{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

50+ собеседований и фейковые маркетологи: как я искал того, кто поможет продвинуть IT-стартап

Я разработчик и делаю планировщик встреч. Первая версия была в виде телеграм-бота, которым никто не стал пользоваться. Несмотря на это, я продолжил верить в идею, изменил формат продукта и решил найти маркетолога, который поможет мне в продвижении. Поиск и найм оказались тем еще квестом! Рассказываю, как провел 50+ собеседований и зачем нанял сразу двух сотрудников на одну и ту же позицию.

Привет! С вами снова Роман Рабочий. В предыдущей статье я рассказывал, как создавал новый сервис для планирования онлайн-встреч. Он нужен, чтобы быстро договариваться о созвонах: в один клик в мессенджере отправить ссылку на свое расписание, чтобы собеседник забронировал день и время встречи, а ее данные автоматически упали всем участникам на почту и в календари.

Мне казалось, достаточно сделать хороший продукт, и на него будет спрос, но нет. Я сделал два варианта: сначала телеграм-бота, а потом планировщик, который работал как функция уже известной Маши-секретаря. С ботом никто не хотел общаться, планировщик тоже не подключали.

Я застрял. Не понимал, как и кому продвигать сервис дальше, поэтому решил нанять маркетолога.

Утонул в сотнях откликов, зато убедился, что планировщик — нужная для HR вещь

Изначально я про маркетинг вообще ничего не знал — думал, что эта штука нужна плохим продуктам, а мой планировщик не такой. Мне достаточно как-то хитро настроить рекламу, нагнать туда пользователей, и он сразу продастся. Такая инженерная корона на голове была.

Еще я никогда не нанимал людей: разработчики попадали в команду по знакомству. Так что история с поиском нового специалиста стала двойным стрессом.

Я посмотрел вакансии маркетологов и рекламщиков на сайте поиска работы. Нашел варианты, которые мне подходили, и скопировал текст к себе. Требования к кандидатам были соответствующие: настройка рекламных кампаний, SMM, конверсии, отчетность.

Дальше начался ад: откликов была просто бездна, а я очень надеялся, что люди будут приходить постепенно. Хорошо, что сразу сообразил, как всё организовать через свой же планировщик:

  • Задал в нем временные слоты, когда готов собеседовать людей. На одну встречу заложил 30 минут.
  • На сайте, где разместил вакансию, заранее написал шаблон ответа и настроил автоответы соискателям.
  • В шаблон ответа добавил ссылку на свое расписание.

Так я быстро разобрал отклики, отметил нужных кандидатов и одной кнопкой отправил всем автоответ. Они сами бронировали время в расписании — мне больше не нужно было ничего делать.

Но в первый день случилось непредвиденное. Ко мне в Zoom пришли 10 человек подряд без перерывов — я не предусмотрел их в своем расписании. Это был ужасный опыт! Уже на следующий день я всё исправил: сделал встречи длиннее и добавил свободное время.

Стало легче, и я еще раз убедился, что планировщик просто бомба, идеальный сервис для рекрутинга. Он экономил мне кучу времени и избавлял от десятка обсуждений и переносов.

За 50 собеседований так и не нашел подходящего специалиста, но понял, кто именно мне нужен

Через пару дней я получил первое представление о маркетологах. Всех, с кем успел пообщаться, условно разделил на две категории:

  • Вчерашние выпускники инфокурсов. У них совершенно не связанное с маркетингом образование (был даже физик-ядерщик) и сертификат от онлайн-школы. «Специалисты» с нулевым или вовсе выдуманным коммерческим опытом.
  • Прожженные рекламщики. Сыплют непонятными терминами и хорошо умеют в настройку контекстной и таргетированной рекламы. Как только я начинал их спрашивать, как они видят продвижение, эти ребята рассказывали мне, что настроят рекламную кампанию в Яндексе или ВК.

Среди всех кандидатов нашлись единицы, которые объяснили, что рано вливать деньги в рекламу. Они в первую очередь спрашивали, что у меня за продукт и для кого, а я не мог внятно ответить.

Стало понятно, что настройка рекламы не поможет, пока нет понимания, кому продавать.

Нужно сначала определиться, для кого планировщик: исследовать аудиторию, декомпозировать продукт, разобрать его по винтикам и собрать заново. И разработать стратегию продвижения.

Я знал, что этим занимаются продуктовые маркетологи, и поменял название вакансии и список требований: вместо спеца по рекламным кабинетам стал искать человека, который умеет в исследования, целевые аудитории, анализ потребностей, ценностные предложения и позиционирование.

Наконец на собеседование начали приходить люди с нужным опытом и навыками.

Посмотрел еще 30 кандидатов и нанял двоих одновременно

Не спешите ругать меня за это в комментариях — сейчас объясню, как так получилось.

На первой встрече с кандидатом я моделировал ситуацию: «У меня есть проект, планировщик встреч. Не знаю, как его продвигать. С чего нужно начать?»

Если человек понимал, о чем речь, потому что заранее изучил сайт или почитал про нас статьи в интернете, это сразу давало ему + 10 очков. Тех, кто просил рассказать о продукте с нуля, я отсеивал.

Неожиданный факт. Только 5% людей приходили на первый созвон подготовленными. Им я предлагал пообщаться еще раз.

На втором собеседовании я уже ждал примерных идей: что мы будем делать с проектом через месяц, три месяца, полгода. Детальный план не требовал, мне было достаточно понять, как специалист видит развитие в общих чертах. Пока обсуждали идеи, я смотрел, как человек общается и формулирует мысли, — те самые софт-скиллы.

По итогу двух этапов среди всех кандидатов я отметил двоих: они заранее изучили мой стартап, хорошо подготовились к собеседованиям и при этом были комфортными в общении.

Я не мог выбрать, поэтому решил взять обоих. Они ничего друг о друге не знали, а на случай, если оба окажутся хороши в деле, у меня был план: одного оставить продвигать планировщик, а второго перевести на проект «Маша-секретарь». Вариант смены проекта я заранее обсудил с каждым из них.

Один маркетолог оказался халтурщиком и пытался подсунуть мне чужую стратегию

В первый месяц ребята должны были написать стратегию продвижения и презентовать ее.

Я был постоянно на связи, но один маркетолог сказал, что лишний контроль не нужен, потому что он профи. Пообещал, что в конце первой недели покажет часть работы на созвоне. В назначенный день он не вышел на связь. Это повторилось и в конце второй недели — так меня несколько раз кормили завтраками.

В итоге он принес стратегию, но я увидел в ней нелепые ошибки. Например, на одном из слайдов было написано про «большие издержки хранения на складе» — откуда они у разработчиков SaaS-продукта?

Это было явной халтурой: маркетолог взял другую стратегию, что-то в ней поправил, а про издержки просто забыл удалить.

Неприятно было поймать профи на таком. Человек получил зарплату за месяц, но на следующий день после презентации я предложил разойтись, и он не возражал.

В итоге работать с нами остался второй маркетолог, Макс. Он оказался системным и последовательным специалистом, хотя поначалу у меня были сомнения — очень смущала его несерьезная аватарка в телеграме.

Макс Кравец

Рома обозначил, что мы будем заниматься планировщиком, уже на первой встрече. С такими продуктами я никогда не работал, поэтому попросил время подумать. Изучил лендинг, потестил планировщик, и мне зашло.

Я составил список вопросов, посмотрел в Вордстат и накидал примерный план действий: изучить нишу, конкурентов, отстроить продукт от них и пойти в тесты на поиски рабочих рекламных каналов. Еще собрал примерный медиаплан на основе опыта и бенчей по категории продукта.

Дальше мы с Ромой проделали огромную аналитическую работу и составили стратегию. В процессе поняли, что планировщику нужен другой формат. Это должен быть самостоятельный продукт, а не функционал Маши-секретаря, и продвигать его нужно на другую аудиторию.

В этот момент мы снова вернулись к идее с ботом-ассистентом. Но теперь главная мысль была в том, чтобы вместо людей, которые просят о встрече, предложить его тем, кто эту встречу создает. Они точно будут рады им пользоваться, потому что это личный помощник, который с ними заодно и помогает в планировании.

Это был совершенно новый подход, внезапный поворот развития продукта — в стартапах он называется «пивот». Мы наконец начали привлекать пользователей, а как именно, расскажу в следующей статье.

Попробовать Планёрку в деле 🚀🚀🚀

0
228 комментариев
Написать комментарий...
Максим

"очень смущала его несерьезная аватарка в телеграме"

Это вот прям серьезно? Аватарка вызвала сомнения в квалификации?)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Ну бывает такое, что поделать. Он рокер. А рокеры у меня раньше ассоциировались с патибасами, тусовками, и беспробудным пьянством.
Предрассудки сэр.
Исправляюсь...

Ответить
Развернуть ветку
Максим

"Он рокер. А рокеры у меня раньше ассоциировались с патибасами, тусовками, и беспробудным пьянством"

Не, просто интересно, как это связано с его профессионализмом? С точки зрения нанимателя. Я вот например классический пример того, о чем Вы написали - я весь в татухах, и не прочь в субботний вечер алкогольном угаре послэмиться на рок-концерте. А еще я в круге моих увлечений пулевая стрельба, хардбол и прочий экстрим, типа прыжков с парашютом. Как это мешает профессионализму?)

Ничего не хочу сказать, но периодически сталкиваясь с подобными предрассудками, я стал максимально закрывать свою жизнь, которая проходит вне периодов с 9 до 18 по будням.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Ну понимаете, есть животные инстинкты. Они предписывает нам дружить с теми кто на нас похож. Читай приглашать в свою стаю.

А кто не похож тот враг.

Эта штука прописана в нас миллионами лет эволюции. Победить это невозможно, но этим можно управлять.

У меня есть совершенно шикарная история, про то как 90% мужчин в компании в которой я работал ненавидела сотрудника открытого гея. А он был в моей команде инженеров, и я считал его отличным спецом и мне было плевать что он там делает в нерабочее время. Но всех остальных это почему то триггерило.

Человеки, они несовершенны...

Ответить
Развернуть ветку
Рэдрик Шухарт

Просто вы и тут расписываетесь в том, что нихера не понимаете ни в сотрудниках, ни в людях.

Во-первых, рокеры заведомо имеют выше уровень интеллекта и кругозора. На эту тему уже был миллиард исследований. Традиционно наиболее высокий интеллект показывают любители классики, металла и джаза-блюза, а на дне всегда любители трендового рэпа, гангста-рэпа и криминальной музыки (в случае с СНГ - блатняка).

Во-вторых, не надо читать такие исследования, достаточно просто поработать в разных коллективах пару лет, чтобы повстречаться с этими самыми рокерами и понять что они обычно либо реально крутые умные ребята, либо вообще на руководящих должностях. Дадада, юзернейм, твой генеральный директор с вероятностью 90% слушает в машине Deep Purple, Metallica и Iron Maiden, а в отпуск летает на рок-фест в Европу.

В-третьих, в айти и маркетинге рокеров примерно почти-все. По моему опыту работы в 3 крупных айти-компаниях за последние 6 лет, рокеры почти все. Ни одного любителя "йоу-йоу, тёлки-шмаль-тачки, йоу-йоу, я делаю крутой рэп" не было замечено. Разбавляют металхэдов и рокеров только непритязательный любители клубняка.

(А еще, кстати, в айти последнее время дохера анимешников, не дай бох вам увидеть у кого-нибудь анимешную аватарку в телеграме - бегите подальше от этого человека с интеллектом выше среднего и широким кругозором!)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Но блин не понимаю как в коллективе где все слушают рэпчик может затесаться рокер...

Ответить
Развернуть ветку
Рэдрик Шухарт

Справедливо. Не может затесаться.
Чё ему делатать с вами, одноклеточными?
Будет как в том меме про знакомство с девушкой: ему с вами скучно, а вам с ним непонятно.

Я вот коллектив любителей рэпчика встречал только когда в 16 лет на каникулах пошел работать на склад грузчиком. У меня было именно так. Если бы устроился к вам и узнал, что вы все такие, то свинтил бы достаточно быстро. В коллективе должен быть флоу и один уровень у людей. Тут вы правы - подбирайте себе подобных. По вечерам будете вместе тимбилдиться с каликом из багажника тачки на какой-нибудь площади в городе. Наболтаете Мияги, покайфуете под бархатные тяги.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Вот радует что мы с вами пришли к консенсусу...

Ответить
Развернуть ветку
Carvo Ottona

Нормально ты штампы налепил на незнакомых тебе людей. "Знач так, ты слушаешь рэп, поэтому ты говно. А ты слушаешь рок, и я сразу хочу от тебя детей". Теперь я знаю, как определить человека с IQ выше среднего - это когда мгновенно делят людей по музыкальным вкусам на "реально крутых умных ребят" и "одноклеточных". Мда...

Ответить
Развернуть ветку
Рэдрик Шухарт

Если чё, про деление из-за музыкального вкуса и внешности (!) начал автор. И своими постами и комментами тут только подтверждает научные выводы про любителей репа)))

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Попробовал посмотреть ваши посты.
Но не нашел...

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Вообще разделение по музыкальным вкусам/командам, за которые болеешь и к какой субкультуре относишься - это удел тупорылых малолеток. В 90-е было такое - надписи по всем подъездам "рэп - кал" и т.п. Помню зарубы рэперов с металлистами, мясных с конями, скинхедов с сами знаете с кем. И это было не просто подраться 1 на 1 или 5 на 5, это были конкретные бойни арматурами и бутылками, район на район.

Сейчас это дико наблюдать, особенно со стороны взрослых людей, которые планируют развивать стартапы. Не хотелось бы, чтобы подобное возвращалось в новом формате.

Вообще при отборе сотрудников нужно на законодательном уровне запрещать собирать информацию о семейном положении и деятельности в нерабочее время. Если я днем за оплаченное время выполняю поставленные задачи - то в рамках этого проекта никого не должно волновать, что я делаю после работы и какие у меня убеждения.

Ответить
Развернуть ветку
Рэдрик Шухарт

Я однажды видел подбор по знакам зодиака. Не вру. Реально сидел такой взрослый важный дядя гендиректор и у меня на глазах на полном серьезе откладывал распечатку с резюме в сторону со словами "хороший программист, хороший опыт, но, блять, козерог... с козерогами мы не сработаемся. нам сюда нужны весы или рыбы". Сказать что я охерел это ничего не сказать.
В другом месте лично мне отказывали потому что нашли у меня в инсте пост про то что я голосую против ПЖиВ потому что я против коррупции. Так и сказали "вы оппозиционер, вы против нашей родины, мы не имеем права вам платить зарплату, успехов в поисках работы, попробуйте поискать вакансии на вашем этом западе!"
Это вообще клиника, слава богу что не оказался там.

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Да, такое тоже бывает. Супруге при приеме на работу раскладывали таро как-то раз)

По поводу соцсетей - я уже очень давно (с момента первых посадок за лайки) никуда ничего не пощу и у меня нет ни одного аккаунта в соцсетях с реальным именем. Если честно, то у меня только один аккаунт в вк, и то, только из-за группы с аудиокнигами. Ни друзей ни переписок у меня там нет и не будет. Возможно это тоже отталкивает потенциальных работодателей, что не могут покопаться в моей личной жизни, но это даже хорошо, т.к. нам заведомо не по пути)

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Моим самым топовым в плане трэша собеседованием было устройство в Новую Зарю на позицию сеошника в 2014 году).
По условиям:
Фикс 15000. всё)
Опоздание на 1 минуту - штраф.
Уход с работы на 1 минуту раньше - штраф.
Обеденный перерыв - 10 минут.
Опоздание с обеда - штраф.
Отпуск только за свой счет.
Больничных нет.
Оформление - черное.
Рабочее место - тормозящий комп пентиум 2, мышь своя.
Карьерный рост - отсутствует.
Непосредственный начальник - человек, который понятия не имеет о SEO и электронной коммерции в целом.
Сейчас их вакансии иногда попадаются, но за почти 10 лет сайт не изменился вообще никак. Он как был в 14 году вот такой, такой и остался. - http://novzar.ru
Сам интернет магазин вроде перебросили на Битрикс, криво натянули Аспро. Раньше он был на Джумле с Virtuemart) У крупной парфюмерной компании)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ланкевич

По речи и стилю изложения решил, что ты старше.:) Очень сдержанно.

Ответить
Развернуть ветку
Максим

"Ну понимаете, есть животные инстинкты. Они предписывает нам дружить с теми кто на нас похож."

Нет, не понимаю. Есть бизнес-задача, которую нужно решить - это понимаю. А вот если речь про животные инстинкты - то бизнес в принципе не нужен - бананы сами растут на деревьях)

Ответить
Развернуть ветку
Максим

"Но всех остальных это почему то триггерило."

Это называется гомофобия. Готов поспорить, что триггерило в основном мужскую часть коллектива, у которых есть определенные девиации и латентность. Проще говоря, такие максимально брутальные персонажи, но до смерти боящиеся что их могут использовать в качестве тёлки)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

Рад что меня не триггерило ))

Ответить
Развернуть ветку
225 комментариев
Раскрывать всегда