{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

ФАС оштрафовала Booking.com на 1,3 млрд рублей за доминирующее положение на рынке Статьи редакции

В Booking.com сообщили, что обжалуют решение.

Компания навязывала гостиницам, отелям, хостелам условия договора о паритете цен и номеров, а также взаимодействие с закрытыми группами пользователей, сообщил регулятор.

По данным ведомства, гостиницы не могли установить цену на других платформах ниже, чем на Booking.com.

ФАС считает, что подобные действия ограничивают конкуренцию на рынке, а также приводят к ущемлению интересов гостиниц. Booking.com не исполнила предписание, сообщил регулятор.

1,3 млрд рублей — это 11,5% от оборота сервиса бронирования в России в 2020 году. В Booking.com сообщили vc.ru, что разочарованы решением ФАС и намерены его обжаловать.

Мы всегда вносили свой вклад в развитие индустрии туризма и твердо уверены, что наша практика паритета цен является справедливой и позволяет Booking.com поддерживать экосистему путешествий, как мы всегда это делали. […] Мы намерены обжаловать данное решение о штрафе, пока ожидаем результатов апелляции на заключение ФАС в отношении нашей практики паритета цен.

пресс-служба Booking.com
  • В декабре 2020 года ФАС рассмотрела антимонопольное дело в отношении Booking.com по обращению Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». В организации на момент написания заметки не ответили vc.ru на запрос о комментарии.
  • Регулятор потребовал от компании исключить из договоров условия о паритете цен, но сервис оспаривал решение в суде.
0
514 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Блашенков

Было бы правильно что бы комиссия была не в цене,  а сверху, тогда покупатель сам выберет что ему больше нравится букинг (+25%) или островок (+10%). VISA (+3%) или МИР (+1%)

Ответить
Развернуть ветку
Павел

На первый взгляд, звучит честно, но по факту это очень сильно затормозило бы развитие как всех агрегаторов, так и всех платёжных систем.
Например, если бы вы знали, что видя цену на букинге 1000 рублей, вы неминуемо увидите на кривожопом собственном сайте отеля цену 750 рублей, вы бы стали бронировать через букинг?
Нет, все бы используя букинг как каталог, уходили гуглить сайт/телефон отеля. Следом за этим букинг бы разорился, и удобный качественный сайт со сравнением и гарантиями по качеству брони просто бы исчез.

То же самое и с платёжными системами. Чтобы люди перестали дрючиться с наличкой хотя бы чуть-чуть, им надо было показать, что безналом не дороже.

(вообще, для точек продажи и отелей офер тоже не безвыгодный, инкассировать наличку и поддерживать собственную систему бронирования денег стоит, в том числе поэтому они готовы эту комиссию платить)

Короче, в обоих случаях, наезжают на правило, без которого вся бизнес-модель бы вряд ли получила развитие. Значит, борются просто за передел сфер влияния и захват чужого куска пирога. В стиле "создать с нуля не могу, поэтому скопирую и задавлю оригинал регуляторами".

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Булатов

Если Букинг, продавая дороже, не может продать свою ценность - то это очень печально для Букинга. Значит ценности и нет.

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Не соглашусь. На массовом клиентском рынке все значимые инновации, как правило, уменьшают издержки и конечную стоимость для потребителя.
Убер дешевле таксопарка, букинг удобнее и не дороже обычной брони, стриминг музыки дешевле покупки сидюшников.

Хрена с два массовому потребителю инновацию продашь дороже.
А вот на B2B рынке то что вы сказали абсолютно верно. Поэтому и букинг и виза продали компаниям свои комиссии. И все компании сейчас с ними работают, значит ценность для них ого-го какая есть.
(тут можно порассуждать, что всё равно эти комиссии в итоге платит потребитель, но в этом и есть мысль — чтобы заставить потребителя заплатить больше, наценку надо от него спрятать).

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Лобов

Пример с Uber не защищает Booking, а подливает масла в огонь. Uber дешевле не потому, что технологичнее, а потому что плюёт на закон, паразитирует на водителях и разводит инвесторов и пользователей. Как только власть попросит его соблюдать обязанности работодателя  и перевозчика, он сразу становится дороже, продаётся или вообще исчезает с рынка. Даже основатели уже давно разочаровались в этой бизнес-модели и покинули компанию. Откуда до сих пор столько поклонников этой мошеннической схемы...

Ответить
Развернуть ветку
Павел

В итоге такси стало доступнее и огромное количество людей стало им пользоваться чаще, рынок вырос. И стало сильно удобнее, чем по звонкам объяснять куда подъехать и потом хз сколько ждать машину.

И накатить обратно замшелые таксопарки и продажу за миллион долларов такси-лицензии уже вряд ли получится у властей без изменений, люди не поймут, придётся адаптироваться, искать компромиссы между зарегулированностью и итоговой стоимостью услуг.

Я не говорю "убер хороший" или "инвестируйте в убер с букингом", я просто рассказываю наблюдения, как происходит развитие рынков. В потребительсих рынках удешевление и уменьшение издержек побеждает.

Дискаунтеры, например, победили более дорогие универмаги, и не потому что "страна плохая население нищает", это я про США говорю.

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Лобов

В итоге такси умерло, а пассажиров вводят в заблуждение, выдавая случайных бомбил (райдшеринг) за профессиональных перевозчиков. Посмотрите статистику по кратному росту ДТП. По поводу доступности тоже спорно. Очень много жалоб, что машину не вызвать. Раньше был выбор: дамское, детское, зоо, минивэн, универсал, пикап, меломан, ретро и пр. А сейчас - убитый Солярис или даже 30-летняя прулька  с сонным (а иногда  и пьяным) водителем за рулём.
В других отраслях, захваченных аграми, к счастью, понимают это и делают хоть что-то, чтобы не повторить этот печальный опыт.

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Ну, это спор ради спора. Количество пользователей выросло, количество поездок почти в 2 раза выросло только с 2015 года по 2019 (https://www.statista.com/statistics/1177468/number-of-taxi-rides-in-russia/).
Но нет, пользователи, которых много и которые всё больше покупают продукт ОНИ НЕ ПРАВЫ, ПРОДУКТ СТАЛ ХУЖЕ.
Это вот мышление, что весь мир не прав и делает не то — оно не помогает строить крутой бизнес. В бизнесе правильно именно то, что выбирают пользователи.

А почему компания N "злая" или "плохая" можно рассказать про любую компанию, но зачем?

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Лобов

Если видно только одну сторону медали, это не значит, что у неё нет второй.
Во-первых, никто не покупает продукт - это БИС покупает пользователей за счёт инвесторов и водителей. Одно дело, когда растёт количество желающих за платить за продукт, и совсем другое, когда база растёт за счёт покупки записей в неё. Провальный опыт IPO Lyft, Uber и DiDi тому подтверждение.
Давно не новость, как рисуется такой рост. Сначала людям платили за скачивание приложения. Потом поообещав золотые горы владельцам автопарков, обманным путём получили их клиентские и водительские базы и убили отрасль. Затем, пользуясь монопольным контролем трафика и отсутствием ответственности, дали рекламу бесплатных (пассажирам платили за то, что едут, а водителям - за то, что везут) поездок на "такси", снизили тарифы (снова нарушая закон) до уровня привлекательности пассажиров общественного транспорта, повредив ещё и отрасли маршрутных перевозок. Далее смерть Gett, покупка копий баз (пользователи и водители, в основном, одни и те же) с разрешения (Uber) и без разрешения (Везёт) ФАС.
У большинства из известных мне агров есть дублирующие ломанные сервисы или шлюзы (один из них я обнаружил лично), через которые проходят виртуальные поездки (это красивый рост цифр и обналичивание бюджетов верующих в эти пузыри). Следующий фактор роста количества поездок - это введение активности (принуждение водителей покупать нерентабельные заявки) и платы за отмену заказа пользователем. Ещё один фактор - госконтракты - таксопарков-то не осталось. В общем, лично я не вижу в подобных аферах ни инноваций, ни предпринимательства. Однако не буду утверждать, что у основателей мог быть умысел. Возможно, их детища превращают в монстров совершенно другие люди.
В реальности и пользователи, и водители настолько устали от монополии, что рады любой альтернативе, даже китайской, хотя это та же команда и те же грабли.
Простые вопросы: как дела у ЯГ в тех странах, где их просят соблюдать закон? как изменятся цифры в отчётах, если КИС АРТ достигнет заявленных целей? сколько будет стоить поездка на БП стоимостью от $100 000 если робот не будет его содержать, заправлять и обслуживать в отличие от афротаксиста, который берёт на себя бремя расходов на 30-летнюю прульку или убитый Солярис? а почём тогда будет такси с выжившими перевозчиками, если большинство людей не готово доверить свою жизнь автопилоту ЯГ?

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Ну, исследования говорят, что поездок на такси стало больше, я лично вижу во всех уровнях своего окружения, что такси стали пользоваться те, кто не мог даже подумать об этом. И стали пользоваться всё чаще и чаще. Не только яндекса/убера, в целом рынок вырос.

Чтобы это парировать, мало сказать "какие-то поездки где-то возможно фальшивые". Надо оценить их долю и аргументировать почему число может быть завышено. Кстати, выгодное мероприятие, за подобный отчёт по завышенным продажам чашек кофе в Китае ого-го как заплатили.

Но серьёзно, неужели вы всерьёз не верите, что с появлением такси-ап люди стали больше пользоваться такси? С учётом всяких скидочек и бонусных поездочек, но стали ведь больше.

По вопросам в конце, я верю, что в итоге законы подстроятся под потребности людей в бОльшей степени, чем людям придётся подстраиваться под законы. Когда людям дали что-то недорогое и удобное, они не дадут это отобрать обратно.
(Да и в целом, если смотреть "в лоб", подобные подрывные инновации всегда снижают "планку качества" в её базовом понимании, людям солярис с средним таксистом нужн больше, чем мерседес с мега-сертифицированным таксистом. Раньше мобилка рассчитывалась на 5-10 лет, а теперь на 1-2 года.)

Остальные вопросы не понимаю из-за непонятных аббривеатур и из-за того, что они никак не относятся к тому, о чём я говорю. Роботы какие-то. Давайте ещё такси-квадрокоптер обсудим.

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Лобов

Исследования могут говорить то, что им заказали говорить. Если бы их попросили отделить такси от райдшеринга (цифровых бомбил), как это принято в цивилизованных странах, то исследовать было бы, наверное, нечего, потому что отрасли уже практически нет.
Понятия подменены. Люди думают, что пользуются такси, но это не так. На самом деле выросло предложение бесплатных информационных услуг, а рынок такси упал ниже плинтуса. Если ЯГ - это безопасное комфортное такси, как его преподносят в рекламе, тогда где его автобазы с механиками и медиками? Где его водители в штате? Где налоги и взносы? Почему его же каршеринг стоит дороже машины с водителем? Почему заказы передаются людям без ВУ или без стажа от 3-х лет? Где разрешение на перевозку пассажиров и багажа? Почему стандартная смена 16 ч, а не 8? Почему вместо обещанной страховой выплаты до 2 млн. р. после ДТП предлагают промокод на 2 000р. и открещиваются от пассажира вплоть до Верховного Суда?
Активисты пытаются навести порядок в законах, но уже много лет агры стараются избегать ответственности по существующему ФЗ и препятствуют разработке нового.
Что из этого списка является инновациями: игнорирование ТК, наплевательство на ФЗ 69 о такси, нарушение закона о рекламе и антимонопольного законодательства, введение в заблуждение пользователей?
Связь прямая. Внедрение беспилотников - следующий этап уничтожения перевозчиков. Если провести аналогию в гостиничном бизнесе, то сначала владельцев недвижимости заманивают на платформу агрегатора, потом перехватывают контроль над их клиентскими базами, затем диктуют им тарифы, далее скупают их активы за бесценок, ставят электронные ключи и вуаля: уже нет гостиниц, есть только Booking и Airbnb, например.
Это лет 10 назад, может быть, мало кто мог спрогнозировать гибель своего бизнеса от "сотрудничества" с подобными "партнёрами". А сейчас слишком много открытых данных, чтобы это не было очевидно.
Резюмирую: пример с Uber - аргумент, скорее, против Booking, чем за. Похожие проблемы наблюдаются и в доставке еды из ресторанов, и в торговле, и в др. сферах, на которые нацеливают эту признанную убыточной модель.

Ответить
Развернуть ветку
511 комментариев
Раскрывать всегда