Как получить 30 удаленных работ? Опыт 300 собеседований. 9 неочевидных советов для соискателя
Этот метод дал мне конверсию 50% из собеседования в оффер на вакансию «маркетолог» с доходом от 70к.
Меня зовут Слава, 4 года назад я работал маркетологом в агентстве. И решил поискать работу мечты на hh.ru. Я знал, что даже есть агентства, которые закрывают себе клиентов на hh.ru.
Эта уверенность помогла мне выжить 3 первых месяца безуспешных попыток: ходил на собесы, делал изнуряющие тестовые и даже получил работу, с которой сбежал через 2 недели.
Отбор вакансий
Меня интересовала только удаленка и сначала я поставил галку в hh.ru “удаленная работа”. Получил список вакансий, который быстро прочесал, начал искать, как расширить выборку. Я попробовал забивать в поиске “маркетолог удаленно” — хх автоматически выставляет такую же галку. Количество вакансий не увеличилось.
Часто эйчары и работодатели не замечают галку "удаленная работа" в интерфейсе хх, когда пишут вакансию. Поэтому, они пишут слова "удаленная работа" прямо внутри текста. Чтобы найти такие вакансии, нужен расширенный поиск. Если в нем вбить "маркетолог удаленно", хх не ставит галку поиска по "удаленной работе", а ищет именно то, что вбил в поиске. Вакансий становится в разы больше.
Отчасти, конечно, это те работодатели, которые написали:
Но часть хороших удаленных вакансий я нашел именно через такой расширенный поиск.
Отбор вакансий — самый трудоемкий этап. Я шерстил Хэдхантер ежедневно. У меня точно были проблемы на этом этапе, потому что отказов было больше ⅔. Попадались ниши, на которые я откликался на шару: инфобиз, недвижка, ремонт. Чаще всего приходил автоотказ.
Если дело доходило до созвона с эйчаром, меня спрашивали, есть ли опыт в этой сфере. Я плавал, поэтому дальше разговор не шел. Первым шагом я отказался от этих ниш.
Сейчас на хх для этого в расширенном поиске можно использовать минус-слова. Вот мои:
Конечно, тут можно было бы просто искать по нужным мне ключам и деятельности компании. Но такой поиск слишком сужает количество вакансий. Сфера деятельности компании может быть указана неправильно — часто владелец бизнеса имеет несколько разных бизнесов. А иногда вообще нанимает hr-агентство, тогда в профиле компании будет написано, что это агентство.
Вакансия маркетолога может называться по-разному. Я даже знаю анекдотичный кейс, как компания не могла 3 месяца найти маркетолога, потому что назвала вакансию "менеджер по маркетингу" и не получала просмотров. Обычно для поиска себе вакансий я использую ключи:
Теперь оставалось поправить резюме, так чтобы “мои” ниши присылали меньше отказов.
Как я поправил резюме?
Когда я мониторил ХХ, я понял, что ниш в целом не так чтоб много. Вот что в основном есть:
В некоторых у меня был твердый опыт. Поэтому я создал копии резюме с заголовками “маркетолог в <ниша>”. Таким образом я добился соответствия между запросом работодателя и тем, что хочу предложить.
Я сразу понимал, что одним заголовком не отделаюсь, поэтому в каждом резюме расписал в цифрах опыт с нишей из заголовка. Все остальное оставил кратким.
Сопроводительные письма
Я всегда писал сопроводительные. Часто эйчар дает в тексте вакансии “вопрос на внимательность”, так что там может быть односложный ответ.
Если такого теста в вакансии нет, вставляю в отклик краткую заготовку об опыте с данной нишей.
Я продолжал чесать Хэдхантер. Конечно, все равно получал какое-то количество отказов. Но теперь статистика приглашений была в мою пользу.
Работа с откликами
Приглашение на хх.ру — это все еще даже не приглашение к беседе. Часто это милостливое
Когда будете звонить, придется объяснять кто вы и зачем звоните. Конечно, сначала я так делал, но давно уже от этого отошел. Если выждать пару дней, часто эйчар сам перезванивает. В этом случае диалог сложится теплее, ведь ему больше надо.Если у вас есть опыт — вы можете себе позволить ценить его и себя заодно.
Для кандидата на маркетолога классно, когда на связь выходит не эйчар, а сразу владелец или РОП. Это сокращает собес, вы сразу переходите к насущным вопросам. А еще это значит, что начальника-маркетолога в этой компании нет.
Много приглашений содержат анкету:
Первые месяцы я заполнял такое, потом бросил. От заполненных форм я не получил ни одного приглашения. Я сделал выводы, что это трата времени в черный ящик — ты не знаешь, что они ищут, поэтому не можешь подстроиться с ответами. Более того, тут есть имитация заинтересованности со стороны работодателя: тебя как будто отобрали и похвалили, а на самом деле не затратили на это времени и рассылают эту гугл-форму по всем автоматически. При этом от тебя требуют затрат времени — обдумать вопросы и вписать ответы займет минимум 15 минут.
Разговор с эйчаром
Я отношусь к эйчарам, как к необходимому злу: на самом деле мне нужно поговорить с кем-то дальше, но чтобы меня допустили к тому разговору, нужно пройти этап эйчара. Моя задача на этом этапе просто пройти. Если я отклонюсь от цели — завалю собеседование и не узнаю, что же там дальше.
Я заваливал собесы с эйчаром на вопросе “готовы ли вы работать по времени Владивостока, так как работодатель во Владивостоке?”. Понятно, что не готов, но обсуждать это нужно не с эйчаром. А для эйчара я становлюсь просто неудобным кандидатом. Меня отсеивают, и я не получаю возможности договориться с ЛПРом. А тот все еще может оказаться договороспособным.
Иногда эйчар может давать тестовое.
Оно бывает трех видов:
- психологическое,
- маркетинговое от именитого маркетолога,
- маркетинговое про проект
Если и делать из этих трех, то только третье.
Я периодически делал психологические и маркетинговые под проект. Меня пропускали на этап дальше. Но на следующем этапе я ни разу не получил оффер. Я сделал вывод, что тут опять черный ящик и люди выбирают по непонятным критериям.
Поэтому сам сейчас говорю, что не делаю тестовых на этом этапе.
Самопрезентация на собесе
Перелом в конверсии собесов в оффер случился, когда я начал предвосхищать ожидания. Нормальный работодатель хочет, чтобы уделили внимание его бизнесу и предложили план.
Поэтому я поменял ход собеседования: вместо того, чтобы отвечать на вопросы, я сделал презентацию. В ней кратко была инфа обо мне, слайды с похожими проектами, майнд-карта каналов трафика для бизнеса, с которым собеседуюсь. Еще был анализ сайта, рекламы в директе и гугле, вк и инсте.
На анализ по готовому шаблону уходило около часа:
- 20 минут просмотреть сайт и написать 5-7 косяков
- 10 минут подобрать кейсы из готовых слайдов, хоть как-то похожие на проект
- 20 минут собрать на click.ru анализ Яндекс.Директ по конкурентам и по самому клиенту
- 10 минут на соц. сети: в таргетхантере найти рекламу, если была, в запрещенной соц. сети посмотреть библиотеку рекламы
С презентацией ломалась заготовка. Теперь я мог управлять собеседованием. А у работодателя часто не оставалось вопросов. Чаще всего он даже не хотел давать тестовое — он уже все узнал, еще и применительно к своему проекту. Если все-таки тут дают тестовое — значит что-то в презентации скорее всего было неубедительно. Тестовое на последнем этапе, конечно, надо делать.
Презентация помогла избежать перекрестного допроса в стиле “а как вы измеряете roi?”, “а как бы вы масштабировали удачную гипотезу?” и “как нанять и проконтролировать сеошника?”.
Выводы
- Поиск работы — это продажа себя. Поэтому тут можно также отслеживать и корректировать все этапы воронки: резюме, отклик, разговор с эйчаром, разговор с руководителем, тестовое.
- Научился конверсии 50% на собесе с руководителем за счет презентаций. А потом и без презентаций — у меня в голове уже был план, о чем поговорить.
- Спрос волнообразный: в декабре ищут срочно и сваливают висяки за год, в январе и до середины февраля мало хороших вакансий. К апрелю хорошие вакансии разбираются и образуется спад. Новые стартуют в мае, но “давайте после праздников”. Как ни удивительно, вполне есть спрос в июле, а в августе тухло. Для себя сделал вывод:
Я продолжаю иногда ходить на собесы — чтобы не терять форму, адекватно оценить свои зарплатные хотелки, а может даже и работу сменить когда-нибудь.
Еще по этой схеме я хорошо устроил четверых знакомых. Причем одну с нуля в маркетинге.
У вас остался вопрос "а как я успеваю работать на 30 работах?". Ответ прост – я получал оффер, а не работал там. Так что тут ответ "никак", надеюсь, вы не ждали другого)
Еще про поиск работы и работу на работе маркетологом
Эта статья – верхушка айсберга отношений между эйчаром, работодателем и работником. В этих отношениях есть внутренний конфликт: у каждой стороны свои интересы. Я начал канал в телеге по поиску работы, найму людей, работе в маркетинге и конфликтах в рамках работы.
Там уже есть несколько заметок и то ли еще будет:
Вы прочитаете: как магазин в провинции кошмарили Смешарики, почему родная сестра бизнес-партнер стала «бывшей», как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн, почему на стрелке владелец сети квест-комнат решил просто помолчать, как я столкнулся с рэкетом Пикабу в 2023 году и др. истории..
А как вообще ощущение от количества вакансий на рынке? Их реально стало меньше или с соискателями что-то не так? Многие знакомые жалуются, что найти сейчас работу в маркетинге или пиаре сильно трудно, вроде и собесы проходят, и тестовые, по 10 этапов - потом им просто не перезванивают, даже не объясняя причину. При чем люди с опытом! Такое ощущение, что чем больше опыта, тем сложнее найти нормальную работу. Это так все работодатели выбирают сейчас потому что рынок усох? И ищут лучших из лучших?
Как будто не туда ушел коммент) Диана, по ощущению на рынке в маркетинге (в pr не знаю) все как и было.
Тут может быть несколько проблем:
1. Знакомые проходят тестовые где смысла нет проходить. Часто причину действительно никто не скажет, а если скажут могут и соврать.
2. Знакомые правда могут быть слишком квалифицированными для вакансии. Например, маркетолог ищет человека под себя, который будет делать что скажут, как скажут и когда. А если человек с опытом у него как правило свое видение ситуации.
3. Я думаю работодатели ищут не лучших из лучших. А удобных, и тех кто поможет решить их проблемы. И вот бывает что лучший маркетолог не устроит человека, которому надо чтобы ему писали лучшие посты в соц. сетях "для директора".
"Знакомые правда могут быть слишком квалифицированными"
Тут как быть?) Я периодически откликаюсь на вакансии, которые мой опыт перекрывает с избытком. На собесах не плаваю, причем это реально так, я часто знаю даже ловлю себя на мысли, что знаю, какой вопрос будет следующим.
"А если человек с опытом у него как правило свое видение ситуации."
Это для этого они пишут в вакансиях - "уметь отстаивать свою точку зрения перед руководством"?)
Максим, спасибо за коммент!
"Знакомые правда могут быть слишком квалифицированными". Тут либо брать вакансии по своему опыту, либо прикидываться менее опытным, если готовы делать что скажут и не спорить, даже если не согласны)
"уметь отстаивать свою точку зрения перед руководством" если перевести это фраза работодателя значит: мы будем вам доказывать что вы олень, а вы докажите обратное. Такой подход фильтрую на основании токсичности)
"мы будем вам доказывать что вы олень, а вы докажите обратное."
Я с этим обычно борюсь так - "Если интересно, я расскажу о нюансах, которые по момему мнению мешают/помогут проекту. Решение в любом случае за руководством".
"если готовы делать что скажут и не спорить, даже если не согласны"
Масштаб ответственности - это отдельный ноль в ЗП. Я считаю что задача руководства получить максимум информации, взвесить все за и против и принять окончательное решение. Задача специалиста - действовать согласно плана работ. Если я говорю начальнику о проблеме, которую предвижу, то принимать это в расчет или нет - исключительно в его зоне ответственности.
Я разговаривал со знакомым HR - она тоже говорила о проблеме переизбытке опыта. Сейчас считается, что если человек опытный и продолжает развиваться - он уйдет, и смысла брать его нет.
Раньше нужно было, чтобы в к 20 годам у тебя было 10 лет опыта, сейчас нужно, чтобы к 40 опыта не было, только выжженные в голове чек-листы и не более.
Я думаю, все хотят взять человека который на основе опыта решит проблемы компании. Когда у тебя 10 человек в отделе продаж на окладах, а лидов/клиентов мало, компания каждый день теряет деньги и думать что будет через год уже не так интересно.