{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

ФАС закрыла дело о «колдунщиках» в отношении «Яндекса» Статьи редакции

Спор онлайн-сервисов и компании о виджетах в поисковой выдачи шёл с 2020 года и закончился мировым соглашением.

Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на регулятора. В начале 2022 года ФАС, «Яндекс» и компании, инициировавшие разбирательство, заключили мировое соглашение по делу, которое утвердил Арбитражный суд Москвы.

«Ведётся продуктивная работа по интеграции десятков партнёров в поиск “Яндекса”», — прокомментировали в компании заявление ФАС. Участники коалиции «позитивно оценивают» исход дела.

Одно из условий соглашения — компания должна внести 1,5 млрд рублей в «Российский фонд развития информационных технологий». Новая программа будет предоставлять гранты малым ИТ-компаниям для продвижения своих товаров и услуг в интернете.

В «Яндексе» сказали газете, что вместе с фондом завершают подготовительный процесс: «Программа может стартовать в ближайшее время».

  • Спор о «колдунщиках» шёл с 2020 года: тогда «Авито», «Циан», «Туту.ру» и другие пожаловались ФАС на виджеты в верхней части поисковой выдачи. Компании посчитали, что поисковик злоупотребляет доминирующим положением и встраивает ссылки только на свои сервисы.
  • В 2021 году служба обязала «Яндекс» прекратить давать преимущества своим сервисам в поиске, но компания этого не сделала. После коллективного требования онлайн-сервисов исполнить решение ФАС завела дело — компании грозил оборотный штраф.
  • В течение 2021 года «Яндекс» рассказал о принципах работы «колдунщиков» для партнёров, начал тестировать их с сервисами, запустил универсальные обогащённые ответы, которые позволяют в одном блоке посмотреть данные разных компаний.
  • В январе 2022 года стороны заключили мировое соглашение. С ним не согласился билетный оператор «Кассир.ру» и подал кассационную жалобу. В апреле суд отклонил претензии, пишут «Ведомости». В сервисе сообщили изданию, что «продолжат добиваться справедливости».
0
48 комментариев
Написать комментарий...
Аноним Аркадьевич

Странно, это же их (Яндекса) сайт, почему они не могут встраивать свои предложения в свой сайт? Или есть какой госрегламент как должны работать частные поисковики и их выдача результатов в РФ?

Ответить
Развернуть ветку
undrgrd

Это же монополия

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Ivashov

А в чем монополия? Клиенты вольны пользоваться Гуглом, поиском мэйл.ру, рамблером. Яндекс же не является единственным поисковиком, который работает в России

Ответить
Развернуть ветку
Igor Gorbenko

допустим ты:

1. запустил производство кувшинов.
2. вложился в маркетинг, разработку дизайна итп
3. начал зарабатывать неплохие деньги
4. закупаешь рекламу в поиске, развиваешь бизнес
5. заработал 10 миллионов за год

в это время яндекс
1. смотрит что спрос на кувшины херачит во всю, можно заработать
2. копирует твою модель ведения бизнеса
3. ставит свой сайт по продаже кувшинов над твоим
4. закупает у себя рекламу по 50 долларов за клик (чтобы ты не мог конкурировать)
5. забивает выдачу по кувшинам чем попало лишь бы твой сайт никто не нашел

норм?

Ответить
Развернуть ветку
Shoo

Да, вполне себе норм.
Потому что с таким же успехом можно пробить твоё юрлицо через условный СПАРК, посмотреть на оборот и сказать «огогого, спрос на кувшины».
И пойти скопировать твою бизнес модель.
А ещё сосед может посмотреть, что тачку ты себе нормальную купил, придти к выводу что дела хорошо идут, и пойти скопировать бизнес модель.
Ну, и далее по списку.

Вы, в своих предположениях опираетесь на два тезиса:,
1) Что любой бизнес можно скопировать быстро и дёшево, просто зная о существовании спроса.
2) Что Яндекс является единственным инструментом рекламы и продвижения.

Оба они ошибочны.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Gorbenko

россияне 🤝 думать что монополия это настольная игра

Яндекс пользуется доминирующим местом на рынке рекламы для захвата новых индустрий и вытеснения конкурентов. В цивилизованных странах (странах с развитой экономикой) это совсем не норм. Именно для борьбы с этим существую антимонопольные комитеты. Их задача сделать так, чтобы бизнес развивался в равных условиях.

Это примерно так же не нормально как открыть напротив кофейни в ТЦ еще одну кофейню, будучи владельцем ТЦ.
Экономисты на вц конечно скажут "каждый имеет право открыть кофейню где хочет ко-ко-ко"

Владелец ТЦ может арендовать у себя площадь за доллар в месяц, а тебе сдавать за 100, за счет этого он может снизить цену на кофе, а ты не сможешь.
Но люди же смогут покупать кофе дешевле, чем плохо? Тем, что так и появляется монополия, сначала будут покупать там где дешевле, потом вторая точка закроется и выбора не будет, можно поднимать цены, можно не переживать о качестве обслуживания, можно вместо кофе ссать в стакан, конкуренции же нет.

И вот только на этом этапе до тугодумов дойдет что появилась монополия.

Ответить
Развернуть ветку
Shoo

Давайте ещё раз.
Монополия != Доминирующее положение на рынке.
Монополия - это способность контролировать объём предложения на рынке.
Может ли Яндекс контролировать объём рынка веб поиска? Нет, не может.
Может ли он ограничивать объём рынка рекламы? Тоже нет.
В рамках той экосистемы, прости господи, которую он создал - да, он обладает доминирующим положением, в рамках рынка, даже российского - нет.

Если вам так хочется поговорить языком аналогий, то пожалуйста.
Вы арендовали помещение в ТЦ, открыли кофейню, вложили деньги в привлечение посетителей.
А потом приходит к вам Алишер, встаёт рядом с барной стойкой и начинает продавать свой кофе.
А что, имеет право же, не должно же у вас быть монополии на продажу кофе в вашей же кофейне, а то непорядок!

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Melnik

Давайте так, есть сервис Яндекса и сервис не Яндекса. Они конкурируют в поиске Яндекса. Они конкурируют на равных условиях? Нет, сервис Яндекса будет выше, и явно не только потому, что там прошаренные сеошники. Да, там должен быть хороший юзабилити и все прочее, но он будет в топе просто потому, что это сервис Яндекса.

Просто получилась ситуация, что государство долго закрывало глаза на интернет, и он породил монополиста в лице Яндекса. А почему монополиста? Потому что поисковика Рамблера давно не существует.

Ответить
Развернуть ветку
Shoo

Всмысле поисковика рамблера не существует?
Существует.
И мэйлру поисковик существует.
И duckduckgo существует.
Пользуйтесь на здоровье, никто не запрещает.

Яндекс вырулил не потому, что "государство глаза закрывало", а потому что рыночек порешал.
Предоставили сервис лучше, чем другие компании.
Перестанет предоставлять - пользователи уйдут к другим.
Всё просто.

Нет, кажется, ни единого случая в истории этой страны, когда регулирование государства приводило к чему-то хорошему.
Поэтому оставьте, пожалуйста, вот это вот ваше красно-коричневое желание всё зарегулировать и позапрещать где-нибудь внутри.

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Melnik

Ок, каюсь, про поисковую утку забыл) но поиск и Рамблера, и мейла работает через Яндекс так-то) И пользуется народ в основном Яндексом и именно под него и Гугл нужно сеошить сайт.

А вот красное желание не оставлю. Как раз-таки госрегулирование когда-то помогло сделать шаг от сохи к ядерной бомбе. Просто менеджеры нужны толковые, а не те, что сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
Что любой бизнес можно скопировать быстро и дёшево, просто зная о существовании спроса.

Все верно. Поэтому Яндекс не запаривается с производством кувшинов. Если он видит, что есть спрос, то просто делает Яндекс.Кувшины и говорит, что теперь лид стоит вот столько. А точнее столько, чтобы Вы работали "в ноль", но окончательно не сдохли - курицу резать нельзя. Кто не готов платить Яндекс.Кувшинам идет в пешее эротическое.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Не хватает - скупает у тебя их по минимальной возможной цене (никто же не находит), и продаёт у себя с наценкой.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Velikanov

1) Яндекс доминирует на российском рынке
2) В таком случае так могут сделать в каждом поисковике, поэтому нельзя никому. Если один сделает и это будет признано официально, то захотят сделать и другие

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Gunich

А будто Авито, Циан сами не монополисты в своей сфере. 😏 Двойные стандарты.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Ivashov

Ну тогда действительно должен быть какой-то госрегламент, как написал автор вопроса🤷

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Velikanov

Монополия в поисковике Яндекс получается

Ответить
Развернуть ветку
Артур Кожевников
Клиенты вольны пользоваться Гуглом, поиском мэйл.ру, рамблером. Яндекс же не является единственным поисковиком, который работает в России

Яндекс является поисковиком, который настучал на Гугл в ФАС, что Гугл ставит свой поисковик на свои же Андроиды. И теперь пользуется преференциями, которые ему даны от государства.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Velikanov

Это монополия получается тогда

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

На рынке поисковиков у нас олигополия. По российскому рынку - я бы сказал монополия.
Так что - пока денег за это не брали - могли встраивать. А как начали - злоупотребление конкуренцией.

Собственно - для примеров: пока яндекс маркет не был ещё один магазином, а был агрегатором - был отличным инструментом поиска. А как стали продавать сами - скатились в унылую вторичную субстанцию.

Ответить
Развернуть ветку
Shoo

Вы ошибочно смешиваете понятия монополии и доминирующего положения на рынке.

Почему-то в умах комментаторов Яндекс обязан выдавать в поиске какие-то «правильные» (через призму оптики автора) результаты.
Хотя это, блин, их продукт. Они могут ограничить поисковую выдачу десятью любимыми сайтами Воложа, если им так захочется.
В отличии от монополии, Яндекс не обладает каким-то исключительными правами на поиск по интернетам, не контролирует рынок и не может заставить пользоваться оным.
Не нравятся результаты? Добро пожаловать в рамблер, например.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев
Вы ошибочно смешиваете понятия монополии и доминирующего положения на рынке.

Это не меняет основного смысла. Но возможно. Принципиальной разницы между монополией/олигополией и доминирующим положением на рынке - нет.

Почему-то в умах комментаторов Яндекс обязан выдавать в поиске какие-то «правильные» (через призму оптики автора) результаты.

А интернет сейчас "обозримый"? Без поиска, сайтов (кроме топовой сотни) могло бы вообще не существовать.
И да - не "правильные", а "прозрачные". Если это реклама/спонсированный контент - должно быть отмечено, что это реклама.
(Это проблема и у google и у yandex - у гугла можно наблюдать эволюцию на этой картинке: https://blog.red-website-design.co.uk/wp-content/uploads/2019/06/The-Evolution-of-Google-Ads-How-the-Design-Has-Changed-Since-2007-.jpg)

Хотя это, блин, их продукт. Они могут ограничить поисковую выдачу десятью любимыми сайтами Воложа, если им так захочется.

Могут. Вот новости уже ограничивали, ссылаясь на алгоритм. Оказалось что нет, "алгоритм" там имеет вполне конкретные имя и фамилию.
Смотри выше про прозрачность.

В отличии от монополии, Яндекс не обладает каким-то исключительными правами на поиск по интернетам, не контролирует рынок и не может заставить пользоваться оным.

Не совсем. Желающие могут попробовать поднять свой crawler и посмотреть, как на них будет реагировать любой из сервисов защиты от DDoS и подобные. Гарантирую - "интересный" опыт будет, а вот результаты - нет.

Ответить
Развернуть ветку
Shoo

Ещё раз. Скажите мне, пожалуйста, по какой именно причине Яндекс, или другая коммерческая частная компания, должна вам «прозрачность» обеспечивать?
Они на ваши деньги этот продукт делали? Нет.
Они подписывали с вами соглашение, по которому обязаны эту самую прозрачность поставлять? Тоже нет.
С чего вдруг вы решили, что вам кто-то чем-то обязан?

Как бы, я могу понять ситуацию, когда тебе говорят «вот, друже, продукт, у нас тут прозрачно и без рекламы».
А потом оказывается, что реклама все таки есть.
Это плохо, потому что введение в заблуждение.

Во всех остальных случаях, если вы не подписали с Яндексом соглашение с критериями качества поисковой выдачи - они вам ничем не обязаны.

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Melnik

Вы рассуждаете в либертарианской логике. Да, Яндекс - частная компания и имеет право делать много что, исходя из этого. Но учитывая степень влияния интернета на современных людей, его деятельность нужно регулировать. В противном случае продвижение сайтов и бизнеса скатится в оффлайн.

Ответить
Развернуть ветку
Shoo

Спасибо, наелись уже этого вашего регулирования.

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Melnik

Ну то есть вы сторонник того, что Яндекс может сколько угодно прижимать другой бизнес, а когда надоест - свалить в Израиль?

Ответить
Развернуть ветку
Shoo

Я сторонник того, что любая компания может распоряжаться своим продуктом так, как считает нужным, до тех пор пока это не нарушает заключенные ими соглашения.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Спасибо.
Я сюда добавлю - у меня не было бы претензий к Яндексу или любому другому поисковику в условных нулевых, до распространения cloudflare и подобных сервисов.
Тогда можно было поднять свой crawler и это бы работало.

Сейчас вероятность успешного запуска мелкого поисковика стремиться к нулю.

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Melnik

Я не настолько технически подкован, как вы, но работая с Яндекс Директом, постоянно наблюдаю явное злоупотребление монопольным положением Яндекса, которое с марта стало полным, в Гугле рекламу не запустить.

Яндекс сам устанавливает правила настройки рекламы и сам же их не соблюдает. Бюджеты, ставки , ограничения корректировками - как хочет, так и крутит. Потому что может.

Ответить
Развернуть ветку
Hol

А эти "колдунщики", о которых вы говорите. Они сейчас здесь с нами, в этой комнате?

Ответить
Развернуть ветку
mr. Philipp

А почему название колдунищики

Ответить
Развернуть ветку
Interesting person

От слова wizard произошло, что переводится как колдун

Ответить
Развернуть ветку
Dimitri B.

ок, а почему wizard?

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев
Ответить
Развернуть ветку
Mik Petrov

Кстати да, поясните

Ответить
Развернуть ветку
Максим
Ответить
Развернуть ветку
Dmitry

Что в комментариях происходит? Вроде бы раньше такого треша не было, сейчас картинки-петросяны, вопросы на которые можно нагуглить ответы и прочее... VC, что с тобой?

Ответить
Развернуть ветку
Бро

тж заблокирован ведь

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry

т.е. там всегда подобное было?

Ответить
Развернуть ветку
Бро

там только такое и есть

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Наколдовали закрытие дела? А колдунщики хороши (-:

Ответить
Развернуть ветку
Петя Вася

Щас ещё какую-нибудь хуйню придумают похуже колдунщиков

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Крафт

Круууучууууу веееерчуууууу, бабло хооочуууууууу...

Ответить
Развернуть ветку
undrgrd

Это же монополия

Ответить
Развернуть ветку
Забайтил даунов VC

занесли официальную взятку 1.5 лярда, и делов то

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Матвеева

почему "колдунщики"??

Ответить
Развернуть ветку
Иван Шеметов

эх, а обещали 30 миллиардов штрафа

Ответить
Развернуть ветку
Freeman

что за колдунщики такие и почему они так плохо колдуют?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
45 комментариев
Раскрывать всегда