{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Стратегические сессии: необходимый инструмент для успеха топ-менеджеров в постоянно меняющемся мире

Отвечу сразу. Для того, чтобы обсуждать стратегические вопросы, обеспечивающие устойчивый рост бизнеса. В операционной текучке топ-менеджерам нет времени посмотреть на свой бизнес «со стороны», сформулировать стратегические вопросы, найти на них ответы и согласовать конкретные управленческие решения.

Пример

Как правило, в организации существуют две системы управления:

  • Формальная (то, как как должны взаимодействовать сотрудники при выполнении задач)

  • Неформальная (то, как реально взаимодействуют сотрудники на всех уровнях управления)

Ни в одной компании в должностных инструкциях руководителей в разделе «Права» я не видел слов об использовании микроменеджмента. Тем не менее, во многих организациях он присутствует по факту.

Корпоративная культура компании часто искажает формальную структуру управления. Осознать эти искажения, понять их причины и принять соответствующие решения можно на стратегической сессии

Это один из примеров ответа на вопрос в заголовке.

Стратегическая сессия

Формат активной работы участников в малых группах с последующим общим обсуждением полученных результатов и выработкой решений.

Стратегическая сессия, как инструмент совместной работы топ-менеджеров, направлена на:

  • Формулирование новых смыслов, лежащих в основе деятельности компании

  • Описание текущей ситуации, выделение актуальных проблем в компании и выбор новых управленческих решений

  • Создание приверженности участников принятым управленческим решениям

  • Формулирование перечня первоочередных действий

  • Подготовка группы руководителей к переходу в управлении компанией от Взаимодействия к Взаимосодействию

  • Внедрение принципов управления на основе командного подхода

Из личной практики

Типы стратегических сессий, с которыми я сталкивался:

  • Тип 1. «Нас сюда прислали» - общий посыл большинства участников сессии. (раскачать бывает очень трудно и редко получаются значимые результаты)
  • Тип 2. «Сохранить статус-кво». Готовы обсуждать мелкие вопросы, которые не затрагивают основ компании. Порой возникают интересные операционные решения. Они редко внедряются, потому что даже их внедрение требует проведения изменений.

  • Тип 3. «Тимбилдинг как стратегическая сессия». Побегали, поплавали на байдарках или поучаствовали в других активностях и в завершение побаловались SWOT-анализом и, может быть формулированием целей. Как правило, в голове остаются воспоминания как гребли и как играли.

  • Тип 4. «Результативная стратегическая сессия». Высокая активность участников и страстное желание понять, что есть, что нужно изменить и в каком направлении двигаться. Как правило, на таких сессиях часто возникают прорывы. После споров и яростных обсуждений они выходят за рамки привычных представлений о своем бизнесе и приходят к новым решениям в области управления компанией и перспектив ее роста.

Формат активной групповой работы участников, направленный на:

  • На определение проблем, выбор управленческих решений и формирование новых смыслов, стоящих за ними

  • Создание приверженности участников к принятым управленческим решениям для их реализации

  • Переход от Взаимодействия к Взаимосодействию в процессе управления компанией

Примеры прорывов

  • Лизинговая компания в области автотранспорта долго считала своими клиентами автосалоны. Обсуждение с топами продолжалось около 3-х часов. Оно было настолько эмоциональным, что участники вспоминали его потом через несколько лет на наших сессиях. Согласились, что их клиенты – покупатели услуги лизинга, а автосалоны – канал получения клиентов. Это привело к перестройке бизнес-модели и изменению стратегии компании.

  • Компания-дистрибьютор столкнулась с ситуацией, в которой ее клиенты сильно сопротивлялись цене на одну из базовых услуг компании. Главный аргумент – на рынке это услуга стоит дешевле. В ходе разбора выяснилось, что по названию компания продавала одну услугу, а по содержанию она была совсем другой. Компания хотела получать оплату за реальное содержание предоставляемой услуги, а клиенты ориентировались на название услуги. Одно из найденных управленческих решений- переформатировать портфель услуг. Дать названия услугам по их смыслу и реальному содержанию.

  • Завод. В компании существовал сильный конфликт между техническим и другими функциональными блоками. На сессии были определены причины конфликта. Суть проблемы - руководители технического блока считали себя технарями, поэтому управленческие и экономические вопросы этого блока их мало интересовали. Они ожидали их решения от других руководителей. Такая ситуация сложилась потому, что они видели совсем другой смысл в своей работе.

Примеры тем, для обсуждения которых используется стратегическая сессия:

  • Стратегический анализ внешней и внутренней среды компании

  • Формулирование Видения, стратегических и операционных целей

  • Описание Миссии и ценностей компании

  • Сегментирование рынка и выбор позиционирования компании

  • Разработка конкурентной бизнес-стратегии

Мы живем в эпоху, когда изменения в окружающей среде носят постоянный характер. Это приводит к тому, что вокруг любой компании всегда существует область неопределенности.

К этому добавляется неопределенность внутри компании, которая связана с разным пониманием среди топ-менеджмента целей компании, путей развития, целевых сегментов рынка и т.д.

В этих условиях перед топ-менеджментом постоянно возникают стратегические вопросы, на которые необходимо находить ответы и дальше действовать в соответствии с ними:

  • Какие появились новые возможности?

  • Возникли ли новые угрозы?
  • Достаточно ли существующих компетенций (знаний, навыков, согласованности в действиях), чтобы компания могла успешно расти?

  • Какие направления наиболее перспективны для компании?

  • Нужно ли начинать изменения в компании?

  • В чем наши конкурентные отличия сегодня?

  • Будут ли они значимы для наших потребителей завтра?

Смысл проведения результативных стратегических сессий заключается в том, чтобы настроить участников на принятие и внедрение решений, обеспечивающих устойчивый рост компании

Взаимопонимание и согласованность действий топ-менеджмента становятся одним из ключевых факторов для поддержания устойчивого роста бизнеса.

Наша практика работы с разными топ-командами показала, что решения находят относительно быстро. Основные трудности возникают на стадии внедрения.

Чтобы принятые решения быстро внедрялись, необходимо, чтобы они были прочувствованы как личностно значимые для всех руководителей.

Участие в выработке конкретных решений, когда у каждого топ-менеджера была возможность высказать свои аргументы «за» и «против», создает высокую мотивацию для их реализации.

Ситуации, когда топ-менеджерам необходима стратегическая сессия

  • Все сотрудники, включая топ-менеджеров, постоянно заняты текущей работой и некогда поднять голову, чтобы подумать о будущем бизнеса

  • Получаемые бизнес-результаты не радуют собственников и руководителей компании

  • Есть вопросы по стратегии и позиционированию компании, на которые в текучке нет времени отвечать

  • Есть устойчивое ощущение, что в компании пора уже что-то менять. Только непонятно что именно нужно менять

  • У руководства отсутствует согласованная позиция по стратегическим целям и путям развития бизнеса

  • На встречах все чаще обсуждают вопрос- Кто виноват?, вместо вопроса – Что делать?

Ошибки, которые происходят при подготовке к стратегической сессии

  • Размытые формулировки задач для стратегической сессии (обсудить, провести анализ, выбрать направления развития и т.д.)

  • Стратегическая сессия воспринимается как выезд из офиса для смены обстановки (сменить картинку), а не перенос фокуса с операционных на стратегические задачи бизнеса

  • Руководитель компании отсутствует на стратегической сессии или присутствует формально

  • Выбранное помещение не соответствует формату стратегической сессии (недостаточно места для работы малых групп и демонстрации наработанных материалов)

  • Место и время проведения – офис компании в рабочие дни. Руководителям трудно оторваться от решения текущих задач

Что дает стратегическая сессия?

  • Согласованное принятие управленческих решений по обсуждаемым темам (например, по целям компании, по стратегии развития, по конкурентным преимуществам, по выбору целевых рынков и т.д.)

  • Активную вовлеченность всех участников в обсуждение и выработку решений

  • Четкое формулирование принятых решений и показателей их реализации

  • Сильное позитивное эмоциональное отношение к результатам стратегической сессии

  • Формирование умений и навыков командной работы

  • Изменение существующих взглядов на текущую ситуацию и возможные варианты развития бизнеса

  • Свежий взгляд на существующие проблемы и возможные решения. Перевосприятие того, что есть и что хотим получить
  • Переход от взаимодействия (групповой подход), к взаимосодействию (командный подход)

Главные итоги результативной стратегической сессии

  • Осознанное понимание существующих проблем и возможных направлений для роста компании

  • Активное вовлечение участников в формулирование проблем, задач и управленческих решений

  • Согласованные управленческие решения

  • Личное положительное отношение к принятым решениям

  • Высокий уровень готовности к внедрению принятых решений

Операционные задачи всегда сфокусированы на поддержании текущей деятельности компании. Предпринимаемые усилия быстро отражаются в результатах. Поправки в свои действия можно внести быстро. Тем более, что многие действия на операционном уровне хорошо отработаны и повторяются раз от разу.

Стратегические задачи требуют серьезных размышлений, принимаемые решения отражаются в результатах через многие месяцы, а порой и через годы. К тому же принятые решения требуют изменений в привычной деятельности компании без гарантии получения положительных результатов.

Такое соотношение между операционным и стратегическим фокусами, как правило, приводят к тому, что операционная деятельность занимает все время.

В условиях постоянных изменений внешней среды потеря стратегического фокуса может привести к тому, что у компании не окажется позитивного будущего. Оно будет печальным.

«В будущее возьмут не всех» Илья Кабаков

Об этом всегда стоит помнить, принимая решение проводить или нет стратегическую сессию.

Team-партнёр
Цели создают основу для целостности бизнеса (видео)

Отрывки из беседы о связи цигун и бизнеса Владимира Сидорова, руководителя Академии Хуньюань цигун и Александра Тимошина партнера TeamMotion

Почему продвижение продукта без четкого позиционирования не приводит к росту заявок?
Хочу выйти из «операционки» и заниматься стратегией бизнеса. Почему эти слова собственников редко превращаются в дела?
0
4 комментария
Валерия Рябчикова

Всё по делу!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Спасибо!
Написал на основе своего опыта

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Муравьев

спасибо за важную статью

Ответить
Развернуть ветку
Александр Тимошин

Спасибо!
Вспомнил забавный случай.
Сессия завершена, участники собираются домой.
Кто-то по Яндексу выбирает маршрут для поездки возвращения домой.
И вдруг на всю аудиторию громкая фраза
"Маршрут построен" (Яндекс. Навигатор подтвердил, что маршрут выбран и построен)
Участники вдруг посмотрели друг на друга и кто-то сказал.
Это точно!
Сегодня маршрут для нашей компании мы выбрали.
И потом при наших последующих встречах они вспоминали эту ситуацию;

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда