{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

50+ собеседований и фейковые маркетологи: как я искал того, кто поможет продвинуть IT-стартап

Я разработчик и делаю планировщик встреч. Первая версия была в виде телеграм-бота, которым никто не стал пользоваться. Несмотря на это, я продолжил верить в идею, изменил формат продукта и решил найти маркетолога, который поможет мне в продвижении. Поиск и найм оказались тем еще квестом! Рассказываю, как провел 50+ собеседований и зачем нанял сразу двух сотрудников на одну и ту же позицию.

Привет! С вами снова Роман Рабочий. В предыдущей статье я рассказывал, как создавал новый сервис для планирования онлайн-встреч. Он нужен, чтобы быстро договариваться о созвонах: в один клик в мессенджере отправить ссылку на свое расписание, чтобы собеседник забронировал день и время встречи, а ее данные автоматически упали всем участникам на почту и в календари.

Мне казалось, достаточно сделать хороший продукт, и на него будет спрос, но нет. Я сделал два варианта: сначала телеграм-бота, а потом планировщик, который работал как функция уже известной Маши-секретаря. С ботом никто не хотел общаться, планировщик тоже не подключали.

Я застрял. Не понимал, как и кому продвигать сервис дальше, поэтому решил нанять маркетолога.

Утонул в сотнях откликов, зато убедился, что планировщик — нужная для HR вещь

Изначально я про маркетинг вообще ничего не знал — думал, что эта штука нужна плохим продуктам, а мой планировщик не такой. Мне достаточно как-то хитро настроить рекламу, нагнать туда пользователей, и он сразу продастся. Такая инженерная корона на голове была.

Еще я никогда не нанимал людей: разработчики попадали в команду по знакомству. Так что история с поиском нового специалиста стала двойным стрессом.

Я посмотрел вакансии маркетологов и рекламщиков на сайте поиска работы. Нашел варианты, которые мне подходили, и скопировал текст к себе. Требования к кандидатам были соответствующие: настройка рекламных кампаний, SMM, конверсии, отчетность.

Дальше начался ад: откликов была просто бездна, а я очень надеялся, что люди будут приходить постепенно. Хорошо, что сразу сообразил, как всё организовать через свой же планировщик:

  • Задал в нем временные слоты, когда готов собеседовать людей. На одну встречу заложил 30 минут.
  • На сайте, где разместил вакансию, заранее написал шаблон ответа и настроил автоответы соискателям.
  • В шаблон ответа добавил ссылку на свое расписание.

Так я быстро разобрал отклики, отметил нужных кандидатов и одной кнопкой отправил всем автоответ. Они сами бронировали время в расписании — мне больше не нужно было ничего делать.

Но в первый день случилось непредвиденное. Ко мне в Zoom пришли 10 человек подряд без перерывов — я не предусмотрел их в своем расписании. Это был ужасный опыт! Уже на следующий день я всё исправил: сделал встречи длиннее и добавил свободное время.

Стало легче, и я еще раз убедился, что планировщик просто бомба, идеальный сервис для рекрутинга. Он экономил мне кучу времени и избавлял от десятка обсуждений и переносов.

За 50 собеседований так и не нашел подходящего специалиста, но понял, кто именно мне нужен

Через пару дней я получил первое представление о маркетологах. Всех, с кем успел пообщаться, условно разделил на две категории:

  • Вчерашние выпускники инфокурсов. У них совершенно не связанное с маркетингом образование (был даже физик-ядерщик) и сертификат от онлайн-школы. «Специалисты» с нулевым или вовсе выдуманным коммерческим опытом.
  • Прожженные рекламщики. Сыплют непонятными терминами и хорошо умеют в настройку контекстной и таргетированной рекламы. Как только я начинал их спрашивать, как они видят продвижение, эти ребята рассказывали мне, что настроят рекламную кампанию в Яндексе или ВК.

Среди всех кандидатов нашлись единицы, которые объяснили, что рано вливать деньги в рекламу. Они в первую очередь спрашивали, что у меня за продукт и для кого, а я не мог внятно ответить.

Стало понятно, что настройка рекламы не поможет, пока нет понимания, кому продавать.

Нужно сначала определиться, для кого планировщик: исследовать аудиторию, декомпозировать продукт, разобрать его по винтикам и собрать заново. И разработать стратегию продвижения.

Я знал, что этим занимаются продуктовые маркетологи, и поменял название вакансии и список требований: вместо спеца по рекламным кабинетам стал искать человека, который умеет в исследования, целевые аудитории, анализ потребностей, ценностные предложения и позиционирование.

Наконец на собеседование начали приходить люди с нужным опытом и навыками.

Посмотрел еще 30 кандидатов и нанял двоих одновременно

Не спешите ругать меня за это в комментариях — сейчас объясню, как так получилось.

На первой встрече с кандидатом я моделировал ситуацию: «У меня есть проект, планировщик встреч. Не знаю, как его продвигать. С чего нужно начать?»

Если человек понимал, о чем речь, потому что заранее изучил сайт или почитал про нас статьи в интернете, это сразу давало ему + 10 очков. Тех, кто просил рассказать о продукте с нуля, я отсеивал.

Неожиданный факт. Только 5% людей приходили на первый созвон подготовленными. Им я предлагал пообщаться еще раз.

На втором собеседовании я уже ждал примерных идей: что мы будем делать с проектом через месяц, три месяца, полгода. Детальный план не требовал, мне было достаточно понять, как специалист видит развитие в общих чертах. Пока обсуждали идеи, я смотрел, как человек общается и формулирует мысли, — те самые софт-скиллы.

По итогу двух этапов среди всех кандидатов я отметил двоих: они заранее изучили мой стартап, хорошо подготовились к собеседованиям и при этом были комфортными в общении.

Я не мог выбрать, поэтому решил взять обоих. Они ничего друг о друге не знали, а на случай, если оба окажутся хороши в деле, у меня был план: одного оставить продвигать планировщик, а второго перевести на проект «Маша-секретарь». Вариант смены проекта я заранее обсудил с каждым из них.

Один маркетолог оказался халтурщиком и пытался подсунуть мне чужую стратегию

В первый месяц ребята должны были написать стратегию продвижения и презентовать ее.

Я был постоянно на связи, но один маркетолог сказал, что лишний контроль не нужен, потому что он профи. Пообещал, что в конце первой недели покажет часть работы на созвоне. В назначенный день он не вышел на связь. Это повторилось и в конце второй недели — так меня несколько раз кормили завтраками.

В итоге он принес стратегию, но я увидел в ней нелепые ошибки. Например, на одном из слайдов было написано про «большие издержки хранения на складе» — откуда они у разработчиков SaaS-продукта?

Это было явной халтурой: маркетолог взял другую стратегию, что-то в ней поправил, а про издержки просто забыл удалить.

Неприятно было поймать профи на таком. Человек получил зарплату за месяц, но на следующий день после презентации я предложил разойтись, и он не возражал.

В итоге работать с нами остался второй маркетолог, Макс. Он оказался системным и последовательным специалистом, хотя поначалу у меня были сомнения — очень смущала его несерьезная аватарка в телеграме.

Макс Кравец

Рома обозначил, что мы будем заниматься планировщиком, уже на первой встрече. С такими продуктами я никогда не работал, поэтому попросил время подумать. Изучил лендинг, потестил планировщик, и мне зашло.

Я составил список вопросов, посмотрел в Вордстат и накидал примерный план действий: изучить нишу, конкурентов, отстроить продукт от них и пойти в тесты на поиски рабочих рекламных каналов. Еще собрал примерный медиаплан на основе опыта и бенчей по категории продукта.

Дальше мы с Ромой проделали огромную аналитическую работу и составили стратегию. В процессе поняли, что планировщику нужен другой формат. Это должен быть самостоятельный продукт, а не функционал Маши-секретаря, и продвигать его нужно на другую аудиторию.

В этот момент мы снова вернулись к идее с ботом-ассистентом. Но теперь главная мысль была в том, чтобы вместо людей, которые просят о встрече, предложить его тем, кто эту встречу создает. Они точно будут рады им пользоваться, потому что это личный помощник, который с ними заодно и помогает в планировании.

Это был совершенно новый подход, внезапный поворот развития продукта — в стартапах он называется «пивот». Мы наконец начали привлекать пользователей, а как именно, расскажу в следующей статье.

Попробовать Планёрку в деле 🚀🚀🚀

0
227 комментариев
Написать комментарий...
Максим

"очень смущала его несерьезная аватарка в телеграме"

Это вот прям серьезно? Аватарка вызвала сомнения в квалификации?)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Ну бывает такое, что поделать. Он рокер. А рокеры у меня раньше ассоциировались с патибасами, тусовками, и беспробудным пьянством.
Предрассудки сэр.
Исправляюсь...

Ответить
Развернуть ветку
Максим

"Он рокер. А рокеры у меня раньше ассоциировались с патибасами, тусовками, и беспробудным пьянством"

Не, просто интересно, как это связано с его профессионализмом? С точки зрения нанимателя. Я вот например классический пример того, о чем Вы написали - я весь в татухах, и не прочь в субботний вечер алкогольном угаре послэмиться на рок-концерте. А еще я в круге моих увлечений пулевая стрельба, хардбол и прочий экстрим, типа прыжков с парашютом. Как это мешает профессионализму?)

Ничего не хочу сказать, но периодически сталкиваясь с подобными предрассудками, я стал максимально закрывать свою жизнь, которая проходит вне периодов с 9 до 18 по будням.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Ну понимаете, есть животные инстинкты. Они предписывает нам дружить с теми кто на нас похож. Читай приглашать в свою стаю.

А кто не похож тот враг.

Эта штука прописана в нас миллионами лет эволюции. Победить это невозможно, но этим можно управлять.

У меня есть совершенно шикарная история, про то как 90% мужчин в компании в которой я работал ненавидела сотрудника открытого гея. А он был в моей команде инженеров, и я считал его отличным спецом и мне было плевать что он там делает в нерабочее время. Но всех остальных это почему то триггерило.

Человеки, они несовершенны...

Ответить
Развернуть ветку
Рэдрик Шухарт

Просто вы и тут расписываетесь в том, что нихера не понимаете ни в сотрудниках, ни в людях.

Во-первых, рокеры заведомо имеют выше уровень интеллекта и кругозора. На эту тему уже был миллиард исследований. Традиционно наиболее высокий интеллект показывают любители классики, металла и джаза-блюза, а на дне всегда любители трендового рэпа, гангста-рэпа и криминальной музыки (в случае с СНГ - блатняка).

Во-вторых, не надо читать такие исследования, достаточно просто поработать в разных коллективах пару лет, чтобы повстречаться с этими самыми рокерами и понять что они обычно либо реально крутые умные ребята, либо вообще на руководящих должностях. Дадада, юзернейм, твой генеральный директор с вероятностью 90% слушает в машине Deep Purple, Metallica и Iron Maiden, а в отпуск летает на рок-фест в Европу.

В-третьих, в айти и маркетинге рокеров примерно почти-все. По моему опыту работы в 3 крупных айти-компаниях за последние 6 лет, рокеры почти все. Ни одного любителя "йоу-йоу, тёлки-шмаль-тачки, йоу-йоу, я делаю крутой рэп" не было замечено. Разбавляют металхэдов и рокеров только непритязательный любители клубняка.

(А еще, кстати, в айти последнее время дохера анимешников, не дай бох вам увидеть у кого-нибудь анимешную аватарку в телеграме - бегите подальше от этого человека с интеллектом выше среднего и широким кругозором!)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Но блин не понимаю как в коллективе где все слушают рэпчик может затесаться рокер...

Ответить
Развернуть ветку
Рэдрик Шухарт

Справедливо. Не может затесаться.
Чё ему делатать с вами, одноклеточными?
Будет как в том меме про знакомство с девушкой: ему с вами скучно, а вам с ним непонятно.

Я вот коллектив любителей рэпчика встречал только когда в 16 лет на каникулах пошел работать на склад грузчиком. У меня было именно так. Если бы устроился к вам и узнал, что вы все такие, то свинтил бы достаточно быстро. В коллективе должен быть флоу и один уровень у людей. Тут вы правы - подбирайте себе подобных. По вечерам будете вместе тимбилдиться с каликом из багажника тачки на какой-нибудь площади в городе. Наболтаете Мияги, покайфуете под бархатные тяги.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Рэдрик Шухарт

Если чё, про деление из-за музыкального вкуса и внешности (!) начал автор. И своими постами и комментами тут только подтверждает научные выводы про любителей репа)))

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Попробовал посмотреть ваши посты.
Но не нашел...

Ответить
Развернуть ветку
224 комментария
Раскрывать всегда