Искусство быть лидером. Что чувствуют сотрудники под крылом достойного руководителя
Паблики Вконтакте подарили нам много прекрасных цитат о лидерстве и успехе. Слова великих вдохновляют, но в моей реальности не было ни бирюзовых компаний, ни удивительных лидеров. Красивые слова оставались лишь словами.
Полгода назад я встретила того самого лидера, о котором пишут в книжках. Красивые слова перестали быть концепцией, а стали нормой жизни. Оказалось, что советы великих не только хорошо звучат, но и позволяют более эффективно жить, управлять командой и добиваться результатов.
Куда смотреть
Обычно все пишут о том, каков лидер должен быть или что должен делать. Не встречала, чтобы кто-то описал как чувствует себя человек, который за лидером последовал. Акцент всегда на лидере, не на последователях.
Я хочу восполнить этот дефицит и описать свой опыт по другую строну лидерства — со стороны последователя.
Чтобы понять, кто передо мной, я смотрю не на человека, а на свои ощущения от него. Не всегда можно узнать лидера по внешним признакам, но всегда можно отрефлексировать свои чувства и оценить результаты. Я верю, что рядом с лидером человек становится лучше и добивается большего.
Итак. Что чувствуешь рядом с лидером?
Поддержку и заботу о развитии
Мой босс в шутку часто называет себя «ваш покорный слуга». В этом есть большая доля правды. В последнюю очередь он думает о себе. В первую — заботится о росте каждого из команды. У нас проходят регулярные ревью, он щедро делится опытом, поддерживает, вселяет уверенность. Я чувствую, что не одна.
В первый день работы он спросил меня чего я хочу и я честно ответила, что хочу набраться опыта, собрать крутое портфолио и работать на американский рынок. Сказать работодателю, что пришел за портфолио, чтобы потом свалить — не самое умное решение, но здесь это было ок. Задача моего босса — помочь каждому в достижении его целей. Он только рад, когда эти цели есть и они амбициозные.
Удивительно, но он расстраивается, когда от нас никто не увольняется или не приходит спустя год поговорить о повышении. Для него это признак низкоквалифицированных кадров, которых больше никуда не берут и поэтому они сидят годами на одном месте и за те же деньги.
Я знаю, что мой босс готов меня обучить и отпустить. Но от человека, который готов опустить, не хочется уходить. Такое отношение рождает доверие и глубокую привязанность, которые мотивирует лучше любых денег.
Благодарность
Однажды мой босс спросил, не перегружена ли я работой и всё ли успеваю. Сказал, чтобы я ни в коем случае не переутомлялась и делала все с душой, и если что-то не успеваю — то мы это обсудим и найдем выход. Он сказал это так буднично, между прочим, а я в этот момент поняла, что покорена 😍 Я не встречала такого подхода на российском рынке, где неоплачиваемые переработки — норма жизни.
Я благодарна за возможность делать то, что мне нравится и не доводить себя до выгорания.
Безопасность и доверие
Мой босс — оплот адекватности и здравомыслия. Он всегда трезв, благоразумен и не поддается эмоциям. Ни на ком не срывается, публично не отчитывает, проблемы решает хладнокровно.
Я знаю, что если накосячу, то мне помогут, а не отругают. Это дает потрясающее чувство безопасности. Право на ошибку делает меня гораздо смелее, и бизнес от этого только выигрывает. Инициатива живет только в безопасной среде.
Если вы знаете, что можете прийти к человеку с проблемой и гарантировано найдете поддержку, скорее всего, перед вами истинный лидер.
Энтузиазм и оптимизм
У вас есть знакомые, после общения с которыми вы заряжаетесь энергией? Чувствуете бодрость и желание что-то сделать? Не каждый заряженный человек — лидер, но каждый лидер точно заряжен и заряжает других. Такого слушаешь — и сразу хочется жить, любить, творить.
Мой босс как вай-фай роутер транслирует оптимизм членам команды. И потому очень заметно людей из других команд, до которых вай-фай оптимизма не добивает — там царит уныние.
Унылый человек формально может быть руководителем, но лидером ему точно не стать.
Лидер использует не власть, а влияние. Он дает образ светлого будущего и люди сами устремляются туда. Без манипуляций, принуждений и KPI. Невозможно создать образ светлого будущего, если ты живешь «на минималках». У лидера всегда должен быть высокий уровень энергии.
Мое настроение после встречи с боссом всегда лучше, чем до него. Даже если это был тяжелый разговор о проблемах. С чем не справлюсь я — обязательно справится он.
Свобода
На текущем месте работы я могу делать всё, что хочу, в рамках того, что нужно бизнесу. Это идеальное сочетание свободы и ограничений. Совсем без ограничений можно улететь.
Каждую неделю я прихожу с каким-нибудь идеями, иногда дурацкими, иногда отличными, и мой босс всегда меня выслушивает. Это закрывает детский гештальт, когда приходишь к маме с какой-нибудь фигней, а она отмахивается, потому что занята. Теперь у меня есть человек, который слушает и не отмахивается, и я очень счастлива.
В целом, в компании нет никаких запретов (кроме выката релизов в пятницу). Любой может придумать идею, предложить ее, и как минимум будет выслушан, как максимум — получит добро на реализацию.
Немногие пользуются этой возможностью, но это уже личная несвобода, потому что внешних запретов нет.
Вместо заключения
О многих вещах нам не рассказывают в школе: какими должны быть здоровые отношения в семье или на работе, как строить эти отношения, что такое лидерство. Часто мы вырастаем, не имея счастливого примера перед глазами, и средняя степень уныния кажется нам нормой.
Если бы я знала, что на работе может быть так, как сейчас, я бы никогда не соглашалась на меньшее. Я бы искала, пока не нашла. Но я не знала. Не знала, что можно быть настолько счастливой. Никто мне об этом не рассказал: ни школа, ни родители, ни телевизор. Мой уровень нормы был сформирован средой, в которой я выросла, и если бы не счастливая случайность, я бы по-прежнему считала нормой модель, близкую к рабству.
Теперь я знаю, что может быть по-другому. И вы тоже знаете. Возможно, бывает даже лучше. Так что мы выберем для себя в 2021?
Если ваше настроение после статьи стало лучше, чем было «до» — не забудьте плюсануть))
А еще приглашаю всех в свой телеграм-канал, где я пишу на тему развития софтскиллов и улучшайзинга.
Мне было бы дико неловко писать такую статью, потому что я понимаю что вне зависимости от моего желания эта статья может попасть руководителю. И в этом случае это будет выглядеть как лизание жопы уровня PRO EXPERT 99lv
В какой Вселенной благодарность и признательность вдруг стали восприниматься так, как вы описали?
Ну.. Может на то и расчёт 🤔
Комментарий недоступен
Рано написали статью. Подождите еще год, посмотрим как изменится ваше мнение. Вы напоминаете восторженных молодоженов, которые спустя полгода брака начинают всех поучать как нужно строить счастливую семейную жизнь; алло ребятки проживите вместе счастливо и гармонично лет 60 - и потом будете учить других
Колин Пауэлл - это, конечно, просто феноменальный пример для подражания: чувак нагло солгал, потрясая пробиркой со своими отходами и страны под названием Ирак не стало. Человек-эталон. Только погибших в районе 2 миллионов...
Интервенция в Ирак — спорное решение, но это решение зависело не от него, а от целой коалиции государств. Если бы Хуссейн пустил инспекторов, ничего не было бы.
вас не смущает, что в 90-ые этот Ирак напал на соседние страны, использовал хим оружие без каких-либо пряток и потом когда ему сша начали вламывать, то он поджог 600 нефтяных вышек закоптив пол планеты? сша доделали, что должны были, а любые такие диктатуры заканчиваются развалом страны
В очередной раз все на лидера. Лидер должен то, лидер должен сё.
А я должна прийти к лидеру пожаловаться и он решит мои проблемы.
Путин нассал в подъезде.
Комментарий недоступен
А вот и яркий пример того, кому такой руководитель-лидер не подойдет.
"Но от человека, который готов опустить, не хочется уходить. "
Стоит запомнить😁
В личной жизни тоже самое, кстати)
Не соглашусь с проблемами. Лидер должен научить, чтобы сотрудники сами решали проблемы, а не решать проблемы сотрудников. Иначе ты просто будешь завален чужими. Из за этого и происходит выгорание руководителей, собственников бизнеса. Вместо того, чтобы заниматься развитием, ты погружаешься в текучку и начинаешь решать проблемы тех, кто по идее должен помогать решать твои.
Как это часто происходит: Ставишь задачу и она тебе отфутболивается от подчиненного обратно с какой нибудь проблемой. Я в таком случае всегда говорю своим, ты ко мне приходи не с проблемой, приходи с решением этой проблемы. Это и учит их думать, становиться более самостоятельными, расти и в профессиональном и в личном плане. Какое будет решение - это уже другой вопрос. Это зависит от компетенции сотрудника. Но он включит голову и это уже достижение.
Задача руководителя - грамотно направлять. Задать направление, обеспечить ресурсом и контролировать ключевые точки. Я часто встречал 2 крайности руководителей. Первое: это бывший хороший работник, которого подняли. Он не умеет руководить, он умеет хорошо работать. Ему нужно понять, что теперь у него совсем другие задачи. Теперь не надо все делать своими руками, для этого есть подчинённые. Это абсолютная перестройка мозга, навыков и умений. И я очень часто вижу, что многие не справляются. И вот он, как ломовая лошадь начинает решать проблемы подчинённых. Потому что работает то он лучше всех. Задач становиться все больше и больше, сотрудники становиться инфантилами, зачем напрягаться, шеф решит все мои проблемы. Компания не развивается, руководитель в запарах. Все. Потом выгорание. Тупик.
И второй вариант. Очень распространён в бюрократических кругах. Руководитель - пустышка. Он каким то образом рос, рос и дорос до порога своей некомпетентности. Бестолковый, ленивый, не обладающий не хард, ни софт скиллами. С чсв выше небес. «Начальник». К такому бесполезно обращаться. Он ничего не умеет. И вообще: «что ты меня донимаешь, я тебе деньги плачу. Бери и сам делай». Главная проблема в этой ситуации, что нет направления. Что делать никто не знает, как и сам начальник. Подчинённые в таком случае сильно демотивируются и просто забивают болт на работу. Зачем мне стараться, если даже руководителю пофиг.
Так, что да. Быть настоящим руководителем, лидером, очень большой труд. И у нас в стране с этим большие проблемы. Никто не знает, как надо. Никто не учит, как надо. Наследие эпохи застоя и лихих 90-х...
Очень крутой коммент, спасибо!
Со всем согласна. Про проблемы наверное не точно описала, у нас примерно так происходит, как вы описали (решаешь сам, я направляю). Главное - научить других, это факт.
Держите, https://oz.by/books/more1019694.html
Верно.
Можно даже описать лаконичнее, двумя концепциями: “managers are NOT doers” и “Peter principle”.
Пока новогоднее настроение — хочется писать о чем-то добром и хорошем 🥰 А то в ленте один негатив)
А это в России национальный вид спорта - везде искать негатив: кто больше нашёл, тот и выиграл. Вот такие мы))
Очень интересная сатья. Соглашусь: лидер должен четко формулировать задачу, распределять обязанности и следить за правильностью их выполнения. И очень понравилось высказывание про повышение, действительно, тот, кто не просит повышения - не ценит свой труд, или ленится.
У вас набор клише просто зашкаливает. Работники должны быть профессиональны и самостоятельны на местах, а не ждать указок сверху. В реальности, особенно при кризисе, про какое повышение вы говорите
ну так а если люди сидят на ставке и предпенсионного возраста - им и подавно не надо эти все повышения и новые задачи. они каждый день ходят на работу, выполняют какие то свои задачи и вечером спешат домой. а из-за специфики работы и размера оплаты труда замены не найдешь. и хороший руководитель тут вряд ли что уже сделает...
Типичное бабское поведение, достаточно пустить пыли в глаза и ощущения усилятся мокрыми трусами :)
🤯 вроде 21 век на дворе
Я искал этот комментарий.
Статью было неприятно читать, поскольку от неё веет лизоблюдством
Так не читали бы, это же так просто — закрыть страницу.
Зачем есть кактус?
Первая задача лидера - не донимать сотрудников.
Нужно было это сказать Стиву Джопсу
В смысле не приставать как Вайнштейн?))
Я плюсанул, но заплакал... Не узнал себя в статье :(((
Анна, зайдите ко мне за премией
Испытываю от статьи какую-то новую форму испанского стыда. Работала в вышеописанной компании больше года, директор там вполне норм, и имеет мало общего с этим персонажем из статьи, больше похожего на фантазию из девичьих грёз.
Автор не первый раз пишет материал лизингового характера, направленный на того же самого руководителя, на мой вопрос — «во имя чего?», мне не был дан внятный ответ :)
что за ваниль? статья для журнала 7 дней.
Если бы цитату Рэнд поставили вначале, я бы сэкономил свое время и бросил бы читать в самом начале))
У меня бизнес не в IT сфере, очень даже оффлайн и вот если бы мои сотрудники не боялись допустить ошибку ( например, допускали промахи в сервисе) , если бы они не имели смелости решать какие-то задачи , пусть новые, самостоятельно, это был бы полный провал. Я бы погрязла в решении их ( моих) проблем. НО, моя задача, как лидера и руководителя, к каждому сотруднику выбрать такой «ключ», который бы работал именно для него. Вот тут, как и пишет автор, и слово доброе работает и подсказки в работе и, местами, какая-то физическая помощь. Мне кажется, что в данной статье, как раз и работает грамотный ключ руководителя к автору. И результат - восхищённая статья.
"Задача моего босса — помочь каждому в достижении его целей.
Удивительно, но он расстраивается, когда от нас никто не увольняется или не приходит спустя год поговорить о повышении."
- написать хвалебную статью на VC
- поговорить с боссом о повышении
- DONE
Написано хорошо и верно, к сожалению, у нас мало вменяемых руководителей, да и людей в принципе. Возможно это осталось от инерции стиля руководства советской эпохи, возможно, виновно низкое развитие людей в принципе. Но тем не менее следует растить нормальное руководство, формировать культуру и самое главное, приучать к нормальному работников.
Культура самих работников очень важна. Там где нормальный руководитель проявляет заботу, бездарный подчинённый может посчитать это за слабость, что в итоге приведет к проблемам в бизнесе.
Вредно быть доброжелательным и понимающим. Продуктивнее и выгодней делать свое дело, заставлять подчинённых выполнять свои обязанности и сразу отсеивать тех, кто филонит. Не тратить свое время на бездарностей, не выслушивать их проблемы. Работа должна быть сделана, все. Дружба и хорошее отношение вне работы.
Вторая задача руководителя: вычислять бездарей/вредителей/дармоедов и удалять из компании. Про первую задачу автор поста отлично написала, ничего не добавить уже - руководитель должен вдохновлять на работу!
У нас - это где и у кого? У человечества?
Куда солдата не целуй - у него везде жопа.
Пробовал описанное в статье - хорошее отношение люди воспринимают, как слабость.
Вы довольно смутно представляете себе, что такое руководство. И что требуется от руководителя.
Так вот руководитель контролирует Вашу деятельность и эмоционально ее поддерживает. И в зависимости от того чего требуется больше выделяется четыре уровня руководства: оперативный (по факту руководитель выполняет работу вместе с Вами), тактический (рукодитель ставит Вам конкретную задачу, Вы ее выполняете), стратегический (руководитель формулирует задачу в общем виде, Вы ее конкретизируете и выполняете), политический (Вы все делаете сами, получая от руководителя общее направление). Судя по всему, Ваш руководитель невысоко поднялся в своем развитии.
И да, как топ-менеджер открою Вам большой секрет: к руководителю приходят не с проблемами, а с решениями.
Мне повезло с Лидером) Требывания жесткие, но и награда за переработки, внеурочки, работу на дому. Все честно!
Комментарий недоступен
«Требывания», попросите его потребовать с вас язык русский подучить :)
Подозреваю, что вы ещё и «пробывать» считаете правильным написанием.
Ну и конечно, профессионализм. Мне везет и попадаются отличные руководители на моем карьерном пути. Лично меня больше всего поражает быстрое интуитивное принятие правильных решений в большинстве случаев.
Я не думаю, это можно назвать "интуитивным". Лидеры, профессиональные в своей среде, имеют своего рода шаблоны, метки, у них "отточен взгляд" на то, что можно сделать, а что пойдёт не так.
Интуитивное принятие решений - это вообще не навык руководителя
А руководитель является собственником бизнеса?
Нет, наемный сотрудник. Хотя собственник отошел от дел и занимается другим стартапом, так что по факту руководитель почти директор всей компании.
Всё зависит от сферы деятельности, а в основном, работники выполняют определенные задачи, которые дают вышестоящие люди. И прежде чем остро реагировать на мой комментарий - прочтите статью 🙄
Рынок в России разный. Где-то развивающийся, а где-то- очень развитый. Вот в статье про второй. Конкурировать за специалистов очень сложно
Комментарий недоступен
Статья всецело посвящена исключительно личной симпатии, а не описанию самого подхода, либо причин его эффективности. Смысл это читать?
Я не люблю гендерные стереотипы, но тут они уж очень сильно напрашиваются.
Комментарий недоступен
Хорошая статья!
Комментарий недоступен
Сергей, так и есть! Не вижу в этом ничего плохого. Любить свою работу, команду, шефа, компанию — кайф)
Комментарий удален модератором
Очень крутая статья спасибо !
> Но от человека, который готов опустить, не хочется уходить.
Теперь понятно о каком лидере речь.
«которые мотивирует лучше», может «мотивируют»?
"Оказалось, что советы великих не только хорошо звучат, но и позволяют более эффективно жить, управлять командой и добиваться результатов."
Ну и о какой компании то хоть речь, о каких результатах итп?
У нас в стране не принято быть лидером, принято быть руководителем, которому несколько наплевать на происходящее и его волнует только результат. А что потом весь отдел куда-то увольняется - это не его вина, нет-нет!
Если лидер решает проблемы подчинённых, то он просто не умеет делегировать задачи и контролировать их выполнение.
Настоящий лидер как раз не будет решать проблемы за подчинённых, а будет спрашивать что они будут делать, чтобы решить проблемы. Он не нянька и не мать, чтобы сопли подтирать.
А не Российские лидеры бывают? Или у нас Америка как всегда истинна в последней инстанции?
Тпега ралрег арварар апрарпа арап!
Отличный коммент!
Есть много теорий лидерства (и про ориентацию на лидера и про ориентацию на коммуникации и даже про ориентацию на последователей). Если бы автор и многие комментаторы поучились или хотя бы погуглили про это, то не развозили бы дискуссий вокруг цитат великих.
Образование спасёт мир.
Вот честная статья о современном лидерстве, в которой точно нет слащавых иллюзий и розовых пони. Я полностью согласна с автором, который хорошо описал современных лидеров в статье "Лидерство без вранья"
Комментарий удален модератором