Как провалить стартап
Тёрки с основателями и командой, слепая вера в продукт, розовые очки и реальный мир. Как мы запустили стартап, разрабатывали продукт несколько месяцев, имели хорошие перспективы и провалились.
Привет, vc.ru! Я Макс Рэнд, в прошлом победитель белорусских и российских олимпиад по программированию, создатель нескольких неудачных игр на Android и владелец больших каналов в Telegram (80 тысяч подписчиков на пике), которые приносили очень хорошие деньги для 18-летнего ребенка.
Я давно интересовался стартапами и ИТ, смотрел на Apple Стива Джобса и Возняка, смотрел на Дурова и Маска и всегда хотел запустить свой стартап, который в каком-то плане изменит мир.
Ведь можно же начать с полного нуля в гараже или в комнате в душной общаге, без родителей, связей и сделать что-то, что повлияет на людей и сделает их жизнь лучше?
Думаю, многие из вас хотели или хотят этого. Запустить стартап, вырастить его в настоящий бизнес и сделать какой-то вклад в историю и мир.
И вот уже год я делаю со своим единомышленником стартап Neomora, мы выпустили два продукта, набрали 500+ апвоутов и взяли фичеринг на Product Hunt (ссылка), у нас была команда из России, Беларуси, Канады, США, подписчики наших каналов в Instagram и Telegram восхищались нашим продуктом, нас рекламировали многотысячные блогеры в Instagram, наши партнеры давали сладкие обещания и в итоге мы полностью провалились.
И я хотел бы поделиться своим опытом, потому что каждый день мы видим, как какой-то стартап поднял несколько миллионов долларов инвестиций, и думаем, что мир стартапов — это легко и просто. Но это обычная ошибка выжившего, по статистике, 90% стартапов в первые 2–3 года проваливаются.
Мы не видим неудачные истории, мы не хотим на них смотреть, хотя именно из неудачных историй мы получаем больше всего опыта и понимания, как делать нужно, и как — не нужно. Нужно избегать ошибок и учиться на ошибках других людей.
Давайте по шагам рассмотрим, какие ошибки мы допустили.
1. Отсутствие опыта и эмоции
У нас не было опыта в создании стартапов. Кто-то из нас умел делать дизайн в Adobe XD, я когда-то запускал игры на Android, которые набирали по 500–1000 скачек, с нашим программистом я делал бота в Telegram, который набирал по 500 людей ежедневно, но нигде не было успеха и прям серьезного проекта в ИТ-сфере.
И вот пришла гениальная идея, энтузиазм и желание сделать стартап, который взорвет мир. И что мы должны были делать?
На таких площадках, как «Хабр», vc.ru, Medium, много материалов о стартапах, о том, как их запускать, как не допускать ошибок и как устраивать отношения в стартапе.
Или есть много книг о стартапах, например, “Lean Startup” и другие.
Или же лекции и уроки от таких ведущих акселераторов, как Y Combinator на YouTube, или же опыты других людей, которые снимают видео о том, как они запускают стартапы.
Мы прочли пару статей и решили действовать по-своему, ведь мы такие умные и у нас такая идея, которой ни у кого не было! Да, попали в типичные розовые очки и поддались эмоциям.
Что нужно было сделать?
Либо же изучить минимум 2–3 недели всю доступную информацию о стартапах, об юнит-экономике, о бизнес моделях, привлечении пользователей, метриках, либо же пойти работать в другой стартап и там в короткий срок получить много опыта.
Увы, мы поддались эмоциям, начали витать в облаках и делать то, что мы считали нужным. В итоге потеряли много денег, времени, нервов. Совершили кучу ошибок, которые завели нас в яму. Не рекомендуется входить в какую-то сферу, досконально не изучив ее, как она работает и какие там законы.
Мы делали выводы о продукте и о том, что рынок хочет, на основе нашего видения, наших эмоций, а не на основе исследований и проверок гипотез. Мы слепо верили в свой стартап, не спрашивая фидбека у людей, и слепо и долго делали продукт.
2. Ненужная бюрократия и атрибуты «успеха»
Мы решили, что у каждого стартапа должен быть свой сайт, свой домен для почты, зарегистрированная компания, должности.
Почта, домены, сайт
Мы купили домены для почты и сайта через namecheap.com, сделали сайт, обсуждали дизайн сайта. Это оказалось никому не нужным.
Никто не смотрит на ваш домен, а вам за него нужно платить каждый месяц по $10–30, как и за сайт, который сейчас тоже мало кому нужен — пользователи устали от сайтов, сейчас все сидят в соцсетях, инвесторам и компаниям, с которыми вы хотите работать, сайт нужен, но зачем он, если продукт не выстрелил?
Если продукт выстрелил, то на сайт и домены деньги и время точно найдутся.
Лучше бы время и деньги были потрачены на сам продукт и маркетинг.
Регистрация компании
Мы зарегистрировали компанию в США через сервис clerky.com. Потратили на это кучу нервов, времени и больше $1000.
Это оказалось никому не нужным. Компания была зарегистрирована коряво, в случае инвестиций юристы инвесторов бы перезарегистрировали компанию. Никто не смотрит на вашу компанию, всем важен продукт.
И в начале вполне можно выпускать продукты от имени основателей, и если продукт выстрелит, то сделать компанию будет намного легче, ведь, скорее всего, будут деньги и помощь, если продукт успешен.
Мы снова потратили деньги и время на бюрократию вместо еще большего фокуса на продукте и маркетинге.
Должности
Мы назначили себе должности. CEO, CTO, эти вот красивые слова, которые повышают ваше ЧСВ. Это оказалось губительным, потому что в стартапе бизнес процессы устроены хаотично, и каждый человек в команде должен уметь быстро учиться и работать с любым инструментом, будь то дизайн или маркетинг.
В стартапе очень мало бюджета, людей, поэтому нужно быть таким многофункциональным.
Должности же ставили границы для действий каждого человека и уменьшали ответственность, давали поводы для ссор из-за перекладываний ответственности.
Снова потраченное время и нервы.
3. Долгий запуск, долгие обсуждения
Мы слишком долго обсуждали, какую иконку или название выбрать, долго обсуждали отвлеченные темы, долго выбирали стек технологий. И это было чистой фрустрацией. Из-за долгой работы, которая приносит очень мелкие результаты(иконка или название), мотивация и время теряются.
Мы слишком долго делали продукт, все время что-то дорабатывали, стремились к идеалу, переделывали. Теряли время, деньги, мотивацию.
Что же надо было делать?
Просто внедрить MVP-подход.
Есть гипотеза, ее нужно проверить. Нужно в короткий срок сделать урезанный продукт с одной главной функцией и проверить через этот продукт вашу гипотезу. Если гипотеза работает, делаем обновления и дорабатываем продукт, показываем результаты инвесторам и самое главное — самим себе, что у нас что-то получается.
Гипотеза не работает — делаем новую, мотивации много не теряем, так как на создание MVP и проверку гипотезы тратим не больше 2–3 недель. Сразу получаем опыт, видим ошибки, проводим анализ и разбор полетов.
Мы же делали продукт с кучей функций и красивым дизайном пять месяцев, и он оказался никому не нужным. Мы могли бы потратить на главную функцию этого продукта неделю и проверить этот продукт еще за неделю, в итоге за две недели понять, что время и деньги на это тратить не нужно.
Месяц назад мы все-таки сделали новый продукт за неделю, но снова провалились — уже в маркетинге, — слишком долго делали его и в итоге потеряли какую-либо мотивацию.
4. Нет плана, нет целей
План и цели у нас были. Но они снова были основаны на эмоциях, а не на реальных исследованиях. Посмотрите на наш план в Notion:
Откуда мы взяли такие цифры в 1 млн юзеров и 80 блогерах? На эмоциях, не на реальных фактах.
План не выполнили, получили демотивацию. Решили вообще планы не делать и просто разговаривать по телефону, обсуждая, какой у нас план, какие цели у стартапа. Это было еще хуже.
У каждого был свой план, свои цели и свое видение, куда идет стартап. Итог — стартап идет непонятно куда, все в разногласиях, задачи и планы рушатся, наступают ссоры, теряется время и мотивация.
Что нужно было делать?
Я думаю, что сначала нужно было бы провести исследования на нужную гипотезу и потом все это обсудить, составить адекватный план с адекватными целями и метриками, которые основаны на реальных исследованиях и на наших возможностях (если у нас есть $500, то с таргета Instagram мы можем привести 20–50 пользователей, в таком плане).
Также цели, планы и видение, куда идет стартап, нужно было бы обсуждать минимум два раза в неделю, чтобы команда понимала, что творится и что каждый человек делает для стартапа.
5. Ссоры с командой, энтузиазм и выгорание
Продукт может провалиться, вы можете потерять все деньги и пользователей, но если команда все еще живет и работает для стартапа, то ваш стартап будет жить вечно. Команда может найти подработку, придумать новые решения и создать новые продукты. Когда команда рушится, рушится и стартап. Мы подошли к главному пункту.
Команда в стартапе держится либо на деньгах, либо на энтузиазме и вере в продукт. Денег у нас было очень мало, и команда держалась на энтузиазме. А что вредило энтузиазму?
А то, что мы теряли много времени на ненужных вещах, которые я описал выше. Теряешь время, делаешь непонятно что — мотивация у человека теряется. Тратишь время на непонятно что, не получаешь денег, ни фидбека, ни крутого продукта.
Задач каждый день становится все больше, непонятно, каковы причины этих задач, так как адекватного плана нет. Если он и есть, то основывается лишь на видении основателей, а не на реальных фактах.
Первое время команда может держаться за эту веру, но кушать всем хочется и получать за свой труд какие-либо эмоции (фидбек пользователей) нужно.
Ничего этого не было, потому что мы теряли время, долго запускались, устраивали бюрократию, не было планов, целей, не было контроля работы.
В итоге вся команда получала выгорание.
Что нужно было делать?
Всегда обсуждать условия работы на берегу. Быть максимально честным и говорить человеку, что стартап — это очень много риска и почти все стартапы проваливаются. Что нужно будет очень много работать без денег и будет много провалов.
Всегда давать фидбек. Узнавать, как дела у каждого человека в команде, узнавать про его жизнь, эмоции, что он думает. Узнавать, что он видит в стартапе и какие у него цели, что он хотел бы улучшить. Давать фидбек, давать комплименты, когда человек сделал хорошую работу.
Говорить. Если назревает конфликт, то нужно его обсуждать. Если возник конфликт, нужно сразу делать разбор полетов. Также нужно, чтобы команда чувствовала, что стартап — это маленькая семья, потому нужно устраивать звонки хотя бы раз в неделю.
Всегда нужно быть честным и искренним. Если ты основатель и не знаешь о какой-то вещи, то не ври, а сразу скажи команде, что ты не знаешь, и нужно над этим поработать. Если что-то не нравится — сразу говорить.
Конец
Это был невероятный опыт для меня, и я рад, что поделился им с вами. Помните, если вы где-то провалились, то провал — самый лучший опыт. Спасибо за чтение статьи, жду вашего фидбека и мыслей по поводу статьи и стартапов в комментариях!
Комментарий недоступен
Статья о том, какие ошибки мы допустили, чтобы другие люди сделали свои выводы о том, как строить свой стартап, я же об этом написал)
спасибо!
Не понимаю, к чему токсичные комментарии? Автор неплохо описал свои грабли, предложил способы решения. Да, без углубления в продукт, но описанные проблемы коснутся всех. Нормальная ориентировка для начинающих.
ИМХО как со стартапом, так и со статьей прослеживается некий эгоцентризм автора - он почему-то считает, что его стартап, его опыт какой-то особенный и потому ценный для окружающих. А по факту статья - на 200% клон сотен других статей. Если и было в этом стартапе что-то уникальное, то оно осталось за кадром.
Спасибо🙏
Комментарий недоступен
Нет, это скрытая реклама namecheap.com, которым, по мнению автора, нужно платить за домен по 10-30 долларов в месяц...[рукалицо] 😁
я тоже удивилась комментариям!
Хорошо, что сделал выводы, но большая их часть — неверная. Видимо нужно тебе через этот цикл ещё пройти несколько раз))
спасибо за фидбек, а что не так?)
Привет! Так какие выводы неверные? Поможете юному падавану?
while(1) {}
Вы не отметили основную ошибку, по моему мнению...
Смотрите, как автор описывает свой продукт:
"Первый продукт(Reviews AR):
1) Для того, чтобы оставлять контент в реальном мире, решает задачи взаимодействия людей с реальным миром(посмотреть, где популярные места, что там творится, что около этого дома или того есть и какая у него история или что было в этом месте пару недель назад)
2) В первую очередь мы планировали использовать аудитории блогеров, блогеры оставляли бы посты, и их аудитория бы следила за ними
3) в каком-то плане да - снепчат, инст, но прямых не нашли, кроме yota nebo
Второй продукт(Mirrex):
1) Для просмотра и взаимодействия контента в новом виде(AR), решает задачи обыденности нынешнего контента(скучный)
2) Тоже планировали аудиторию блогеров
3) Инста, Ютуб и подобные генераторы контента"
Не хочу никого хейтить, но это просто набор слов...
Видно, что концепции нет от слова "совсем".
Ребята просто прочитали, что будущее за дополненной реальностью и делали "что-то", к чему можно приставить буквы AR, и решать чьи-то несуществующие проблемы.
Если бы вы со своей командой (состоящей из директоров по...) сделали пекарню за углом с вкусными булочками, то скорее всего в рамках того же бюджета минимум в ноль сработали и сыты бы были...)
P.S.
90% процентов стартапов загибается не из-за того что нет опыта, мотивации, команды или достойных инвестиций, а из-за выдуманных потребностей и каши в головах основателей, которые делают стартап для того, чтобы делать стартап, а не работать...
Да, это частая ошибка, но люди, которым мы показывали второй продукт, им всем нравилось, и по статистике серверов, приложением немного, да и пользуются, когда выходят новые посты ;)
Поддерживаю!
С самого начала сложилось впечатление что делался стартап ради стартапа, продукт ради продукта:
- в целях только цифры
- идеи проектов вообще нет в статье
Думаю стартапы взлетают когда создаются для решения реальной проблемы людей/ради того чтобы давать ценность юзерам, понять их и сделать так чтобы им в кайф было пользоваться, экономило бы время, делало что-то за них и т.д.
Если сам и вся команда идеей реально не горит то и не сможет продать, ни инвесторам ни юзерам.
То есть я бы начал с идеи сначала. И эта идея может после тестов просто немного менять курс, подход, но не целую индустрию)
Фокус получается не на идее а на проблеме, к которой подходов может быть куча.
В пример недавно про Figma читал, как основалась, и таких много можно сходу назвать
VC, дорогие мои, уберите этого клоуна Олега бота из комментариев. это стыд какой-то, честно.
Поддерживаю.
Нормальный Олег, веселит иногда :))
Еще больше веселья, когда некоторые комментаторы не в курсе, что это бот и отвечают ему:))
UPD: Правда тупит иногда.
С каких пор домены стоят 10$-30$ в месяц?
Причем из месяца в месяц цена менялась. Финансовый директор был хорош в таких делах.
Почта + домен я имел в виду
Комментарий недоступен
Вообще давно понял, что стартап нельзя воспринимать как бизнес. Стартап - это своеобразная игра разума, где самые дурацкие идеи могут выстрелить, а гениальная - провалится. Причем по совершенно независящим ни от чего причинам) Везение (или невезение) никто не отменял). Провалился один стартап - начинаете новый. И так, пока не получится (ну или до самой смерти).
Есть отличная книга SuperBetter (Джейн Макгонигал), где приводится совершенно гениальная мысль - почему играя в игрушку на компе мы можем по 10-100-1000 раз пытаться проходить одну и ту же миссию и нас это не раздражает (разве что чуть-чуть), но при этом провалив какую-то задачу мы часто опускаем руки после первой же попытки? Мне кажется эта же мысль отлично накладывается на саму концепцию стартапов - одна попытка - это всего-лишь провал миссии, только в отличии от игры - при рестарте весь накопленный за эту миссию опыт - не пропадает :)
Интересная мысль🤔 Правда мы уже раза 3 провалились, и команда устала, но я продолжу пробовать) спасибо за книгу, добавлю в свой список👍
Однако, этот текст вы пишете для сайта. И изучая какой-то продукт, люди одним из первых дел ищут его сайт. Не спешите хоронить, не весь интернет еще ушел в социалки (к счастью).
Правда, не полностью выразил свою мысль в статье, имел в виду, что большинство ЦА(кроме b2b) сидят в социалках и до них рациональнее достучаться(так как охватов там больше, чем на том же vc.ru)
да вообще это не ошибки. это нормальный процесс. берешь идею продукта делаешь MVP проверяешь на целевой аудитории клиентов, получаешь фидбэк, проверяешь и т.п. в бизнесе нет такого понятия как неудача, там есть положительный и отрицательный опыт. Положительный опыт приносит тебе деньги и знания, отрицательный забирает деньги, но дает гораздо больше знаний.
А можно кратко в двух-трёх предложения, сам не смог понять:
1) для чего этот продукт нужен, какие задачи решает?
2) для кого этот продукт?
3) есть ли конкуренты, аналоги?
Первый продукт(Reviews AR):
1) Для того, чтобы оставлять контент в реальном мире, решает задачи взаимодействия людей с реальным миром(посмотреть, где популярные места, что там творится, что около этого дома или того есть и какая у него история или что было в этом месте пару недель назад)
2) В первую очередь мы планировали использовать аудитории блогеров, блогеры оставляли бы посты, и их аудитория бы следила за ними
3) в каком-то плане да - снепчат, инст, но прямых не нашли, кроме yota nebo
Второй продукт(Mirrex):
1) Для просмотра и взаимодействия контента в новом виде(AR), решает задачи обыденности нынешнего контента(скучный)
2) Тоже планировали аудиторию блогеров
3) Инста, Ютуб и подобные генераторы контента
В "популярное" последнее время все чаще залетает какая-то дичь.
Почему моя статья - дичь?
Комментарий недоступен
Гениальный ответ.
Еще один вариант: проект не выстрелил но вы все равно остались при деньгах, потому что в вас вложили миллионы)))
единичные стартапы это блажь в 2020-ом. мультиаппсы всех расставят по местам, подожмутся в объеме и будет 2-3 иконки на смартфоне. щас если и запускать то сразу с десяток сервисов с общими бонусами, разрозненность хоронит всех по отдельности
Возможно так и будет, конечно, по модели вичата, но сейчас такого еще не видно
Добро пожаловать в наш Чан, где варятся стартаперы! Удачи в будущих свершениях.
Спасибо, будем действовать👀
Вау, спасибо за статью, читаю и вижу себя. Soooo classic!
Писал что-то похожее здесь.
О, а я же читал это осенью, спасибо, что тоже делитесь опытом🤙
Очень важно, что вы сделали из этого опыта выводы и ещё важнее, что поделились ими публично. За это большое спасибо.
А насчет пункта с командой: советую погрузиться в тему нематериальной мотивации, если планируете в будущем снова собирать людей.
Спасибо вам! Изучу, важная тема, так как денег сейчас почти нет ;)
1. Опыт не нужен. Он только помеха в создании нового. Наберись опыта, и будь окамелелостью, как все. Стив Возняк прям так и говорил, хорошо мол не имел профессионального опыта создания микросхем.
2. Про бюрократию все верно. Уж не найду старого поста покойного Антона Носика по теме, что-то в духе "не создай себе юрлица".
3. ХЗ, мб МВП.
4. У вас не было видения, судя по скриншоту. "objectives" на самом деле subjectives - чистые эго-цели нам надо, миллионы, партнеры, инвестиции,— не уравновешенные объективными целями, т.е. пользой для людей
По статистике VC вероятность успеха стартапа, основанного людьми с опытом на порядок больше стартапов "новичков". Просто мало, кто из опытных решается бросить безоглядно в омут. Да и вообще, если у Вас жена и маленький ребенок, то стартап - это не Ваше. Некоторое преувеличение, но это беспощадная статистика.
Комментарий недоступен
«Никто не смотрит на ваш домен, а вам за него нужно платить каждый месяц по $10–30»
Это вы где такие цены на домены нашли?
Забыл добавить в статье, что это вместе с почтой(просто почту брали там же, где и домен)
Так а что за продукт? Как-то без описания концепции стартапа тупо выглядит, "мы закрылись, потому что не взлетели, не взлетели потому что закрылись"
Я думаю ссылки на саморекламу тут не очень разрешены, но в апп сторе можно найти.
Первый продукт - Reviews AR, идея была в том, что блогеры оставляют свои посты в AR, и их подписчики могли ходить по городу и искать посты. Этакий Инстаграм + Покемон ГО, модель не прошла, забили.
Второй продукт - Mirrex, тот же AR, кратко суть - искусство в вашей комнате. Инсталляции от артистов, художников, блогеров, музыкантов.
Мне все же кажется, стартапы е закрываются не потому что потратились на 10-долларовый домен и не потому что фаундеры назначили себе по должности.
Посмотрел кейс - судя по 1 млн пользователей, вы видимо рассчитывали на мгновенный вирусный эффект по типу призмы. Делать ставку на вирусный эффект, вообще не имея плана Б, никаких ресурсов для продвижения приложения - на мой взгляд одна из серьезных ошибок. Все-таки вирусность - это немного магия, особенно если в команде нет маркетологов мирового уровня.
Кстати, несмотря на бешеную вирусность, из призмы компании так и не вышло. В вашем случае, мне кажется, у вас даже больше возможностей генерировать деньги - продавать брендированные VR-маски или что-то такое. Правда, сначала вам надо бы заиметь действительно много пользователей.
Я думаю эта концепция совсем не мертворожденная, но вот отсутствие расчета, попытки соотнести свои возможности с ресурсами, которые нужны для реализации подобного проекта - как бы вас действительно немного подкосили.
Так и есть, но больше всего подкосило то, что команда выгорела и у команды много личных проблем.
Мы тип чет сделали, чет купили, потом шабадум и оказались в жопе. А вот скрин одной странички из Notion, да у нас был план) Я удивлен, что вы сразу не сдулись через день. Запуск проекта и его ошибки в стиле Макса Рэнда, главное чтоб нейминг был) Бизнесом там явно не пахло, извините за резкость)
Недоумеваю, откуда столько негатива в комментариях. Видимо у людей много времени, чтобы писать подобные комментарии вместо того, чтобы заниматься своими, более успешными стартапами )))
Но скажу, лучше, по делу. Отличная статья! Да, возможно автор пишет очевидные вещи, но это не значит, что в данную минуту, кто-то не совершает подобные ошибки. Ведь сегодня же кто-то сядет за руль пьяным и разобьется? Хотя не нужно иметь много ума, чтобы понимать это.
По своему опыту могу сказать, что ошибки очень актуальные и встречаются во многих стартапах. Это замечаешь, когда принимаешь участие в них, особенно, если стартап не твой. Но увы, сами создатели зачастую не видят этого, а когда пытаешься указывать им на подобное, они не хотят верить в этом, так как ослеплены самой идеей.
Хотя я уже и пережил всё это, всё равно равно огромное спасибо автору, хотя бы потому, что он нашел время и желание, чтобы написать об этом. В отличие от меня и других "успешных бизнесменов", упомянутых в первом абзаце моего комментария )))
Удачи в будущих начинаниях и проектах! ;)
Недоумеваю, откуда столько позитива в комментариях. Видимо у людей много времени, чтобы писать подобные комментарии вместо того, чтобы заниматься своими, более успешными стартапами.
в таком возрасте лучше б уж в доту играли, как нормальные ровесники
Или получали опыт работая в чужих проектах. Все хотят сразу перепрыгнуть к деньгам минуя скучные лет пять получения опыта.
Это для старичков, сейчас в тренде Фортнайт :)
Судя по всему, просто не хватило инвестиций. Потому что посыпать голову пеплом из за 10 долларов надомен или даже целой тыщщи на компанию, это смешно.
Маск, Безос в минусе на миллиарды и в ус не дуют, а тут...
самое главное, что я вижу - команда сильно выгорела из-за этих ошибок, я то и так продолжу двигать подобные AR продукты, но уже с учетом ошибок.
Каких инвестиций? Во что? В первую очередь продукт должен закрывать какую то потребность, иметь конечную ценность. Если я все правильно понял, идея была в создании, эммм, отзывов о заведениях в виртуальной реальности? Зачем это нужно?
умные учатся на чужих ошибках, дураки - на своих. но иногда реально лучше самому совершить ошибки, так как это колоссальных личный опыт, который в жизни очень пригождается
Совершенно верно, помимо опыта испытали очень сильные эмоции, одни из сильнейших в жизни, это тоже плюс в копилку
80 тысяч тысяч подписчиков (с)
Поэтому и провалился стартап :)
Это не я, это редакция отредактировала🤡
80 тысяч подписчиков? как?
Реклама, но это было на пике, уже давно забросил коммерческое ведение каналов
единственное мне кажется что созваниваться раз в неделю - это вообще очень редко, 2 раза в нед - ну может быть, если это хобби проект
а если это фултайм стартап то это надо делать каждый день
Я бы так и хотел делать но есть риски, что команде станет от этого неуютно и неприятно, особенно если на каждой встрече обсуждаются дедлайны, которые всегда напрягают
Вопрос автору: что скрывается за решением, что «мы самые умные» и почему вы решили не изучать тему и действовать не по правилам, а по-своему?
Это была тревога перед тем, что накопленные знания похоронят вашу идею и это ударит по самолюбию? Вы как-то рефлексировали этот момент?
У меня ощущение, что это вообще самое важное, что можно почерпнуть из первого опыта стартапа.
Тогда мы придумывали себе оправдания, сейчас я понимаю, что это было простое нежелание увидеть свои же изъяны
Насчет андроид игр можно поподробнее, пожалуйста. Что за игры, почему неудачны.
И да, 18 - это уже не ребенок ;-)
3 года назад делал игры на Андроид, первая была обычный платформер с донатом, набрал 50 скачек, убил на эту игру 2 месяца. Вторая игра была клон тогда популярной игры - 4 фото 1 слово, дается 4 фотки и по ним нужно угадать слово, набрала 300 скачек, убил 1 месяц. Третья игра была самой тупой идеей, обычный тест на блогера для детей, где люди выбирают вопросы, и в конец они узнают, на какого блогера они похожи. Сделал по приколу за неделю, и, что самое смешное, набрала 1500 скачек и 50+ отзывов)) Все это было на Corona SDK + Lua, потом изучил Unity + C# и сделал платформер наподобие как игры Ketchapp, собрала 200 скачек, а потом мой аккаунт гугл девелопера заблокировали из-за того, что я не обновлял новые правила и что мне тогда было не 18 лет по закону. Но, эти игры все еще лежат на каких-то форумах и сайтах сборках apk файлов)
Ладно, скажите.
Классная статья, спасибо что поделился, приятно тебя читать!
Спасибо вам!
Блин чувак ты даже статью написал только для себя ! Как ты продукт можешь кому то предлагать ?
Я написал статью для людей, кому интересны стартапы, и это я упомянул в статье ;)
Сколько боли то, да и разочарования.
Эмоции проходят, а в конце остается опыт!)
Были какие то положительные моменты? И очень порадовало, что без продукта уже начали регить контору в штатах =))) Это идея была чья? Сам много ошибок допускал, запилили MVP в бухали в него около 1млн, руб. нашли одного клиента он его даже купил на 1год, поняли, что пока не можем масштабироваться т.к. нет кэша на это, а инвесторы все как один говорят продукт говно, найдёте еще 10 клиентов сделаете 100млн руб. в год, тогда кэш вольём =) команда не выгорела, но кушать всех хочется, пока развитие проекта приостановили, занимаемся тем, что штаны поддерживает и потихоньку думаем, что с MVP делать )
Конечно, были. Куча эмоций от того, что код наконец заработал, или, что подписчикам наших медиа площадок нравится наш продукт, или, когда в первый раз один американский блогер 360к подписчиков выложил в инстаграм публикацию с нашим продуктом, да и ссоры, многочасовые разговоры, победы, неудачи - все это очень дикие эмоции.
А можете показать свой продукт?)
Прикольно написал! Интересно было прочитать. Товарищ прислал ссылку ;)
Отсюда мораль, не надо стартапить, если это не бомба уровня альтернативных источников энергии) а надо бизнес делать, выявлять конкурентов и их упущения...
Первый проект тоже начинали с регистрации.. только время и деньги потратили...
Level Up, все только начинается и ты в игре !
Статей много, но как говорится: «дорога ложка к обеду» пишите еще! Вдруг, именно ваша заметка попадется на глаза начинающему школьнику или студенту. И ваш язык ему будет понятнее и ближе, чем эти талмуды бизнес-гуру)
В статье отсутствует драматургия. Поэтому читать неинтересно. Клево, что начали писать, но нужно еще тренироваться. Эта статья не тянет даже на MVP пока.
Бля, вот всегда было интересно, почему "если вы где-то провалились, то провал — самый лучший опыт". С хуля ли он лучший то? Потому, что можно сделать выводы? Но ведь если вас наебали лохотронщики - вы не станете лохотронщиком. Вы станете лохом.
Что дальше планируешь делать?
Я бы на твоём месте потратил время на проект в ТГ, чтобы ты себя и самое главное стартапы мог обеспечивать
Снова новый проект буду делать)
Сколько денег то потратили?)))
Около $3000 на эти 2 продукта, но ещё был 1 неудачный до них, там в разы больше
Над чем сейчас работаешь? :)
Над обедом.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Статья бесполезная и вы так и не поняли ошибок.
Ошибка всегда конкретна, но вы про них не пишите. Вы описываете общие трудности (сложности тестирования идеи, отсутсвие финансирования, конфликты команды, нерациональные траты, завышенные амбиции) с которыми сталкиваются абсолютно все стартапы.
Задайте себе вопрос - почему есть те кто столкнулся с такими же трудностями и построил успешный бизнес, а есть те (вроде вас) кто провалился. Если ваш ответ будет - потому что им повезло и вообще 99% стартапов проваливаются, то лучше не занимайтесь больше стартапами вообще.
Каков Ваш ответ на вопрос?
Грустно то, что части аудитории это интересно, они хвалят и говорят, что было полезно. Ох, висишечка, что же с тобою стало...
Раньше было лучше!
Это оказалось никому не нужным. Компания была зарегистрирована коряво
А в чем выражалась корявость?
Это премиум домен?
Автор , мне кажется зациклился на AR, нужно пробывать разные ниши.
Мне нравится как вы все ещё боитесь даже рассказать о том в чем суть этого вашего продукта. Сейчас вы ответите - загугли. Но что нужно я понял. Меня рассмешило то как полстатьи о том какие вы великолепные и победители олимпиад и команда по всему миру. Это достойно стэндапа. Это как один агроном мне жаловался почему его друзья агрономы жалуются что они так мало получают. А что они делают? Спросил я. Ну ведь что-то же они делают! Ответил он. Занавес
Интересная статья. Про MVP - это точно. Многое в статье знакомо на собственном опыте.
Вы написали что слишком долго делали маркетинг и в итоге потеряли какую-либо мотивацию. Можно узнать подробнее про маркетинг?
"набрали 500+ апвоутов и взяли фичеринг на Product Hunt"
По русски можно?
Ничего не понимаю в стартапах, но очень понравился вывод про дизайн (тк я дизайнер). Часто такое наблюдаю, и не только в стартапах, ну нравится людям дрючить иконки месяцами, при этом серьезные косяки, которые хотя бы гипотетически могли бы облегчить жизнь пользователям, пропускаются, тк "пока времени нет, это глобальное, как-нибудь потом", но подрючить иконку, изобрести идеальную кнопку или докопаться до какого-нибудь пикселя - святое))) Одна компания, с которой работала, вообще развалилась вскоре после редизайна, то есть проблемы уже были, но народ вбухал кучу времени и денег в пиксель-перфект и нестандартные решения, ничем не обоснованные.
А сколько лет "стартаперу"?
19
Только набив шишек и руку на 5-10 проектах можно добиться хорошего результата в последующем ... теория запуска стартапов - хорошо, но каждый проект уникален и процесс запуска это как отработанная бизнес-практика + искусство !!!
Вы в начале текста пишете, что имели хорошие перспективы. Если вкратце, то какие? Как собирались зарабатывать?