(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93790508, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93790508, 'hit', window.location.href);

Как решать конфликты с уважением к себе и оппонентам? Гайд по ненасильственному общению

Хотелось бы, чтобы в рабочей коммуникации все понимали друг друга с полуслова и дарили окружающим исключительно положительные эмоции — но это что-то на сказочном. Какими бы классными ни были ваши корпоративные отношения, конфликты и сбои в диалоге будут случаться. О том, как общаться и вести себя в непростых ситуациях, рассказываем в гайде.

Перед стартом: все описанные советы и инструменты можно использовать в любой коммуникации. Например, в деловой переписке с подрядчиками, в общении с коллегами и друзьями, на переговорах с боссом и родственниками. В тексте сосредоточимся на рабочем кейсе и разберем ситуацию с сорванными дедлайнами.

Начнем с примера

Представьте ситуацию: Соня и Маша работают аналитиками в большой компании. Маша — тимлид, Соня входит в ее команду.

Руководство попросило наших героинь собрать важный отчет и проанализировать много параметров. В процессе что-то пошло не так, и Соня прислала свою часть позже обычного. Маше пришлось сдвинуть дедлайн на день и потратить ночь на правки в отчете.

Что в результате?

После бессонной ночи и переживаний из-за дедлайна Маша недовольна Соней. Она не понимает, почему так произошло, и хочет обсудить произошедшее.

Какие есть риски?

Главный риск — поддаться эмоциям. Вместо обсуждения ситуации скатиться во взаимные обвинения и обиды.

Из-за усталости, раздражения и переписки в мессенджерах Маша может сказать что-то резкое. И это обрубит все пути к конструктивной коммуникации.

Что не так с этим фидбэком? Он автоматически делает Соню безответственным сотрудником — вне зависимости от того, впервые ли с ней произошла такая ситуация, в чем были причины и можно ли все исправить.

Это пример насильственного общения, в котором много багажа — обиды, неуверенности и оценки без контекста. Если Маша действительно хочет разобраться, что произошло, и дать Соне понять, что ситуация не должна повториться, она может использовать принципы ненасильственного общения.

Что такое ненасильственное общение?

Термин сформулировал Маршалл Розенберг в книге «Язык жизни». Он определяет ненасильственное общение (ННО) как способ понятно доносить до окружающих информацию и добиваться своего.

Наши потребности напрямую связаны с чувствами. Если потребности удовлетворены, мы рады, если нет — злимся. Чтобы минимизировать число конфликтов и сгладить их последствия, важно сосредоточиться на понимании потребностей — чужих и собственных.

Ненасильственное общение состоит из четырех компонентов:

  • чувства,

  • наблюдения,

  • потребности,

  • просьбы.

Почему они важны и как прокачать каждый из них — разберем дальше.

Чувства

Фразы вроде «Мне это не нравится» или «Мне больно» делают нас уязвимыми. Именно поэтому многие избегают высказываний о себе. Например, вместо слов «Мне страшно» пытаются обойтись невербаликой — хватаются за сердце или расширяют глаза. Но невербальную коммуникацию легко понять неправильно: собеседник может решить, что вы шутите, или неверно оценить серьезность ситуации.

Чтобы научиться озвучивать переживания, но при этом не чувствовать себя уязвимым, заведите словарь эмоций. Есть разные способы это сделать. Один из них — создать табличку из трех колонок.

Реализованные потребности — это то, что испытали в ответ на счастливое событие.

Нереализованные потребности — это то, что испытали, когда произошло что-то плохое или не произошло хорошее.

Интерпретации (или эмоции, сформулированные через «Я чувствую, что меня…) — это ловушки. Когда используете такие конструкции, перекладываете ответственность за происходящее на другого человека. Фразы в стиле «меня провоцируют», «меня неправильно понимают» делают вас не активным субъектом. Поэтому их важно докручивать до личных переживаний. Например, так: меня обманывают → мне тревожно.

Пополняйте этот список своими собственными эмоциями. Так не только прокачаете эмоциональный интеллект, но и научитесь точнее определять чувства окружающих людей.

Еще один инструмент «Я — высказывание»‎

Оно строится по формуле: Я чувствую ________, когда ты ________, потому что ________. Я предлагаю ________.

По этой формуле Маша могла бы отправить Соне такое сообщение:

«Я — высказывание»‎ хорошо тем, что помогает начать коммуникацию не с критики, а с сообщения от себя. Это позволяет диалогу не угаснуть на старте.

Наблюдения

Важная задача в любом конфликте — отсечь эмоции, ярлыки и осуждение от объективных факторов, работать только с фактами. Иначе человек услышит только критику и не воспримет другую информацию.

Чтобы научиться это делать, рассмотрим инструмент Ф — И — О — Э, где:

Ф — факты,

И — интерпретации,

О — оценки,

Э — эмоции.

Посмотрим на еще один пример — сообщение, которое под впечатлением от тяжелого рабочего дня тимлид Маша написала своей подруге Лизе.

Препарируем сообщение на составные части. Чтобы прийти к фактам и не оставить ничего «лишнего», раскрутим цепочку Ф — И — О — Э с конца.

Эмоции:

  • У меня был ужасный день;

  • Я одновременно зла, разочарована и не понимаю, как работать дальше.

Оценки:

  • Меня так подставила Соня;

  • Она стала жутко безответственной в последнее время.

Интерпретации:

  • Уверена, коллеги теперь считают меня плохим сотрудником;

  • О чем она только думала?

  • Может, в личной жизни проблемы?
  • Она делает вид, что ничего не произошло.

Факты:

  • Соня сдала свою часть аналитики за пять минут до дедлайна;
  • Маша задержала отправку общего отчета.

Когда ситуация разложена по полочкам, посмотрите на нее со стороны — так, словно вы в ней не участвуете. И сконцентрируйтесь на фактах.

Потребности

Помните, с чего мы начинали? Согласно Розенбергу, мы радуемся, если удовлетворяем потребности, и злимся, если этого не происходит. В конфликте часто кажется, что потребности исключают друг друга: я либо выиграю и получу все, либо проиграю и не получу ничего. Но очень часто у двух сторон конфликта одна потребность — и это объединяет в сложной ситуации.

Позиции всегда лежат на поверхности конфликта, тогда как потребности — его ядро.

На картинке выше — позиции наших героинь. При этом мы понимаем, что за такими словами кроется интерес Сони в самостоятельности и интерес Маши — в уверенности и спокойствии. Потребность же у героинь одна — наладить рабочие процессы так, чтобы все было сделано качественно и в срок.

Старайтесь докопаться до истинных потребностей и перешагивать через позиции — только так можно разрешить конфликт.

Просьбы

Когда люди не выполняют нашу просьбы, это злит и раздражает. Но чаще всего это происходит не из-за злого умысла, а из-за непонимания. Люди не знают, что именно нам нужно и как это лучше сделать.

Чтобы не допускать таких ситуаций, объясните свою просьбу. Сформулируйте ее конкретно и однозначно.

Как это работает:

  • Человек может не догадываться, что что-то идет не так.

  • Ваша задача — показать, как облегчить жизнь себе и коллегам.

  • Для этого избегайте абстрактных понятий.

Формулировать просьбы внятно и отвечать отказом на сомнительные предложения поможет ассертивность. Это умение самостоятельно регулировать свое поведение и отвечать за него вне зависимости от оценок и влияния других людей.

Ассертивный стиль поведения подразумевает, что вы:

  • четко осознаете, чего хотите и что ощущаете;

  • принимаете решение, абстрагировавшись от эмоций;

  • ищете поддержку в аргументах, а не чувствах;

  • можете просчитать, какую реакцию вызовет у окружающих ваше поведение;

  • стараетесь заботиться о чувствах других;

  • реагируете не так, как будет проще или как ждут окружающие, а так, как вам кажется наиболее разумным и осмысленным.

Ассертивное поведение — золотая середина между пассивным и агрессивным стилем.

Развить ассертивность поможет аудит дня. Перед сном возьмите телефон или блокнот с ручкой и выпишите все события, на которые в течение дня потратили больше 15 минут. При анализе каждого отвечайте на вопросы:

  • Я хотел это делать?
  • Я заметил, что делаю это?
  • Я точно говорил то, что думаю?
  • Я делал то, что считаю правильным?

Это поможет подходить к любому действию с большей осознанностью и не терять время на то, что по каким-то причинам не хочется делать.

Вернемся к нашим героям?

Если бы Маша владела навыками ненасильственного общения, то она бы не стала ждать, когда ситуация выйдет из-под контроля, и не злилась бы на Соню после. Она бы написала сообщение в момент неопределенности и предложила такие варианты:

Чем этот вариант лучше того, в котором Маша называет Соню безответственной?

  • Маша опирается на факты.
  • Она вербализует эмоции и объясняет их причину.
  • Соня чувствует поддержку и понимает, что ошибаться не страшно.
  • Коллеги вместе решают проблему.

Четыре совета, которые помогут избежать лишних эмоций в конфликте и скорее его разрешить

  • В конфликте вы не друг против друга, а вместе против проблемы. Помните об этом, чтобы сохранить отношения.
  • Если бы это не было важно для вас обоих, вы бы не конфликтовали. Проанализируйте любую ситуацию, в которую вовлекались эмоционально. Разве вы не прошли бы мимо, если не интересовал предмет конфликта? Ваш партнер думает то же самое.
  • Позиции могут показаться взаимоисключающими, но потребность почти всегда одна. Нужно лишь докопаться до нее сквозь толщу эмоций.
  • Прорабатывайте не только свои эмоции, но и чувства партнера. В этом помогут такие инструменты, как словарь эмоций, «Я — высказывание», Факт — Интерпретация — Оценка — Эмоция и аудит дня. Как они работают, подробно описали выше.

А как вы обычно решаете сложности в рабочей коммуникации? Поделитесь кейсами в комментариях — обсудим.

Подпишитесь на блог Selectel, чтобы не пропустить обзоры, новости, кейсы и полезные гайды из мира IT.

Читайте также:

0
83 комментария
Написать комментарий...
Артем Шатов

Привет, коллеги.
Много комментариев к статье выражают пренебрежение к принципам ненасильственного общения.
Я боюсь, что некоторые моменты понятия неправильно поняты.

Эмоция, которую испытывает Маша, это тоже факт. Согласно принципам об этом необходимо сообщить собеседнику. Поэтому выражайте свои эмоции. Просто подкорректируйте формулировки.
"Как ты меня бесишь дура" замените на "я все время боюсь, что ты меня снова подведешь".

Ещё один важный момент, что ненасильственное общение это навык. Этот навык надо тренировать, если он не был привит нам при воспитании. В комментариях об этом ловко подметили, что на постсоветском пространстве любую критику встречают защитной агрессией. Я, например, не исключение.

В контексте примера, я бы Соне постарался сказать так:
Соня, ты сдала мне отчёт с опозданием. всю ночь я делал итоговый отчёт, потому что я боялся что не успею сдать его утром.
Мне хочется чтобы работа была спокойной, стабильной и приносила радость.
Поэтому сдавай свои задачи раньше, либо заблаговременно сообщай мне о том что не сможешь сделать вовремя задачи. Это даст мне возможность маневрировать перед начальством и сэкономит кучу нервов мне и тебе. Что скажешь, Соня?

Немного душно и наигранно. Но я старалася передать суть.

И ещё ненасильственное общение это не только про конфликты. Но об этом лучше уже книгу прочитать.

Ответить
Развернуть ветку
kir.st

"Я все время боюсь" есть устойчивая пессимистичная настройка, выражающаяся в формировании личной подавленности, которая не заменяет "Как ты меня бесишь, дура" и не решает вопроса трансформации формы выражения.

Ваше предложение Соне - это больше не предложение, а, скорее, попытка склонить её к своим хотелкам.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Шатов

Отличная и интересная критика. Готов дискутировать по теме.

1. Я сообщаю эмоцию - я боюсь. Соня об этом может не знать. А мои предложения воспринимать как докапывания. Ведь с позиции сони все хорошо, и причин волноваться нет. Теперь она знает о моих переживаниях.
2. Полностью согласен, что это выглядит как манипуляция. Но я хотел ей предложить решение проблемы. В реальности, я бы предложил Соне самой найти решение. Возможно она предложит тоже самое или что-то лучше. Тогда останется только согласиться.
Ну и Соня подчинённый. Ничего плохого в том что я хочу ее склонить к моим хотелкам не вижу.

Ответить
Развернуть ветку
Шерут Лахохот

Мне кажется, что Соня не должна волноваться об эмоциях тимлида (боюсь, волнуюсь, плакал 10 минут) . Она должна переживать что подвела команду и нагрузила тимлида. Она должна переживать чтобы такого больше не повторилось. Поэтому, тимлидом обозначаются факты и в диалоге выясняется как сделать так, чтобы Соня все успевала, какая ей помощь нужна в этом.

Потому, что взрослый человек должен уметь справляться со своими эмоциями сам. По идее.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Шатов

Хорошо. Ваше предположение, что Соня должна волноваться чтобы это не повторилось. Вы бы точно волновались. Я уверен в этом.
А вдруг Соня не волнуется? Уточните, что вы скажите когда приедете? Что вы бы делали после развития такой ситуации?

Ответить
Развернуть ветку
kir.st

1. "Я боюсь" и "я все время боюсь" кардинально отличаются по своему выражению. Одно временно, второе - устойчиво, вне зависимости от обстоятельств.
То, что Вы хотите заменить одну эмоцию на другую - тоже не совсем понятно. Раздражение и страх - это координально разные эмоции:)
При выражении эмоции важно объяснить её и себе и собеседнику, иначе получается обрывистая фраза.
Люди часто выражают эмоции незаконченно, потому что с детства не было показано полноценное выражение.
Вдобавок, если заходить глубже в механизм транслирования своих переживаний, то мы говорим ровно то и ровно так (какие слова, порядок слов), как настроены.
Селигман очень точно написал про это.

2. Договор и манипуляция - разные берега.
Ваш вариант - да, имеет место быть, как вариант.
Только, если учитывать, что она подписала (согласилась) трудовой договор, где четко прописаны ее обязанности, то здесь важно напоминание данного факта договоренности, где она выполняет Ваши указания.
Если договор откинуть в сторону, тогда в Вашем примере предложения нет самого слова "предлагаю тебе". Это кажется мелочью, но слышится совершенно иначе - уважительно, и работает соответственно. Ведь отношение к нам строится ровно таким же образом, как наше к окружению. Когда мы пропускаем детали уважения, то ненароком тригеримся на такие случаи во вне.

Ответить
Развернуть ветку
80 комментариев
Раскрывать всегда