50+ собеседований и фейковые маркетологи: как я искал того, кто поможет продвинуть IT-стартап
Я разработчик и делаю планировщик встреч. Первая версия была в виде телеграм-бота, которым никто не стал пользоваться. Несмотря на это, я продолжил верить в идею, изменил формат продукта и решил найти маркетолога, который поможет мне в продвижении. Поиск и найм оказались тем еще квестом! Рассказываю, как провел 50+ собеседований и зачем нанял сразу двух сотрудников на одну и ту же позицию.
Привет! С вами снова Роман Рабочий. В предыдущей статье я рассказывал, как создавал новый сервис для планирования онлайн-встреч. Он нужен, чтобы быстро договариваться о созвонах: в один клик в мессенджере отправить ссылку на свое расписание, чтобы собеседник забронировал день и время встречи, а ее данные автоматически упали всем участникам на почту и в календари.
Мне казалось, достаточно сделать хороший продукт, и на него будет спрос, но нет. Я сделал два варианта: сначала телеграм-бота, а потом планировщик, который работал как функция уже известной Маши-секретаря. С ботом никто не хотел общаться, планировщик тоже не подключали.
Я застрял. Не понимал, как и кому продвигать сервис дальше, поэтому решил нанять маркетолога.
Утонул в сотнях откликов, зато убедился, что планировщик — нужная для HR вещь
Изначально я про маркетинг вообще ничего не знал — думал, что эта штука нужна плохим продуктам, а мой планировщик не такой. Мне достаточно как-то хитро настроить рекламу, нагнать туда пользователей, и он сразу продастся. Такая инженерная корона на голове была.
Еще я никогда не нанимал людей: разработчики попадали в команду по знакомству. Так что история с поиском нового специалиста стала двойным стрессом.
Я посмотрел вакансии маркетологов и рекламщиков на сайте поиска работы. Нашел варианты, которые мне подходили, и скопировал текст к себе. Требования к кандидатам были соответствующие: настройка рекламных кампаний, SMM, конверсии, отчетность.
Дальше начался ад: откликов была просто бездна, а я очень надеялся, что люди будут приходить постепенно. Хорошо, что сразу сообразил, как всё организовать через свой же планировщик:
- Задал в нем временные слоты, когда готов собеседовать людей. На одну встречу заложил 30 минут.
- На сайте, где разместил вакансию, заранее написал шаблон ответа и настроил автоответы соискателям.
- В шаблон ответа добавил ссылку на свое расписание.
Так я быстро разобрал отклики, отметил нужных кандидатов и одной кнопкой отправил всем автоответ. Они сами бронировали время в расписании — мне больше не нужно было ничего делать.
Но в первый день случилось непредвиденное. Ко мне в Zoom пришли 10 человек подряд без перерывов — я не предусмотрел их в своем расписании. Это был ужасный опыт! Уже на следующий день я всё исправил: сделал встречи длиннее и добавил свободное время.
Стало легче, и я еще раз убедился, что планировщик просто бомба, идеальный сервис для рекрутинга. Он экономил мне кучу времени и избавлял от десятка обсуждений и переносов.
За 50 собеседований так и не нашел подходящего специалиста, но понял, кто именно мне нужен
Через пару дней я получил первое представление о маркетологах. Всех, с кем успел пообщаться, условно разделил на две категории:
- Вчерашние выпускники инфокурсов. У них совершенно не связанное с маркетингом образование (был даже физик-ядерщик) и сертификат от онлайн-школы. «Специалисты» с нулевым или вовсе выдуманным коммерческим опытом.
- Прожженные рекламщики. Сыплют непонятными терминами и хорошо умеют в настройку контекстной и таргетированной рекламы. Как только я начинал их спрашивать, как они видят продвижение, эти ребята рассказывали мне, что настроят рекламную кампанию в Яндексе или ВК.
Среди всех кандидатов нашлись единицы, которые объяснили, что рано вливать деньги в рекламу. Они в первую очередь спрашивали, что у меня за продукт и для кого, а я не мог внятно ответить.
Нужно сначала определиться, для кого планировщик: исследовать аудиторию, декомпозировать продукт, разобрать его по винтикам и собрать заново. И разработать стратегию продвижения.
Я знал, что этим занимаются продуктовые маркетологи, и поменял название вакансии и список требований: вместо спеца по рекламным кабинетам стал искать человека, который умеет в исследования, целевые аудитории, анализ потребностей, ценностные предложения и позиционирование.
Наконец на собеседование начали приходить люди с нужным опытом и навыками.
Посмотрел еще 30 кандидатов и нанял двоих одновременно
Не спешите ругать меня за это в комментариях — сейчас объясню, как так получилось.
На первой встрече с кандидатом я моделировал ситуацию: «У меня есть проект, планировщик встреч. Не знаю, как его продвигать. С чего нужно начать?»
Если человек понимал, о чем речь, потому что заранее изучил сайт или почитал про нас статьи в интернете, это сразу давало ему + 10 очков. Тех, кто просил рассказать о продукте с нуля, я отсеивал.
На втором собеседовании я уже ждал примерных идей: что мы будем делать с проектом через месяц, три месяца, полгода. Детальный план не требовал, мне было достаточно понять, как специалист видит развитие в общих чертах. Пока обсуждали идеи, я смотрел, как человек общается и формулирует мысли, — те самые софт-скиллы.
По итогу двух этапов среди всех кандидатов я отметил двоих: они заранее изучили мой стартап, хорошо подготовились к собеседованиям и при этом были комфортными в общении.
Я не мог выбрать, поэтому решил взять обоих. Они ничего друг о друге не знали, а на случай, если оба окажутся хороши в деле, у меня был план: одного оставить продвигать планировщик, а второго перевести на проект «Маша-секретарь». Вариант смены проекта я заранее обсудил с каждым из них.
Один маркетолог оказался халтурщиком и пытался подсунуть мне чужую стратегию
В первый месяц ребята должны были написать стратегию продвижения и презентовать ее.
Я был постоянно на связи, но один маркетолог сказал, что лишний контроль не нужен, потому что он профи. Пообещал, что в конце первой недели покажет часть работы на созвоне. В назначенный день он не вышел на связь. Это повторилось и в конце второй недели — так меня несколько раз кормили завтраками.
В итоге он принес стратегию, но я увидел в ней нелепые ошибки. Например, на одном из слайдов было написано про «большие издержки хранения на складе» — откуда они у разработчиков SaaS-продукта?
Неприятно было поймать профи на таком. Человек получил зарплату за месяц, но на следующий день после презентации я предложил разойтись, и он не возражал.
В итоге работать с нами остался второй маркетолог, Макс. Он оказался системным и последовательным специалистом, хотя поначалу у меня были сомнения — очень смущала его несерьезная аватарка в телеграме.
В этот момент мы снова вернулись к идее с ботом-ассистентом. Но теперь главная мысль была в том, чтобы вместо людей, которые просят о встрече, предложить его тем, кто эту встречу создает. Они точно будут рады им пользоваться, потому что это личный помощник, который с ними заодно и помогает в планировании.
Это был совершенно новый подход, внезапный поворот развития продукта — в стартапах он называется «пивот». Мы наконец начали привлекать пользователей, а как именно, расскажу в следующей статье.
"очень смущала его несерьезная аватарка в телеграме"
Это вот прям серьезно? Аватарка вызвала сомнения в квалификации?)
Ну бывает такое, что поделать. Он рокер. А рокеры у меня раньше ассоциировались с патибасами, тусовками, и беспробудным пьянством.
Предрассудки сэр.
Исправляюсь...
"Он рокер. А рокеры у меня раньше ассоциировались с патибасами, тусовками, и беспробудным пьянством"
Не, просто интересно, как это связано с его профессионализмом? С точки зрения нанимателя. Я вот например классический пример того, о чем Вы написали - я весь в татухах, и не прочь в субботний вечер алкогольном угаре послэмиться на рок-концерте. А еще я в круге моих увлечений пулевая стрельба, хардбол и прочий экстрим, типа прыжков с парашютом. Как это мешает профессионализму?)
Ничего не хочу сказать, но периодически сталкиваясь с подобными предрассудками, я стал максимально закрывать свою жизнь, которая проходит вне периодов с 9 до 18 по будням.
Ну понимаете, есть животные инстинкты. Они предписывает нам дружить с теми кто на нас похож. Читай приглашать в свою стаю.
А кто не похож тот враг.
Эта штука прописана в нас миллионами лет эволюции. Победить это невозможно, но этим можно управлять.
У меня есть совершенно шикарная история, про то как 90% мужчин в компании в которой я работал ненавидела сотрудника открытого гея. А он был в моей команде инженеров, и я считал его отличным спецом и мне было плевать что он там делает в нерабочее время. Но всех остальных это почему то триггерило.
Человеки, они несовершенны...
Просто вы и тут расписываетесь в том, что нихера не понимаете ни в сотрудниках, ни в людях.
Во-первых, рокеры заведомо имеют выше уровень интеллекта и кругозора. На эту тему уже был миллиард исследований. Традиционно наиболее высокий интеллект показывают любители классики, металла и джаза-блюза, а на дне всегда любители трендового рэпа, гангста-рэпа и криминальной музыки (в случае с СНГ - блатняка).
Во-вторых, не надо читать такие исследования, достаточно просто поработать в разных коллективах пару лет, чтобы повстречаться с этими самыми рокерами и понять что они обычно либо реально крутые умные ребята, либо вообще на руководящих должностях. Дадада, юзернейм, твой генеральный директор с вероятностью 90% слушает в машине Deep Purple, Metallica и Iron Maiden, а в отпуск летает на рок-фест в Европу.
В-третьих, в айти и маркетинге рокеров примерно почти-все. По моему опыту работы в 3 крупных айти-компаниях за последние 6 лет, рокеры почти все. Ни одного любителя "йоу-йоу, тёлки-шмаль-тачки, йоу-йоу, я делаю крутой рэп" не было замечено. Разбавляют металхэдов и рокеров только непритязательный любители клубняка.
(А еще, кстати, в айти последнее время дохера анимешников, не дай бох вам увидеть у кого-нибудь анимешную аватарку в телеграме - бегите подальше от этого человека с интеллектом выше среднего и широким кругозором!)
Но блин не понимаю как в коллективе где все слушают рэпчик может затесаться рокер...
Справедливо. Не может затесаться.
Чё ему делатать с вами, одноклеточными?
Будет как в том меме про знакомство с девушкой: ему с вами скучно, а вам с ним непонятно.
Я вот коллектив любителей рэпчика встречал только когда в 16 лет на каникулах пошел работать на склад грузчиком. У меня было именно так. Если бы устроился к вам и узнал, что вы все такие, то свинтил бы достаточно быстро. В коллективе должен быть флоу и один уровень у людей. Тут вы правы - подбирайте себе подобных. По вечерам будете вместе тимбилдиться с каликом из багажника тачки на какой-нибудь площади в городе. Наболтаете Мияги, покайфуете под бархатные тяги.
Вот радует что мы с вами пришли к консенсусу...
Нормально ты штампы налепил на незнакомых тебе людей. "Знач так, ты слушаешь рэп, поэтому ты говно. А ты слушаешь рок, и я сразу хочу от тебя детей". Теперь я знаю, как определить человека с IQ выше среднего - это когда мгновенно делят людей по музыкальным вкусам на "реально крутых умных ребят" и "одноклеточных". Мда...
Если чё, про деление из-за музыкального вкуса и внешности (!) начал автор. И своими постами и комментами тут только подтверждает научные выводы про любителей репа)))
Попробовал посмотреть ваши посты.
Но не нашел...
Вообще разделение по музыкальным вкусам/командам, за которые болеешь и к какой субкультуре относишься - это удел тупорылых малолеток. В 90-е было такое - надписи по всем подъездам "рэп - кал" и т.п. Помню зарубы рэперов с металлистами, мясных с конями, скинхедов с сами знаете с кем. И это было не просто подраться 1 на 1 или 5 на 5, это были конкретные бойни арматурами и бутылками, район на район.
Сейчас это дико наблюдать, особенно со стороны взрослых людей, которые планируют развивать стартапы. Не хотелось бы, чтобы подобное возвращалось в новом формате.
Вообще при отборе сотрудников нужно на законодательном уровне запрещать собирать информацию о семейном положении и деятельности в нерабочее время. Если я днем за оплаченное время выполняю поставленные задачи - то в рамках этого проекта никого не должно волновать, что я делаю после работы и какие у меня убеждения.
Я однажды видел подбор по знакам зодиака. Не вру. Реально сидел такой взрослый важный дядя гендиректор и у меня на глазах на полном серьезе откладывал распечатку с резюме в сторону со словами "хороший программист, хороший опыт, но, блять, козерог... с козерогами мы не сработаемся. нам сюда нужны весы или рыбы". Сказать что я охерел это ничего не сказать.
В другом месте лично мне отказывали потому что нашли у меня в инсте пост про то что я голосую против ПЖиВ потому что я против коррупции. Так и сказали "вы оппозиционер, вы против нашей родины, мы не имеем права вам платить зарплату, успехов в поисках работы, попробуйте поискать вакансии на вашем этом западе!"
Это вообще клиника, слава богу что не оказался там.
Да, такое тоже бывает. Супруге при приеме на работу раскладывали таро как-то раз)
По поводу соцсетей - я уже очень давно (с момента первых посадок за лайки) никуда ничего не пощу и у меня нет ни одного аккаунта в соцсетях с реальным именем. Если честно, то у меня только один аккаунт в вк, и то, только из-за группы с аудиокнигами. Ни друзей ни переписок у меня там нет и не будет. Возможно это тоже отталкивает потенциальных работодателей, что не могут покопаться в моей личной жизни, но это даже хорошо, т.к. нам заведомо не по пути)
Моим самым топовым в плане трэша собеседованием было устройство в Новую Зарю на позицию сеошника в 2014 году).
По условиям:
Фикс 15000. всё)
Опоздание на 1 минуту - штраф.
Уход с работы на 1 минуту раньше - штраф.
Обеденный перерыв - 10 минут.
Опоздание с обеда - штраф.
Отпуск только за свой счет.
Больничных нет.
Оформление - черное.
Рабочее место - тормозящий комп пентиум 2, мышь своя.
Карьерный рост - отсутствует.
Непосредственный начальник - человек, который понятия не имеет о SEO и электронной коммерции в целом.
Сейчас их вакансии иногда попадаются, но за почти 10 лет сайт не изменился вообще никак. Он как был в 14 году вот такой, такой и остался. - http://novzar.ru
Сам интернет магазин вроде перебросили на Битрикс, криво натянули Аспро. Раньше он был на Джумле с Virtuemart) У крупной парфюмерной компании)
По речи и стилю изложения решил, что ты старше.:) Очень сдержанно.
"Ну понимаете, есть животные инстинкты. Они предписывает нам дружить с теми кто на нас похож."
Нет, не понимаю. Есть бизнес-задача, которую нужно решить - это понимаю. А вот если речь про животные инстинкты - то бизнес в принципе не нужен - бананы сами растут на деревьях)
"Но всех остальных это почему то триггерило."
Это называется гомофобия. Готов поспорить, что триггерило в основном мужскую часть коллектива, у которых есть определенные девиации и латентность. Проще говоря, такие максимально брутальные персонажи, но до смерти боящиеся что их могут использовать в качестве тёлки)
Рад что меня не триггерило ))