чтобы хранить все там.
Никаких наказаний за неисполнение у нас нет, просто все понимают, что это логично и выполняют.
Вообще микроменеджмент микроменеджменту рознь. Это своеобразный свод правил по которым живет компания. Если не доводить это до абсурда, то не вижу в нем ничего плохого
Интересно, а почему это микроменеджмент? Ведь согласование юзер-стори кажется вполне нормальной практикой, если у CPO есть более глубокий и релевантный опыт.
Комментарий удален модератором
https://youtu.be/6DrD_FucDK4
Давайте так, признаем факт что: все провалы работы команды это ошибки тимлида. Понимаю, сложно. Но это факт. Взялся рулить - бери на себя и провалы и достижения.
Микро или нано...
Формализация безусловно нужна. Нужны границы добра и зла. Но.
Моё любимое но.
Чрезмерные границы приводят лишь к увольнениям и капканам, оставленным для последователей.
Отсутствие контроля и самотёк еще большее зло.
Управлять людьми - искусство данное не каждому.
Не справляешься? Признайся в этом сам себе и отойди в сторону.
Почему-то на виси когда идёт обсуждение работодатель - работник, статьи и примеры только из IT сферы. Я в айти вообще не бум-бум, у меня программист вообще на работу не ходит, делает там что-то, когда я его прошу по сайту всякие вещи сделать. Он делает. С бухгалтером также. А вот все остальные работают большей частью по инструкциям и там подход к ним гораздо более требовательный. Программисты как правило асоциальные, живут по своему графику, надо это учитывать в управлении. С другой стороны если твой бизнес это айти, то тогда наоборот, из них надо делать солдатов, причёсывать как-тоню. Хотя проект проекту рознь.. Я бы с удовольствием порассуждал о работе только не про айти, где я не компетентен
Всё вроде бы правильно, но вот читаю читаю, а параллельно появляется мысль: это что ж, любой отчёт и есть микроменеджмент? Настоящие менеджероы работу не контролируют и доверяют всем сотрудникам? Или сотрудника раз в 2 недели спрашивают: что сделал? Или как? Ок. Раз есть статья как не надо делать, очень хотелось бы статью - как надо. На тех же примерах.
Очень много букв) Хотя я осилил)))
Мне прям зашло)
Здравствуйте, я менеджер по образованию и в моем современном понимании микроменеджмент — это такая гибкая штука когда ты раскидываешь задачи таким образом, чтоб можно было все успеть, в том числе и поспать в середине дня 🙃 А в статье подтверждение экспериментов Милгрэма, Аша и т.д. А мой любимый принцип проджект менеджера — регламент по проекту + трелло, и пусть делают что хотят 😃
После внедрения "Трекеров" времени у нас компанию покинуло сразу половина сотрудников (причем самых работящих) ....
Как же знакомо 😿
Да, микроменеджмент это говно.
Было бы классно, если бы все работали по инструкции. Но увы, большинство людей без тщательного присмотра либо вовсе не способны к самоорганизации, либо активно злоупотребляют доверием к ним. Можно возразить, мол, ну сами виноваты, надо людей вовлекать и мотивировать на работу. Но жестокая реальность в том, что для большинства людей их работа это только способ зарабатывания денег. И чем меньшими усилиями это будет достигнуто, тем для них лучше. А для работодателей ситуация ровно противоположная, чем более эффективны затраты на труд тем лучше. И получается вечная война между этими двумя началами.
Отчасти проблема решается отменой любых почасовых ставок, и внедрению оплаты за выполнение конкретных действий. Но вы представляете себе глаза сотрудников,которым это предлагается, да? По сути, в нашей культуре принято считать, что начальник по умолчанию мудак, и что чем больше работы прогуляешь - тем лучше.
Но с этим наверное разбираться уже следующим поколениям наших людей
Мораль - не работайте в говноконторах
А мне понравились инструкции
"получать $50 к зарплате за общение на английском без Google Переводчика."? А как проверяли, без переводчика ли? И кто проверял, интересно? )))
После таких постов думаешь, что вгосах не так всё и плохо. Да, зарплата ниже, но многие из подобных вещей регламентированы законодательно