Нет смысла тягаться с крупным конкурентом, «вдохновившимся» вашим стартапом? Это не так — рассказываю на личном опыте
Привет, меня зовут Роман Рабочий. Три месяца назад я опубликовал здесь статью про свой стартап — секретаря Машу. А спустя два месяца после запуска Маши вышла копия от одного крупного банка. И вчера эстафету перенял известный сотовый оператор. Рассказываю обо всем по порядку.
Сначала меня пытались купить, а потом просто скопировали продукт
Через три дня после публичного запуска Маши мне написали сотрудники банка, который вы все хорошо знаете. Сначала они предложили работу мне — я отказался. Потом предложили трудоустроить всю мою команду — мы не согласились. После этого пришли еще одни товарищи, предложили полностью оплатить мне затраты на создание Маши. Взамен я должен был отойти и не мешаться под ногами. Делать я этого, конечно, не стал.
А спустя два месяца на рынке появился еще один секретарь-бот в Телеграме, который похож на Машу: тоже работает с любыми операторами и управляется через Телеграм ¯\_(ツ)_/¯
Если вас скопировал гигант — не переживайте, а гордитесь
Буквально вчера вышла еще одна копия Маши, на этот раз у крупного сотового оператора. Но меня это даже радует: это означает, что продукт хорош и востребован.
На самом деле все копируют у всех. Вот, например, кто первым придумал Stories? Snapchat. В итоге сейчас сториз есть вообще у всех соцсетей, даже у Твиттера, а про Snapchat никто и не вспоминает. И я очень сомневаюсь, что кто-то платил ему отступные.
Если вашу идею и технологии скопировал гигант рынка — не упустите шанс сотрудничества с другими крупными игроками. Мне кажется, нет смысла судиться и взывать к совести конкурентов. Лучше подождать: скорее всего, другие корпорации поймут, что продукт потенциально прибыльный, и с большой вероятностью предложат сотрудничество именно стартапу.
Что делать, если идею или технологию скопировали и выпустили на рынок
Не паниковать и не бросать дело. Да, кажется, что у крупного конкурента есть всё — деньги, штат лучших сотрудников, технические возможности. Но на самом деле у них нет главного — гибкости и возможности сотрудничать с другими гигантами рынка. Пока огромная корпорация будет заниматься согласованиями, вы уже протестируете несколько новых идей и сделаете продукт еще круче.
Кроме того, нужно все время стараться улучшить свой продукт: искать функции, которые оценит ваша целевая аудитория и которые будет сложно повторить гиганту.
Что мы делаем сейчас, чтобы не потерять деньги и клиентов
Мне нравится мысль Стива Джобса о том, что «между великолепной идеей и великолепным продуктом — гигантское количество упорной работы». Поэтому, вместо того чтобы огорчаться или жаловаться, что идею украли, я предпочитаю развивать ее дальше и лучше, используя свои преимущества.
Сейчас мы наладили сотрудничество с Райффайзенбанком. Запустили совместный пилотный проект, и за первый месяц клиенты банка проявили большой интерес к Маше.
Машу мы развиваем дальше — добавили интеграцию с личными контактами и автоматическое определение номеров компаний. Теперь даже без прослушивания звонков и расшифровок вы узнаете, какая клиника в сотый раз предлагает обследование и какой банк очень хочет выдать кредит.
А если номер звонящего есть в вашей адресной книге, в сообщении от Маши отобразится имя:
Еще Маша позволяет пользователям заработать. Вы приводите друга по своей реферальной ссылке и, если он пользуется Машей, получаете 10% от его подписки.
Кстати, теперь у Маши есть брат Миша — секретарь с мужским голосом, чтобы жены не ревновали. Правда, почему-то с Мишей не очень хотят разговаривать. Мы пока разбираемся, с чем это связано: то ли у Миши слишком брутальный голос, то ли у нас в стране больше привыкли к секретарям-девушкам.
Техподдержка тоже выросла. Раньше она была только в боте. Но во время наплыва пользователей после первой статьи мы поняли, что это так себе вариант: клиенты не всегда быстро получают ответ на свой вопрос. Поэтому добавили живых операторов: бот в поддержке — это зло, а мы любим своих пользователей.
Подумали, что будет классно добавить в секретаря встроенный сервис для планирования консультаций и встреч. Он интегрируется с Zoom, Google и Outlook Calendar — как думаете, полезное решение? Идея пока в разработке, и да, мы «вдохновляемся» зарубежным стартапом — Сalendly ¯\_(ツ)_/¯ Но это тема для следующей статьи.
Хочу сказать большое спасибо всем, кто после первой статьи доверился нам и стал пользоваться Машей. Благодаря вашей обратной связи мы знаем, в какую сторону нам развиваться, чтобы даже огромные корпорации с кучей денег не были нам помехой.
Лол. То есть чуваки даже сверху ничего не накинули?
Ну они приходят и выжигают поляну, это просто же, кого не купим убьем на корню.
Российский венчурный рынок он такой)
Подтверждаю. Мне тут один российский «бизнес-ангел» затёр как я должен уползти в канаву, лечь лицом в грязь и даже не сметь в сторону стартапов смотреть, т.к. я ничтожество.
расскажите подробнее ?
Да рассказывать нечего особенно. В стартаперском сообществе в Фейсбук, задал вопрос про сервисы-калькуляторы размытия долей основателей после нескольких раундов инвестирования.
Дело в том, что я уже делал электронную таблицу с подсчётом, через несколько часов понял, что я не всё учёл и заодно обнаружил, что таких калькуляторов готовых в интернет полно.
Задал вопрос по двум причинам:
1. Хотел посмотреть на лояльность сообщества.
2. Хотел посмотреть на уровень рекомендаций.
Пришла куча токсиков и стали рассказывать, что я должен пользоваться Excel и не выёбываться. А этот «бизнес-ангел» аж три коммента запилил рассказывая, что таким как я не место в стартаперах.
Ну в итоге:
1. Я за 10 минут нагуглил больше чем сообщество сказало за пару дней раз в 30. Т.е. пользы ноль.
2. Очередной раз убедился в токсичности русскоязычных комьюнити, исключений не случилось.
3. Стер пост, мудака бизнес--ангела забанил.
Токсичность сообщества не определяется национальностью или языком. Просто в каждом комьюнити складывается своя культура и она начинает самоподдерживаться, вымывая не вписывающихся в нее. Это как с корпоративной культурой. Я встречал и токсичные англоязычные коммьюнити (на реддите такого навалом), и милейшие русскоязычные. Сводить любое наблюдение до уровня национальности - это распространенное заблуждение. Издержки национального самосознания.
Издержки национального самосознания.
мне кажется тут можно слово "национальное" на "человеческое" заменить, а так да, явное противоречие
Не очень понял, что вы хотите сказать этими цитатами. Национализм довольно новая концепция. Я имел в виду, что до распространения этой идеи, люди все так же сводили до каких-то абстрактных общностей - принадлежность к деревне, городу, гильдии, роду, сословию, вероисповеданию и т.п. Сейчас все привыкли сводить рассуждения до уровня нации. А, по сути, это все такое же упрощение, чтоб втиснуть все многообразие человеческих отношений в пару простых категорий. Очень удобно, но очень далеко от реальности.