Смотреть
30 дней бесплатно
Смотреть
30 дней бесплатно
Условия просмотра: clck.ru/h7Vx2
18+
УЖЕ В ПОДПИСКЕ

Как запустить в VK школу по подготовке к ЕГЭ по литературе: история Кристины Митряйкиной

Когда в 13 лет идёшь работать, чтобы купить новые вещи, в 15 начинаешь читать, чтобы понять, о чём песни группы Jane Air, а в 22 — запускаешь для девочек курсы подготовки ЕГЭ по литературе, которые прошли уже 4 500 учениц.

Меня зовут Кристина Митряйкина, и сегодня я расскажу о своей онлайн-школе ЛИТ.PRO ВКонтакте.

Выпуск ЛИТ.PRO 2019 года

О себе

В 15 лет я впервые начала осознанно читать. Подруга показала мне рок-группу Jane Air, сейчас часть этого коллектива входит в Little Big. В текстах песен было много отсылок на художественные произведения — например, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Стивенсона. Я начала гуглить, чтобы понять, о чём это.

Так Jane Air открыли мне новый мир художественных произведений, где были вещи, о которых никто в моём окружении не говорил. Тогда я подумала: «Ага, значит, есть что-то ещё в жизни!». В одиннадцатом классе на одном из уроков литературы мы проходили Бродского. Это был мой второй культурно-литературный шок! Я стала учить наизусть его стихи.

Про то, что деньги — не равно смысл жизни

Я — обычный подросток из Тульской области. Росла в многодетной семье, родители — простые рабочие. С тринадцати лет я начала подрабатывать во время школьных каникул. В семье меня никто не обделял, но мама говорила: «Если хочешь больше, иди и работай». А мне хотелось! Больше одежды, всяких новых вещей, больше карманных денег. Поэтому я работала.

Как-то после смены в супермаркете, познакомилась с парнем. Разговорились. Мне было интересно: чем живет взрослый человек. Спросила, на что он тратит заработанные деньги. Он сказал: «Ну как на что — на еду, на развлечения».

Я пришла домой и говорю маме: «Получается, зачем человек живёт вообще? Зарабатывает деньги, чтобы потратить их на еду и развлечения? Что это за жизнь такая?». Мама в ответ спросила: «А ты сама зачем работаешь?». И тут до меня дошло, что я работаю для того же — чтобы купить классную одежду и съездить на концерт. Я ужаснулась от того, что жизнь — это схема «заработай-потрать-заработай-потрать-умри».

Про образование

Jane Air — коллектив из Петербурга. Родина Бродского — Ленинград. Так и появилась мечта о переезде в Питер. Университет выбрала сама: СПбГИК, библиотечно-информационный факультет. Мечтала о профессии «книгоиздатель». Оказалось, что в школе я сдала не тот экзамен — надо было историю, а не обществознание. Вселенская глупость! Обучение на платной основе я даже не рассматривала — в семье, кроме меня, ещё двое детей. А я уже самостоятельный человек — сама накосячила, сама и решай, что делать.

В тот год я вместе с подругами поступила в педагогический колледж в Туле. Там проучилась полгода и пошла устраиваться на работу в ресторан. Меня взяли, потому что на собеседовании я наизусть прочитала Бродского. По меркам того времени зарабатывала очень хорошо: 50 000 рублей. Для меня это вообще были нереальные деньги. Но я знала, что уйду: вовсю готовилась к экзамену, сдала эту дурацкую историю и поступила на свой библиотечный факультет в СПбГИК, на бюджет.

Про бизнес

Ресторанный опыт был крут, потому что именно там мне показали, как правильно работать: как относиться к людям, как создавать сервис, из чего складываются долгосрочные отношения между брендом и покупателем. Больше нигде я не встречала такого отношения к людям, как у моих руководителей к их клиентам. «Каждый человек значим» — этот паттерн я перенесла в свою жизнь и в свой бизнес-проект.

На четвёртом курсе я подумала и решила, что надо создавать что-то своё. Делать бизнес! Тогда в Питере была школа предпринимательства под названием «Бизнес-Квартира». Курс стоил около 50 000 рублей. Деньги на обучение мне дал мой молодой человек. Программа была насыщенная: занимались почти каждый день по 2–4 часа. В итоге я попробовала сделать несколько бизнесов — продавала одежду, посредничала в сфере ремонта квартир, ещё что-то было. Всё получалось нормально, но как будто не хватало огня.

В конце курса я пришла к одному из основателей и сказала: «У меня что-то не очень получается». Он меня спрашивает: «А что ты вообще любишь-то?», я говорю: «Ну, мне нравится за волосами ухаживать. Ещё литературу люблю». А он такой: «Вот и возьми что-то из того, что любишь, и попробуй сделать на этом бизнес».

Был конец 2015-го. Я рассуждала так: в «волосах» меня ждёт видеоблог. А с литературой я могу создать свой мир! Мой собственный литературный мир — это звучит круто! И решила начать с последнего варианта.

Я выбрала подготовку к ЕГЭ — из всего, что связано с литературой, это казалось самым практически применимым. Я села и посчитала: единый госэкзамен по литературе сдаёт пятьдесят шесть тысяч человек в год. Даже если ко мне придёт сто человек, уже хорошо. Мне говорили, что это бред: если нет конкурентов, значит, это никому не нужно. А я думала, ну как же бред, если где-то есть эти пятьдесят шесть тысяч никому не нужных человек? Вот мне-то они и нужны!

Про ЕГЭ

В 2016 году я переформатировала паблик ВКонтакте, в котором продавала одежду, в сообщество о литературе — ЛИТ.PRO. К тому времени там уже было около ста человек — какая-никакая аудитория! Это были первые курсы подготовки к ЕГЭ по литературе в соцсетях.

Тогда я понятия не имела об авторском праве: подбирала в инете прикольные картинки, связанные с литературой, и постила. Параллельно придумывала способы, как находить людей. Через через пару месяцев набралось где-то пятьсот человек. Началась движуха!

В январе я набрала первую группу — 2 ученицы офлайн. Получила на первой занятии предоплату в 3000 рублей за месяц вперёд. Я была счастлива!

Весной стартовал мой первый онлайн-курс. Это были мои первые 16 учеников в онлайне! А затем новый курс — 50 человек. Спустя несколько месяцев я начала зарабатывать шестизначную сумму в месяц. Со дня основания до настоящего момента мои курсы прошли более 4 500 учеников.

Выпуск ЛИТ.PRO 2020

ВКонтакте

Для продвижения — паблик, для курсов — закрытые или частные группы. Где искать клиентов? Вот, пожалуйста, ВКонтакте! В бизнес-школе рассказывали и про другие платформы, но они казались сложными. ВКонтакте была интуитивно понятной, я зарегистрировалась тут ещё в 2009.

ВКонтакте можно делиться любыми материалами: аудио, картинки, видео. С помощью отложенного постинга можно разместить контент любого формата. Я думаю, успех моих курсов связан и с тем, что ученикам не нужно где-то дополнительно регистрироваться — всё рядом, доступно и понятно. Нет необходимости разбираться в каких-то других программах — это важно для образовательного процесса, потому что любой намёк на тревожность может плохо повлиять на результат.

Сообщество ЛИТ.PRO

Учебный процесс

Сначала выстроила учебный процесс так, как казалось правильным именно мне. С каждым учеником по завершении курса я проводила интервью. Они рассказывали, что было не так, советовали, что можно исправить и улучшить. Все замечания и пожелания я учитывала, и через три года выкристаллизовался продукт, который работает сейчас.

Мой подход — про быстрое достижение результата. Методом проб и ошибок я пришла к курсу длительностью в один месяц.

В 2020 году я стала экспертом ЕГЭ, удостоверение ФИПИ. Cейчас у меня 3 ступени курсов. Первая ступень — базовая, вторая — поэзия, третья ступень (она длится неделю) — литература второй половины ХХ века. На курсе занимаемся каждый день по два часа. Получается, за один курс ученик занимается 56 часов. Для сравнения — в школьной программе 10–11 класса всего около 200 часов литературы в год.

За месяц мы осваиваем прозу. Во втором месяце мы «добиваем» всю поэзию. Эти два месяца эквивалентны почти трём годам школьной программы.

За год я запускаю шесть месячных курсов. Ближе к ЕГЭ идут короткие курсы по 1–2 недели. Цена курса — от 3500 до 7500 рублей в зависимости от приобретённого пакета.Цель курса — не разобрать каждое произведение до ниточки, а сформировать систему знаний, с которой человек сможет самостоятельно «добить» школьную программу. Мы прорабатываем идею, темы и основные вопросы на ЕГЭ по каждому произведению. И пишем двадцать сочинений за курс.

Сначала мы не оценивали образовательный результат. Спустя какое-то время запустили тестирование в конце курса. Сейчас оцениваем разные компетенции: знание произведений и биографий, тесты, сочинения. Ещё я веду статистику по баллам учеников на экзаменах. Но, к сожалению, знаю только результаты тех учеников, которые возвращаются с обратной связью. За 5 лет — 85 человек стобалльники. 31 человек только в прошлом году. Это те, кто пришёл говорить спасибо и рассказал о своих достижениях.

Визуализация литературы

Идея визуализировать литературу родилась у меня в шестнадцать лет. Я прочитала книгу «Эмобой». Автор — Антон Соя. Это была первая книга, которую я «увидела глазами». Я проклинала себя за то, что не умею рисовать. Мне это казалось настоящим чудом.

Когда я начала вести паблик, специально находила какие-то прикольные картинки, связанные с литературой. Подбирала мудборды для стихов. И это заходило аудитории. Я начала учиться визуализации, чтобы самостоятельно создавать изображения. Тогда я узнала, что такое авторское право.

Потом подумала, а почему бы не предложить идею визуализации ученикам? Назвала этот проект «Создатели». Идея в том, что я, как научный руководитель, говорю — ребят, вот у нас есть такие темы — образ Раскольникова или ещё кто-то из произведений кодификатора. Вы можете взять и нарисовать, как вы это видите, а потом мы с вами выберем лучшую работу. С одной стороны, это конкурс, а с другой — ученики прокачивают своё видение персонажа. Это имело офигенный успех. Сейчас у меня около четырёхсот таких проектов. Эти проекты репостят в свои группы даже официальные паблики писателей и поэтов.

Мы экспериментировали с разными форматами интерактива в литературе — музыкой, видео. Но изображения и инфографика все же в приоритете — по ним удобнее и интереснее учиться. Всё, что делаем, попадает под наш товарный знак: мы его очень долго и мучительно делали, но в итоге создали.

Курсы для девочек

Это просто технический момент: 99% из тех, кто приходил ко мне готовиться к сдаче литературы — девочки. Решила из этого сделать конкурентное преимущество. Я понимаю, как работать с женской мотивацией, с такими людьми, как я сама. С молодыми людьми мне работается тяжелее — у них другой уровень эмоционального вовлечения, а два часа в день долбить литературу — это не каждый сможет. У меня пока нет разработанной системы, чтобы молодые люди получали высокий результат. Поэтому решила сконцентрироваться на том, что могу делать на «пять».

Команда

Сначала всё делала сама: и учила, и продвигала, и проверяла домашки. Сейчас это делает команда из 20 человек. Почти все — мои бывшие ученицы, которые получили 100 баллов на ЕГЭ по литературе и поступили в топовый вуз нашей страны на бюджет. Это люди, которые любят литературу, также как и я. Которые хотят помогать другим, также как я.

Делегировать оказалось просто. С самого начала мне очень помогал мой молодой человек. После смен на заводе проверял со мной тесты, занимался поиском клиентов, настраивал отчётность. Потом он ушёл с завода, и мы стали полноценными партнёрами в этом бизнесе.

Маркетинг

Очень многому научилась у конкурентов: смотрела, как и что они делают. Инструменты меняются, надо постоянно искать что-то новое.Сейчас на продвижение уходит 0,5% от выручки. Это необычная цифра для рынка, но я продаю эмоциональный и хороший продукт. Поэтому мои основные каналы — это контент-маркетинг и «сарафан».

0
121 комментарий
Написать комментарий...
Daniil Gladchenko

ЕГЭ по литературе, само по себе звучит пиздецово - люди читают море книг классических авторов, чтобы потом просто.. сдать сраный экзамен? И такое количество людей его сдающих тоже поражает, они все потом поступают на филологов, и потом пополняют ряды работников общепита, потому что на рынке такое их количество ненужно. Что то надо с этим делать, количество мест в вузах сокращать, наверное.

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

вот и мне интересно, куда все эти выпускницы педагогических пту идут. ну кто-то статьи для глянца пишет, кто-то бульварную психологию начинает в массы двигать и гороскопы составлять. но остальные процентов девяносто чем заняты?

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Gladchenko

Я уже давно убедился, что гуманитарное образование - это для того, чтобы ещё 6 лет посидеть на шее у родителей под предлогом «ну я же ещё учусь», что делать дальше они не задумываются. Выборка не репрезентативная, но у меня очень много таких знакомых, которые поступали на социологов, филологов, регионоведов, и тд, и не парились, можно спокойно чилить ещё 6 лет, а потом такие «что то работы нету(«.

Ответить
Развернуть ветку
Kin Coin

Нет.
Вы пишите про плохое гуманитарное оброазование. Но это касается и плохого технического и про любое другое плохое.
Гуманитарии это знание языков (и умение с ними работать, а не просто сериальчики в оригинале смотреть), умение работать с текстами или даже с мыслями, идеями.
Невозможность очевидно измерить, а тем самым и оценить рузльтат гуманитарного знания и привело эту часть образования к тому, что есть, о чём и вы написали.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Gladchenko

Все это, конечно, здорово, но только на конкурентном рынке такое их количество ненужно, и они вынуждены побираться по низкоквалифицированным работам, которые могли бы делать и без вузов. Здесь "культ высшего образования" влияет, многие идут, потому что "так надо", родители заставляют, ну и выбирают места, где попроще, можно еще 6 лет отдыхать, и родители отстанут.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Gladchenko

Лол, ты сам высрал токсичный комментарий без конкретики и фактики, просто перейдя на личности. Никакой аргументации своего мнения, конечно, не будет. А реальность такова, что это выпускники филфаков потом работают в старбаксе, а не выпускники мехматов.

Я ее кстати не обсирал, она лишь удовлетворила спрос, обычный бизнес, как и другие.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лисовицкий

Фактики, конечно, не будет. А реальность, безусловно, такова. 

Убеждённость в собственной правоте выдаёт в человеке не только талантливого предпринимателя, если месье понимает, о чём я.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kuleshov

найдите выпускника технич вуза в маке\старбаксе и иже с ними. технические вузы как правило выпускают тех кто хоть как то но устроится работать руками. в отношении пед вузов такого нет. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лисовицкий

Меня сразили ваши точные аргументы из сфер поствыпускной статистики педагогических ВУЗов и штатов кафе быстрого питания, преклоняю голову

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kuleshov

опровергни))) а то язвить вы мастак

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лисовицкий

Это что метать бисер 

Ответить
Развернуть ветку
Alex Kuleshov

ну вот и не будьте хрю хрю, используйте мозг. это поможет. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лисовицкий

И этим советом я, конечно, воспользуюсь. Вы — кладезь мудрости, спасибо  

Ответить
Развернуть ветку
Тактический турник

А куда обычно идут те, кто и мехмат и филфак закончили? -) 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Николаев

Это далеко не только гуманитариев касается. Технари - тоже самое, если только не бауманка\мифи и прочие, где более-менее хотя бы знания дают, а не из 85-го года, трижды потерявшие актуальность. Говорю как технарь, бросивший московский универ после 2го курса, потому что дома в интернетах обучался куда быстрее и эффективнее

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Gladchenko

От части согласен, да. Я учился на мехмате, и там тоже были такие креаклы, которые непонятно, зачем вообще поступали. Хотя нет, понятно - отсрочка от армии для парней, а девочки зачем - совсем не ясно) Но даже таких берут, потому что каждый год - недобор даже на бюджет! (sic!)
Зато на гуманитарные факультеты конкурсы бешеные, по 10-15 человек на место.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Николаев

В основном поступают, потому что родители заставили. Потом уже армия. Ну а уж потом - знания) Обычно все для родителей. Получил корку, дал мамке, и пошел в макдональдс. Все довольны, мать звонит родственникам и рассказывает, что ты наконец отучился по ее мудрому совету. Чел рассказывает друзьям, что надо было сразу в макдональдс идти, уже бы старшим был.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Норбоева

В каком вузе недобор на бюджет, скажите пожалуйста? (Действительно интересно)

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Gladchenko

Мехмат ЮФУ, в котором я учился. На картинке данные на сегодняшний день по поступлению. Можете не обманываться цифрами 352 заявления на 125 бюджетных мест специальности ПМИ (где я учился), по итоге поступают ~100 человек каждый год, остальные идут в другие вузы попроще. Из поступивших добрая четверть - те, кого заставили родители, или чтобы в армию не идти, реально учиться будут человек 70. Это все из личной практики, так сказать)
На мехмате МГУ думаю получше ситуация, конечно. Но и у нас было добротно-сносное качество образования, я лично в целом многому научился, на сессиях гоняли жестко. Вот примерно как то так)

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Ivanov

Мир перевернулся. А ведь когда-то был конкурс 35-100 ч-к на место. 

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Норбоева

Спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Igor Filippov
 Говорю как технарь, бросивший московский универ после 2го курса

Ну до 4го курса обычно дают знания по физике, математике, алгоритмам и прочим базовым дисциплинам. Эти знания с 85г не утратили актуальность. Ну а если формы на реакте шлепать - так это не в университет.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Николаев

Помимо физики с математикой, на факультете автоматизации процессов, еще преподают бэйсик, паскаль, и си (нет, без плюсов). И еще в таком порядке, что операции с массивами, которые можно понять за 20 минут и за час в принципе уже усвоить хорошо, растягиваются на 3-4 золотые пары (это когда по 3 часа одна).

А еще есть метрология с учебниками 80-х годов и аналогичными примерами, хотя релевантных примеров из реальной жизни предостаточно. А еще наличие левых предметов "для общего развития". Причем как обычно, через одно место. Материаловедение (хз зачем оно программистам, но лично я иногда увлекаюсь ковкой металла, поэтому мне это интересно) - ведет нуднющий препод и всего полгода. Автоматы поставил всем просто так, за наличие конспектов в тетрадях.

Политология (ты че, куда ж прогер без гуманитарных наук). Длилась аж целый год и училка была такая, что хрен соскочишь. И имела всех так, будто мы не факультет программистов, а факультет юристов.

Так что ну нафиг. Дома книг накачал, ютюбы открыл. 1 месяц - и ты освоил годовую вузовскую программу без всяких мхк, политологий и прочего дерьма (уж извините, так выражаюсь, потому что я не в гуманитарий шел).

Ну а если формы на реакте шлепать - так это не в университет.

А вуз нафиг нужен? Разве это не прокладка между школой и работой по специальности? Соответственно прокладка, которая должна научить как и что. Или вы считаете это нормой, когда в вузе вас учат бейсику, вы устраиваетесь (со скрипом) на работу и узнаете, чтот этот бейсик нах никому не нужен - идите пилить формы в реакте. Вопрос. Накой черт я просиживал штаны минимум 4 года?

Ответить
Развернуть ветку
Igor Filippov
 А еще есть метрология с учебниками 80-х годов и аналогичными примерами

Про примеры согласен, но методология видимо не поменялась с 80х.

 Материаловедение

Так факультет автоматизации, там видимо по программе готовят не веб-макак, а инженеров-программистов способных решать задачи на производстве. 

 Политология (ты че, куда ж прогер без гуманитарных наук).

Тут просто недопонимание вуза как такового. Там готовят всесторонне развитого человека с широким кругозором. Если хочется учить одни фреймворки - это и правда уровень онлайн-курсов. Лично мне было в кайф учить и программирование, и философию с политологией. 

 Разве это не прокладка между школой и работой по специальности?

В вузе учат разбираться в сложных, абстрактных понятиях. Не спорю что можно выбрать языки поактуальнее, но в вузе фокус на фундаментальных вещах. Численные методы и алгоритмы все равно на чем программировать.

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

у меня одна подруга детства училась на филолога в мгу по специальности романские языки или как-то так. что-то с бесполезными языками связанное в общем. я еще удивлялся как это вообще в жизни может пригодиться. потом вижу у нее в фб статус, в Goldman Sachs работает. думаю, хуясе, гуманитарий, а как сумела, не иначе еврейские контакты задействовала. а оказалось, она там каким-то офис менеджером работает. я хз что это такое, не работал в офисе никогда, но есть подозрение что это такое более ласкающее слух обозначение секретаря, а то и чего похуже

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Gladchenko

Да, офис-менеджер это приличное название секретаря, который следит, чтобы вода в кулере всегда была, печенье и чай на кухне, туалетная бумага в кабинках и тд. Человек важный и нужный, безусловно, но все же. Учить романские языки для этого было ненужно)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Shlomo Goldenberg

да какая там входная, она так до сих пор секретарем и работает, сейчас зашел в фб посмотреть, после ГС administrative manager в J&J, facility manager в Mondelez и и так на протяжении почти 20 лет

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Loginov

Потом выйдет девушка замуж и от родителей переедет сразу к мужу. Без промежуточного варианта самостоятельного проживания. Что не понятного то?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 121 комментарий
null