{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему журналист не может стать копирайтером по щелчку пальцев

И те, и другие работают с текстом: берут интервью, собирают статьи, перепроверяют информацию, чтобы нигде не соврать. Вот только почти все журналисты получают отказ, если пытаются устроиться копирайтерами, например, в агентство. Разберёмся в причинах

Привет, я Надя — редактирую и пишу тексты. Иногда разбираю отклики и портфолио ребят, которые хотят стать авторами в агентстве или работать со мной в команде на фрилансе. Среди откликов часто вижу практикующих и опытных журналистов. Они прикладывают портфолио, ссылки на опубликованные статьи и… Получают отказ.

Дело не в дискриминации журналистов. Даже не в том, что в 2014 году я не поступила на журфак. Просто статьи для журналов или газет — это чаще совсем другие статьи. В мире контент-маркетинга они не сработают. Журналисту, как и бухгалтеру, разработчику, слесарю или филологу, придётся переучиваться, чтобы стать копирайтером и писать тексты для бизнеса. А копирайтеру, не поверите, тоже придётся переучиваться, если он захочет писать для газет.

Давайте оценим разницу между работой журналиста и работой копирайтера, чтобы понять, почему одного желания стать автором коммерческих текстов или, наоборот, перепрыгнуть в журналистику будет мало. Голословничать не буду — призвала на помощь Христину, шеф-редактора, журналиста и руководителя в белорусском медиа. Она расскажет, что там, по ту сторону сверстанных газет, чтобы я не фантазировала, как работают журналисты, а знала точно.

Причина №1. Разные формы и форматы текстов

Копирайтеры в агентстве действительно пишут статьи. Кто-то много и часто, а кто-то чуть меньше и реже. Вот только кроме статей на голову автора могут свалиться посты, email-рассылки, пуши, тексты для сайтов, рекламные креативы, а иногда даже контент-планы и прототипы лендосов. Ну, если копирайтер шарит. И у всего этого одна глобальная цель — решать задачу через контент: продать, замотивировать, повысить узнаваемость или просто заставить улыбнуться.

Некоторые, особо модные копирайтеры, «нишуются» и пишут только один формат или только на одну тему, к примеру, только статьи и ничего больше, или только про недвижку. Чаще это фрилансеры или авторы в какой-нибудь узкопрофильной компании, например, в IT или на заводе промышленных тракторов. Но для digital- и контент-агентств нужно намного больше, чем просто статьи, иначе далеко не уехать.

→ Хороший копирайтер знает, как писать разные форматы текстов, которые будут решать задачи клиента

До этого дня я наивно считала, что журналисты пишут только статьи и колонки, вот настолько мало мы о них знаем. На самом деле они тоже умеют в самые разные форматы, только они отличаются от копирайтерских.

У журналистов есть короткие и расширенные новостные заметки, интервью и репортажи, очерки, авторские колонки, эссе, обзоры, рецензии. А ещё то, что мне пришлось загуглить: портретные зарисовки [рассказы о жизни и мире человека], фельетоны [злободневные сатирические статьи], корреспонденция [обмен письмами].

Да, я понятия не имею, как создать лендинг. Но, думаю, и копирайтер не сможет написать расследование или хороший репортаж. Для этого мало обычного ресёрча в интернете и даже глубокого интервью с экспертом. Тут нужно думать по-другому. На курсах копирайтинга такому не учат.

© Христина

→ Хороший журналист знает, как создать текст, который вызовет резонанс, который будут комментировать и шерить

Причина №2. Разный подход к интервью и работе над текстом

Чтобы написать статью, пост или даже пуш из двух слов, копирайтер изучает целевую аудиторию, разбирается в продукте, берёт интервью у заказчика или общается с экспертом. Хороший автор чётко представляет себе портрет потенциальных читателей. Чаще этот текст нацелен на один конкретный сегмент аудитории. Например, статья о новых беговых кроссовках, ориентированная на профессиональных спортсменов, и та же тема для тех, кто раз в неделю ходит в зал, будут кардинально разными.

Интервью с экспертом или клиентом копирайтер назначает заранее, в удобное для всех время. Эксперт или клиент успевают подготовиться, их не застанут врасплох. Автор, со своей стороны, успеет составить полный список вопросов по конкретному проекту, изучить этот самый проект и надеть штаны перед созвоном. На интервью автор пытается вытянуть максимум информации, чтобы написать полезную читателям и бизнесу статью.

→ Копирайтеры пишут для узкой аудитории и успевают подготовиться к интервью

Аудитория, для которой пишут журналисты, шире и более размытая. Особенно, если говорить об общественно-политических изданиях, которые читает вся страна: от любопытных подростков до скучающих бабушек. Но даже здесь журналисты стараются писать простым языком, чтобы материал понял и сантехник, и кандидат наук. Попасть в сердешки читателей и дать им максимум пользы тут намного сложнее.

Журналисты, очевидно, тоже берут интервью, даже лучше и чаще копирайтеров. Но форматы будут совсем другими. Иногда это личное и спокойное интервью наедине со спикером, например, у него дома, чтобы узнать о хобби, семье или любимой собаке. Иногда — внезапное интервью с условным министром, чтобы получить «острый», злободневный текст. А если срочно, ещё 20 минут назад нужен комментарий к новости, журналист бесконечно звонит спикеру и всеми возможными способами выводит его на диалог. Это неудобно, но держит в форме.

А есть еще брифинг, пресс-подход или пресс-конференция: собирается много журналистов, один или несколько спикеров что-то комментируют для всех. Эксклюзива не получится, но можно заранее подготовиться и спросить то, что тебя интересует. Главное потом указать: «Отвечая на вопрос журналиста “Беларусь сегодня”, министр подчеркнул…».

© Христина

→ Журналисты пишут для широкого круга, не всегда могут провести индивидуальное интервью, но им доступны спикеры, которые вряд ли будут общаться с копирайтерами

Причина №3. Разный характер работы

Работа хорошего копирайтера в агентстве или на фрилансе чаще всего спокойная, немного рутинная и с запасом по времени. Канеш, случается, что материал нужно сдать вот прям сегодня, пока тема на хайпе и ещё не надоела. Например, как это было с Threads, — авторы тут же начали готовить статьи, как действовать с новой соцсеткой, и опубликовали их уже через пару часов после выхода приложения. Бывает, что дедлайны подгорают из-за форс-мажора, или клиент торопится опубликовать пост. Но это редкие исключения или последствия кривых рабочих процессов.

Обычно автор получает ТЗ с комфортными сроками, в которых закладываются даже возможные факапы. Спокойно собирает фактуру, пишет текст, сдаёт, а после так же спокойно вносит правки. Иногда бывает один круг правок, а иногда — десять. Главное — не путать «спокойно» с «лениво и вальяжно».

→ Копирайтеры пишут дольше и торопятся меньше

Журналист, особенно новостник, просто не может себе позволить до-о-олго собирать фактуру, неделю писать текст, а потом размазывать согласование ещё на месяц. Есть план задач и иногда даже получается взяться за них с самого утра. Но уже после планёрки кто-нибудь может прервать ну очень важной задачей, которую нужно закончить, например, через час.

Журналисты всегда в курсе происходящего и стараются не упускать инфоповодов, потому что именно они приносят трафик. Но тут есть и обратная сторона: когда текстов много, их качество может страдать. Зато ты всегда в тонусе, а работа, в конце концов, дисциплинирует. Либо ты её бросаешь.

Кстати, да, писать нужно быстро. Иногда очень. И желательно ничего не перепутать и не обозвать Павла Анатолием.

© Христина

→ Журналисты работают быстро и часто в огне

Причина №4. Разный характер самих ребят

К характеру копирайтера нет суровых требований, без которых он не сможет работать с текстом. Главное — не душнить и не токсичить, не стесняться задавать вопросы, не перекладывать ответственность и уметь в некоторую стрессоустойчивость на тот случай, если заказчик окажется с сюрпризом. Бывает, что авторов подбирают «под команду», тогда критерии, есессна, будут другими. Но я с такими на всякий случай не сотрудничаю.

→ Копирайтеру не нужен определённый пул качеств, чтобы хорошо работать

Чтобы стать и остаться хорошим журналистом, нужен определённый, иногда суровый характер. Вряд ли вы встретите застенчивого журналиста, который стесняется общаться с людьми или не любит говорить по телефону. Он должен быть стрессоустойчивым, любопытным, занудным в фактчекинге, дотошным. Он должен быть внимательным и уметь быстро принимать решения.

Например, я до сих пор в шоке, как спокойно знакомая журналистка из «Ni Mash», в прошлом автор, попросила перенести дедлайн на пару часов, потому что только что ездила к месту взрывов цистерн на химзаводе.

Вот я год уже делаю новости. Иногда сложные, эмоционально тяжёлые. Но, например, написать простую рекламу я не смогу уже, просто из-за того, что мозг перестроился. Мне проще стоять и снимать огонь, отписывать новость в телеграм, чем делать какой-нибудь кейс

© Журналистка «Ni Mash», ех-автор в агентстве контент-маркетинга

→ Журналисту нужна стрессоустойчивость, железные нервы и немного цинизма

Делаем выводы

Журналист и копирайтер — две абсолютно разные профессии. Чтобы одному перейти на место другого, придётся учиться новому и забывать старое. Иначе получится только посредственный копирайтер или недожурналист. По-другому никак.

У нас по-разному сложная работа, разные статьи, разные цели. Из общего — мы складываем буквы в слова, слова в предложения, а предложения — в текст.

Что думаете: может журналист резко стать копирайтером, а копирайтер — журналистом?

Ещё больше о текстах, авторах, редакторах и контенте — на моём канале в тележке

А про мир журналистики — на канале Христины

0
116 комментариев
Написать комментарий...
Yulya Zaychikova

Работала в глянцевом журнале и редачила журналиста-газетника. Это уже был тлен, товарисчи, хотя и то и то — журналистская работа. А вы говорите о свитче журналист-копирайтер)

Согласна, что всё непросто, но если есть желание и возможность отбросить все свои надстройки, оставив только бэкграунд, — то всё получится

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Киселева

Да не проблема журналисту в копирайтеры уйти. Журналисты тоже заказуху пишут и снимают. У хорошего журналиста — качественная «джинса», а по факту хороший копирайтерский текст. Все остальное — нюансы, которые с журналистским багажом изучить легко.

Кстати, вот тележурналистам в копирайтинг перейти сложнее, чем интернет-журналистам. Потому что в телеке много работы с картинкой и звуком. Эти навыки полезны очень в копирайтинге, но не первостепенны.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

а что у журналистов качественная джинса? Фактура? материалы?

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Ольга Васильева

Короче, ладно, хотела огромный комментарий написать, перечитала тут кучу комментариев и передумала. Согласна с частью комментаторов — журналист журналисту рознь, и сферы у журналистов, как и у копирайтеров, очень разные. Я бы вообще назвала это общим словом «авторы», потому что грань действительно размытая.

Вот я, например, редактор и работаю в газете, а ещё при этом я копирайтер и работаю в агентствах. Ну и филфак окончила, нас вот тоже недооценивают, хотя я не филолог даже при этом.

Плохие специалисты есть везде. Чтобы работать копиром в агентстве, надо просто немного знать его специфику. Ну и чуть понимать, что такое коммерческие тексты, если ты до этого только информационные писал. А так — умение и желание писать либо есть, либо нет. И если у чела широкий кругозор, норм образование и работал он не в шаражкиной конторе, то в целом думаю, можно под любые тексты переквалифицироваться при желании.

Блин, не собиралась же огромный комментарий писать🙈😅

П. С. Статья супер, вы с Христиной молодцы ❤️

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

ключевым всё ещё остаётся то, что переквалифицироваться придётся
И научиться новому тож

Спасибо за комплимент!!

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Прохорова

В любом случае специфика разная и поэтому нужно время, чтоб адаптироваться и перестроиться

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Ещё бы, очень даже разная!

Ответить
Развернуть ветку
Лина Рудоманова

Кстати, у нас как-то с девушкой-журналистом диалог произошел интересный. По поводу интервью. Им важно показать героя интервью таким, какой он есть, поэтому они не дают читать готовую работу и вносить какие-то правки. А вот у нас вроде как нет такого правила. Как минимум потому, что у нас интервью несёт какую угодно функцию, но не «показать героя таким, какой он есть». Например, продающий текст, или в качестве прогрева перед прямым эфиром, или ещё чем-то. Т.е. нам важнее, чтобы контент был интереснее, чтоб гость не казался говнюком (если это не предполагается заранее) и, чтоб читатель такой: о, это полезно, что же они опубликуют дальше?

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Киселева

Интервью — это и метод, и жанр. Как метод интервью может использоваться для написания материалов в разных жанрах. И «показать таким, какой он есть» — это про три жанра всего: собственно интервью, портретная зарисовка и в некоторых случаях репортаж. В остальных жанрах цели могут быть схожи с копирайтингом — сбор фактуры.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Надежда Климова
Автор

нам вообще редко нужно показать героя и его характер, ну, или рассказать какой-то бекграунд его жизни
Если это поможет сделать полезнее, то да, само собой
Но точно не первоочередное

Ответить
Развернуть ветку
Karim Larby

Когда я учился на факультете международной журналистики у нас было много предметов по PR, в том числе и копирайтинг коммерческих текстов. Не могу знать как сейчас обстоят дела на факультетах журналистики, но имея качественную базу хорошего образования, освоить специфику работы с текстом, таким образом, как этого требует новая профессия, мне кажется не будет очень сложно, а вот после кратких курсов копирайтинга перейти в профессиональную журналистику будет проблематично.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Мне даже интересно узнать, что именно преподают на этих курсах. Обычно в учебных заведениях, где учат чему-то околомаркетинговому, очень устаревшая информация.

Будет, может, и не сложно, но переучиваться или учиться чему-то новому придется

Да, после кратких курсов копирайтинга сложно будет стать журналистом. Так же как и после краткого курса журналистики - копирайтером

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

о, да ладно, где самовосхваление агентства? Может, отдельные так и делают, но я точно работаю не в одном из них. Мы всегда первоочередно смотрим на хард и софт скиллы, а не болтаем, что мы особенные и нам нужные такие же особенные чем-то ребята

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Теоретизация это все уважаемая автор, меньше книжек читайте.
Во-первых заказчики (ну может быть кроме продвинутых рекламных агентств, где все книжек начитались) не заморачиваются подобными "эмпиреями" им важно, чтобы текст нравился им лично, чтобы были употреблены нужные им обороты и.т.д. Мне один раз запретили править стилистику неряшливую в одном тексте от заказчика, потому что он сам решил поиграть в "писателя". Если такому деятелю озвучить то, что Вы написали он уйдет, издание останется без денег.
Во-вторых, в любом издании (у меня их много было), если есть заказчик у которого нет копирайтера, но есть деньги, главный редактор (который отлично знает все, что Вы написали, но у него не теоретические выкладки в голове, а зарплатная ведомость на ближайшие месяцы ) посадит писать рекламную статью первого попавшегося толкового журналиста и не будет смотреть в сторону привлечения именно копирайтера даже с фриланса, не то что в штат, потому что штатного он не загрузит, а фрилансер может быть именно в этот момент занят, так как по жизни все подобные статьи нужны срочно.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

О, первый раз могу похвастаться тем, что не читаю книжек. Заказчик, которого вы описываете - исключение, один из сотен. Если клиент доверяет агентству и его редакторам и сотрудникам, он не полезет править и переписывать текст, он выслушает, почему текст от копирайтеров и редов лучше и сработает эффективнее. Бывает и обратное, не спорю, но это редкость. Либо как раз частая практика у тех, чьи тексты оставляют желать лучшего

И не понимаю, при чём тут зарплатная ведомость и сроки. В редакции не должен быть один хороший автор на всех, иначе что это за редакция такая. Там всегда должно быть несколько авторов, которых можно подключить к срочной задаче, чтобы не всрать дедлайны и сделать текст действительно хорошим

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
F F

По описанию "журналиста", кажется, речь идет либо о журналистах общественно-политических, либо о развлекательных. А вот журналисты узкопрофильные (какой-нибудь журнал "Вестник геодезии" или "Хоккей на траве и мир") дают совершенно другой набор скиллов, и гораздо ближе к копирайтерам, пишущим на соответствующие темы, так как их основной selling point — экспертиза в этой конкретной области.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Даже тут прослеживается разница — копирайтеру не нужно быть экспертом в конкретной области. И тексты этих материалов всё равно будут разными, какой бы ни была тема

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Надежда Климова
Автор

Вот, собственно, и мы об этом, что придётся многое оставить где-то вне коммерческого текста и, как любят говорить, забыть всё, чему тебя учили раньше

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Киселева

Вот забывать как раз не надо. Надо иметь гибкость и широту взглядов, чтобы свой багаж правильно пополнить и применить.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Лина Рудоманова

Когда ты в 2014 поступала на журфак, я была в 8-ом классе всего... Да чтож такое🤣

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Киселева

А я в 2013 уже выпустилась с журфака)

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Надежда Климова
Автор

ахахах, ну, вот надо было пораньше как-то

Ответить
Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

Скоро ни копирайтер, ни журналист нужны не будут. Нейронка зарулит обоих, инфа соточка.

Ответить
Развернуть ветку
Yulya Zaychikova

Да когда уже! Без рофлов, жду этого момента, чтобы перестать тратить время на поиск адекватного и одарённого фрилансера-текстописца

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Слегка Придурковатый

(останутся только охуительные комментаторы, типа меня)

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Надежда Климова
Автор

протестую, мы незаменимы

Ответить
Развернуть ветку
Лина Рудоманова

Ник придуман по принципу говорящих фамилий?🤣😁

Ответить
Развернуть ветку
Stepan Tomara

да уж нейронка уж точно все может

Ответить
Развернуть ветку
Hank Coffe

копирайтер как инженер-проектировщик, создаёт конструктор только текстовой

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Интересное сравнение

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Artem

Копирайтер это всегда тот, кто пишет рекламу, чтобы продать Х текстом
Райтер пишет текст в любом другом формате из 2-ух: контент-маркетинг и брендинг
Это может быть 1 человек, но копирайтинг— всегда только продажа. Это как назвать "пожарником" пожарного🙂

Ответить
Развернуть ветку
Yulya Zaychikova

Ну прям всегда продажа? А юикс-копирайтер?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Надежда Климова
Автор

не понимаю разделения на райтера и копирайтера

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Васильева

А да, ну и газеты, СМИ и медиа тоже бывают разные. Вот у меня, например, т.н. «малая пресса», корпоративное издание, та же по сути реклама, только внутренняя. Другое дело, что я там всякой хернёй занималась...

Короче, даже хотела пост на эту тему написать, чем моя работа редактором в газете и копирайтером в агентстве отличается) вы меня опередили, но я все равно напишу)

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

конечно напиши, интересно же

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Очень странно, что вы вообще увидели в статье тему, что мы предвзяты к журналистам, если её там не было
И ещё более странно, что ожидали увидеть подробное описание того, как работает копирайтер, как долго он учится и чем вообще занимается, если учесть, что об этом написаны книги в несколько томов.

И вот вопрос, а зачем мне или эйчарам контент-агентств, которые работают с текстами для бизнеса, понимать специфику журналисткой работы? Чтобы переучить журналистов или относиться к ним по-другому? Так это не работает

Причины буквально не могут быть надуманными, потому что это причины двух практикующих людей: журналиста и редактора. Да, характер не зависит от профессии, а вот выбор профессии зависит от характера. Вам, может, стоит перечитать и понять правильно, а не додумывать того, чего в статье нет?

Ответить
Развернуть ветку
Анна Нестеренко

Ответ очень простой: они берут только опытных копирайтеров. Бывших журналистов, которые УЖЕ переучилась и стали копирайтерам, имеют портфолио копирайтера, тоже могут взять, если он им понравится. Действующих журналистов, которые только хотят сменить сферу, но ещё не переучились, не берут. Как и представителей любой другой профессии, не имеющих опытав копирайтинге.
Статья о том, что журналист при отборе в их агентство не имеет никаких преимуществ перед бухгалтером, юристом, психологом, инженером или даже домохозяйкой. И уж тем более действующий журналист не может конкурировать на равных с опытным копирайтером.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

та действительно, мы по приколу, для видимости курсы какие-то проходим, а на самом деле просто алфавит там повторяем и стучим в бубен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Анна Нестеренко

Так макакам и денег не платят. В Сделаем очень хорошие гонорары, поэтому у них всегда очень много желающих с ними работать, среди которых всегда есть стоящие спецы. Макаки уровня ChatGPT не проходят даже первого этапа отбора.

Ответить
Развернуть ветку
Раюшка Сагимбаева

Не совсем согласна. Как написал кто-то маститый, не упомню уж - не бойтесь писать. Текст есть текст, и зависит все от человека. Кто-то могёт всё, у кого-то исключительный стиль, который не меняется, а кто-то умеет в два-три разных стиля - и всё. Но с последними тремя пунктами согласная - они и формируют как раз первые два пункта, так сказать :) У вас статья получилась шиворот-навыворот. Вот. Точка зрения с третьй стороны.
Пы.Сы. Кстати, подписана на оба ваших ТГ-канала. У Христины да, есть нечто неуловимое, эфемерное, которое отличает от копирайтеров. Не думаю, что когдо-нидубь уловлю ЭТО, но оно есть :) Надо журналистов пошукать трошки, подписаться и сравнить, может, тогда пойму.
Спасибо, девочки, за интересный материал!

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Попробую иметь в виду

Ответить
Развернуть ветку
JTrue

Судя по пункту 3, я больше журналист, чем копирайтер)
This is fine

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

оооуу, сочувствую

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Юшина

Какой с них копирайтер?? Они могут только в чужую жизнь влазить.. все ушлые, и наглые

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

Те с которыми я знакомы просто чудесные

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Антон Большаков

берут интервью, собирают статьи, перепроверяют информацию, чтобы нигде не соврать.
Дальше можно не читать ))

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова
Автор

интересный вывод)

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
113 комментариев
Раскрывать всегда