Стартап в США за 180 дней: «Питч-баттлы», мои первые фейлы и различия акселераторов в России и США
Первая неделя моих приключений под названием «как в короткий срок запустить свой продукт на сложном и конкурентном рынке и не сесть в лужу».
Привет! Меня зовут Дима Беговатов, я основатель конструктора мобильных сайтов в стиле сторис под названием «Сторилэнд», о котором уже рассказывал на «Трибуне» полгода назад.
С тех пор мы получили множество положительных отзывов от наших пользователей, открыли новые форматы применения сторилэндингов и выпустили несколько важных обновлений нашего конструктора. Сегодня я хочу рассказать вам о новых открытиях нашей команды, совершенных на пути к глобальному рынку.
Примерно месяц назад мы получили радостную весть: нас отобрали в программу Starta Global Residency нью-йоркского венчурного фонда с русскими корнями Starta Ventures. Это первые инвесторы сервиса рассылки SendPulse и гейм-студии Donut Lab (авторы Kids vs Zombies, которые недавно привлекли 1,6 млн долларов), а также десятков других успешных стартапов.
Программа по развитию международного бизнеса в Starta длится 6 месяцев и состоит из:
- вводного месяца онлайн-подготовки к релокации: отработка питча на зум-встречах и с коучем, предварительная разведка клиентов, составление списка гипотез, организация юрлица и т.д.;
- двух месяцев плотной работы с рынком на месте в Нью-Йорке;
- трёх месяцев пост-акселерации с онлайн-поддержкой.
Сразу скажу, я искушённый акселераторщик и прошёл почти все известные программы развития бизнеса в России, включая ФРИИ, ВШЭ и Generation S. Тем интереснее будет сравнить мой прежний опыт с новым в США.
Официальный старт набора был 14 сентября, а уже 17-го в семь вечера в четверг (это полдень по времени НЙ) в акселераторе Starta состоялся наш первый «питч-баттл». Внутренний и без гостей слава Богу. Потому что я его в чистую просрал.
О причине чуть ниже, а сейчас немного про формат.
«Баттл» проходил в зуме и начался после короткой стартовой презентации от нашего коуча по выступлениям Лизы Патти.
Каждый основатель имел ровно одну минуту на рассказ о своей компании на английском языке. Классический elevator pitch («питч в лифте»). Это, пожалуй, самый трудный формат презентации из всех, с которым я сталкивался, потому что я убедился на своём продукте – его легче один раз показать, чем объяснять как сторис может стать сайтом. После сигнала об окончании минуты другие основатели давали обратную связь выступающему и ход переходил дальше.
В России я почти каждую неделю участвовал вживую в аналогичном «баттле» в Акселераторе ВШЭ. Меня это очень подкупало в программе акселерации, потому что тренировало самую слабую мышцу среднестастического основателя стартапа – умение самостоятельно презентовать свой продукт.
В других отечественных акселераторах я такого не встречал: ни во ФРИИ, ни в Generation S, ни в прочих, где довелось поучаствовать. После прохождения акселя в вышке, я стал увереннее чувствовать себя в питчах и даже в октябре 2019-го выступил на аудиторию в 1000 человек на СПб Startup Day. По горячим следам я написал статью об этом на VC.
Так вот в самом начале баттла я понимаю, что готовил питч на минуту со слайдами, как раньше делал в вышке, а сейчас должен выступить без них.
Пока остальные питчились, я пересобирал свою речь заново на основе чек-листа из презентации Лизы. Вы можете найти его ниже.
Когда в самом конце подошла моя очередь, я с мэканием и паузами, путая слова местами, пытался воспроизвести на коленке собранный питч, из которого похоже мало кто что-то понял. Конечно же меня ждал провал…
Вечером того трудного дня я был в апатии и думал только о том, что переоценил свои силы в попытке добраться до внешних рынков таким путём. Всё-таки одно дело перевести свой сервис на английский язык и запустить рекламу, но совсем другое – общаться вживую с аудиторией, с местными экспертами и инвесторами. Мой английский пока не так хорош, чтобы «кристально чисто» доносить свои мысли и уж тем более импровизировать на ходу. Я почувствовал выход из зоны комфорта, который не чувствовал с самого переезда в Москву из своего маленького северного городка.
Но в конце концов любой кризис приводит к росту.
Я вспомнил истории фейлов на выступлениях в Акселераторе ВШЭ, как они помогли отпустить страх перед ошибками и даже кайфовать от них. Да, именно кайфовать, потому что с каждой ошибкой становишься чуточку лучше и растёшь над собой. После первого такого фейла на людях, ты понимаешь, что жизнь не заканчивается. Далее действует эффект отталкивания от дна и каждая маленькая победа приносит радость.
Неожиданно и круто, что в акселераторе Starta ты не барахтаешься сам как умеешь, а растёшь вместе с экспертом по выступлениям. Лиза помогает довести питч до идеала. Это просто бомба и это точно поможет мне стать круче в презентациях для англоязычного рынка! И такого подхода я тоже не встречал в российских акселях.
В общем после первого «разбора полётов» с Лизой я снова бодр и весел.
Также на первой неделе у меня был созвон с партнёрами Starta Ventures для определения целей на акселерацию, созвоны с коучами-маркетологами (продукт и диджитал) и воркшоп по ведению таблицы акционеров (Cap table).
Следующая неделя обещает быть ещё более насыщенной и я собираюсь уделить больше времени нашей англоязычной версии, постепенно переводя фокус со Storyland на Slidepage (нам пришлось взять другое имя для стартапа в США). Что я для этого предпринимаю, напишу чуть позже.
Обо всех наших взлётах и падениях вы можете узнавать из нашего телеграм канала или подписавшись на мой блог тут на vc.ru. Я буду выпускать следующие недельные посты именно там. Для подписчиков есть бонус – халявный месяц использования премиум-тарифа «Сторилэнда». Обращайтесь за ним в личные сообщения ко мне.
Вскоре я выложу mindmap с планом по выходу зарубеж: полной локализации интернет-бизнеса и первые шаги по его продвижению. Также сейчас я разбираюсь в процессе регистрации юрлица в штате Делавэр и буду рассказывать об этом. Кроме того для нас сейчас остро встал вопрос по локализации техподдержки и об этом я тоже хочу поговорить с вами в следующих постах.
P.S. В названии статьи я поставил срок в 180 дней на первый этап поиска и подтверждения рынка. Не факт, что мы уложимся в этот срок, а может найдём себя раньше. Просто сроки дисциплинируют и дают нам с вами больше фокуса на важных вещах.
До встречи и спасибо за подписку!
Комментарий недоступен
элеватор питч — check
выйти из зоны комфорта — check
коучи — check
подпишись на мой телеграм канал — check
Вы так говорите, как будто это плохо.
Комментарий недоступен
Понятно. Мы с вами разошлись в определениях.
Стартап — это не бизнес. Это попытка создать новый продукт или сервис и занять новый рынок, пока не набежали конкуренты. Успешный стартап не должен быть прибыльным — это значит, что средства инвесторов не расходуются правильно, на разработку продукта и привлечение новых клиентов.
Бизнес — это когда берёшь уже доказанную, работающую модель и используешь её для получения прибыли. Успешный бизнес не должен быть убыточным.
Комментарий недоступен
Вся проблема в путанице в определениях. Вы определяете стартап как бизнес, который недавно открылся, и подходите к нему с мерками бизнеса. Ваша цель — извлечение прибыли с возможным небольшим риском.
Цель стартапа — не получить прибыль. Цель стартапа — рискнуть, попробовать новую модель, которая кажется привлекательной, и чаще всего провалится (в 90% случаев).
Выжившие что-то меняют, и потом этим начинают заниматься все. Но важны не только выжившие — важны и те, что провалились, они экономят время будущих предпринимателей в поисках наиболее эффективного подхода к решаемой проблеме.
А зачем инвесторам за это платить если прибыли нет?
На кворе много интересных ответов от реальных инвесторов.
Если говорить только про ангелов и венчурных капиталистов, то они верят, что смогут среди тонн говна найти крупицы золота — будущие гуглы и фейсбуки.
Впрочем, много и таких, кто инвестирует на хайпе, в начале пирамиды — и затем пытаются соскочить и перепродать менее шустрым товарищам.
Сразу чувствуется влияние Морейниса 😉
Да, я как-то с ним встречался (он довольно свободно доступен), рассказал про один из своих проектов — он мне в два счёта объяснил, почему это не бизнес и почему мне не нужны инвестиции. :)
Полезно иногда посмотреть на себя со стороны.
Спасибо за советы, больше конкретики будет, когда начнётся следующая фаза подготовки! А пока много преодоления барьеров языковых, культурных, юридических. Поэтому много эмоций.
Лайк ! Подписка))
Дима, это круто, пиши чаще про свой опыт там!
А в каком-нибудь из акселераторов давали совет полностью избавиться от русской версии, поддерживать и развивать единственную - английскую, и только на американском рынке (полностью закрыв российское направление)?
Да, были такие советы. Мы к этому движемся, может не так радикально, чтобы закрывать полностью, но фокус точно надо держать на глобальном рынке.
ну, это же стандартная рекомендация для такого стартапа, как ваш — вам не фокус нужно держать на глобальном рынке, а вообще отказаться от всех рынков кроме глобального, тогда и фокус держать не нужно будет
Вы правы, можно просто принудить текущих клиентов перейти на англоязычную версию
Это как )) надеюсь это шутка
Интересно!
Успехов и пиши еще :)
Дмитрий желаю победы. Так держать
Дмитрий, спасибо! Интересен Ваш опыт, пишите чаще и просьба больше деталей и цифр! Терпения, удачи, победы!
Дмитрий, желаю удачи! Интересный путь, отличный продукт, у вас всё получится!
Отличная статья. Проекту успехов на глобальном рынке!
Давай смотреть динамику) Проследим путь вместе. Держу кулачки! Удачи, Дима!
Интересно)
может быть стоило получше поискать. В 2009-м году это вполне себе было.
Завожу свою машину времени, чтобы поискать в 2009-м 😂 Я тут только про свой личный опыт пишу.